Аппаратный застой

Mar 29, 2008 18:23


По разным оценкам, в 2007 году на территории России было продано около 4 млн телефонов стандарта DECT, или на 5% больше, чем в 2006-м. При этом в самом начале нового века рост достигал 200-300%. То есть можно сказать, что рынок беспроводных стационарных телефонов DECT сейчас пребывает в стагнации, которая обусловлена, в частности, технологическим застоем.

Радиотехнология DECT (Digital Enhanced Cordless Telecommunications), которая была разработана в начале 90-х годов прошлого века Европейским институтом стандартов в телекоммуникациях, обеспечила улучшенное качество связи, возможность передачи голоса, текстов, данных, мультимедиа, а также, что важно, повышенную информационную безопасность. Технология очень быстро набрала популярность во всем мире - число стран, выделивших необходимый частотный диапазон, давно перевалило за сотню. В России цифровой стандарт DECT начал применяться в конце 1990-х годов.

Компаний-производителей, работающих в этом сегменте, много, но явных лидеров два - Panasonic и Siemens. В России, к примеру, на их долю приходится более 80% проданных DECT-телефонов. А в ноябре 2007 года компания Panasonic объявила о продаже десятимиллионного телефона стандарта DECT на территории СНГ.

Надо сказать, что за последние два года Panasonic потеряла около 12% российских продаж и владеет теперь вместо 62% примерно 50% рынка, а по некоторым оценкам - даже 40-45%. Производитель объясняет это неудачным дизайном последней модельной линейки и собирается поправить дело в самое ближайшее время. Не могли не сказаться на снижении продаж и частые скандалы с ритейлерами. Отметим здесь же, что у Panasonic традиционно сильны позиции в корпоративном секторе.

Заметные доли рынка DECT-аппаратов держат также такие компании, как Siemens (32%), Philips (8%), Voxtel (6%), Texet (5%), LG (3%). В конце 2007 года, терпя большие убытки в секторе мобильных телефонов, попытать счастья с DECT решила и Motorola, которая представила ряд весьма интересных моделей.

Ситуация на рынке развивается по обычному для продуктов высоких технологий сценарию: после первого появления беспроводных стационарных телефонов стандарта DECT несколько лет подряд наблюдался бешеный рост (200-300% в год), а потом рынок DECT перешел в состояние стагнации и, как полагают эксперты, задержится там еще по крайней мере на два-три года с приростом 6-10% в год. «Бурный рост этого рынка закончился несколько лет назад, когда произошла замена аналоговых телефонов на телефоны стандарта DECT. Новых технологий рынок не предлагает уже года четыре, меняется лишь дизайн телефонов»,- говорит ведущий специалист дирекции закупок ГК «Связной» Роман Нестеров.

Цены на DECT-телефоны постоянно снижаются, но на популярность продукта это влияет мало. Дело в том, что здесь относительно редок реплейсмент - замена старого аппарата новым, ведь производители не предлагают ничего кардинально нового, и потребителю нет смысла менять свой прилежно работающий телефон. Средняя цена проданного в 2007 году аппарата стандарта DECT составила порядка $60. Основная часть покупателей - те, кто решил наконец избавиться от обычного проводного телефона.

Отметим, что одно из главных преимуществ технологии DECT - возможность подключения нескольких телефонных трубок к одной базе - в нашей стране востребовано мало (возможно, это связано с небольшой площадью квартир) и используется по большей части в корпоративном секторе.

Помимо традиционных функций - емкой телефонной книги, определителя номера, автоответчика - во многих моделях сейчас обнаруживаются поддержка отправки SMS и технология Bluetooth. Если с последней все ясно - она дает возможность разговаривать без рук, при помощи беспроводной Bluetooth-гарнитуры, и передавать данные с DECT-телефона на другие устройства и обратно, то с отправкой SMS дела обстоят несколько сложнее.

На сегодня МГТС (Московская городская телефонная сеть) предоставляет услугу отправки SMS по цене 0,75 руб. за сообщение на городской номер, 1 руб.- на мобильный (только на номера МТС). Отправить SMS на городской номер можно, если у принимающей стороны имеется DECT-телефон с поддержкой SMS, его оператор предоставляет услугу доставки сообщений и эта услуга подключена. Общий вывод: массовое использование в нашей стране всех возможностей DECT-телефона - дело будущего. Между тем к тому времени, вероятно, уже будут актуальны новые технологии и стандарты.

Как бы то ни было, в ближайшее время производители попытаются предложить нам свежие решения, что может сообщить рынку изрядную толику бодрости. Например, в планах некоторых компаний - выпуск аппаратов, сочетающих функционал DECT и GSM, а также DECT и VoIP (для разговоров по городу обычная телефонная линия, для междугородних и международных - дешевый VoIP), причем последний вариант уже представлен на рынке парой моделей.

КоммерсантЪ Деньги
Previous post Next post
Up