01.02.2016 | Багдасарян В. Э.
В преддверие приближающегося столетия революции 1917 года, прослеживаются тенденции инициирования новой волны дезавуирования советского прошлого.
Но в этой новой волне критике есть своя специфика. Если прежде преобладала либеральная линия, то теперь линия, которую условно можно определить как необелогвардейскую.
И в фокусе этого наступления оказалась, в частности, фигура Петра Войкова.
Ставится вопрос - как можно допустить, чтобы одна из станций московского метрополитетена носила имя цареубийцы?
Действительно, фигура Петра Войкова может кого-то эпатировать своей радикальностью. Но понять ее можно лишь погрузившись в соответствующий исторический контекст. Понятие классовая борьба была не пустыми словами советской пропаганды.
С одной стороны, был террор революционеров, и Войков был до революции причастен к террористической работе.
Но с другой, были масштабные карательные акции со стороны властей, сопровождавшиеся немалыми жертвами.
Войков ненавидел царский режим и есть все основания считать, что ненавидел и лично царя. Но ненависть была обоюдной. Был, безусловно, красный террор и царь Николай являлся одной из его жертв.
Но был и террор противоположной стороны, и его жертвой являлся, в частности, Петр Войков.
Войков был причастен к убийству царской семьи - как член Военно-революционного комитета проголосовал за расстрел.
Но для создания мифа о «злодее» этого недостаточно. И вот получает хождение история, будто бы Войков лично расстреливал царскую семью и расчленял трупы.
Попутно она дополняется образными характеристиками - пьяница, наркоман, гедонист, казнокрад… Источник мифа известен - это воспоминания о беседах с Войковым эмигранта-невозращенца, работавшего одно время под его руководством в советском посольстве в Польше Григория Беседовского.
Дезавуируя образ Войкова, Беседовский явно подыгрывал эмиграции и антисоветским силам на Западе. Но других свидетельств, подтверждающих его мемуары, нет, в связи с чем, в соответствии с традициями исторического источниковедения, они должны быть признаны недостоверными.
Беседовский к тому же являлся создателям не единственной мемуарной мистификации, что само по себе снижает доверие к его книгам.
Заканчивает созданный образ «злодея» «открытие» будто бы подлинное его имя не Петр Войков, а Пихнус Вагнер.
И вот картина необелогвардейского мифа оказывается закончена - еврей Пихнус Вагнер убивает русского православного царя, за что безбожная коммунистическая и увековечивает память о нем в названии метро.
Имя Войкова было увековечено не за расстрел царской семьи. Это увековечивание связано с его убийством в качестве посла СССР в Варшаве.
Советский дипломат погиб на Западе от рук белоэмигранта. Смерть его всколыхнула в свое время все советское общество, явилась мобилизующим фактором в готовности противостоять враждебному окружению государств.
На гибель Войкова отзывался, в частности, в своих стихах Владимир Маяковский. Не дай Бог, нечто подобное случится сегодня и, конечно, жертва, вне зависимости от личных человеческих качеств и предшествующей биографии, должна будет также увековечена. Человек погиб, представляя свою страну за рубежом.
Переименования городов, улиц, станций метро - это может только спровоцировать сегодня раскол общества. Ящик Пандоры открывается достаточно легко…
На Войкове, если переименование станции метро состоится, очевидно, не будет поставлена точка. Характерно, что иеромонах Никон (Белавенец) - один из инициаторов переименования, выступает также за реабилитацию генералов Краснова и Власова - пособников фашизма. Сказавши А, встанет логически вопрос о произнесении B и C.
Осознаются ли в должной мере эти последствия?
Потребность заключается сегодня в прямо противоположном. Необходимо создание преемственной истории, примирение в ней, а не противопоставлении, Российской империи и СССР.
Когда будет осознано, что и то и другое есть суть Россия, возможно будет уже на этой основе выстраивать проект нового российского исторического прорыва.
Вардан Эрнестович Багдасарян - заместитель генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии.
Декан факультета «Истории, политологии и права» Московского Государственного областного Университета, заведующий кафедрой истории России средних веков и нового времени.
Профессор кафедры «Государственной политики» факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник, руководитель группы в ИРИ РАН, Академик Российской Академии Естественных Наук.
Доктор исторических наук, профессор. Автор более 500 научных работ и 40 монографий.
Оригинал:
Московия ИнфоСкриншот__________
См. также:
- 02.02.2016
Багдасарян В. Э. Что стоит за попытками переименовать станцию метро «Войковская»? // Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина).
Скриншот "В преддверие приближающегося столетия революции 1917 года, прослеживаются тенденции инициирования новой волны дезавуирования советского прошлого. Но в этой новой волне критике есть своя специфика.
Если прежде преобладала либеральная линия, то теперь линия, которую условно можно определить как необелогвардейскую. И в фокусе этого наступления оказалась, в частности, фигура Петра Войкова. Ставится вопрос - как можно допустить, чтобы одна из станций московского метрополитетена носила имя цареубийцы? Заместитель генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии, доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян пояснил вопрос изданию
«Московия Инфо»."