Часть-1 Часть-2 Радио Свобода | 17 октября 2022 |
Иван ТолстойМежду антибольшевизмом и Гитлером. Уточняя биографию Ивана Ильина
Адольф Эрт. Источник: Научная Библиотека МГУ.
Между тем, разрешение на работу института дано не было. Рейер был согласен на то, что институт подвергнется так называемому «гляйхгешальтету», то есть будет функционировать в русле национал-социалистической идеологии и форм управления, но настаивал на том, что формально институт должен сохраняться как самостоятельное юридическое лицо. Министерство пропаганды выступало против этого. И произошел следующий финт: Рейер из всего этого сюжета полностью вылетает и исчезает, а его место занимает знакомый нам Адольф Эрт, молодой соратник Ильина и его соавтор. Ильин продолжает оставаться в институте, правда, теперь учреждение уже называется «Общество попечения (союз в поддержку) Русского Научного Института».
В начале января Ильин выступал на открытии новой формы Русского Научного Института, он читает достаточно большое число лекций, сохранились афиши, например, 26 января он читает лекцию о Коминтерне, 2 февраля - о методах господства коммунизма, и в архиве Гестапо сохранился отчет 28 февраля 1934 года о прочитанной Ильиным лекции 16 февраля, на ней присутствовало 70 человек и рассказывал он о военной доктрине Коминтерна.
Цитирую справку Гестапо:
«Исходя из лозунга, закрепленного в Коммунистическом Манифесте 1847 года "У рабочих нет Отечества", Ильин осветил различные трактовки этого тезиса Коминтерном. По Карлу Марксу рабочие не должны были видеть в капиталистическом государстве Отечества и потому воспринимать защиту Отечества как пустые слова. Коминтерн же обязывает рабочих защищать социалистическое государство, единственное Отечество рабочего класса, от любых нападений со стороны капиталистических стран. По этой причине, согласно точке зрения Коминтерна, армия социалистического государства должна быть оснащена самыми современными вспомогательными средствами в том, что касается военной техники. Затем Ильин на основе аутентичных цитат из речей и публикаций коммунистических писателей и лидеров наглядно представил деятельность и цели Коминтерна, особенно каким образом коммунистические организации в капиталистических странах насаждены и инструктируются Коминтерном. (…)
Коминтерн также намерен перенести основную тяжесть действий в Китай и Японию, а на Западе ограничиться изоляцией Германии. Ильин подчеркнул, каким невиданным счастьем стало для Германии своевременное распознавание большевистской угрозы. Он закончил свою речь пожеланием государственным деятелям других стран также распознать всю полноту грозящей им опасности и в свою очередь осуществить мероприятия по защите от большевизма».
Это - одна сторона медали, но параллельно продолжается второй сюжет. Меллер-Закомельский после первых доносов на Ильина не остановился и продолжал их писать, но так как в этой триаде - пайщики, попутчики, эпигоны - была на самом деле борьба всех против всех, то в борьбу против Ильина активно включились и пайщики. И вот в архиве гестапо сохранился документ «Профессор Ильин», он был отправлен в дело под названием «Дело русских масонов», написан он в Мюнхене 23 марта 1934 года:
«В сотрудничестве между русскими и национал-социалистами в Берлине в настоящий момент существенную роль играет русский профессор Ильин. Совместно с партайгеноссе Эртом, написавшим известную книгу об ужасах большевизма, он выступает на всех собраниях с антибольшевистскими докладами. Совместно с Эртом он возглавляет также Русский Научный Институт. Говорят, что Ильин - масон и в 1930 году позволил себе в русско-еврейской эмигрантской газете «Сегодня» в Риге раскланяться перед евреями и сделать резкий выпад против национал-социализма. Чтобы подтвердить это референт дал задание своим агентам добыть искомый номер. Но в Русском Научном Институте в Берлине именно этот номер (по непонятным причинам) исчез из подшивки. На данный момент удалось лишь добыть копию берлинского «Руля» (Nr. 3125 от 17 марта 1930 года), в котором нападки на национал-социалистов, однако, остались за кадром. Возможно, в течение двух недель удастся добыть оригинал газеты «Сегодня» в Риге».
И дальше в документе цитируются слова, якобы сказанные Ильиным в Риге интервьюеру, в том числе Ильин рассказывает, что его репутация гораздо правее его самого, что еврейского вопроса для него вообще не существует, что у него много друзей евреев, если его спросить об отношении к евреям, то он относится к ним точно так же, как и к людям всякой другой национальности. И надо сказать, то именно эти цитаты затем ходят из документа в документ. Еще в мае 1936 года в гестапо будет заправлен запрос о политической справке относительно Ильина, и в справке гестапо будут полностью фигурировать те же самые цитаты, что и в письме. Кто был автором этого письма? Надо сказать, что Василий Бискупский еще в 1932 году связывал генерала Лампе с масонами, именно в рамках борьбы пайщиков с попутчиками, и писал в том числе о дурном влиянии, которое Лампе оказывает на Ильина. И если подумать, кто еще из видных русских эмигрантов, имеющих агентов в других городах, жил в Мюнхене в начале 1934 года, то кроме Бискупского практически нет других кандидатов на роль автора этого письма.
Справка гестапо об Ильине. 1936. Источник: архив институт современной истории, Мюнхен.
Но письмо было не единственной нападкой на Ильина, также вышла целая брошюра под названием «Лжеучителя», автор скрылся под псевдонимом Соборянин, где говорилось о связях Ильина с евреями, о том, что высылка философов в 1922 году была не просто решением советского правительства, а спецоперацией, давались те же самые цитаты из его интервью «Сегодня». Брошюра Соборянина активно цитируется. Насколько мне известно, псевдоним не раскрыт. Я бы искал автора где-то в кругах эпигонов, неподалеку от того же Меллера-Закомельского.
Что касается 1934 года, несмотря на доносы, которые продолжают поступать, Ильин как ни в чем ни бывало читает лекции в Русском Научном Институте.
Анонс лекции Ильина «Мировой кризис демократии». 1934. Источник: политический архив МИД Германии.
Глянем в афишу - 13, 20, 22, 29 июня. В том числе лекция на немецком «Мировой кризис демократии» в нескольких частях, и лекции на русском о творчестве Ремизова и Мержковского. И вдруг, ни с того ни с сего, через несколько дней Ильина увольняют. В его архиве сохранилось чрезвычайно запутанно письмо Эрту на немецком, в котором он туманно говорит, что они разговаривали с Эртом, тот предоставил ему две возможности, и вот он выбирает возможность номер два, поскольку давно хотел уйти в тень, удалиться от общественности и посвятить себя науке. В ответ на это Эрт пишет ему письмо, оно опубликовано в многотомнике Ильина, кратко его процитирую:
«От души благодарю Вас за Ваше вчерашнее письмо, из которого я делаю вывод, что Вы, при оговоренных нами условиях, хотели бы посвятить себя на какой-то период исключительно научной работе. Форма нашего сотрудничества изменилась в том смысле, в каком мы это обсуждали в последний раз. В соответствии с этим Союз в поддержку Русского Научного Института в Берлине с 1 августа никакого содержания выплачивать Вам не будет, хотя о соответствующем гонораре за уже подготовленные Вами работы наверняка позаботятся. Я, конечно же, надеюсь, что вскоре будут поставлены новые особые задачи, для квалифицированного решения которых нам придется снова прибегнуть к вашим редкостным познаниям и одаренности».
Что же произошло между концом июня и началом июля? С одной стороны, Русский Научный Институт получил некие новые установки, которые говорили о том, что в правлении не должно быть никаких русских эмигрантов беспаспортных, а в нем должны быть только немцы. С другой стороны, случилась так называемая Ночь длинных ножей, а среди арестованных по этому делу был не кто иной как Вернер фон Альвенслебен, хороший знакомый, состоявший в переписке и близких дружеских отношениях с Ильиным. Более того, через несколько дней Гитлер в Рейхстаге произнес речь и сказал, что Рём посредством некоего коррумпированного авантюриста, которого Гитлер назвал «господин фон А.», завязал тесные связи с генералом фон Шлейхером. Как известно, во время ночи длинных ножей оба, и Эрнст Рём, и генерал фон Шлейхер были убиты. Альвенслебен остался жив, посидел в тюрьме, вышел, престал заниматься политической деятельностью. Но, возможно, такая логическая цепочка, помимо всего прочего, здесь тоже присутствует и знакомство с Альвенслебеном в этом случае сыграло для Ильина дурную роль.
О том, что вообще случилось, он написал достаточно подробное письмо своему другу композитору Николаю Метнеру. Письмо написано в августе 1937 года, и в нем Ильин пишет:
«Изнемогаю от людской подлости и от собственной растерянности. Вы подумайте только, что милые туземцы, которым я 12 лет помогал уча, спасая, предотвращая - что они надо мною сделали. И за что?
1) За то, что я, как русский патриот, никаким гнусным планам относительно отделения Украины от России не сочувствую и в них не участвую.(Речь о известной логике Розенберга о том, что Украина должна быть отделена от России - прим. И.П.)
2) За то, что я категорически не желаю участвовать в антисемитской травле, считаю ее вредной для России, неискренней и несправедливой.
3) За то, что я решительно не намерен внедрять ихнюю партию в русскую эмиграцию и в Россию.
За это они, продолжая меня эксплуатировать на все лады и заваливая работой -
а) лишили меня в их стране права на труд! и, следовательно, на заработок!
b) уволили меня из Института
c) спустили против меня всевозможные доносы и сплетни, вплоть до специальной клеветнической брошюры на русском языке.
И вот я оказался: «масоном», «жидовским прихвостнем», «агентом, присланным в эмиграцию большевиками для разложения», «франкофилом», переметною сумою и т.д. и т.п.
При таких условиях мне нельзя более оставаться в этой стране; еще немного и они натравят на меня для расправ политическую полицию. Заработка не будет и, что всего отвратнее, косвенно в этом участвовал и тот господинчик, который годами называл меня «другом» и «учителем», с которым мы вместе Красную книгу написали».
Имеется в виду Адольф Эрт.
Нет оснований этому письму не доверять, письмо было частное, к публикации не предназначалось, тем не менее, Ильин, вопреки сказанному, остался в Германии еще на три с лишним года. Доносы на него при этом продолжались, есть и от 1935 и от 1936 года, там уже не говорится, что он масон с чьих-то чужих слов, а он прямо называется масоном. Например, его поездки в Ригу комментируются как поездки для «совещания с собственной масонской ложей». Несмотря на это, в 1935 году под псевдонимом Альфред Норман он издает еще одну книгу в Германии - «Большевистская политика мирового господства». Но это более или менее последнее активное политическое выступление Ильина. Далее он печатает в газете «Берлинер Курьер» очерки под названием «Утешающие эскизы», но они уже аполитичны - «Скука», «Любопытство», «Бессоница», «Шум». Несколько раз он выезжает за границу, посещает Латвию, Швейцарию, тем не менее, каждый раз возвращается в Германию.
В апреле 1937 года подает заявление в Палату писателей Рейха. Персоны, которых он выбрал для рекомендаций- протестантский пастор и епископ. Любопытное примечание, что «немецкозвучащие псевдонимы он использовал, так как настоящее его имя ослабляло бы для читателя его атаку на большевизм». Естественно, ему приходится к этому заявлению приложить свое родовое древо для доказательства арийского происхождения.
Родовое древо Ильина, приложенное к заявлению о вступлении в палату писателей рейха. 1937. Источник: Бундесархив, Берлин.
Обнаруживается, что он не очень хорошо знал своих предков. По материнской линии, там, где предками были немцы, знал еще более или менее неплохо, хотя тоже не всех прадедов, а требовалось именно до прадедов всех указать. По отцовской лини он знал только одного прадеда, прабабушек и второго прадеда он не знал вообще. О бабушке по отцовской линии он тоже ничего не знал, кроме имени, знал только одного прадеда по отцу.
Тем не менее, Эрт называет его надежным. В итоге, он получил членский билет Палаты писателей Рейха за номером 10883.
Но 17 июня 1938 года он подает повторное заявление. Видимо, претензии к нему шли по линии того, что его родовое древо неполное, потому что в повторном заявлении он пишет следующее: «17 июля 1938 года, готов засвидетельствовать под присягой, что я и жена - чистейшие арийцы, и что я никогда и нигде не принадлежал к масонским или примыкающим к ним организациям».
Дальше любопытное и быстрое стечение обстоятельств. 17 июня он подает это заявление, в начале июля он уезжает из Берлина, с 6 по 9 июля проводит несколько дней в пансионе под Мюнхеном у русских эмигрантов, у которых обычно останавливался, и оттуда уже напрямую он отправляется в Швейцарию. Есть мемуарное воспоминание одного из его берлинских знакомых о том как все это произошло. И там говорится о том, что на тот момент у Ильина уже был запрет на выезд из Германии, и только благодаря любезности некоего чиновника ему удалось выехать. Но подтверждения этой версии в немецких архивах пока мне и другим исследователям найти не удалось. Попав в Швейцарию он предоставляет несколько документов в полицию по делам иностранцев, в том числе собственную автобиографию, перечень своих научных работ, а затем отдельно документ, который он называет «особое обоснование моего прошения».
Последняя страница особого обоснования прошения о виде на жительство. 1938. Источник: Швейцарский бундесархив.
Документ не слишком известный, поэтому я его перевел на русский язык и сейчас зачитаю:
«Настоящим имею честь довести до сведения цюрихской кантональной полиции по делам иностранцев следующее особое обоснование моего прошения о виде на жительство.
Я въезжаю в Швейцарию и прошу разрешить мне пребывание здесь как ученому, который пребывает в почтенном возрасте, кое-что уже сделал во благо науки и готов отдать все свои силы стране, которая его примет. В жестокой борьбе за академические свободы и честь я был выслан коммунистами из моей страны (России), но отправился за рубеж не как беженец, а как профессор университета, чье призвание ставить свободу совести и правду превыше всего. Поэтому я был с почетом принят сначала в Германии, а затем и в других странах, в которые я приезжал. Но я не политик и не политический активист. Нигде и никогда я не входил ни в одну партию. Если от меня требовали выступить с рассказом о положении в моем Отечестве, я делал это, но всегда добросовестно, ответственно, объективно и служа правде. Любая клевета, любая несправедливость отвратительны мне. Поэтому я всегда говорил и писал о коммунизме на основании аутентичных коммунистических источников: лишь то и лишь столько, сколько коммунисты сами о себе говорят и публикуют. Поэтому я никогда не получал опровержений и не вел полемики по этим вопросам: напечатанное мной попросту принималось всеми сторонами.
Мой жизненный девиз: свобода совести, научная объективность, верность, тактичность и конфиденциальность. Я не мог позволить, чтобы мне предписывали, что именно называть правдой ни коммунисты, ни любые другие партии. 16 лет я жил в Германии в качестве гостя. И я ни разу публично не высказывал суждения о внутренней политике Германии, не занимался политикой и не вмешивался во внутреннюю немецкую борьбу. Я служил лишь объективной научной правде: в вопросах философии и конкретной социологии.
Тем не менее в течение последних пяти лет в Германии мне пришлось преодолевать трудности по хорошо понятным причинам.
Чужое, авторитарно навязываемое мне мировоззрение я никак не мог почитать. В особенности я не мог следовать расовой доктрине и давать волю ненависти. Я должен был утверждать христианскую свободу совести и спокойно принимать закулисные оговоры. В последние годы в Германии я работал рука об руку с протестантской церковью, особенно c реформатами и исповедующей церковью, без того, однако, чтобы каким-то образом вмешиваться во внутренние церковные споры. Поэтому официальные ведомства именовали меня масоном, а в феврале этого года я получил абсолютный и окончательный запрет на выступления.
Тем самым, однако, мое пребывание в Германии не запрещено, я не был выслан из страны, пока что у меня есть разрешение на обратный въезд. Но в действительности мою жизнь сделали невозможной и мне придется перенести мое служение Господу на небесах и людям на земле в иное место.
Жизнь всегда была для меня служением, никогда карьерой, так остается и по сей день. Я хотел бы служить уважаемому и любимому мной швейцарскому народу всем, что я знаю и что могу. Будущее покажет, как это осуществить. Я напечатал в Швейцарии несколько работ и много раз по приглашению выступал в Швейцарии. Так, в 1923 году я сделал несколько докладов о религиозно-философских проблемах в цюрихском психологическом клубе. В 1927 году я говорил на базельской выставке о возможностях капиталовложений швейцарской экономики в мое Отечество, а в базельском либеральном обществе о социологических истоках большевизма. В 1931 году я выступал в Ротари-клубах в Аарау и Берне и дважды в Цюрихе.
И если я сегодня подаю это прошение о виде на жительство, то я прибыл в Швейцарию не как политик и не для того, чтобы заниматься политикой или, хуже того, партийной политикой. Это мне полностью чуждо. Я хочу зарабатывать на жизнь своей профессией, философией и служить гостеприимному швейцарскому народу верно и тактично всеми своими силами и знаниями. Прежде всего, я хотел бы обратить свою новую теорию искусства на швейцарское искусство и продемонстрировать другим народам свободный творческий дух швейцарского народа на поприще искусств. Как писатель, который получает гонорары и заказы в других странах, я первое время сумею прокормить себя в Швейцарии даже вовсе без заработка. Дальнейшее покажет будущее.
С надеждой ожидая положительного ответа от полиции по делам иностранцев и готовый к любым устным справкам и собеседованиям, остаюсь с почтением
профессор доктор Иван Ильин
Локарно, июль 1938 года».
Иван Ильин.
Надо сказать, что Ильин уехал из Германии крайне вовремя - 7 ноября книга «Нападение на православную церковь» была помещена в список вредной литературы за то, что Ильин неподобающим образом отозвался о философе Ницше как предтече большевизма. Тираж был арестован и изъят. Тем не менее, из Палаты писателей Рейха его тогда не исключили, исключили только в ноябре 1940 как выбывшего в неизвестном направлении и не сообщившего свой новый почтовый адрес.
В швейцарских архивах сохранилось несколько документов о нем, например, есть документ февраля 1942 года, в котором говорится: «русские эмигранты стоят на стороне России, а не Германии, чье нападение они расценивают не как войну с большевизмом, а как завоевательную войну с целью сделать Россию колонией».
На мой взгляд, это достаточно важное свидетельство, потому что вообще о позиции Ильина относительно нападения Германии на Россию мы знаем большей частью с его слов, поэтому важно, что есть такая сторонняя оценка. Но были и комические для нас документы. Например, в августе 1941 года полиция Цюриха сомневалась в том, что он монархист, потому что, если бы он действительно был монархистом, то в России его бы казнили, а не выслали просто так. Не обошлось и без прямых доносов. Уже в 1944 году некто написал, что книга «Мир перед пропастью», которую Ильин издал еще в 1930 году, используется швейцарскими национал-социалистами на всех их обучающих курсах, кроме того, у Ильина есть несомненно связи с Геббельсом и, вообще, возможно, он - агент Гестапо.
Сообщение СД о запрете и изъятии книги Ильина. 1939. Источник: Бундесархив, Берлин.
Судя по всему, это были исключения и, к счастью, они не были приняты швейцарскими властями всерьез. А для публикаций в Швейцарии и для чтения лекций, в том числе, в Цюрихе, перед Ильиным были поставлены 3 достаточно ясных условия. Иронией судьбы является то, что эти условия, в принципе, повторяют те самые условия, которые он был вынужден подписать в августе 1933 года в Германии, после обыска будучи вызван в полицию.
1) отказ от любого вмешательства в швейцарскую политику,
2) отказ от любой критики глав иностранных правительств равно как и самих правительств,
3) исключить из выступлений все, что могло бы нарушить швейцарский нейтралитет
Долгое время вид на жительство в Швейцарии ему только продлевался, все это называлось «временное пребывание для проведения научных исследований». После войны, как мы знаем, он уже нарушал наложенные на него запреты, одно издание «Наших задач» чего стоит, это была совершенно очевидная политическая деятельность, хотя он пытался ее вести тайно. Все это пересылалось сначала в Париж, перепечатывалось там генералом Лампе и уже оттуда шло дальше. То есть авторство Ильина должно быть по возможности скрыто, о чем пишет в своей переписке и Роман Гуль, с которым Ильин встречался, что Ильин ему дал почитать несколько отрывков из «Наших задач», но всячески скрывал свое авторство, хотя было совершенно ясно, что автором является именно он.
Но это никак не взволновало швейцарское правительство и, в конце концов, весной 1949 года, если верить документам, супруги Ильины получили постоянный вид на жительство в Швейцарии, где и жили до своей смерти.
Вот вся история, которую я сегодня хотел рассказать.
Оригинал:
www.svoboda.org web.archive.orgСкриншот См. также:
- 20.10.2022
Между антибольшевизмом и Гитлером. Уточняя биографию Ивана Ильина | Подкаст «Мифы и репутации» //
www.youtube.com: Радио Свобода Видео Философа Ивана Ильина привечают провластные пропагандисты и сам президент. Любопытно познакомиться с его политическим "романом" с нацистами.