Что стоит за попытками переименовать станцию метро «Войковская»?

Feb 01, 2016 23:55

01.02.2016 | Багдасарян В. Э.



В преддверие приближающегося столетия революции 1917 года, прослеживаются тенденции инициирования новой волны дезавуирования советского прошлого.

Но в этой новой волне критике есть своя специфика. Если прежде преобладала либеральная линия, то теперь линия, которую условно можно определить как необелогвардейскую.

И в фокусе этого наступления оказалась, в частности, фигура Петра Войкова.

Ставится вопрос - как можно допустить, чтобы одна из станций московского метрополитетена носила имя цареубийцы?

Действительно, фигура Петра Войкова может кого-то эпатировать своей радикальностью. Но понять ее можно лишь погрузившись в соответствующий исторический контекст. Понятие классовая борьба была не пустыми словами советской пропаганды.

С одной стороны, был террор революционеров, и Войков был до революции причастен к террористической работе.

Но с другой, были масштабные карательные акции со стороны властей, сопровождавшиеся немалыми жертвами.

Войков ненавидел царский режим и есть все основания считать, что ненавидел и лично царя. Но ненависть была обоюдной. Был, безусловно, красный террор и царь Николай являлся одной из его жертв.

Но был и террор противоположной стороны, и его жертвой являлся, в частности, Петр Войков.



Войков был причастен к убийству царской семьи - как член Военно-революционного комитета проголосовал за расстрел.

Но для создания мифа о «злодее» этого недостаточно. И вот получает хождение история, будто бы Войков лично расстреливал царскую семью и расчленял трупы.

Попутно она дополняется образными характеристиками - пьяница, наркоман, гедонист, казнокрад… Источник мифа известен - это воспоминания о беседах с Войковым эмигранта-невозращенца, работавшего одно время под его руководством в советском посольстве в Польше Григория Беседовского.

Дезавуируя образ Войкова, Беседовский явно подыгрывал эмиграции и антисоветским силам на Западе. Но других свидетельств, подтверждающих его мемуары, нет, в связи с чем, в соответствии с традициями исторического источниковедения, они должны быть признаны недостоверными.

Беседовский к тому же являлся создателям не единственной мемуарной мистификации, что само по себе снижает доверие к его книгам.

Заканчивает созданный образ «злодея» «открытие» будто бы подлинное его имя не Петр Войков, а Пихнус Вагнер.

И вот картина необелогвардейского мифа оказывается закончена - еврей Пихнус Вагнер убивает русского православного царя, за что безбожная коммунистическая и увековечивает память о нем в названии метро.

Имя Войкова было увековечено не за расстрел царской семьи. Это увековечивание связано с его убийством в качестве посла СССР в Варшаве.

Советский дипломат погиб на Западе от рук белоэмигранта. Смерть его всколыхнула в свое время все советское общество, явилась мобилизующим фактором в готовности противостоять враждебному окружению государств.

На гибель Войкова отзывался, в частности, в своих стихах Владимир Маяковский. Не дай Бог, нечто подобное случится сегодня и, конечно, жертва, вне зависимости от личных человеческих качеств и предшествующей биографии, должна будет также увековечена. Человек погиб, представляя свою страну за рубежом.

Переименования городов, улиц, станций метро - это может только спровоцировать сегодня раскол общества. Ящик Пандоры открывается достаточно легко…

На Войкове, если переименование станции метро состоится, очевидно, не будет поставлена точка. Характерно, что иеромонах Никон (Белавенец) - один из инициаторов переименования, выступает также за реабилитацию генералов Краснова и Власова - пособников фашизма. Сказавши А, встанет логически вопрос о произнесении B и C.

Осознаются ли в должной мере эти последствия?

Потребность заключается сегодня в прямо противоположном. Необходимо создание преемственной истории, примирение в ней, а не противопоставлении, Российской империи и СССР.

Когда будет осознано, что и то и другое есть суть Россия, возможно будет уже на этой основе выстраивать проект нового российского исторического прорыва.



Вардан Эрнестович Багдасарян - заместитель генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии.

Декан факультета «Истории, политологии и права» Московского Государственного областного Университета, заведующий кафедрой истории России средних веков и нового времени.

Профессор кафедры «Государственной политики» факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник, руководитель группы в ИРИ РАН, Академик Российской Академии Естественных Наук.

Доктор исторических наук, профессор. Автор более 500 научных работ и 40 монографий.

Оригинал: Московия Инфо
Скриншот
__________

См. также:
- 02.02.2016 Багдасарян В. Э. Что стоит за попытками переименовать станцию метро «Войковская»? // Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). Скриншот
     "В преддверие приближающегося столетия революции 1917 года, прослеживаются тенденции инициирования новой волны дезавуирования советского прошлого. Но в этой новой волне критике есть своя специфика.
     Если прежде преобладала либеральная линия, то теперь линия, которую условно можно определить как необелогвардейскую. И в фокусе этого наступления оказалась, в частности, фигура Петра Войкова. Ставится вопрос - как можно допустить, чтобы одна из станций московского метрополитетена носила имя цареубийцы? Заместитель генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии, доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян пояснил вопрос изданию «Московия Инфо»."

Центр Сулакшина, цареубийство, Беседовский Григорий, Пинхус, Багдасарян Вардан, белогвардейцы, Краснов Петр, Белавенец, Московия Инфо, Войковская (станция), Коверда Борис, Власов Андрей, СМИ, Войков Петр, переименование, Никон

Previous post Next post
Up