Как я писала в предыдущем посте, мой следующий урок был связан с работой образов. Но прежде чем переходить к конкретике, я поделюсь тем, как я поняла работу образов.
Подробнее об образах нам рассказывали на Узелках, однако мой личный опыт и рассказанная теория только сейчас сошлись вместе.
Все началось с того, что я была сотрудницей центра «Культура материнства», тут интервью с руководительницей центра Еленой Павловной Михалковой
http://www.ku-ma.ru/articles/kultura_materinstva (обычно я стараюсь не упоминать имен, но тут я буду говорить о конкретных людях, которые стали лидерами для других). В эти два года я очень многому у нее научилась и не только тому, как вести себя с ребенком, но и тому, что касается других сфер жизни. Тогда же я познакомилась с еще двумя ученицами Цареградской и как же я была удивлена, когда три совершенно разных женщины временами начинали вести себя одинаково, использовать одинаковые слова, шутки, интонации, просто «трое из ларца одинаковых с лица». Это был мой первый опыт осознанного столкновения с образом. Зная предысторию, я поняла, что в такие моменты вижу Цареградскую, это ее слова, ее поведение, ее шутки… Тогда я испытала некоторый шок.
Затем был мой уход из «Культуры материнства» и через несколько месяцев я встретилась с сотрудницами центра на учебе для лекторов по дородовой подготовке. Это было еще одно шокирующее столкновение с образами. Потому что я увидела Елену Павловну и… еще несколько Елен Павловн в лице сотрудниц центра: они одинаково говорили, одинаково себя вели, высказывали одинаковые суждения. Мне стало немного страшно тогда. Потом я стала наблюдать за собой и обнаружила, что часто надеваю на себя образ Елены Павловны, особенно когда я общаюсь с Гошкой. Сейчас я общаюсь с подругой, которая работает в «Культуре материнства» и очень четко вижу: тут я общаюсь с подругой, а вот тут включилась Елена Павловна.
Примерно в то же время я стала похаживать на занятия в Училище народной культуры, которое является частью Академии самопознания. В «Культуре материнства» мы учились различать мужское и женское (поведение, мышление), просто потому, что мужское поведение мамы сильно мешает быть мамой. Потому приходя на занятия в Училище, где я получала очень интересную и полезную информацию, я опять пребывала в легком шоке: там были женщины, но они были … мужчины. Все объяснилось, когда я впервые увидела записи с лекциями Саныча - руководителя Академии. Женщины из Училища берут образ Саныча, ну а так как в отличие от Цареградской и Елены Павловны, Саныч - мужчина, то, взяв образ Саныча, женщины становились весьма мужскими. Помню, как по этой причине я в начале раздумывала, а стоит ли ходить на куклы, потому что с одной стороны это то, чему я хочу научиться, и это то, что мне сейчас нужно, но с другой стороны обучали меня явно мужчины, хотя и одетые в длинные поневы и юбки. Тот же диссонанс я испытывала, когда училась ткать пояса. Особенно сильно я это прочувствовала на семинаре для женщин, о котором уже писала. Там было несколько преподавательниц, и слушательницы, одни женщины. При этом из слушательниц Санычей было половина, а преподавательницы были все в образе Саныча. В итоге постоянно звучали перлы вроде «Ребята, перерыв закончен» (там были одни женщины), или «надел фартук», «родил». При этом в целом семинар был обалденный.
А моя задача на данный момент научиться быть жениной, понять, что это такое, как наиболее полно воспользоваться тем, что я родилась в этом месте в это время в женском теле. Мужского во мне и так много и женское берется с большим трудом. Потому образ Саныча - совсем не то, что мне нужно.
Собственно это именно та причина, по которой я не афишировала столь интересную деятельность Училища народной культуры, хотя уже года два похаживаю туда. И именно поэтому я стараюсь быть на мероприятиях Училища редко, но метко, чтобы взять, что дают, но не хапнуть при этом образ Саныча.
Т.е. мое восприятие образа после таких опытов было отрицательным, ведь получается, что в результате мы можем взять образ другого человека и потерять себя. Так я думала, пока не случились Узоры, а потом семинар Академии. И теперь все уложилось.
Мы действительно живем в океане образов. Они есть, и они не плохие и не хорошие. Скорее они делятся на полезные или бесполезные для конкретной ситуации. Мы можем их взять неосознанно, например, в ситуации, когда нужно быстро принять решение, особенно когда есть угроза нашей жизни. При чем в такой ситуации может быть схвачен образ не самый эффективный, но если мы выжили, то этот образ будет находиться в нашем арсенале как проверенный.
А еще образ может быть очень полезным, когда мы учимся какому-то действию. Можно слушать лекции и читать то, что написано в интернете и книгах. Но когда информация передается так, то остается много непонятностей, хотя бы потому, что разные люди вкладывают в одни и те же слова разный смысл (у них стоит за словами разный образ), более опытный человек может не рассказать о каких-то деталях, считая их очевидными. В результате обучающийся, вынужден закрывать образовавшиеся прорехи собственным опытом и собственными ошибками, что может дорого стоить, например, если речь идет об уходе за младенцем. Именно так нас учат в школах и ВУЗах.
И совсем другое дело, если обучающийся не просто получает информацию, а перенимает образ действия у более опытного человека, как это произошло у меня с Еленой Павловной в плане взращивания ребенка до 3 лет. Если и возникают вопросы, то там просто входишь в образ, и он проводит по незнакомым местам не позволяя наделать глупостей. Это волшебное состояние. И я, как сейчас понимаю, не единожды с успехом использовала образ, взятый мною с Елены Павловны.
Потому не удивительно, что преподаватели Училища берут образ Саныча, то, как он преподает, тогда у преподавателей Училища меньше шансов ошибиться, и дать информацию не так, превратив обучение в сломанный телефон. Пожалуй, в данном случае это вообще самый уместный вариант. И именно благодаря тому, что в Академии самопознания осознанно учат работать с образами, там нет нужды распространять гневные письма о том, что только Саныч является истинным учителем истины, и никто больше не может обучать.
Когда я была студенткой, то у нас был только один преподаватель Алферов Владимир Михайлович, который давал как раз не просто вербальную информацию по бизнес-плану и инвестициям, а образ действия. Приходилось попыхтеть и порой побегать, но сейчас, спустя много лет я могу вспомнить то, чему он учил, просто войдя в образ.
Получается, что я могу осознанно брать у более опытного человека его образ действия в сфере, в которой я считаю его докой. И тогда я смогу более эффективно обучаться и действовать, что совершенно не обязывает меня применять его образ в других сферах.
А можно обнаружить, что в каких-то местах образ этого человека не эффективен (для меня, в моем случае) и тогда я могу заменить этот образ действия на тот, что будет более эффективным.
Но я так же могу (в ситуации опасности или под большим впечатлением, или находясь в западке) неосознанно хапнуть чужой образ действия и тогда я не смогу отслеживать, где и когда он включается, а он будет вести меня. Такое часто бывает у актеров, когда они находятся в образе не только на сцене или в кадре, но берут его и в обычную жизнь. Сюда же относится создание кумира, когда один человек стремится перенять образ другого человека целиком.
Дети активно берут образы, ведь они выстраивают свой мир, и образы являются строительным материалам. Потому дети буквально заболевают образом (фея, принцесса, человек-паук…) а потом отыграв его, переболев им, берут себе что-то, что в этом образе оказалось полезным для жизни.
Продолжение следует.