Борьба за «Войковскую»: новый поворот?

Apr 05, 2016 12:10



Москва, 5 Апреля 2016, 12:10 - REGNUM

Борьба за «Войковскую»: новый поворот?
К выступлению патриарха Кирилла в Московской городской думе
Владимир Павленко



Флаг СССР

Москва, 5 Апреля 2016, 12:10 - REGNUM 29 марта Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая в Мосгордуме, призвал депутатов, а по сути потребовал от них, переименовать станцию московского метро «Войковская», названную в честь Петра Войкова - революционера и дипломата, в революционные годы члена президиума Уралсовета, павшего в 1927 году в Польше от рук наемных убийц в результате политического покушения.

Тяжба вокруг данного вопроса идет давно, и все попытки десоветизаторов - а переименование «Войковской», которого вместе с либералами добивается священноначалие РПЦ (не путать с простыми верующими), - это именно акт десоветизации, акт отрицания своей истории и борьбы с прошлым, оканчивались ничем. Последовательно подключалась все более и более «тяжелая артиллерия»: ушаты грязи на советское прошлое и его деятелей выливались с разных уровней, пока, наконец, зашедшие в тупик политики не решили спросить у москвичей. И выяснилось, что они - против переименования «Войковской», причем, несмотря на всю ту психологическую обработку и информационное промывание мозгов, которым подвергаются на протяжении уже двух с лишним десятилетий. Подробнее о результатах опроса, проведенного сайтом правительства Москвы «Активный гражданин», можно прочитать здесь.

Именно эти результаты и вызвали трудно скрываемое раздражение предстоятеля РПЦ, объявившего их «совершенно непрофессиональными» (видимо, как проводить опросы профессионально, лучше него не знает никто). Разумеется, патриарху очень хотелось бы, чтобы вопрос о переименовании станции содержал употребленные им в депутатском присутствии не вполне дипломатичные формулировки «убийца» и «террорист». Однако как-то не пристало напоминать столь высокому духовному лицу и главе Церкви о такой конституционной норме, как презумпция невиновности, и что назвать так Войкова может только суд, а каждый, кто употребляет эти звучные термины без соответствующего законного приговора, занимается, так сказать, «художественной самодеятельностью». И напрашивается встречный вопрос: что если бы сформулировать тему опроса таким образом, чтобы в нем по отношению к Войкову фигурировали иные характеристики, противоположные тем, что предложены патриархом: «герой, павший смертью храбрых на боевом посту» (что, кстати, полностью соответствует действительности)? Какой получился бы результат? 90% против переименования?

Вечно у нас с народом не везет - то власти, то теперь Церкви! Какой-то он «неправильный», не проникается всей «глубиной», которой исполнен каждый очередной «руководящий» замысел…

И не содержится ли некоей неумолимой иронии в том, что выступление в Московской думе прошло на фоне разразившегося скандала вокруг планируемого сноса памятников советской эпохи в той самой Польше, где Петр Войков и сложил свою голову за Отечество. Ведь, став социалистическим, оно же не перестало быть Отечеством, а большевики - государственной властью, несущей за него ответственность, правда? Правда или нет?

Что в сухом остатке?

Ряд соображений, которыми хотел бы поделиться, несмотря на то, что они далеко не всем понравятся.

Первое. Сам факт обращения патриарха к этой конфликтной теме, да еще в дни Великого поста, когда священноначалию надлежит, отрешившись от всего мирского, заниматься окормлением паствы, как нельзя лучше свидетельствует:

- о том, что агрессивная травля Войкова и «Войковской» - не случайное стечение обстоятельств, а конкретный проект, условием реализации которого является полномасштабная десоветизация, вытравливание из памяти народной героического советского периода;

- о том, что у реализации этого проекта имеются конкретные сроки, которые в настоящее время начинают «поджимать», вынуждая его заказчиков и исполнителей торопиться, разменивая на преодоление оказываемого им сопротивления все более и более крупные фигуры. От «записного аналитика» телеканала «Россия-1» Дмитрия Киселева до - куда уж выше! - и самого предстоятеля РПЦ;

- о том, что судьба «Войковской» в эпопее этого проекта - далеко не финальная стадия, а лишь рубеж. И что вопрос стоит о будущем России. Ведь мы знаем, помним и никогда не забываем, что условием масштабных «инвестиций» в нашу страну спутавшегося с ЦРУ белоэмигрантского отребья, в чьих интересах и развернута вся эта информационно-пропагандистская вакханалия, является разгром некрополя у Кремлевской стены. И окончательный «расчет» таким варварским способом с советским наследием, после чего и должны появиться искомые оккупантские «инвестиции». И что выступивший в Московской думе предстоятель РПЦ оказался в числе адресатов соответствующего обращения «Круглого стола «Российского дворянского собрания» от 18 марта 2013 года под говорящим названием «О репрессиях после большевистского переворота в России в XX веке». Семена упали на благодатную почву? Или находились в ней изначально, и данное обращение - уже всходы?

Короче говоря, у держателей и организаторов проекта возник и постоянно усиливается дефицит времени и нарастает нервозность, плавно переходящая в панику. Участие патриарха в решении такого вопроса - это «из пушки по воробьям». Оно лишь только подчеркивает растерянность и проблемы в их рядах. Следовательно, СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЕСЬМА ЭФФЕКТИВНО И ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОДОЛЖЕНО, а «борцам» с советским прошлым очень полезно будет оказаться в ситуации цугцванга. И в этом им нужно помочь. Ни шагу назад! Тогда и посмотрим, что будет происходить в этом лагере, которому в Московском патриархате по крайней мере симпатизируют, если не сказать поддерживают, многие - записной «наследник» митрополит Иларион, о. Дмитрий Смирнов и прочие присные.

Второе. Вольное или невольное вовлечение первого лица РПЦ в антисоветский проект:

- во-первых, противоречит его собственным, ранее сделанным, заявлениям, например следующему: «Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий» (речь на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе). Или следующему: «Я очень надеюсь, что выставка поможет нам понять всю красоту подвига нашего народа в 20-е, 30-е, 40-е годы. Она поможет нам увидеть и тяжелые страницы и понять: чтобы любить Отечество, не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро - от зла» (выступление на открытии выставки в честь Дня народного единства). И становится непонятным, где истина, а где лукавство, и нужно ли говорить, что для духовного лидера такого уровня подобное недопустимо;

- во-вторых, такое вовлечение может рассматриваться переступанием тонкой грани, которая отделяет мирскую миссию РПЦ от политического участия, невозможного как по причине уже имеющегося пагубного исторического опыта, так и ввиду безальтернативности церковного духовного авторитета в переломные моменты истории, когда вопрос ставится о самом выживании страны и народа. Разменять тысячу лет духовного подвига во славу Отечества - от времен Владимира Крестителя и Александра Невского до Великой Отечественной войны и современных событий - на сомнительные дивиденды от далеко не бесспорных текущих, конъюнктурных политических акций нетрудно. Нужно только, занимаясь этим, прежде отдать себе полный отчет в том, что в этом случае иного духовного щита и молитвенного заступничества у страны в очередной критический момент может и не оказаться;

- в-третьих, мягко говоря, неубедительными выглядят претензии в адрес коммунистов, которые-де «разрушали храмы, а теперь мешают их строить». И коммунисты есть разные - одни другим рознь, даже в рядах самой КПРФ, не говоря уж о других организациях. И, самое главное, партии у нас - что КПРФ, что «Яблоко», что «правящие» якобы единороссы, не говоря уж о «болотном» ПАРНАСе, - ни на что осмысленное сограждан организовать не могут. Партийный принцип давно вышел в тираж. Недовольны в данном конкретном случае «несознательные» граждане, а партии всего лишь пытаются в предвыборных целях оседлать волну этого недовольства, если говорить о храмах шаговой доступности. Строить их, безусловно, нужно, но такое строительство должно сопровождаться соответствующей работой с людьми: проповедник и приказчик - разные амплуа, и претензии к партиям в данном случае выглядят попыткой «перевести стрелки» с собственных недоработок на некие чужие, «вражеские» козни;

- в-четвертых, на соотношение православных и сторонников советского надо еще посмотреть. По первым прикидкам, к сожалению, далеко не все последователи советских ценностей считают себя православными, зато абсолютное большинство верующих советские ценности разделяют (как не раз слышал в храме, «меня при советской власти ничему, что противоречит Уставу РПЦ, не учили»). Это ясно, как дважды два, иначе откуда было взяться почти 90% противников десоветизации при первом опросе центра АКСИО? Разумеется, в православной среде имеются «зоологические» антикоммунисты, но их, с одной стороны, исчезающее меньшинство, а с другой, следует признать, что меньшинство это влиятельно потому, что оно сосредоточено преимущественно в церковных верхах, а среди большей части клира и, тем более, паствы встречается эпизодически.

Третье. Есть нечто неумолимо соединяющее подобные внутренние «инициативы» священноначалия РПЦ с внешними. Иначе говоря, наделавшее много шума выступление патриарха Кирилла в Мосгордуме невидимыми нитями связано с куда более резонансным, но не менее неоднозначным событием, как гаванская встреча Его Святейшества с папой римским Франциском (12 февраля т.г.). Что это именно за нити? Они весьма старательно описаны здесь. Продвигая, как ему кажется, вожделенно антисоветскую идею наличия у определенного крыла РПЦ, в частности у митрополита Никодима (Ротова), чьим учеником является патриарх Кирилл, связей и партнеров-переговорщиков в Ватикане, автор рисует вполне достоверную картину того, какими именно способами, при помощи каких именно двойных стандартов формируется некое, мифологически недостижимое, но так манящее к себе кое-кого «всехристианское» экуменическое «единство». На политическом, а не богословском языке, на котором шел разговор в Мосгордуме, это именуется сдачей позиций. Если, конечно, называть вещи своими, а не чужими именами.

Ну, а депутатам столичного парламента, внезапно для самих себя оказавшимся на острие жесточайшей политической борьбы и на себе испытавшим всю тяжесть командно-административного пресса, хочется пожелать стойкости и мужества. Ибо заявить принципиальную позицию, а затем с нее отступить - тогда лучше было и не заявлять. Однако автору этих строк почему-то кажется, что они - сдюжат. Ибо ветер истории все более однозначно поворачивает прочь от безответственного идеологического и иного экспериментаторства.

Оригинал: ИА REGNUM
__________

См. также:
- 06.04.2016 Владимир Павленко. Борьба за «Войковскую»: новый поворот? // РКРП-КПСС. Скриншот
- 04.06.2013 Владимир Павленко. Русская дворянская эмиграция // Газета «Завтра».
- 24.11.2015 00:13 Анастасия Громова. Кампания против «Войковской» - новая гражданская война // ИА REGNUM. voiks
- 26.01.2016 16:24 Борьба за «Войковскую» - эпизод в большой битве за будущее России // ИА REGNUM. voiks
- 04.02.2016 22:02 Владимир Павленко. «Белая» «элита» «креаторов» - против абсолютного большинства // ИА REGNUM. voiks
- 02.04.2016 18:14 Станислав Стремидловский. Как Ватикан спасал Русскую православную церковь от Сталина и Хрущева // ИА REGNUM.
- 05.04.2016 12:10 Владимир Павленко. Борьба за «Войковскую»: новый поворот? // ИА REGNUM. voiks

круглый стол, депутаты, Никодим, дипломатия, ПАРНАС, Киселев Дмитрий, regnum.ru, АКСИО, Активный гражданин, выставки, Яблоко (партия), Кирилл (Гундяев), Франциск, СМИ, герой, дворянство, партии, РПЦ, Мосгордума, Ватикан, КПРФ, терроризм, опросы, ВРНС, Войковская (станция), Иларион (Алфеев), Войков Петр, мавзолей, переименование, десоветизация, голосование, некрополь

Previous post Next post
Up