Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина (2)

May 02, 2024 01:47

Часть-1 Часть-2



Виталий Аверьянов | 02.05.2024 01:46
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина


- А что можно сказать о позиции Ильина во время Великой Отечественной войны?

- Живя в Швейцарии, Ильин и во время войны остаётся убежденным противником большевиков, что не заставило его как-то дрогнуть в своей патриотической позиции. Это не моя субъективная оценка. Чтобы подтвердить ее - надо проработать как минимум целый том ильинской аналитической публицистики, который носит название «Гитлер и Сталин» (вышел в числе дополнительных томов к Собранию сочинений в 2004 году).

Но есть и довольно веские подтверждения со стороны. Так в документах швейцарских властей есть сведения об Ильине, датированные 1942 годом, и там прямо говорится, что «русские эмигранты стоят на стороне России, а не Германии, чьё нападение они расценивают не как войну с большевизмом, а как завоевательную войну с целью сделать Россию колонией». Иными словами, никаких иллюзий коллаборационистского толка, власовского типа - Ильин не питал изначально.

Точно эта же мысль повторяется множество раз в военных статьях Ильина. При этом надо понимать, что он по условиям своего пребывания в Швейцарии писал под псевдонимом, вынужден был изображать из себя местного аналитика. Но в его текстах сквозит затаенная любовь к родине и русскому народу, сопереживание по отношению к русскому солдату, сострадание к миллионам угнанных в Германию остарбайтеров. При этом никакой любви к коммунистам у Ильина нет и не могло появиться - он человек принципов.

«Русские народные массы, - признавал Ильин, - временно примирились с навязанной им тоталитарной государственной формой как целесообразным орудием войны». При этом воюет наш солдат «со старорусским ожесточением и стойкостью». Пробудился «национальный инстинкт самосохранения русского народа», и комиссары используют это.

Ильин, конечно, односторонен в таких оценках, для него комиссары - это все те же комиссары чрезвычаек, садисты и мстители за дореволюционный гнёт. Однако ведь и Сталин в разговоре с Гарриманом в 1941 году признал: «Они воюют не за нас, коммунистов, они воюют за свою матушку-Россию». Именно в контексте этой мысли следует трактовать и сталинский тост за здоровье русского народа в 1945 году.

Некоторые из наших оголтелых пропагандистов попытались навесить на Ильина сочувствие власовскому движению. Ильин написал, опять же под псевдонимом, несколько статей о Власове и его РОА - в них никакого сочувствия Власову не просматривается, тем более что до осени 1944 года сам генерал содержался на вилле под Берлином и в большое дело его не пускали. У Ильина можно вычитать между строк определённое сочувствие к насильственно угнанным в плен русским, которых пытался рекрутировать в РОА Власов. Но для Ильина вопрос о фактическом значении власовского движения вообще не стоит, поскольку Рейх только к концу войны (конкретно: осенью 1944 г.) догадался объявить курс на строительство новой России как европейской державы. Понятное дело, Гитлер и Гиммлер делали это уже от безысходности. Если бы они догадались сделать это раньше, пишет Ильин под личиной швейцарского очеркиста, возможно, это изменило бы ход войны. Но для этого им пришлось бы отказаться от своих принципиальных установок. В «Наших задачах» Ильин сказал об этом предельно чётко: Гитлер пытался «бороться сразу и с коммунистами и с русским народом. Произошло это от сочетания невежества самомнения, психологии торопливого выскочки, расистского презрения к другим народам…».

- Получается, что Ильин не только сам не был фашистом, но и сочувствующим фашизму назвать его трудно?

- Ильин конца 20-х годов трактовал фашизм расширительно. И здесь можно было говорить о сочувствии. Но опыт реального фашизма и нацизма был настолько саморазоблачителен, что Ильин рекомендовал своим единомышленникам как можно дальше держаться от этой ущербной линии.

Для меня во всей этой истории важнее другое. Ильин об этом прямо не говорит, но из его творчества в целом понятно, что сам разговор о «белой идее» и о фашизме как о его карикатурном выражении должен стоять в зависимости от того народа, той культуры, в которых он воплощается.

Иван Ильин не просто не фашист, он - другого духа. Так же как и Россия другого духа. Во многих его работах подчеркивается, что Германия исторически стремится подчинить, расчленить и поработить Россию вне зависимости от доминировавшей на тот момент в самой Германии идеологии. Получается, что это хищничество - черта цивилизации, а не идеологии.

Русская же цивилизация, это моё глубокое убеждение, привита от фашистско-нацистского синдрома на уровне своих глубинных первооснов, на уровне соседской общины, на уровне евразийского пространства, где невозможно замкнуться в малой уютной национальной квартирке, а приходится жить на просторе, в соседстве и побратимстве с иными племенами и верами. Тут, конечно, и само православие как вера склонная к симфонии разноприродного, неслиянного исторического материала.

Если отбросить наносное, суть фашизма в одном - это идея антропологического превосходства. А русский духовный код, русский антропотип такую идею отметают, она для русской души непереносима, фальшива. Мысль о других людях как унтерменшах по происхождению для нас тошнотворна. На Западе же она проходит на ура.

Могут возразить, но ведь среди русских были те же власовцы, были коллаборационисты, полицаи. Да, но это никакие не фашисты, а конъюнктурщики, поддержавшие сильного, когда этот сильный одерживал верх. Предатели есть в среде любого народа, везде и всегда.

Даже самый идейный из «русских фашистов» той эпохи Константин Родзаевский признавал, что его интересует, в первую очередь, борьба с советским коммунизмом (то есть освобождение России от большевиков), а всё остальное второстепенно. К тому же его партия даже на официальном уровне отметала идеи расизма и шовинизма - в ее программе признавались права и самобытность всех коренных народов на территории бывшей Российской империи.

Подчеркну еще раз: наша почва, наша культура, наш ДНК не производят вирусы расизма, колониализма, социал-дарвинизма. Здесь такие вирусы не выживают. Некоторые наивные люди поддержали кампанию против Ильина, думая, что это новое издание скандала с памятной доской Маннергейма. Но они глубоко ошибаются. Ильин для Запада - опаснейший враг. С марксистами они могут договориться. Да там половина интеллектуального класса - неомарксисты и постмарксисты, это для них «родное». А вот православный национализм на кривой козе не объедешь. Здесь уже проглядывает несовпадение цивилизационного кода.

Ирония судьбы в том, что сегодня и на Западе, и на Украине, и в Израиле, да и в России в ее западнической верхушке тоже - процветает другой, либеральный, фашизм, леваческий фашизм (в духе Троцкого и Лео Штрауса), фашизм сионистов, а не юдофобов, фашизм ЛГБТ+, а не гомофобов, фашизм расистов, но не биологических, как раньше, а клановых социальных хищников. Он выражается в мирное время в мафиозно-криминальной форме, финансово-экономической форме («экономические убийцы»). Это родовая черта колониального Запада - он всегда был склонен к заведомо неравновесной конкуренции, когда меняют золото на стеклянные бусы, «бьют лежачего», воюют с пулеметом Максим против дубинок и копий, и т.п. Вот это всё и есть многовековой цивилизационный фашизм / нацизм, который только в XX веке ненадолго приобрел идеологическую модификацию.

И конечно же Иван Александрович Ильин тут не при чем. Вот одна цитата из него прислушайтесь к ней: «Горжусь тем, что я русский. И верю в светлое будущее России и ее народов. Но я не поддерживаю русской мессианской идеи и считаю пропаганду ее неверной и нежелательной. Под русской мессианской идеей я разумею идею о том, что русский дух выше всех остальных национальных духов и что Россия призвана духовно и религиозно спасти другие народы. (…) Один за другим выступают на Западе пророчествующие публицисты: Чемберлен, граф Кайзерлинг, Шпенглер, Шубарт. И все пророчествуют несогласно, и все прозревают неубедительно. Все говорят о Востоке и Западе - и ни один из них не знает Востока. Я же держусь того скромного мнения, что Господь знает и Восток, и Запад - и Ему ведомы наши испытания, наши муки, унижения, дары и недостоинства. Мы, русские, не можем и не должны принимать от Запада настроения национальной гордыни, духовного империализма и религиозного шовинизма. (…) Кто мы, чтобы спасать другие народы? Что мы - настолько уже совершенны и сильны, чтобы хватило и на себя, и на других? Подняли мы свое-то бремя? (…) И если мы только что пережили величайшее в истории национальное крушение - то что же мы за спасители?»

Это 1940 год. Вот таким фашистом был Иван Александрович, друзья мои…

- Последнее. Недавно Захар Прилепин заявил, что для равновесия нужно называть имена вузов и научных центров именами не только правых, но и левых деятелей…

- Это довольно забавный призыв в контексте более чем 10-летней борьбы Изборского клуба за примирение красных и белых. Абстрактно глядя на этот вопрос, Прилепин вроде бы прав. Но ведь у нас целый ряд крупных вузов в стране носит имена Герцена, Чернышевского, Плеханова, Кирова, Орджоникидзе. Наш мощнейший технический вуз носит имя революционера Баумана, по профессии ветеринара, то есть не имевшего никакого отношения к инженерному делу. Сохранилось даже несколько вузов, до сих пор носящих имя Ленина, таков ЛЭТИ в Петербурге (до 1918 года это учебное заведение носило имя Александра III). Имеется как минимум один вуз имени его отца И.Н. Ульянова.

С условно белой стороны есть у нас университет имени Столыпина и еще университет имени Бунина. Кроме этих двух не так легко что-то вспомнить… Бунин, кстати, фигура по идеологическим краскам весьма близкая Ивану Ильину.

Не знаю, как к этому всему нужно относиться - но таково наше общество. Если кто-то затеет переименование этих вузов - это вызовет лютое противостояние, станет еще одним подрывом под идею примирения красных и белых. В общем поле деятельности для провокаторов в России огромное.

А вот что действительно вызывает вопросы - что появилось за последнее время новенького, так это вузы имени Ельцина, Собчака, Лужкова, а недавно даже - Жириновского. Таким образом, у нас хотят увековечить лики из «святых 90-х». Вот, может быть, здесь стоит посмотреть, не поторопились ли власти, все ли эти деятели достойны такой чести, и насколько они могут быть представлены в качестве деятелей просвещения, моральных ориентиров для студенчества.

Как бы то ни было, Иван Александрович Ильин вполне заслуживает, чтобы его именем назывались университеты и научные центры.

В заключение я бы хотел подчеркнуть две вещи: сам я не являюсь полным единомышленником И.А. Ильина, в своем творчестве я беру из него те идеи и разработки, которые, на мой взгляд, наиболее ценны. Второе: будущую Россию мы не сможем построить лишь на одном Ильине и круге близких ему идей, этого явно мало. Так же как мы не сможем построить ее только на социалистах, только на евразийцах, только на космистах и т.д. - даже самых талантливых.

Необходим синтез. Мы предприняли опыт такого концептуального синтеза в своей новой работе о мировоззренческом каноне Русской цивилизации, и не побоюсь этого слова, работа получилась эпохальная.

В этом синтезе Ильин занимает свое достойное место. Прежде всего, на мой скромный взгляд - за счет созданного им учения о духовном созерцании и религиозном акте. Вот это в Ильине нужно изучать. Этой теме были посвящены его «Аксиомы религиозного опыта», один из вершинных трудов русской философской мысли.

Оригинал: ruskline.ru
Скриншот



Виталий Аверьянов | 2 мая 2024, 10:23

Виталий Аверьянов: Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина




За нападками на Ильина стоит прежде всего мафиозное лобби в системе образования, желающее сохранить статус-кво. А леваки-пропагандисты, надо отдать им должное, с огоньком исполняют этот заказ. Предлагаем вашему вниманию беседу с писателем, доктором философских наук, заместителем председателя Изборского клуба В.В. Аверьяновым.

- Виталий Владимирович, поскольку полемика вокруг ВПШ имени Ильина и самого И.А. Ильина обвиняемого сегодня в фашизме ведется в основном людьми, слабо разбирающимися в русской философии, необходимо чтобы свое слово сказали профессионалы. Поэтому мы решили обратиться за комментарием к вам. По адресу ли мы обратились, и что вы в целом думаете по поводу этих дискуссий?

- Да, это действительно моя специальность. Кандидатскую я защищал как раз по философии Русского Зарубежья, да и докторская, защищенная там же, в Московском университете, хотя и в другом Диссертационном совете, делалась в основном на материале отечественной мысли. (К слову, Ильин тоже из Московского университета, в 1918 году он получил степень доктора философии по итогам публичного диспута, минуя степень магистра - довольно редкий случай, говорящий о его необычайной одаренности.)

Хотя я и не могу назвать себя ильиноведом в узком смысле слова, но всегда внимательно изучал работы Ивана Александровича Ильина, имею и научные публикации по нему. Помню, как еще студентом увлеченно собирал том к тому то самое в черных обложках Собрание сочинений под редакцией Ю.Т. Лисицы, и каждый свежий том был важным событием. Раньше всего появлялись они в книжной лавке старообрядческого храма Николая Угодника рядом с метро Белорусская…

Первое что хочу сказать по поводу темы нашей беседы - у этой пропагандистской кампании вокруг Ильина и Дугина есть все признаки того «весеннего обострения», которое систематически приключается у наших непримиримых крайне красных и крайне белых, желающих довоевать гражданскую войну или переиграть ее заново. Эта кампания из того же ряда, что регулярно возобновляемый вопрос о выносе тела из мавзолея, с одной стороны, упразднения памятников Врангелю и Колчаку - с другой.

Но есть и отличие. На этот раз имя Ильина склоняется не само по себе, а как символическая эмблема новой роли, которую начинает играть в отечественной политике и системе образования наш одноклубник (по Изборскому клубу - прим. РНЛ) Александр Гельевич Дугин.

<...>

В заключение я бы хотел подчеркнуть две вещи: сам я не являюсь полным единомышленником И.А. Ильина, в своем творчестве я беру из него те идеи и разработки, которые, на мой взгляд, наиболее ценны. Второе: будущую Россию мы не сможем построить лишь на одном Ильине и круге близких ему идей, этого явно мало. Так же как мы не сможем построить ее только на социалистах, только на евразийцах, только на космистах и т.д. - даже самых талантливых.

Необходим синтез. Мы предприняли опыт такого концептуального синтеза в своей новой работе о мировоззренческом каноне Русской цивилизации, и не побоюсь этого слова, работа получилась эпохальная.

В этом синтезе Ильин занимает свое достойное место. Прежде всего, на мой скромный взгляд - за счет созданного им учения о духовном созерцании и религиозном акте. Вот это в Ильине нужно изучать. Этой теме были посвящены его «Аксиомы религиозного опыта», один из вершинных трудов русской философской мысли.

ИСТОЧНИК: Русская народная линия
__________

Виталий Аверьянов
http://averianov.net
Аверьянов Виталий Владимирович (р. 1973) - русский философ, общественный деятель, директор Института динамического консерватизма (ИДК). Доктор философских наук. Постоянный член и заместитель председателя Изборского клуба. Подробнее...

Оригинал: izborsk-club.ru
Скриншот

См. также:

- 20.04.2024 Володин призвал не превращать дискуссию вокруг школы Ильина в РГГУ в скандал // voiks
     Спикер Госдумы Вячеслав Володин опубликовал в своем Telegram-канале пост, в котором прокомментировал «жаркие споры» вокруг Высшей политической школы (ВПШ) им. Ивана Ильина при РГГУ. Он отметил, что учебный центр был создан при университете еще год назад, а значит, сейчас не время обсуждать его название.




- 21.04.2024 Вокруг школы имени Ильина в РГГУ разгорелся скандал // voiks
     На днях разгорелся скандал вокруг школы имени философа Ивана Ильина в Российском государственном гуманитарном университете, которую возглавляет профессор Александр Дугин. С подачи скоординированных публикаций на Западе школу стали атаковать некие активисты, вовлекая в акцию и студентов.






- 21.04.2024 Вардан Багдасарян. Иван Ильин как идеологическая мишень // voiks
- 25.04.2024 Александр Проханов. Дугин под прицелом // voiks
- 27.04.2024 Валерий Коровин. Иван Ильин - величайший русский философ // voiks

- Виталий Аверьянов // izborsk-club.ru


- Аверьянов, Виталий Владимирович // Википедия
     Вита́лий Влади́мирович Аверья́нов (род. 17 октября 1973[1], Московская область) - российский философ, православный публицист и писатель, директор Института динамического консерватизма[2]. Один из учредителей, заместитель председателя Изборского клуба. Доктор философских наук. Поэт и исполнитель своих песен.
     Биография
     Родился в 1973 году под Москвой. В 1978 году семья переехала в Москву[3].
     В 1996 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ и поступил в аспирантуру философского факультета МГУ. В 1998-1999 годах был главным редактором газеты «Православное книжное обозрение».
     Активно публиковался как в академических, так и в популярных изданиях - таких как «Вопросы литературы», «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Человек», «Вопросы культурологии», в журналах „Москва“, „Волшебная гора“, „Эксперт“, „Русский предприниматель“, „Политический класс“, „Свободная мысль“, "Московский вестник", "Трибуна русской мысли", "Главная тема", "Однако", "Наш современник", в „Философской газете“, „Московских новостях“, "Литературной газете", „Завтра“ и др. В 2000 году инициировал в „Независимой газете“ и ряде сетевых изданий дискуссию об идеологическом консерватизме, православном по своему источнику[3].
     В 2000 году защитил на философском факультете МГУ кандидатскую диссертацию. Работал доцентом в московских вузах.
     Специализировался на создании интернет-проектов. Разработал целый ряд издательских, информационных и сетевых проектов, среди которых Православие.Ru (запущен в 2000 году).
     В 2000-2002 году директор информационных программ ООО Проектный центр „Докса“[3].
     В 2002-2006 годах - научный сотрудник Института философии РАН.
     В 2002-2005 годах руководитель и главный редактор издательства Общества сохранения литературного наследия. В течение нескольких лет сотрудничал в качестве составителя, автора вступительных статей и комментариев с издательством „Республика“ над Собранием сочинений В. В. Розанова под редакцией А. Н. Николюкина.
     В 2005 году стал одним из учредителей Центра динамического консерватизма, занимавшегося разработкой доктрины консервативных преобразований в России („Русская доктрина - Сергиевский проект“).
     В 2006-2008 годах заместитель председателя Фонда „Русский предприниматель“.
     В апреле 2009 года под его руководством учреждена общественная организация „Институт динамического консерватизма“[4].
     В 2012 году защитил в МГУ докторскую диссертацию (Диссертационный совет Д 501.001.92).
     Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви первого созыва (2009-2014 гг.).
     Член Русского интеллектуального клуба.
     Лауреат премии „Русский позитив“ за лучшую публицистику (2013 г.). Лауреат премии журнала „Наш современник“ (2019 г.).
     В сентябре 2012 года стал одним из учредителей Изборского клуба, его исполнительным секретарём[5], с 2016 года - заместитель председателя клуба.
     Под его руководством выполнены такие коллективные работы как „Русская доктрина“ (2005), „Сбережение, развитие и преумножение нации“ (2006), „Преображение России“ (2007), доктрина „Молодое поколение России“ (2008, документ, обсуждавшийся на XII Всемирном Русском Народном Соборе), „Мы верим в Россию“ (2010), труды ИДК (2011-2014), "Русский ковчег: альтернативная стратегия мирового развития" (2020), "Идеология победы как национальный проект" (2021), "Аркаим XXI век - концепция геостратегического усиления России" (2022), больший цикл докладов Изборского клуба и др. Многие из этих работ, продолжающие и развивающие Русскую доктрину, вышли в сборнике „Мы верим в Россию. От Русской доктрины к Изборскому клубу“ (издательство „Русская цивилизация“, 2019).
     Поэт, член Союза писателей России, автор песен.
     В 2023 году опубликовал роман "Бесконечный спуск", посвященный путешествию души в инфернальном мире. Предисловие к роману написал Александр Проханов, в нем он отметил что "Аверьянов обогатил адоведение" и создал своего рода "навигатор по аду" для грешника, стремящегося вырваться из него.
     Санкции
     7 января 2023 года, на фоне вторжения России на Украину, попал под санкции Украины как член «Изборского клуба», на сайте которого «приведена дискредитирующая, очерняющая и представляющая в негативном свете Украину информация, ставящая под сомнение право украинской нации на самоопределение и собственную государственность, содержит призывы к нарушению территориальной целостности Украины, искажает историю»[6][7]. <...>

Дугин Александр, нацизм, антикоммунизм, Ильин Иван, РГГУ, предательство, фашизм, Изборский клуб, Русская народная линия

Previous post Next post
Up