Павел Мень: "Моего брата убил КГБ"
Интервью с братом протоиерея Александра Меня - Павлом Менем
ИсточникВся жизнь этого человека была посвящена проповеди Евангелия и не только в России, но и далеко за ее пределами. Рука преступника оборвала дыхание проповедника Слова.
Прошло двадцать лет со дня той страшной трагедии 9 сентября 1990 года - убийства отца Александра Меня. Но за эти два десятилетия его бессмертное наследие - проповеди и книги - взрастили новые духовные плоды в душах людей. Именно смерть отца Александра, как это ни кажется парадоксальным, послужила духовному и нравственному пробуждению многих наших соотечественников.
В своих книгах священник поднимал вопросы, ответы на которые будут востребованы во все времена. Сегодня Фонд имени Александра Меня под руководством его брата Павла Вольфовича распространяет наследие отца Александра, продолжая начатое дело.
День смерти Александра Меня многие запомнили по-своему. Руководитель центра по проблемам религии и общества, профессор института Европы Российской академии наук Анатолий Красиков вспоминает:
«Я тогда работал в Итар-Тассе и одним из первых сообщил миру эту трагическую новость. Комментируя это событие, патриарх Алексий в беседе со мной очень хорошо отозвался об отце Александре, отметив, что даже если кто-то и был с ним не согласен в богословской сфере, но было невозможно отрицать, что Александр Мень - прекрасный проповедник, который привел ко Христу многих людей...» Особенно сильно смерть отца Александра Меня потрясла его родных - жену Наталью Федоровну и брата Павла Вольфовича.
О некоторых подробностях тех трагических событий газете «Протестант» рассказал Павел Мень.
- Павел Вольфович, каким остался в вашей памяти день 9 сентября 1990 года?
- Мы снимали дачу недалеко от церкви в Новой Деревне, где служил Александр, чтобы чаще видеться и бывать на богослужении. В тот воскресный день мы с ребятами, как всегда, пришли на литургию в храм Сретения, Александр задерживался. Разнеся слух, что батюшка опаздывает, но я-то знал, что он никогда в жизни не опаздывал на службы. Я понял, что случилось что-то ужасное. Литургию отслужил другой священник. И сразу после этого в 11 часов утра мы узнали об убийстве Александра.
- Помните ли вы, как отреагировали на эту страшную новость?
- Мы - близкие Александра - просто растерялись, не зная, что и делать. Нам сложно было не то что осмыслить, вместить произошедшее. Ведь жизнь отца Александра оборвалась на самом взлете. Его назначили настоятелем, было образовано общество «Культурное возрождение», возобновлено «Российское Библейское Общество», он собрал редакцию журнала «Мир Библии», организовал группу милосердия в больнице, открыл воскресную школу в Новой Деревне. За день до убийства, 8 сентября, Александр прочитал первую лекцию в Общедоступном православном университете...
Последние годы жизни он очень часто выступал. У нас сохранилось примерно двести записей его выступлений, хотя на самом деле их гораздо больше. Его пригласили в РГГУ, он прочел курс «Введение в Ветхий Завет». Отдал в печать две свои книги, еще несколько находились в работе. Александр окончил работу над Библиологическим словарем - это семь машинописных томов. Он планировал организовать издательство «Путь», даже подобрал директора, который после гибели отца Александра издал несколько книг. Но работа была очень большая, начались трудности. Многие люди еще до 1992 года предлагали нам, семье отца Александра Меня, свою помощь. Чтобы осуществлять координацию уже начатой работы был создан Гуманитарно-благотворительный фонд имени Александра Меня.
- Как происходило расследование убийства отца Александра?
- Следствие по этому делу меня поразило. Я даже не представлял, что в гибели брата может быть замешано КГБ.
В первый раз меня вызывали, как понятого, при мне просматривали все вещи в кабинете Александра при храме. И в дальнейшем я все время присутствовал при расследовании. Разговаривая с простыми милиционерами, пытался им сочувствовать, мол, как вам трудно расследовать, на что они мне отвечали, что «мы здесь отдыхаем, ничего не расследуем, все решается наверху».
Когда меня в очередной раз вызвал следователь и начал задавать какие-то вопросы, совершенно не относящиеся к делу, я не удержался, спросил его: «Почему вы ничего не ищите, ведь уже месяц прошел?» На что он цинично улыбнулся и ответил: «Что вы, мы уже девять томов дела "нашили"».
Через полгода я встретился с человеком, бывшим милиционером, из первого частного сыскного агентства «Алекс». Это агентство нанял Заславский - председатель исполкома Октябрьского района города Москвы. Он рассказал мне, что когда они пришли в милицию для расследования убийства Александра, им ясно объяснили, что никаких материалов дела не дадут. Хотя раскрываемость преступлений для милиции всегда была важной составляющей, как правило, от помощи специалистов органы не отказывались.
Однако в этот раз представители следствия сказали, что не могут ничего рассказать частным сыщикам. Те дошли до заместителя министра МВД, который также не разрешил выдать им никаких документов. Таким образом, милиционеры еще тогда намекали, что убийство Александра Меня - дело рук КГБ.
- Отец Александр вел очень активный образ жизни, может, кому-то это не нравилось. Возможно, ему угрожали. Делился ли он с вами подобной информацией?
- 1990-ые годы были неспокойным временем. Мы видели, как националисты тогда уже поднимали свои знамена. Бывали какие-то недовольства, высказанные в адрес Александра, но не угрозы. Люди на его лекциях писали записки несколько агрессивного содержания. О прямых угрозах он не говорил.
Два добровольных водителя из числа прихожан возили его только по Москве. Мы тогда думали, как бы организовать, чтобы Александра привозили домой и забирали из дома, но это желание так и осталось желанием. Александр ездил, как и все, до дома на электричке, где он, как и при езде в машине, продолжал работать, читать, писать.
- Как газеты отнеслись к убийству Александра Меня?
- Эта было очень громкое дело. Два президента, Горбачев и Ельцин, пообещали взять расследование под личный контроль. Я тогда всё думал, что вот-вот найдут убийцу. Пресса сообщила, что якобы и нашли подозреваемого, потом оказалось без всяких оснований.
При жизни Александр пробивал каждую свою статью в журналах, газетах. После смерти вдруг все издания захотели напечатать Меня. На момент смерти Александра Меня в России не была издана ни одна его книга. На сегодняшний день разошлось уже около семи миллионов экземпляров. Книги Александра Меня востребованы, множество людей, читая их, меняются, обретают другое измерение в жизни.
- В чем особенность богословия отца Александра, о которой говорил патриарх Алексий?
- Православие - это большая конфессия, где существует несколько направлений.
Это связано с двумя традициями.
Одна традиция - охранительная, а другая призывает к открытости по отношению к миру и к необходимости дать современный ответ, как говорит апостол Павел, «в своем уповании». То есть мы должны внятно и на понятном языке объяснить миру, во что мы верим. У Александра в этом отношении были необыкновенные способности - сотни людей собирались на его лекции, большие залы были переполнены, все хотели услышать о Боге на понятном им языке.
Внутри православия есть христоцентричное направление, которое фокусируется не столько на традициях, сколько на Евангелии. Именно его и представлял Александр. После его смерти это направление в православии потеряло потенциального лидера и замедлило развитие.
В своих книгах он никогда ничего не утверждал, а просто предлагал идти вместе. Помню такой случай, когда из саратовской психиатрической больницы приехали врачи, чтобы купить большое количество экземпляров книги «Сын Человеческий». Они объяснили, что это как духовная терапия для больных. Мне даже в голову не приходило, что на людей с такой психодинамикой положительно может действовать эта книга. Александр всегда ценил свободу и говорил, что Евангелие - это самая антисоветская книга.
Мы часто видим и сегодня, как паства стремится отдать свою волю священнику, мол, «как батюшка скажет, так и будем делать». Такая школа очень привлекательна, потому что так проще и прихожанам, и какой-то части священников. Немногие призывают людей стать свободными через евангельский дух, который предлагает: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». До сих пор у Александра есть много оппонентов, которые считают, что такая свобода - не церковная. Он же говорил: «Если люди развернутся к моей личности, то значит я, как священник, полностью потерпел фиаско. Они должны развернуться к Богу, и я им только помогаю в этом».
- Когда отец Александр писал книгу «Сын Человеческий», что он хотел донести человечеству?
- Книга «Сын Человеческий» претерпела пять редакций. Он написал эту книгу в двадцать один год. Самая главная задача этой книги, чтобы наш современник, не имеющий специального духовного и исторического образования, после ее чтения смог открыть Евангелие и понять его. И эта задача была выполнена. «Сын Человеческий» переведен на многие европейские языки. Александр сумел достучаться до сердца человека, чтобы тот понял евангельскую Радостную Весть!
- Как вас с отцом Александром воспитывали родители?
- Нас, детей, в семье было двое. Верующей была только мама Елена Семеновна. Еще девятилетней девочкой она прочла Евангелие и уверовала. Только в 28 лет мама крестилась. Ее вера была необыкновенной, живой. Наше окружение с детства - это люди Катакомбной православной церкви, многие из которых прошли лагеря, ссылки. Мама, конечно, повлияла на Александра. Она учила, что «если к тебе кто-то приходит и просит что-то, знай, что это просит Христос».
Александр с детства мечтал стать священником, он был знаком с прекрасными священниками, которые являлись лучшими примерами служения Богу и людям. В 14 лет брат сознательно решил пойти учиться в духовную семинарию, которая только что открылась в Москве. Еще с детства у него были удивительные способности общения. Он очень много читал и любил всем рассказывать, в том числе и мне. Александр был очень щедрым в этом плане, если он что-то знал, то сразу делился этим знанием с другими. Я, в отличие от брата, никогда не чувствовал в себе такого терпения и любви к людям. До 9 сентября 1990 года я общался только с теми людьми, которые мне были приятны, а с другими - по необходимости. Но чтобы служить ближним в церкви, надо отказаться от себя. После убийства брата я по-другому начал смотреть на мир.
- Значит, дело отца Александра не умерло?
- Нет, конечно. Христоцентричное направление в Православной церкви никогда не умрет. Священник должен быть самоотверженным, показывать людям пример служения, как Иисус, когда омывал ноги своим ученикам. Но таких людей всегда было немного, а Александр всегда был готов помочь людям.
Он разумно планировал свое время и многое успевал. Он нес многие тяжелые проблемы людей на себе, у него на нервной почве развился псориаз. Александр сильно переживал, когда один из его близких прихожан под давлением КГБ рассказал о работе в приходе. Такой случай, к сожалению, не был единичным.
В 1985 году Александра хотели арестовать после подслушивания его общения с иностранцами.
По свидетельству митрополита Филарета, с которым мы дружили с детства, от тюрьмы Александра спас митрополит Ювеналий. КГБ, убив брата, таким образом, отомстило ему за то, что он им не подчинился, за то, что его книги за рубежом печатались и тайно ввозились в СССР.
Первое издание «Сына Человеческого» вышло под псевдонимом Андрей Боголюбов.
Другие книги Меня выходили под псевдонимами Эммануил Светлов, А. Павлов. Когда отца Александра не стало, ему было всего 55 лет. За эти два десятилетия он смог бы столько всего сделать! Фонд его имени старается как-то восполнить его проповедь, издавая книги отца Александра. Совсем недавно мы напечатали его лекции «Введение в Ветхий Завет», которые не утратили актуальности. Один студент записал лекции на магнитофон и передал кассеты нам. Мы даже не знаем его имени. Эту книгу решили назвать «От рабства к свободе».
- Жить, как велит Господь, трудно?
- Безусловно, трудно. Но это наша задача! Каемся, говорим о том, что будем стараться жить лучше. Жить, как велит Господь - для Александра это было главным, проповедуя Евангелие, помогая людям. Он искренне радовался, когда видел, что человек повернулся к Богу. Для него это было плодом его труда. Если человек отворачивался от Бога, Александр безутешно горевал. Он считал, что каждый человек имеет право на свой путь к Богу, главное, чтобы он к этому стремился.
Оригинал:
www.alexandrmen.ru
См. также:
-
Выпуск посвящен памяти о. Александра Меня (убиенного 9 сентября 1990 г.) //
messia.ru При жизни Александр пробивал каждую свою статью в журналах, газетах. После смерти вдруг все издания захотели напечатать Меня. На момент смерти Александра Меня в России не была издана ни одна его книга. На сегодняшний день разошлось уже около семи миллионов экземпляров. Книги Александра Меня востребованы, множество людей, читая их, меняются, обретают другое измерение в жизни.
- В чем особенность богословия отца Александра, о которой говорил патриарх Алексий?
- Православие - это большая конфессия, где существует несколько направлений. Это связано с двумя традициями. Одна традиция - охранительная, а другая призывает к открытости по отношению к миру и к необходимости дать современный ответ, как говорит апостол Павел, «в своем уповании». То есть мы должны внятно и на понятном языке объяснить миру, во что мы верим. У Александра в этом отношении были необыкновенные способности - сотни людей собирались на его лекции, большие залы были переполнены, все хотели услышать о Боге на понятном им языке. Внутри православия есть христоцентричное направление, которое фокусируется не столько на традициях, сколько на Евангелии. Именно его и представлял Александр. После его смерти это направление в православии потеряло потенциального лидера и замедлило развитие. <...>
[ Из интервью с Павлом Менем, братом о. Александра "Александр Мень - бессмертный проповедник Слова". Вопросы Зои Бардиной. // Газета "Протестант" № 09/2010. Стр. 8. www.protestant.ru/files/protestant152.pdf ]
-
Александр Мень. Сын Человеческий. 1997. - 496 с., ил. //
messia.ru
- 10.09.2010
«Отец Александр до последнего вздоха делал то, что хотел и должен был пред Богом и по совести делать» //
psmb.ru Интервью с ректором СФИ, духовным попечителем Преображенского братства священником Георгием Кочетковым.
А. Алиева: Отец Георгий, сегодня исполнилось 20 лет со дня трагической кончины отца Александра Меня. О его личности до сих пор не стихают споры, но его невозможно ни не заметить, ни забыть - столько он сделал в церкви и для Церкви. Как Вы считаете, отец Александр выполнил свою миссию, или она осталась незавершенной?
Отец Георгий: Конечно, хочется воспользоваться этой печальной датой, когда все, кто знал отца Александра, - и даже, наверное, те, кто его не знал, но читал или слышал о нем, - хотят вспомнить его, потому что эта дата - трагическая и, конечно, памятная для всех нас. Мне уже много приходилось говорить об отце Александре, о том, что он сделал, о наших отношениях, всегда добрых и уважительных.
Никто не знает доподлинно, что он хотел сделать и должен был сделать в своей жизни по предначертанию Божьему. Отец Александр до последнего вздоха делал то, что хотел и должен был пред Богом и по совести делать. И в этом смысле можно утверждать: это дело не завершилось, оно продолжается благодаря его книгам, записям, фотографиям, благодаря живой памяти о нем в людях и благодаря Божьей памяти, той вечной Памяти, которой мы испрашиваем ему, вспоминая его после его гибели. И я не берусь оценивать, все ли он сделал, что мог, или не все: это дело суда Божьего.
Отец Александр был человеком целостным, целеустремленным, инициативным, ответственным и все-таки достаточно осторожным, хотя и «варился» в таких кругах, которые очень не нравились всем властям, не только светским, но часто и церковным. Господь любит делателей на ниве Своей. Господь любит тех, кто жертвует своей жизнью ради других, кто не стремится просто к своим удобствам и удовольствиям, кто старается меньше своевольничать. Он любит тех, кто смирен, а не горд, особенно собой или своими заслугами. У отца Александра этого совершенно не было: он легко и просто общался, у него было открытое, милосердное сердце. В нем чувствовалась школа, чувствовалось, что он происходит из не слишком официальных кругов, у него хорошие, здоровые корни его христианской веры и жизни. Он был связан с церковью «непоминающих», с мечевскими кругами, со старцами; он хорошо понимал, что такое братство, стремился к общине и общинному устроению жизни. Может быть, у него самого эта жизнь не всегда получалась: он иногда находился под слишком большим влиянием западных образцов. Тогда, в те годы, легче было увидеть и познать западный опыт, чем опыт собственной церкви. Но у него, тем не менее, было и то, и другое. И хотя о некоторых деталях, касающихся внутренних форм, организационных моментов, можно было бы дискутировать, тем не менее, в целом его направление было самое лучшее, именно потому, что он собирал со Христом, а не расточал. Он видел человека, а не просто функцию или, хуже того, формального исполнителя обрядов и треб. Это было его отношение и к священнослужителям, и к мирянам, и просто к ищущим людям, к интеллигенции. И к грешникам, которые к нему приходили каяться, и к людям еврейской национальности...
Отец Александр ко всем относился живым и личностным образом, во всяком случае, всегда старался это делать, что давало отклик. Много-много людей, преодолевая все свои предрассудки, страхи, суеверия, неверие, пришли через него ко Христу, в Церковь. И не случайно, когда его не стало, некоторые из них ослабли настолько, что даже потеряли веру: его личность и его пример вдохновляли многих. Если бы таких людей в церкви было больше, я думаю, что в ней сейчас осталось бы значительно больше людей интеллигентных, молодых, людей из самых разных слоев общества, самых разных национальностей, самых разных культур, разного отношения к современности и к прошлому, как и к будущему. Вот этим размышлением мне и хотелось бы поделиться, вспоминая сегодня дорогого моему сердцу отца Александра.
А. Алиева: Как Вы оцениваете наследие отца Александра, то, что он написал?
Отец Георгий: Все писания отца Александра интересны, значительны и заслуживают внимания. Другое дело, что некоторые из них писались изнутри того, что было известно тогда в нашем обществе, изнутри современных ему условий. Поэтому какие-то книги устарели, может быть, совсем устарели, например, некоторые его размышления о формах молитвы или некоторые толкования богослужения. Но, конечно, многие его труды всегда будут иметь просветительское и катехизическое значение. И хочется, чтобы мы больше читали и лучше понимали отца Александра, чтобы не зацикливались на отдельных словах и выражениях, которые кому-то не нравятся, может быть, не очень удачных, но которые можно найти в любой книге, даже у святых. Если не будет предубеждения, а будет любовь к автору и к той тематике, которой касался отец Александр, то я уверен, что его книги будут приемлемы еще много и много лет. Они будут приносить огромную пользу нашей церкви и помогут ей освободиться от тех предрассудков и крайностей, которые еще нередко в ее жизни встречаются.
Так что дай Бог, чтобы книги о. Александра читали больше, чтобы они помогали людям и в дальнейшем, ну а мы сегодня можем в связи с этим сказать только одно, обращаясь к Господу: вечная ему память!
Беседовала Анна Алиева
Информационная служба СФИ