Можно ли похоронить Ленина по христианскому обряду? Ведь до 1917 года крестили всех, и вождь революции тоже был крещен. И вообще, что делать с его телом и с мавзолеем? Митрополит Иларион отвечает на эти неудобные вопросы.
Москва. 2 апреля. INTERFAX.RU - Тело Ленина нужно было захоронить сразу после крушения СССР, теперь нужно ждать консенсуса в обществе по этому вопросу, полагает глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
"Именами палачей нельзя называть улицы и площади. Имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах. Памятники этим людям не должны стоять на наших площадях. Мумифицированные тела этих людей не должны лежать и выставляться на всеобщее обозрение", - заявил иерарх в программе "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24" (ВГТРК).
В то же время он подчеркнул, что никто не заинтересован сейчас в том, чтобы "разбередить старые раны, взбудоражить наше общество, спровоцировать раскол".
"Я бы сказал, что мы с этими решениями опоздали уже на четверть века. Их надо было принять тогда сразу же. Когда памятник Дзержинскому с площади Дзержинского убирали (в 1991 году - ИФ), тогда же надо было и вынести тело Ленина из мавзолея, - заявил представитель церкви. - Если этого не сделали тогда, то сейчас нужно дождаться того момента, когда вокруг этого вопроса в обществе будет согласие".
Он также напомнил, что во время голосования в рамках проекта "Имя России" в 2008 году патриарх Кирилл в бытность митрополитом призывал к тому, чтобы россияне отдали свой голос святому князю Александру Невскому, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов отстаивал имя Ленина.
"Я помню, как митрополит Кирилл сказал тогда Геннадию Андреевичу, что вы защищаете идеи, в которые Вы верите, - отметил митрополит Иларион. - Но Вы избрали неправильного героя для того, чтобы их олицетворять".
Я бы сказал, что мы с этими решениями опоздали уже на четверть века. Их надо было принять тогда сразу же. Когда памятник Дзержинскому с площади Дзержинского убирали, тогда же надо было и вынести тело Ленина из мавзолея. Если этого не сделали тогда, то сейчас нужно дождаться того момента, когда вокруг этого вопроса в обществе будет согласие. Митрополит Волоколамский Иларион, 01.04.2017
Москва, 2 апреля 2017 г. - 15:05
Митрополит Иларион: идея перезахоронения Ленина запоздала на четверть века
Исаак Бродский. У Мавзолея В. И. Ленина. 1924
Перезахоронить тело Владимира Ленина было возможно сразу после краха Советского Союза, теперь этот вопрос может быть решен только после наступления по нему общественного согласия, об этом заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, 2 апреля сообщает Интерфакс.
Митрополит продемонстрировал жесткую позицию по отношению к деятелям революции: «Именами палачей нельзя называть улицы и площади. Имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах. Памятники этим людям не должны стоять на наших площадях. Мумифицированные тела этих людей не должны лежать и выставляться на всеобщее обозрение».
Однако при этом митрополит Илларион подчеркнул, что сегодня никто не хочет «разбередить старые раны, взбудоражить наше общество, спровоцировать раскол». Он заявил: «Я бы сказал, что мы с этими решениями опоздали уже на четверть века. Их надо было принять тогда сразу же. Когда памятник Дзержинскому с площади Дзержинского убирали (в 1991 году - прим. ИА Красная Весна), тогда же надо было и вынести тело Ленина из мавзолея. Если этого не сделали тогда, то сейчас нужно дождаться того момента, когда вокруг этого вопроса в обществе будет согласие».
Напомним, что 12 марта Архиерейский синод Русской Православной Церкви За границей обратился с посланием, в котором призвал убрать мавзолей Владимира Ленина с Красной площади и убрать его памятники с площадей страны.
Через несколько дней, 16 марта, с официальным заявлением выступил первый зампред синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Александр Щипков. Щипков назвал идею перезахоронения Ленина несвоевременной. Тогда он заявил следующее: «Его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями. Но мы можем ставить вопрос о перезахоронении не ранее, чем прекратится кампания по декоммунизации и десоветизации на постсоветском пространстве. И впоследствии, ставя этот вопрос, мы обязаны исходить исключительно из религиозных, а не политических соображений».
- Митрополит Волоколамский Иларион // vera.vesti.ru.Скриншот Председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Григорий Валериевич). Родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. С 15-летнего возраста прислуживал в храме, иподиаконствовал у митрополита Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. Служил настоятелем сельских храмов в Литве, затем был настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунас. [Раскрыть] Заочно окончил Московскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 гг. преподавал в Московской духовной семинарии и академии, в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова. В 1993 г. Был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и "Православное Предание", совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Читал курсы лекций в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания). Доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, приват-доцент богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия. 14 января 2002 г. В Москве, в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа и направлен на служение в Англию. В июле 2002 г. назначен главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях (Бельгия). В мае 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе. 31 марта 2009 г. владыка Иларион был назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом епископ Волоколамский. 20 апреля 2009 года возведен в сан митрополита. 1 февраля 2010 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл возвел Илариона в сан митрополита. Иларион - Ректор общецерковной аспиарнутры, созданной с целью повышения образовательного уровня и уровня специальной подготовки управленческих и церковно-дипломатических кадров Московского Патриархата. Настоятель храма иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на ул. Большая Ордынка в Москве. По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода митрополит Иларион несет многочисленные общецерковные послушания, представляя Русскую Православную церковь на различных международных и межхристианских форумах. Автор более 600 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков. Труды митрополита Илариона переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, греческий, сербский, болгарский, румынский, венгерский, финский, шведский, нидерландский, польский, японский, китайский и другие языки. Автор ряда музыкальных произведений, в том числе "Божественной литургии" и "Всенощного бдения" для хора без сопровождения, "Страстей по Матфею" для солистов, хора и оркестра, "Рождественской оратории" для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Персональный Интернет-сайт Илариона: http://hilarion.ru/
- Иларион (Алфеев) // Википедия. Скриншот Митрополи́т Иларио́н (в миру Григо́рий Вале́риевич Алфе́ев; род. 24 июля 1966, Москва, СССР) - иерарх Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог. <...> Критика Ряд богословских построений будущего митрополита (тогда иеромонаха) Илариона подвергался критике со стороны других православных богословов, например: - Учение Илариона якобы схожее с учением об апокатастасисе подверглось критике протоиереем Валентином Асмусом и Юрием Максимовым. Священник Даниил Сысоев на этом же основании причислял Илариона к «модернистам»; - Некоторые намеки на католическое учение о первенстве папы в трудах Илариона было замечено Валентином Асмусом, а Жан-Клод Ларше пытался связать взгляды митрополита с униатством Кроме того, священник Пётр Андриевский критиковал положительное отношение богослова к Ассирийской церкви Востока. <...>
- Митрополит Иларион (Алфеев) и десоветизация // www.blagogon.ru.Скриншот Напомним также, что Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) является кавалером государственной награды Литвы - медали «За мужество и самопожертвование» в память 13 января, которую он получил в 1992 г. за то, что в свое время поддержал движение «Саюдис». Во время январских событий 1991 года в Вильнюсе молодой иеромонах Иларион (Алфеев), будучи настоятелем православного собора в Каунасе, призвал по радио советских солдат не стрелять в людей - а ведь солдат обязан подчиняться полученному приказу, даже если он ему не нравится (на самом деле никакой стрельбы со стороны советских солдат не было; стреляли местные провокаторы-снайперы, что в последствии было подтверждено даже некоторыми литовскими журналистами). Ведь отказ от выполнения приказа означает собой нарушение воинской присяги.
- 02.04.2017 14:33 Митрополит Иларион призвал похоронить Ленина и не называть улицы в честь палачей // www.vesti.ru.Скриншот Тело Ленина нужно было захоронить сразу после распада СССР, теперь нужно ждать консенсуса в обществе по этому вопросу, считает глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион. По его словам, "именами палачей нельзя называть улицы и площади", памятники им не должны стоять на площадях, а "мумифицированные тела этих людей не должны лежать и выставляться на всеобщее обозрение", заявил митрополит в программе "Церковь и мир" на телеканале "Россия 24". Между тем, он добавил, сейчас никто не заинтересован в том, чтобы "разбередить старые раны, взбудоражить наше общество, спровоцировать раскол". По мнению иерарха, вынести тело Ленина нужно было тогда, когда был убран памятник Дзержинскому.
- 02.04.2017 Попы всё свирепее камлают против того, кто их сохранил в СССР как вид // forum-msk.org.Скриншот Редактор ФОРУМа.мск Дмитрий Чёрный размышляет: - Вот же как интересно: попы, оказывается, и против Дзержинского. Который в кратчайшие сроки решил проблему беспризорности, бездорожья (восстанавливал Транссиб, не щадя здоровья), беззакония... То есть РПЦ вот так вот смело и официально одобряет противозаконный, вандалистский акт "повешения" памятника Дзержинскому (так называли сие действо сами демократы в 1991-м)?! Что ж, можно позавидовать вербальной решимости этих "борцов с терроризмом" - ведь это был почти террористический акт. И в отношении другого акта вандализма, о котором они только мечтают - они тоже рассчитывают на произвол, чистый произвол реакционного меньшинства (каким были все акции в Москве августа 1991-го)...
- 02.04.2017 14:12 РПЦ выступила за захоронение тела Ленина // www.newsru.com. Представитель РПЦ вновь призвал захоронить тело Владимира Ленина, забальзамированное и покоящееся в Мавзолее на Красной площади. Страна опоздала с этим "на четверть века", заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион...
- 02.04.2017 18:31 Митрополит Иларион: Ленина нужно было похоронить еще в 1991 году // РИА Новости МОСКВА, 2 апр - РИА Новости. Нужно дождаться "согласия в обществе" по вопросу о перезахоронении тела Ленина, хотя Мавзолей и "мумифицированное тело" и являются "реликтом прошлого", считает председатель отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Ранее депутат Госдумы от ЛДПР Иван Сухарев направил на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко запрос с призывом рассмотреть вопрос демонтажа мавзолея Владимира Ленина на Красной площади. В то же время Архиерейский синод Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) в марте выступил с заявлением, в котором, в частности, отметил, что "одним из символов примирения русского народа с Господом" могло бы служить освобождение Красной площади от "останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников". "Никто не заинтересован сейчас в том, чтобы разбередить старые раны, чтобы взбудоражить наше общество, чтобы спровоцировать раскол. Я бы сказал, что мы с этими решениями опоздали уже на четверть века", - заявил митрополит Иларион в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24". Он пояснил, что когда в 1991 году с площади Дзержинского убирали памятник Дзержинскому, тогда же надо было и вынести тело Ленина из мавзолея. "Если этого не сделали тогда, то сейчас нужно дождаться того момента, когда вокруг этого вопроса в обществе будет согласие", - отметил представитель РПЦ. В то же время он уточнил, что для Русской церкви вопрос о перезахоронении тела Ленина "как таковой не стоит". "Человек должен быть похоронен в земле, как хоронят всех людей. Мавзолей и мумифицированное тело - это тот реликт прошлого, от которого давно следовало бы отказаться", - сказал митрополит.
- 02.04.2017 21:21 В РПЦ высказались за вынос тела Ленина-богохульника из Мавзолея // lenta.ru.Скриншот «Мавзолей и мумифицированное тело - это тот реликт прошлого, от которого давно следовало бы отказаться», - заметил митрополит. При этом, по его словам, Ленина «нельзя погребать по православным обрядам и традициям, потому что он был вероотступником, богохульником, (...) сам себя отлучил от церкви». «Поэтому его следует погребать по тому обряду, который он заслужил», - подчеркнул Иларион.