Пленарное заседание Всемирного русского народного собора (2)

Nov 28, 2023 17:56

Часть-1 Часть-2



28 ноября 2023 года 17:55 | Сочи

Пленарное заседание Всемирного русского народного собора




Возвращаясь к определению формулы Русского мира, можно сказать, что Русский мир - это общность святынь. Используя это слово не только в религиозном значении, хотя и это измерение, несомненно, очень важно, общность мировоззренческих идей и нравственных ценностей объединяет людей разного этнического происхождения, разных вероисповеданий и культурных традиций. В этом есть нечто иррациональное, как отмечал Николай Александрович Бердяев, впрочем, столь же иррациональна, по всей видимости, и ненависть противников Русского мира.

А что же нас связывает? Что для нас свято? Ключевое понятие, общий знаменатель в формуле «Русского мира» - традиция. Традиция - это следует из самой внутренней формы слова, ибо в переводе с латыни оно буквально означает предание, передачу, - в первую очередь обеспечивает связь поколений, сохраняет и передает людям ценный духовный и культурный опыт. Без этого опыта невозможны ни существование народа, ни крепкая, устойчивая государственность, являющаяся, по сути, зримым выражением воли нации к общественной самоорганизации.

Разрыв с традицией всегда болезненно переживался русским народом, старавшимся залечить потом эти раны. Так было и в веке XVIII, в эпоху неконтролируемых культурных влияний Запада, его абсолютного доминирования в русской общественной жизни. А в следующем столетии, напомню, большой вклад в восстановление целостности русской культуры внесли русские писатели, и, может быть, в первую очередь Александр Сергеевич Пушкин. Можно сказать, что с этого восстановления начался мощный расцвет отечественной культуры, подарившей миру многих выдающихся писателей, художников и композиторов.




Однако ещё более трагический разрыв произошел в XX веке, когда новые власти взяли курс на решительный отказ от наследия прошлого, объявив, что разрушат до основания старый мир и построят на его обломках новый. Православная традиция, испокон веков определявшая бытие русского народа, воспитавшая в нём лучшие нравственные качества, была отвергнута, как была отвергнута и всякая религиозность. Беспрецедентные гонения на церковь и верующих, жестокие репрессии в отношении священнослужителей, причём разных религий, не только православного духовенства, - вот печальные плоды деятельности тогдашней власти.

Что получилось в итоге, мы знаем. Не может устоять дом, построенный на песке, как говорит нам Евангелие, ну а страна при всей своей военно-политической силе и мощной идеологической пропаганде оказалась недостаточно прочным сооружением.

Для всех нас это видимый урок, потому что ко всему этому мы были причастны: кто-то - уже активно, будучи вовлечённым в общественную жизнь, кто-то - ещё находясь в том возрасте, когда он не мог активно участвовать. Но все мы помним то время, из которого тоже нужно вынести правильный урок.




Если разрушить духовный фундамент жизни народа, то происходит катастрофа, в первую очередь в сердцах людей, где ведётся, по выражению Достоевского, главная битва добра со злом, где дьявол с Богом борется. Хвала Господу, спустя три десятилетия после отказа от политики государственного атеизма удалось постепенно выровнять ситуацию.

Сегодня активно строятся православные храмы и монастыри в России и в других странах канонической ответственности Русской церкви. Этот факт всегда впечатляет и вызывает нескрываемое удивление у многих верующих людей на Западе, где христианские храмы как раз, наоборот, закрываются, переделываются в лучшем случае под концертные залы, а есть случаи - когда под кафе и даже под ночные клубы.

Особую признательность хотел бы выразить государственному руководству России и лично Владимиру Владимировичу Путину за неизменно большое внимание к духовной составляющей жизни народа, за понимание особой исторической роли православной традиции в становлении и развитии русской культуры и русской государственности.

Я уже не раз говорил ранее и повторю ещё раз: мы живём действительно в очень благоприятное время, редко Господь даёт такой уникальный шанс. Мы можем выстраивать конструктивные и доброжелательные отношения Православной церкви и других религиозных объединений с государственной властью. В истории России, пожалуй, это впервые. Даже во времена, когда страна называла себя православной империей, не было такого взаимопонимания и единодушия в решении важных вопросов, касающихся укрепления традиционных духовно-нравственных основ жизни народа.

Я уже когда-то приводил пример. Когда князю Голицыну Александр I предложил стать обер-прокурором Святейшего правительствующего синода, он смутился, удивился, потом тихонечко говорит императору: «Государь, Вы же знаете, что я масон и безбожник, но как же я могу быть обер-прокурором синода?» На что Александр сказал: «Иди, справишься». Вот так и справлялись.

Разговор о кризисных явлениях всегда побуждает вспоминать об этимологии самого слова «кризис». «Кризис» буквально переводится с греческого как «суд». Как мы ответим, отреагируем на некую серьёзную проблему - в этом будет заключаться реальное качество нашей духовной жизни, суд нашей веры.




Как уже было сказано, традиция является общим духовно-культурным знаменателем Русского мира. Сегодня традиция испытывает мощное давление, её пытаются расшатать как изнутри, так и извне. Теперь постараемся наполнить это слово - «традиция» - конкретными понятиями.

Семья - это основа русской национальной жизни и внутренний оплот традиции Русского мира, имеющий ключевое значение для всех религиозных культур. Будучи самой главной школой воспитания личности, семья не только помогает человеку познавать окружающий мир, но и учит любви, доброте и состраданию, даёт важнейшее нравственное представление и соответствующие ориентиры.

Традиционная семья считалась ещё несколько десятилетий назад чем-то таким же естественным, как воздух, никому не приходило в голову призывать создавать семьи и рождать детей. Однако не в последнюю очередь благодаря внешним влияниям, транслируемым в общественном пространстве нашей страны, удаётся убедить определённую часть людей, что традиционная семья - устаревший пережиток.

Со скорбью узнаю, что сегодня в отечественной киноиндустрии появляются фильмы, пропагандирующие суррогатное материнство и оправдывающие этот метод в преодолении бездетности, в том числе через эмоцию сочувствия к бесплодным супружеским парам. Казалось бы, на первый взгляд как это хорошо, сопереживать страдающим людям, не могущим иметь ребёнка. Однако мы прекрасно знаем, куда бывает зачастую выложена дорога благими намерениями.

Некогда наша страна поставила себе целью раскрыть секрет ядерного ядра, для того чтобы защитить себя. Никакие ресурсы не жалели для решения этой задачи, считая, что без этого наш народ не сохранит свободу и само право на жизнь.

Уверен, что в наши дни именно сбережение народа, возрождение традиционной семьи - условие выживания страны и цель, на достижение которой нужно не жалеть никаких ресурсов: ни материальных, ни интеллектуальных, ни организационных.

Нельзя жалеть в том числе и материальных средств для развития семьи. Необходимо создавать полноценные условия качественной жизни для многодетных семей, в частности, помогая в получении жилья, образования и так далее.

Моя особая сердечная боль - нерешённая проблема с абортами, которую нередко поднимаю в разговоре с государственными властями разного уровня. Это без преувеличения настоящее национальное бедствие, уничтожающее будущее нашего общества, разрушающее представление о ценности жизни человека. Однако решение проблемы абортов лежит не только в плоскости законодательных запретов. Очень важно проводить просветительскую работу, в том числе и в школе, воспитывая в детях уважение к человеческой жизни, любовь к родителям, к родной стране, к нашим нравственным ценностям и идеалам. Без любви, действующие в свободном нравственном выборе, никакие запреты не смогут кардинально изменить ситуацию. Без любви всё это становится бездушной системой наказания, которую человек будет всегда стараться хитростью обойти.

Противодействие абортам - конечно, не единственная мера по изменению демографической ситуации. Знаю, что указом Президента 2024 год объявлен Годом семьи. Во-первых, благодарю Владимира Владимировича за эту инициативу и надеюсь, что запланированная государственная поддержка института традиционной семьи будет распространена и на последующие годы.




Теперь несколько слов о миграции. Миграционная ситуация как болевая точка. Да, действительно, тема миграционной ситуации в России острая и не всем приятная. Но на самом деле этот вопрос крайне важен в свете сказанного о сохранении русской культуры. Современные миграционные процессы, их текущий характер представляют серьёзный внешний вызов нашей культурной традиции.

Ошибочная миграционная политика может привести к самым печальным последствиям для Русского мира и для России как его культурно-духовного ядра. Сейчас в публичном пространстве популярна идея о том, что мигранты - это конкурентная рабочая сила, а поэтому общество должно смириться с последствиями, которые несёт с собой практически ничем не ограниченный завоз иностранной рабочей силы.

Конечно, мне не известны все аспекты данной проблемы, и допускаю, что обойтись совсем без миграционных потоков в экономическом плане сегодня действительно довольно сложно, но это совсем не значит, что эти потоки никак не должны регулироваться и ограничиваться.

Массовый приток эмигрантов, не владеющих русским языком, не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а следовательно, не способных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, меняет облик российских городов, приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны.

В некоторых крупнейших городах возникают и активно развиваются замкнутые этнические анклавы, являющиеся рассадниками коррупции и организованной этнической преступности и незаконной миграции. Не надо это замалчивать. Никого не обижаем, среди людей, которые приехали на заработки в Россию, есть очень много добропорядочных людей, кстати, с уважением относящихся и к русскому народу, и к нашим традициям, и православной церкви и вере. Но есть и люди с другими интересами и с другими целеполаганиями.

Сводки новостей, к сожалению, пестрят сообщениями об агрессивном поведении эмигрантов по отношению к нашим гражданам. Случаи насилия над женщинами и оскорбления в их адрес, неуважение к пожилым людям - всё это вызывает справедливое негодование очень многих наших соотечественников, желающих видеть более строгое и внимательное отношение к данной проблеме со стороны правоохранительных органов и государственных властей.




Не в меньшей степени общественной напряжённости и росту недоверия способствует и то, что российское гражданство всё чаще получают мигранты из стран, чьи культурно-цивилизационные характеристики серьёзно отличаются от тех, которые существуют в нашем Отечестве. Вместе с тем процедура получения паспорта для русскоговорящих и культурно близких России людей остаётся бюрократически сложной. И возникает вопрос: почему для одних достаточно просто, но в связи с наплывом такого рода мигрантов возникает проблема, о которой было сказано, а для других почему-то очень сложно? Я ни в коей мере не против тех людей, которые хотят честно трудиться в нашей стране. Но они должны чётко понимать, что ни та прибыль, которую они приносят российским предпринимателям, ни наличие российского паспорта не освобождают их от уважения к российскому обществу, русскому народу и к нашим традициям.

Хотел бы подчеркнуть: помимо экономической выгоды существуют важнейшие стратегические вопросы бытия государства и общества, наши традиции, язык, законы, культура и обычаи. Ценность прибыли не может быть выше ценности государства, готового отстаивать интересы государствообразующего народа.

Подчеркну, дело здесь не в том, что большинство работников-мигрантов нехристиане, нет. Если бы они были христианами, например, иной конфессии, прибывшими из другого региона со своими обычаями, традициями и культурами, это тоже могло бы создавать определённые проблемы.

Уверен, что православные, а также мусульмане нашей страны, с которыми мы веками живём бок о бок, хотят сохранения России в том виде, в котором она сложилась за столетия своего существования. Если заменить значительную часть российского многонационального народа на другие народы, которые идут своим историческим путём, не принимают нашу идентичность, то наша страна станет другой, очень другой, мало похожей на Россию.

В этих условиях Россия, я убеждён, нуждается в значительной корректировке миграционной политики. Практика жизни показала неэффективность решения проблем с мигрантами через попытки договориться с национальными диаспорами и кланами, которые готовы не только горой вступиться за своего представителя, чтобы избавить его от справедливого наказания по закону, но и всячески мстить тем, кто посмел обратиться в правоохранительные органы, сообщая о преступлениях.

Каким может быть решение миграционной проблемы - надо думать и серьёзно анализировать, в том числе и опыт других стран, столкнувшихся с подобными вызовами. Но, самое главное, нужен процесс изучения этой проблемы. Ни в коем случае нельзя заталкивать её в какой-то угол и говорить, что ничего не происходит или просто отвечать: а иначе мы не можем, у нас не хватает трудовых резервов. Эта проблема должна быть на столе и общественного обсуждения, и, конечно, при принятии государственных решений.

Возвращаясь к словам, сказанным мной ещё 20 лет назад, хотел бы вновь подчеркнуть: Россия способна поддерживать в единстве различные культуры тогда и только тогда, когда сама себя она осознаёт православной.




Эти слова никак не должны создавать у людей неправославных чувство дискомфорта. И вот почему: являясь стержнем русской культуры, православная вера воспитала в русском народе все те нравственные качества, которые сегодня составляют нашу самобытность и благодаря которым мы можем говорить о российской идентичности и Русском мире, многонациональную общность.

Хранительницей же православия, опорой и оплотом духовной традиции русского народа является наша церковь, которая не только воспитывала и наставляла своих верных чад, но и всегда разделяла с ними все тяготы и испытания.

Русская культура, по меткому выражению Ивана Ильина, является выстраданным чадом исторических катастроф и национальных бедствий, то и дело обрушивавшихся на нашу страну. Преодоление этих суровых испытаний при духовной поддержке церкви помогло сформировать в народе чувство солидарности - важнейшее слагаемое русской культуры, которое и сегодня определяет поступки многих наших соотечественников, стремящихся помогать в сложных ситуациях даже малознакомым людям.

Усвоение высокого христианского идеала братства выработало в нашем народе ту самую всемирную отзывчивость, всечеловечность русского духа и стремление к всеединству, о которых писали и Достоевский, и Владимир Соловьёв.

Природная доброта русского человека, терпимость и способность мирно уживаться с другими народами, не навязывать своих убеждений сформировали уникальную модель государственного и общественного устройства на основе полиэтничности и поликультурности, взаимного уважения представителей разных религиозных традиций.

Чувство высокой нравственной ответственности, свойственное русскому народу, породило и осознание неотделимости судьбы России от судеб всего мира, а отсюда и стремление гармонизировать и, насколько возможно, уладить конфликты за пределами Отечества. А потому, если пришла беда, для нас и Сирия, страдавшая от террористов, и Италия, тяжело переживавшая в 2020 году пандемию коронавируса, оказались близкими, и мы помогали им чем могли. И голодающие страны Африки вовсе не чужие. Вот такой «культурный тип всемирного боления за всех», как писал Фёдор Михайлович Достоевский.

Все эти важные слагаемые, помноженные на верность традиции, дают конечную формулу Русского мира, культурного пространства, высоких духовно-нравственных ценностей. Недостаточно только гордиться историей, победами и достижениями предков, восхищаться культурой и богатым наследием прошлого. Если подобные чувства не подкреплены опытом переживания традиции, погружённостью в культуру и конкретными делами, то это опасная подделка традиций.

Настало время сугубой ответственности церкви за наш народ и нашу страну. Сегодня, когда многие силы восставши на нас, мой долг - призвать молиться за церковь нашу, за Президента нашего Владимира Владимировича, за Родину, которая проходит через очень непростые жизненные обстоятельства, а также и за братские народы исторической Руси.

Мы молимся о поддержке тех сил, которые сегодня на переднем рубеже борьбы за свободу нашего Отечества, ни много ни мало за свободу нашего Отечества.

И если не будет свободной России, то и церкви русской не будет, найдутся и те, кто изнутри предаст, и те, кто извне поглотит.

Да не будет тако.

Благодарю за внимание.




П.Толстой: Уважаемый Владимир Владимирович! Ваше святейшество! Досточтимые участники собора!

Русский народный собор сегодня проходит в переломный исторический момент. Против нас идёт война: экономическая, идеологическая, информационная - и война на территории бывшей советской Украины.

Я, знаете, думал, с чего начать. И хочу сказать, что у меня в телефоне, уверен, так же как и у многих сидящих в этом зале, есть несколько чатов, где буквально ежеминутно, ежечасно простые русские люди, жители деревень, посёлков, настоятели храмов, муниципальные служащие собирают по 100 или по 300 рублей в помощь нашим бойцам, в помощь военным врачам, в помощь тем, кто остался без крова над головой. Вот это и есть Русский мир сегодня, это и есть русская идея помощи ближним, солидарность и сплочение перед лицом испытаний, которые сейчас проходит Россия. Сплочение вокруг Верховного Главнокомандующего, вокруг армии, наших защитников, ради свободы и суверенитета нашего Отечества, ради сохранения нашей веры и истории, ради победы в схватке за выживание и развитие нашей уникальной русской цивилизации.

Россия всегда побеждала. Победит и в этот раз. Более того, мы станем только сильнее. Подобно тому как в момент опасности у человека включаются дремавшие ранее силы, то же происходит и с народом.

В 1945 году наша страна лежала в руинах после самой кровопролитной войны в истории человечества и в русской истории, а всего через 12 лет мир узнал русское слово «спутник».

Что мы будем делать после победы? Куда направим нашу энергию? Где будет страна через 10-15 лет? Эти вопросы, конечно же, сегодня требуют ответа. Хочу обратить внимание на то, без чего развитие страны, как мне кажется, невозможно.




Сегодня и глава государства, и глава нашей церкви говорили о семье как об основе жизни, основе государства. Русская православная церковь не зря называет семью малой церковью. Всё - и хорошее, и плохое - закладывается в каждого из нас, в человека именно в семье. И очень важно, что Президент предложил будущий год сделать Годом семьи. Хорошо, когда семья дружная, любящая, многодетная. Но, к сожалению, всё реже можно встретить семьи, в которых трое и более детей. Но о большем количестве иногда мечтать не приходится. Люди не хотят рожать, сомневаются, а часто уже и не успевают. Причин масса, и нам всем вместе надо срочно исправлять сложившуюся демографическую ситуацию. Уже приняты многие меры по поддержке семей с детьми, об этом сегодня говорилось. Но нужно больше, нужно качественно изменить государственный подход к поддержке многодетного материнства и, что немаловажно, отцовства.

Святейший патриарх выступил в Думе с инициативой о декретном отпуске для женщин не с 30-й недели беременности, как сейчас, а с момента постановки на учёт в женской консультации, то есть с первого дня, когда будущая мама узнала о своём будущем ребёнке. Эта инициатива может стать очень эффективной.

Спасибо за ваши аплодисменты, можно рассчитывать, что вы это поддерживаете. На самом деле это действительно эффективная мера для увеличения рождаемости в стране, потому что все аборты, о которых Святейший сейчас говорил как о страшном явлении, страшном грехе, как раз делаются именно в тот период, который сейчас никак не покрывается ни декретным отпуском, ни поддержкой государства. И не в последнюю очередь решение женщины об аборте связано со страхом потерять работу. Государство нуждается сегодня в детях. Почему бы нам не начать выплачивать будущим мамам пособие именно в этот, самый трудный период, в момент, когда она принимает решение: рожать или идти и делать аборт?

Другая инициатива может повысить статус многодетных отцов в обществе. Недавно Президент говорил о многодетных отцах. У нас работодатели платят за работников взносы в Социальный фонд, который в будущем будет использовать эти средства для выплат пенсий этим работникам. Взносы с холостяков и с многодетных отцов у нас, получается, одинаковые. Ведь в будущем именно повзрослевшие дети вот этих многодетных родителей будут кормить своими налогами пожилого холостяка. Человек, который вырастил трёх и более детей с лихвой уже компенсировал свои пенсионные взносы. И если мы освободим работодателей от выплат в Социальный фонд за многодетного работника, такие многодетные отцы станут всем нужны. Работа им будет гарантирована, работодателям станет нанимать многодетного отца гораздо выгоднее, чем любого другого работника, на 30 процентов. И многодетность должна стать синонимом благополучия и общественного уважения в России.

Конечно, уважаемые друзья, все эти меры надо тщательно продумать, обсудить. Для этого по благословению Святейшего Патриарха в Государственной Думе создана межфракционная депутатская группа по защите христианских ценностей. Есть межфракционная группа по проблемам семьи. Мы работаем над этим. Многие главы регионов уже сегодня начали работу по народосбережению. Это один из важных критериев главного капитала власти - доверие наших граждан.

Нужно сделать всё, чтобы каждый новый ребёнок был для семьи не новой проблемой, а новой возможностью. Так сложилось, что для многих многодетность - это синоним бедности. Пора сделать так, чтобы многодетность стала синонимом достатка.

Уверен в том, что многодетным семьям нужен единый федеральный статус.




Ещё об одной важной проблеме, о ней только что говорил Святейший Патриарх. Эффективная защита российских семей невозможна без изменения нынешней миграционной политики. Бесконтрольный массовый приток иностранной рабочей силы приводит к занижению оплаты труда граждан России и последующему их замещению мигрантами в отдельных отраслях экономики, потому что нет контроля со стороны работодателей. Переезд семей мигрантов создаёт дополнительную нагрузку на социальную сферу и провоцирует бытовые конфликты.

Приток людей, не говорящих по-русски и не желающих интегрироваться в российское общество, создаёт в наших городах этнические анклавы, которые являются питательной почвой для экстремизма и коррупции, создают напряжение у людей.

Нам необходима новая миграционная политика. Возможно, стоит принять основы государственной политики в области демографии, где будут прописаны основные принципы поддержки семьи, мер по приумножению народа и наших приоритетов в области миграции.

Теперь хотел бы вернуться к тому, с чего начал. Так сложилось веками, что перед лицом врага русские люди забывают разногласия, встают на защиту своей Родины. На дворе XXI век - ничего не изменилось, и, как и наши предки, сегодня мы воюем за наше будущее, за жизнь наших детей, за право быть русскими и жить в России. Как говорил Суворов: «Мы - русские, с нами Бог».

Идея победы, объединяющая страну под лозунгами «Мы - вместе», «Всё для победы!», должна стать делом каждого гражданина России независимо от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Только тогда, я уверен, победа будет за нами.

Благодарю за внимание.




М.Попова: Уважаемый Владимир Владимирович! Ваше святейшество! Высокопреосвященнейшие и преосвященнейшие владыки! Досточтимые отцы, братья и сестры!

Благодарна за честь быть здесь.

Меня зовут Мария, у меня десять детей.

2024 год объявлен Годом семьи, очень поддерживаю это решение. Главная опора России - это семья, и мы хотим, чтобы уже в этом году было сделано всё возможное, чтобы русских, российских многодетных семей у нас стало больше. И я скажу, как простая многодетная мама, которая не принимает государственных решений, но ощущает их последствия.

Когда растёт красивый цветок в подходящем месте, его поддерживают, поливают и убирают сорняки, которые мешают. Опыт нашей семьи и других показывает, что хорошая жизнь многодетной семьи невозможна в стеснённых условиях городских квартир. Нормальной большой семье нужен собственный комфортный дом на своей земле.

Это не каприз, а базовая потребность. Иначе где этим «цветам» расти? Мы с мужем, москвичи с университетским образованием, переехали в Ярославскую область и не можем остаться жить в столице со своими десятью детьми, потому что в городской квартире это немыслимо. И все наши знакомые многодетные семьи либо живут в собственных домах, либо мечтают в них переехать.




Для настоящего возрождения многодетной России нам требуется индивидуальное жилищное строительство, и не «человейники», а малоэтажные пригородные посёлки со всей инфраструктурой: школами, поликлиниками, детскими площадками и тому подобным. И на дома установить льготную ипотеку, гораздо дешевле, чем на городские квартиры. После рождения, например, в семье третьего ребёнка государство может списывать половину ипотеки, после четвёртого - две трети, после пятого - уже гасить этот долг полностью.

Вообще, следует поддержать семью как образец. Конечно, чтобы поменять общественные стереотипы, так как образы формируют средства массовой информации, поэтому по радио, в интернете, по телевизору - отовсюду люди должны видеть хорошую, счастливую, большую семью. Без доброй пропаганды не обойтись. И важно, чтобы разумная цензура убирала лишнее и вредное, как сорняки.

Отдельно об античеловеческой проблеме абортов. Этот тяжкий грех церковь приравнивает к убийству, и мы просим Правительство защитить нас от абортного убийства детей.

Жуткая ситуация: мне, здоровой, социально благополучной, замужней молодой маме при ведении беременности в коммерческой клинике врачи говорили, что плохо так много беременностей, и советовали это прекратить. Хотя им выгодно оказывать платные услуги по беременности, они предпочитают чудовищное склонение к абортам и к малодетности. И эта деятельность не поддаётся подсчёту и контролю.

Поэтому государству обязательно: первое - ввести запрет на пропаганду и склонение к абортам; и второе - законодательно запретить проведение хирургических, медикаментозных - всех видов абортов для начала в коммерческих клиниках. И всячески поощрять всех врачей, которые отказываются делать аборты, то есть сохраняют, сберегают жизни детей.

Далее. Прискорбно, что государственные выплаты зависят от доходов семьи. В итоге большинство многодетных, которым выделены эти средства, не могут их получить. И родители как бы стоят перед выбором: либо быть за чертой бедности, чтобы получать субсидии и пособия, либо сам справляйся. То есть получается выбор: дети или деньги. Это несправедливо. И сделать денежную помощь многодетным независимо от материальной обеспеченности семьи, и нас защитить от ювенальных законов может только государство. И так должно быть.

Хорошо будет, как вот уже звучало, утвердить единый статус многодетных. Этого ждёт, конечно, большинство российских многодетных семей. И обязательно поддерживать студенческие молодые семьи, чтобы студенты у нас не боялись рожать детей и остаться без денег, без образования и без места жительства.

А мамы заняты очень тяжёлым, но благородным трудом - созданием будущих поколений. Если бы мама получала достойное пособие по уходу за ребёнком, увеличивающееся с количеством детей, то вместо вынужденного выхода на работу многие женщины могли бы посвятить себя мужу и детям.

Многодетная семья - творческая свобода быть собой, образ рая на земле. Это немного забылось, но нам не надо новых ценностей, нам пора вернуться к себе. Хочется, чтобы нас было больше, потому что у нас лучший в мире народ и лучшая страна.

Спасибо за внимание.




В.Путин: Ваше святейшество! Дорогие друзья!

Если позволите, буквально два-три слова по поводу того, что сейчас было сказано.

Во-первых, согласен, что нам ещё очень многое нужно сделать, для того чтобы улучшить условия жизни многодетных семей да и вообще семей с детьми. Как вы наверняка видите, государство постоянно уделяет этому внимание. Не случайно следующий год мы объявляем Годом семьи: для того чтобы и на таких мероприятиях, как сегодняшнее, и в ходе дискуссии с депутатами Государственной Думы, с представителями различных фракций в Государственной Думе, с общественными организациями искать наиболее эффективные, необходимые, важные и возможные для государства в сегодняшних условиях меры поддержки семей с детьми.



Весь мир насилья мы разрушим
     До основанья, а затем
     Мы наш, мы новый мир построим,
     Кто был ничем, тот станет всем.

Здесь, конечно, и продолжение льготной ипотеки - и не только, здесь унификация или сосредоточение внимания на наиболее эффективных способах поддержки в виде различных льгот, пособий и так далее, объединение чего-то с чем-то. Но сейчас я не буду повторять, у нас целая программа большая выстроена - такая, которой, наверное, в истории нашей страны никогда и не было. Но, безусловно, есть над чем работать, прекрасно понимаю, о чём сейчас коллега выступающая сказала.

Конечно, для большой семьи с большим количеством людей нужны отдельные дома, и нужно развивать это домостроение. Мы так и делаем. Вопрос в том, чтобы всё это, всё, что делается, было доступным, более доступным, чем сегодня. Это очевидная вещь. Это касается и различных вариантов поддержки семей.

Но, повторяю ещё раз, я очень благодарен Святейшему Патриарху за то, что он организует такие мероприятия, как сегодня, потому что это даёт возможность нам поговорить, обсудить, услышать друг друга и так далее. Будем, безусловно, над этим работать.

Теперь по поводу того, что через 12 лет после окончания Великой Отечественной войны весь мир узнал русское слово «спутник», потому что это говорит о прогрессе, которого страна добивалась даже в очень сложные для неё времена. Хочу обратить внимание на то, что это стало возможным, потому что даже в самые критические моменты Великой Отечественной войны наши ядерщики и ракетчики продолжали работать над этими темами, над тем, что было тогда, на тот момент, стратегически важным и необходимым - хотя в данный момент времени тогда ничего не было важнее, как, допустим, удержать фронт либо одержать очередную победу на поле боя. Тем не менее страна всегда думала о будущем.

И мы с вами, конечно же, должны поступать именно таким образом: всегда, при любых обстоятельствах думать о будущем народа и нашего государства. Мы так и делаем, так и будем делать в будущем.

(Аплодисменты.)

Спасибо за ваши аплодисменты.

И, наконец, хочу обратить внимание на некоторые вещи, о которых сказал Святейший Патриарх. Он вспомнил советскую песню: мы старый мир разрушим, а потом - и так далее, вот на обломках, как Святейший сказал, будем строить новое здание. Так планировали советские власти после социалистической революции 1917 года. И, казалось, всё это на обломках. На самом деле мне кажется, что это оказались не обломки, это были семена, на которых и произрастала новая на тот момент российская советская государственность. Потому что уже через 24 года, несмотря на все попытки выкорчевать и религиозное сознание, выкорчевать наши культурные корни, - всё равно через 24 года… Просто напомню: началась Великая Отечественная война, и что произошло? Молотов, помните, обратился как, сообщая советскому народу о том, что война началась? Как он обратился? «Граждане и гражданки». А Сталин через несколько дней уже по-другому: «Братья и сестры». Сразу вспомнили и о Боге, и о церкви, и о наших традициях вечных.

<


И сегодня это всё продолжается. Это «выкорчёвке» не подлежит. Это основа, суть России и суть нашего народа. Мы всегда будем смотреть вперёд, двигаться вперёд, но всегда будем опираться на наши вековые традиции и наши духовные корни.

Спасибо вам за то, что вы как раз этим и занимаетесь. Благодарю вас. Всего хорошего!

Оригинал: kremlin.ru

См. также:

- 06.05.2015 Кочующая ложь на святом, братья и сестры! // tekstus


Путин Владимир, Кирилл (Гундяев), ВРНС, Русский мир

Previous post Next post
Up