Русский философ И.А.Ильин о Сталине, Гитлере и советско-нацистской войне

Aug 25, 2010 22:27

Русский философ И.А.Ильин о Сталине, Гитлере и советско-нацистской войне
d_v_sokolov | 25.08.2010 22:27

Смотрю, в последнее время, наряду с красными "мудрецами" - поклонниками "эффективного менеджера", развелось немало поклонников другого "печальника о русском народе" - "освободителя" Атаульфа Алоисовича.

Здесь мы наблюдаем ту же картину, что и с совдеповскими товарищами - несколько оснащенных горами пропагандистского материала штатных провокаторов на ведомственной зарплате и ошивающаяся вокруг них орава "мурзилок", у которых собственного ума в голове нет и не было, но сказать весомое слово страсть как хочется. Даже если в обсуждаемой теме ни ухом ни рылом.

Как и "красные" адепты, "коричневые" обслуживают те же самые цели, только с другого конца. Если "советские патриоты" с достойным лучшего применения упорством расхваливают преимущества "красной модели", изображая ее как что-то исконно русское, то "коричневые", напротив, на словах "краснознаменных" активно критикуют, однако на деле льют воду на мельницу своих "якобы оппонентов", тиражируя невесть откуда взявшийся миф о том, что немцы клали в войне своих лучших солдат исключительно из-за того, чтобы принести "освобождение от коммунизма", и чуть ли не вся белая эмиграция с ними была солидарна.

А вот как было на практике. Достаточно напомнить, что идею сотрудничества с нацистами отвергали такие известные деятели первой волны эмиграции, как А.И.Деникин, Ю.И.Лодыженский, С.П.Мельгунов, И.А.Ильин, С.Н.Булгаков и многие другие.

При этом названные персоны вовсе не сделались "сталинистами", как пытаются представить нынешние "сторонники теории примирения" - напротив, они оставались убежденными антикоммунистами, но при этом не были русофобами, (и, что немаловажно - не были также подвержены наивным иллюзиям, что добрый германский диктатор сокрушит ненавистных большевиков, и посадит эмигрантов на престол возрожденной России - этим настроениям подверглась часть эмиграции, у кого-то отрезвление наступило в процессе, а кто-то понял это уже тогда, когда было уже слишком поздно - дополнение от 08.09.2010) и не шли против собственного народа. А то, что гитлеровское вторжение никакого освобождения народу не принесет, этим людям было понятно еще до начала войны.

А когда война началась, истинность данного опасения стала более чем очевидной.
Вот что писал по поводу нацистской политики на Востоке один из основателей Лиги борьбы с коммунистическим интернационалом, доктор Ю.И.Лодыженский:
«безумие и зверства национал-социализма стерли временно представление о зверствах и бесчеловечности коммунизма, также как о его неизбывно преступных замыслах»
См.Лодыженский Ю.И. От Красного Креста к борьбе с коммунистическим Интернационалом. - М.: Айрис-пресс, 2007. - с.528.

Он же приводит в своих воспоминаниях письмо И. А. Ильина, написанное им настоятелю женевского храма протопресвитеру Орлову.

«Внимательно слежу за событиями в России. Много думаю и вот что полагаю: надо различать
     1) духовный процесс в народе и армии;
     2) воленаправление и замыслы ком. партии во главе со Сталиным;
     3) внешнюю видимость режима.
     1. Национально-духовный процесс в народе достопримечателен и глубок. Проснулась глубина народного инстинкта самосохранения, воспитанного тысячелетним Православием и Государями. Народ выдвигает в борьбе новых людей, дерется геройски, молится и отстаивает Россию. Но как и когда это выразится в государственном очищении, обновлении и возрождении, еще не видно.
     2. Воля и планы компартии и Сталина не меняются ни в чем. Все то же, все туда же, все так же. Полнота диктатуры, господство террором, коммунизм, аграрная коллективизация, мировая революция. Только тактика еще гибче, еще утонченнее, еще изощреннее. С проснувшимися народными силами и англо-американцами считаются коварно и удачно. Коммунистический интернационал прикрыли так, что он отлично работает в качестве анонимного общества. Политических комиссаров в армии произвели в офицеров и генералов. Церковь, сталино-послушную доселе, разрешают, превращая ее в свое политически покорное орудие.
     Петь в виде гимна будут не прошлую пакость, а новую пошлость. А масонские газеты по всему миру изображают «эволюцию», «благонамеренность» и «социальную прогрессивность» Сталина. Рузвельт только что заявил, что Сталин - это «душа и сердце России». А у Сталина коммунистический размах приобретает военную выправку и завоевательный характер.
     Число жертв в русской армии, голод в стране, надрыв рабочих на фабриках, почти полное опустошение Украины - для коммунистов не имеют значения. Их план для всех стран в Европе, а потом и дальше - подготовить в России революционные дивизии, которые и должны поднять во всех странах гражданскую войну и революцию под "национальным флагом".
     3. Это совершенно не значит, что нам по пути с немцами.
     Немцы верны своему прежнему плану: Россию по возможности ослабить, обезлюдить, разорить, оккупировать, отодвинуть в Сибирь и заселить своими немцами. Жестокость германцев равносильна жестокости большевиков. И там и тут для русского народа рабство, безбожие и гибель. Боюсь за «церковь» нового патриарха Сергия. Большевики могут заставить его напустить «гепеухов» вроде Красницкого и превратить православную исповедальню в политическое шпионство компартии. Им это может и не удастся. Но надо быть готовым к тому, что они попытаются это сделать. А как может противостоять этому сталино-покорная «церковь».
     Видя все это, стою сам по-прежнему, не колеблюсь и не устрашаюсь, полагаю все и всех, и себя в руке Божьей и молю Его об одном - чтобы научил, как мне лучше всего служить ЕМУ и славить ЕГО.
     Полагаю, что Россия освободится однажды от обоюдной разбойой нечисти и начнет новый славный расцвет свой. Не вижу когда? Но ОН видит и знает. А этого мне пока довольно.
     Я же занят тем, чтобы показать людям нашей страны, что есть Россия, какою она в действительности была и какою будет. Приобретаю слушателей ЕЙ нужных, они становятся моими друзьями...
     Цюрих.
     Начало германо-советской войны».
Указ. соч. - с.491-492.

Вот это я считаю подлинно верным подходом, который нужно всячески развивать. В оценке событий тех лет не надо вставать ни на советские, ни тем паче на гитлеровские позиции, а попытаться выработать подлинно русский подход.

Необходимые дополнения (26.08.2010)

В комментах к данному посту народ начал возражать насчет Ильина. Мол, слово "отверг сотрудничество" применительно к Ильину не поворачивается язык сказать.

При этом дана ссылка на профильный ресурс со статьей Ильина, где он анализирует приход Гитлера к власти и исходя из текущего момента (на дворе 1933 г., еще нет ни печей, ни газовых камер, ни сожжений деревень - короче, нацисты еще не проявили свое гнилое нутро) оценивает положительные моменты в его политике (антикоммунизм, декларируемая опора на силы собственной нации). Действительно, Иван Александрович поначалу сочувственно отнесся к действиям Гитлера и его партии в 1933 году (см. предыдущее предложение, почему).

(К слову, текст по приведенной ссылке и по другим ссылкам с аналогичной статьей несколько различается. В частности, на "профильном" ресурсе вместо "евреи" написано "жиды", что меня сразу насторожило, т.к. с работами Ильина я знаком, и данное слово в них нигде не фигурирует; на других ресурсах слово "жиды" отсутствует, написано "евреи".
     В идеале неплохо бы фотокопию первоисточника - газетной публикации, а лучше черновика увидеть, как оно было в оригинале.)

Однако многое в действиях фюрера Ильину не нравилось и тогда. И уже в 1934 за отказ преподавать, следуя партийной программе национал-социалистов, он был отстранен от кафедры, тиражи его работ были конфискованы, выступления запрещены.
http://derzava.com/art_desc.php?aid=580

И в нейтральную Швейцарию И.А. переехал отнюдь не от большой любви к Гитлеру и его политике.

Обратимся в очередной раз к воспоминаниям Ю.Лодыженского об этом периоде жизни философа:

"...Ильин, не говоря ни слова, осмотрелся, оглядел соседние комнаты и только тогда пригласил меня войти в свой кабинет. Он являл собой все признаки нервного напряжения и крайнего беспокойства, даже говорил тихим голосом. Сообщил, что решил во что бы то ни стало уехать из Германии и устроиться, если возможно, в Швейцарии:
     "Тут стало невозможно ни дышать, ни свободно работать, национал-социализм проповедует изуверскую доктрину, одни там обезумели, другие настолько глупы, что не понимают, куда это их ведет. Они ненавидят Россию, и теперь уже ясно видно, что никакой надежды на изменение положения нет".
Лодыженский Ю.И. - Указ. соч. - с.444

Дальнейшая деятельность И.А. только подтверждает его неприятие как большевизма-коммунизма, так и гитлеризма. Вот выдержки из некоторых его работ:

"Мы видели левый тоталитаризм и правый тоталитаризм; мы испытали на себе оба режима вплоть до арестов, допросов, угроз, запретов; и даже более того. Мы имели возможность изучить оба режима до дна и относится с нескрываемым нравственным отвращением к обоим".
И.А.Ильин. Предпосылки творческой демократии//Почему мы верим в Россию - М.:Эксмо, 2006. - с. 41

А вот еще одна цитата:

"У каждого народа свое особое чувство права и справедливости; иной характер; иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт.      Словом: у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт.
     Так обстоит от природы и от истории. Так обстоит в инстинкте и в духе. Так нам всем дано от Бога. И это хорошо. Это прекрасно. Различные травы и цветы в поле. Различные деревья и облака. Богат и прекрасен сад Божий; обилен формами; блещет красками и видами; сияет и радует многообразием...
     Всё хочет петь и славить Бога:
          Заря, и ландыш, и ковыль,
          И лес, и поле, и дорога,
          И ветром зыблемая пыль.
          (Федор Сологуб).
     И в этом все вещи, и все люди, и все народы - правы. И каждому народу подобает - и быть, и красоваться, и Бога ставить по-своему. И в самом этом многообразии и многогласии уже поет и возносится хвала Творцу; и надо быть духовно слепым и глухим, чтобы не постигать этого.
     Вот почему мысль погасить это многообразие хвалений, упразднить это богатство исторического сада Божия, свести все к мертвому подобию и однообразию, к равенству песка, к безразличию после уже просиявшего в мире различия - может родиться только в духовно мертвой, больной душе. Эта плоская и пошлая химера, эта всеразрушительная, противокультурная и безбожная затея есть порождение рассудочной души, злой и завистливой, - все равно, стремится ли эта химера воинственно подмять все народы под один народ (химера германского национал-социализма) или растворить все национальные культуры в бесцветности и безвидности всесмешения (химера советского коммунизма). Во всяком случае, эта уродливая химера, в которой крайний национализм сходится с крайним интернационализмом, - нерусского происхождения, как, впрочем, и весь нигилизм, и нехристианского пронахождения, как, впрочем, и весь эгалитаризм".
И.А.Ильин О русском национализме
http://old-ru.ru/articles/art_10.htm

Кстати, Ю.Лодыженский приводит в своих воспоминаниях еще один показательный эпизод. В нем автор излагает свои впечатления о том, как он присутствовал на публичном докладе нацистского идеолога Розенберга, и Ильин там также присутствовал:

"Мне кажется, что на этом собрании Розенберг впервые выговорил без обиняков основные директивы национал-социалистической политики по отношению к странам Центральной Европы, которые вскоре и были применены на практике. Общий тон доклада был высокомерно агрессивным. Партийцы бурно реагировали на него аплодисментами, а у меня, Ильина, Эрта (соратник Лодыженского - Д.С.) и его ближайших сотрудников этот доклад вызвал тягостное чувство. Ильин был настолько возмущен, что на обратном пути это громко выражал, так что Эрт просил его, осторожности ради, говорить тише".
Лодыженский Ю.И. Указ. соч. - с.443.

Уместно привести высказывание другого видного деятеля белой эмиграции - генерала Антона Ивановича Деникина:

"Мне хотелось бы сказать - не продавшимся, с ними говорить не о чем, - а тем, которые в добросовестном заблуждении собираются в поход на Украину вместе с Гитлером: если Гитлер решил идти, то он, вероятно, обойдется и без вашей помощи. Зачем же давать моральное прикрытие предприятию, если, по вашему мнению, не захватному, то, во всяком случае, чрезвычайно подозрительному. В сделках с совестью в таких вопросах двигателями служат большей частью властолюбие и корыстолюбие, иногда, впрочем, отчаяние. Отчаяние - о судьбах России. При этом для оправдания своей противонациональной работы и связей чаще всего выдвигается объяснение; это только для раскачки, а потом можно будет повернуть штыки... Такого рода заявления сделали открыто два органа, претендующие на водительство русской эмиграции... Простите меня, но это уже слишком наивно. Наивно, войдя в деловые сношения с партнером, предупреждать что вы его обманете, и наивно рассчитывать на его безусловное доверие. Не повернете вы ваших штыков, ибо, использовав вас в качестве агитаторов, переводчиков, тюремщиков, быть может, даже в качестве боевой силы - заключенной в клещи своих пулеметов, - этот партнер в свое время обезвредит вас, обезоружит, если не сгноит в концентрационных лагерях. И прольете вы не «чекистскую», а просто русскую кровь - свою и своих напрасно, не для освобождения России, а для вящего ее Закабаления».
А.И.Деникин Мировые события и русский вопрос//Путь русского офицера. Статьи и очерки на исторические и геополитические темы. - М.:"Айрис-пресс", 2006. - с.523

Полезно прочитать это нынешним "реабилитаторам" гитлеровцев.

В заключение считаю уместным привести точку зрения, высказанную ув. к.и.н. В.Г.Хандориным (ака[info]64vlad) у меня в комментариях:

"Эмигрантов, пошедших на сотрудничество с Гитлером, можно понять - выбор в данной ситуации был тупиковый - между двумя сволочными, нечеловеческими системами. Многим очень хотелось веритьь в то, что в итоге они "перехитрят" Гитлера. Так же рассуждали в 1938 г. лидеры Запада, вопреки предупреждениям мудрого Черчилля пошедшие на Мюнхенскую сделку. В дураках оказались в результате они - через год получили пакт Риббентропа-Молотова, затем - мировую войну и оккупацию Европы, тем самым они - своей близорукостью - виноваты в этой войне даже больше, чем Сталин. Все-таки даже в той тупиковой для эмигрантов ситуации 1941 года правильный нравственный выбор сделали Деникин, Войцеховский, Бунин, те же Ильин и Солоневич - а отнюдь не Краснов, Шкуро и Мережковский.
     Сегодняшние же защитники РОА, РК и т.д. напоминают мне не достигших зрелости людей. Логика у них чисто мальчишеская: раз эмиграция есть продолжение Белого дела, а РОВС вобрал в себя активнейшую часть военной эмиграции, причем в ВМВ большинство РОВСовцев пошли под знамена РК - значит, правда на их стороне. Это не что иное, как отсутствие способности критически мыслить. Кроме того, к 41 г. в живых уже не было ни Врангеля, ни Кутепова, у руководства РОВС не осталось подлинно авторитетных людей. Сильно сомневаюсь, что будь жив Врангель (не говоря уже о Колчаке), они могли бы одобрить эту позицию - скорее уверен в обратном. Иначе получается логика Ленина: "враг моего врага - мой друг". То есть, раз кайзер - враг моего врага царя, значит кайзер - мой друг, можно брать у него деньги.
     Аналогично: раз нацисты - враги наших врагов большевиков (неважно, что русофобы и оккупанты), значит - наши друзья, пойдем за ними.
     Эти господа даже не замечают сходства, поразительно!"
http://d-v-sokolov.livejournal.com/196943.html?thread=509007#t509007
http://d-v-sokolov.livejournal.com/196943.html?thread=509263#t509263

Оригинал: d-v-sokolov.livejournal.com kipha web.archive.org

См. также:


- Ильин, Иван Александрович / Википедия (2024) // voiks
     Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (28 марта [9 апреля] 1883[3], Москва, Российская империя - 21 декабря 1954, Цолликон, Швейцария) - русский философ, писатель и публицист. Доктор государственных наук, профессор.
     Представитель Белого движения и идеолог Русского общевоинского союза (РОВС), последовательный критик коммунистической власти в России и убеждённый приверженец принципа непримиримости в борьбе с коммунизмом. В 1922 году был выслан большевиками из России на «философском пароходе». Как лицо без гражданства жил с нансеновским паспортом[4]. В эмиграции стал сторонником так называемых монархистов-непредрешенцев, тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов. С 1923 по 1934 год работал в Русском научном институте в Берлине.
     В 1933 году Ильин приветствовал приход к власти Адольфа Гитлера, полагая, что его власть остановит распространение большевизма в Европе. В 1934 году в силу разногласий с национал-социалистами был снят с должности руководителя института. В 1938 году благодаря финансовой поддержке композитора Сергея Рахманинова переехал в Швейцарию. Поскольку Ильину не разрешалось работать или вести политическую деятельность, он в основном занимался вопросами этики и психологии[5].
     Взгляды Ильина относительно общественного устройства России оказали большое влияние на некоторых российских интеллектуалов и политиков, в том числе на Александра Солженицына[6]. Ильина считают одним из идейных вдохновителей президента России Владимира Путина[7][8][9].

- 09.05.2015 Егор Холмогоров. Правый гегельянец в окопах Сталинграда // politconservatism.ru PDF PDF-2 www.intelros.ru www.academia.edu
     Одно из самых распространенных обвинений, адресуемых Ивану Ильину ведущими уже не первое десятилетие информационную войну против него прогрессивными журналистами, является упрек в двусмысленной и недостаточно патриотической позиции в годы Второй Мировой войны. Мол, Ильин то ли симпатизировал Гитлеру, то ли выступал «против Гитлера и Сталина», в любом случае, предполагается, что он не был вместе с большинством русского народа, когда тот схлестнулся со смертельным врагом в величайшей в своей истории битве.

нацизм, фашизм, Лодыженские, фальсификация, Ильин Иван

Previous post Next post
Up