Зельфиру Трегулову сняли с поста гендиректора Третьяковки
Feb 10, 2023 16:00
РБК | 09.02.2023 10:43 | Авторы: Юлия Волкова, Евгения Стогова, Анна Шишкина Зельфиру Трегулову сняли с поста гендиректора Третьяковки Зельфира Трегулова ушла с поста гендиректора Третьяковской галереи
Зельфира Трегулова (Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС)
Должность Трегуловой займет Елена Проничева, с 2020 года возглавлявшая Политехнический музей. Ее отец - генерал Владимир Проничев, экс-глава погранслужбы ФСБ Зельфира Трегулова ушла с поста гендиректора Третьяковской галереи, сообщили РБК в Минкультуры. На эту должность назначена возглавлявшая Политехнический музей Елена Проничева.
В министерстве заявили, что контракт Трегуловой закончился. «Под ее руководством было организовано множество масштабных выставочных, образовательных, просветительских и научных проектов», - отметили в Минкультуры.
В ведомстве заявили, что Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Третьяковской галереи и ее филиалов.
Трегулова заявила «НСН», что узнала об увольнении из СМИ. «Я очень поверхностно знакома с Еленой Владимировной Проничевой. Я даже не знаю, какое образование она получила и насколько ориентируется в истории искусства», - прокомментировала Трегулова RTVI назначение Проничевой.
Трегулова возглавляла Третьяковскую галерею на протяжении восьми лет, с 2015 года. Она окончила искусствоведческое отделение истфака МГУ. В 1998-2000 годах работала заведующей отделом зарубежных связей и выставок в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, с 2002 года в течение 11 лет была заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям музеев Московского Кремля. Затем Трегулова занимала пост гендиректора музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
При Трегуловой в Третьяковке прошел целый ряд очень заметных выставок: работ Валентина Серова (2016 год), Ивана Айвазовского (2016 год), Архипа Куинджи (2018-2019 годы), Эдварда Мунка (2019 год), Михаила Врубеля (2021-2022 годы) и другие.
В январе 2019 года в Третьяковке произошло одно из самых дерзких преступлений в музейном мире. В рабочее время из галереи вынесли картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Преступника быстро нашли, а картину вернули. Похититель объяснил свои действия тем, что хотел привлечь к себе внимание. Ему дали три года колонии.
Елена Проничева в 2005 году окончила МГИМО по специальности «сравнительная политология». Работала в комитете Госдумы по бюджету и налогам, «Газпроме», Газпромбанке и на ВДНХ. Проничева дочь генерала армии Владимира Проничева, бывшего первого заместителя директора ФСБ, экс-главы погранслужбы и совета директоров футбольного «Динамо».
Проничева возглавляла Политехнический музей с 2020 года, до этого семь лет была исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности. В 2022 году президент Владимир Путин включил ее в состав Совета по науке и образованию.
Политехнический музей, который стал главным культурным долгостроем в центре столицы, под управлением Проничевой так и не открылся. Музей закрыт уже десять лет, а открытие, запланированное на 2021 год, было перенесено на 2025-й.
«Коммерсантъ» | 09.02.2023, 20:50 | Сергей Ходнев Достоятельный вопрос Сменилось руководство Третьяковской галереи
Увольнение Зельфиры Трегуловой совпало с новым витком борьбы за насаждение традиционных ценностей. Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, занимавшая этот пост восемь лет, с февраля 2015 года, отправлена в отставку. Официальное основание - истечение срока контракта, который последний раз продлевался в 2018-м. Новым директором стала Елена Проничева - выпускница МГИМО, бывший исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности (2013-2020) и директор Политехнического музея (с декабря 2020-го). Комментирует Сергей Ходнев.
Третьяковская галерея - не только узорчатое здание в Лаврушинском переулке с примыкающим Инженерным корпусом. Это и бывший Центральный дом художника на Крымском Валу: при Зельфире Трегуловой галерея получила здание в свое распоряжение полностью, в рамках большого ребрендинга назвала его «Новой Третьяковкой» и инициировала его масштабную реконструкцию по проекту знаменитого архитектора Рема Колхаса и его бюро OMA. И новое здание на Кадашевской набережной: сама идея появилась еще в нулевые, но только при уходящем директоре строительство сдвинулось с мертвой точки, и в 2024 году новый корпус пообещали открыть. И учрежденные при госпоже Трегуловой региональные филиалы - в Самаре (почти готов - первая выставка намечена на осень 2023 года), Владивостоке, Калининграде (строятся полным ходом). И так называемые малые музеи - старые дома-музеи известных художников (вдруг оказалось, что они не только достопочтенный балласт, что и их можно подать интересно) плюс новосозданный Музей Павла и Сергея Третьяковых.
Вот простые цифры: в 2014 году посещаемость музея составляла примерно 1 млн 400 тыс. человек. В 2015-м, когда госпожа Трегулова пришла в ГТГ,- более 1 млн 600 тыс. В 2017-м это число перевалило за 2 млн. Уже в предпандемийном 2019-м подошло к 3 млн (2 835 836 человек, если быть точным).
Но свести к голым количественным показателям, даже триумфальным, историю Третьяковки последних семи лет невозможно. Как невозможно и мерять ее скандальными происшествиями - вандальским нападением на репинского «Ивана Грозного» (2018), похищением гостившей в ГТГ картины Архипа Куинджи из Русского музея (2019), протечкой крыши в здании «Новой Третьяковки» (2020).
[Раскрыть ЕЩЕ]Возьмем казусы других музейных институций. Вот Музеи Московского Кремля: консервативно-торжественное витринное учреждение, всем известное, но десятилетиями привлекавшее по большей части туристов. С 2003 года все вдруг начало меняться - в Кремль с совершенно ослепительными гастролями стали приезжать музеи уровня Лувра, дрезденских «Зеленых сводов», венского Kunsthistorisches Museum, да и сам музей начал создавать эффектные и умные выставки на узловые исторические темы (скажем, «Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного», 2007). Само оно так получилось? Нет, благодаря все той же Зельфире Трегуловой, которая в 2002-2013 годах была в кремлевских музеях заместителем директора по выставочной работе и международным связям. Вот музейно-выставочное объединение «Росизо»: там в 2010-е после глубокого затишья случилась череда огромных и резонансных международных проектов. «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам, Бонн и Лондон, 2013-2014), тонкая выставка об Андреа Палладио и русском палладианстве (Венеция и Москва, 2015), блокбастер «Рождение космической эры», где переплетались наука, технологии, русский космизм и русский авангард (Лондон, 2015). Все это тоже отнюдь не само возникло - в 2013-2015 годах Трегулова возглавляла «Росизо».
Дело даже не в том, что она прекрасный искусствовед: из ученых совсем не всегда получаются идеальные руководители. И не в том, что она профессионал кураторского дела, каких в России страшно мало: одна шумная временная выставка - это одно, повседневная рутина массивного государственного музея - другое.
В ее директорстве была большая и, казалось бы, совершенно убедительная просветительская миссия.
Грандиозные выставки главных отечественных художников - только одна ее часть и притом довольно предсказуемая. Хотя никто не мог предположить, что эта практика тоже будет вызывать такой ажиотажный интерес - с рекордами и мемами («девочка-девочка, очередь на Серова заворачивает на твою улицу» - помните?).
Выставки в Третьяковке показывали - впервые за всю ее историю - сокровища первостатейных музейных собраний Европы (лондонская Национальная портретная галерея и Пинакотека Ватикана). По-новому освещали, казалось бы, безнадежно хрестоматийные имена истории отечественного искусства. Препарировали советскую культурную историю («Оттепель» 2017 года и посвященная застою выставка «Ненавсегда», 2020). Изучали на немецком и русском материале психологические, политические, религиозные, литературные обстоятельства европейского романтизма (сделанная совместно с Государственными музейными собраниями Дрездена выставка «Мечты о свободе», 2021). И все это с многодельными параллельными программами, лекциями, кинопоказами, инклюзивностью, музыкальными фестивалями и так далее.
И да, современное искусство на равных правах во все это встраивалось - галерея приняла в дар произведения из собраний Марата Гельмана (признан иностранным агентом) и других коллекционеров, делала соответствующие выставки, участвовала в крупных международных начинаниях - последнее из них, проект «Многообразие. Единство», представлявший главные имена сегодняшнего европейского искусства, дело совсем недавнего прошлого: выставка открылась осенью 2021-го и завершилась в феврале 2022-го.
Но казалось, что иначе быть не может: в конце концов, основателю Третьяковской галереи тоже попадало от общественного мнения за любовь к скандальным и неблагонадежным передвижникам. Что все инновационные идеи терпеливо и подробно объяснялись.
Что нападки на директора и кампании в соцсетях - это одно, но вот же результат: музей, которому равно удаются роли национального достояния и модного, открытого, современного учреждения, куда молодежь идет совсем не из-под палки.
Тем более что неудобным бунтарем Зельфира Трегулова не была ни в коем случае, и компромиссных решений на ее счету как директора тоже много - вплоть до самого отчаянного компромисса: вывоза приписываемой Андрею Рублеву «Троицы» в Троице-Сергиеву лавру на богослужения летом 2022 года (последовавшие за этим вояжем изменения в состоянии иконы так широкой общественности и не были предъявлены).
Вышло, однако, что все аргументы - хоть от статистики, хоть от науки, хоть от административной гладкости, хоть от здравого смысла - больше не работают.
Уволен авторитетный специалист мирового класса (директора главных музеев Старого Света эту репутацию подтвердят и сегодня) с прекрасными международными связями? Но кому сегодня нужен мировой класс и особенно международные связи.
Назначен на это место человек без профильного образования и без опыта работы в полноценном художественном музее? Ну что делать, в истории Третьяковки бывало и такое: в 1993-м гендиректором сделали архитектора Валентина Родионова, чтобы он на правах очередного «крепкого хозяйственника» решил настоятельные ремонтно-реставрационные вопросы.
Помнится, когда-то Министерство культуры анонсировало, что руководителей музеев будут назначать по гласной процедуре с подачей заявок и концепций со стороны претендентов и их публичным рассмотрением - так это и происходит во всем мире. Смена власти в Третьяковке проведена почти вовсе непублично. «Почти» - потому что в январе была странная история с жалобой посетителя на неполное соответствие постоянной экспозиции галереи духовно-нравственным ценностям. Таких жалоб всегда было много (и любой, кто дал себе труд полистать книгу отзывов на какой-нибудь большой выставке, знает, насколько причудливыми они бывают), но эта почему-то утекла в публичное пространство и прозвучала совсем незадолго до теперешних событий в руководстве ГТГ. Каким именно образом эти события связаны - на этот счет никаких официальных комментариев ни со стороны Минкульта, ни со стороны Третьяковской галереи так и нет. Можно, как бы то ни было, с полной основательностью прогнозировать, что теперь Третьяковской галереей дело не ограничится и что нас ждут перемены в руководстве крупных федеральных музеев начиная с ГМИИ и Русского музея. Готовых кадров, правда, нет, конкурсных процедур тоже не предвидится.
- 17.11.2022 Для красного словца // voiks О человеке, без которого немыслимо русское искусство. В залах Третьяковки открывается выставка работ Игоря Грабаря. Величайший художник, а еще - историк, архитектор, реставратор. Он спасал жемчужины древнерусской живописи и сам создавал непревзойденные шедевры. Никто после не смог повторить его технику: красками передать эффект прозрачного стекла. Или - искристое сияние инея и снега. Грабаря недаром называли «поэтом русской зимы». Красота этих пейзажей действительно ошеломляет. Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: Грабарю было свойственно умение убеждать. Убеждать, например, в том, что не надо сносить собор Василия Блаженного для облегчения проезда по Красной площади. Мы прекрасно знаем, что его коллега архитектор Барановский за слова в защиту этого памятника поплатился десятилетиями пребывания в ГУЛаге.
- 11.12.2022 Для красного словца (2) // voiks Игорь Грабарь - человек, который не только стал выдающимся художником, но и смог создать целую школу реставрации в России. Его мастерские существуют до сих пор и восстанавливают произведения искусства, которым более 2 тысяч лет. "Вспомним историю, как вмешательство Грабаря спасло от сноса собор Василия Блаженного. При этом Грабарь не оказался в ГУЛАГ, как оказался архитектор Барановский, защищавший собор от сноса", - рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
- 10.02.2015 Директор Третьяковки уволена за отсутствие кафе и Wi-Fi // www.vesti.ru В Третьяковской галерее сменилось руководство. По решению учредителя - Минкультуры РФ - Ирина Лебедева уволена с поста директора, а ее место заняла Зельфира Трегулова, перешедшая на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО. "В Третьяковской галерее так и не создана комфортная среда для посетителей - нет кафе, магазинов, нет Wi-Fi. В планах руководства галереи - снижение посещаемости на 15%. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром",- объяснили в департаменте культурного наследия Минкультуры РФ причины увольнения Лебедевой. Трегулова возглавила музейно-выставочный центр РОСИЗО в 2013 году. До этого Трегулова 11 лет проработала в должности заместителя директора Музеев Кремля. Ирина Лебедева, считающаяся крупнейшим специалистом в области авангарда, проработала в Третьяковской галерее с середины 1980-х, начав карьеру с должности простого научного сотрудника. До того, как возглавить музей, она четыре года была заместителем по науке прежнего директора Валентина Родионова. За время работы Лебедевой в качестве директора, в частности, был создан попечительский совет, реформирован лекторий и организовано несколько десятков выставок в России и за рубежом. Самые крупные среди них - "Святая Русь", которая после Москвы была показана в Лувре, "Видение танца. К столетию Дягилевских сезонов", "Александр Дейнека. Работать, строить и не ныть!" и многие другие, сообщает ТАСС.
- 30.01.2023 Минкульт потребовал от Третьяковки отчитаться о соответствии экспозиции традиционным ценностям // www.moscowtimes.ioweb.archive.orgСкриншот Минкульт направил Третьяковской галерее письмо с требованием отчитаться «по вопросу приведения содержания постоянных экспозиций и выставок в Государственной Третьяковской галерее в соответствие с духовно-нравственными ценностями». Письмо (копия есть в распоряжении The Moscow Times) подписано заместителем директора департамента музеев и внешних связей Минкульта Наталией Чечель. Она требует от гендиректора Третьяковки Зельфиры Трегуловой до 6 февраля подготовить ответ на жалобу некоего Сергея Шадрина, поступившую в Минкульт. Текст жалобы приводится в приложении к письму Минкульта. В нем Шадрин пишет, что экспозиция Третьяковки, по его мнению, не соответствует государственной политике «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Шадрин ссылается на ценности, изложенные в указе президента России от 9 ноября 2022 года № 809. Согласно указу, традиционные ценности - это в том числе права человека, патриотизм, служение Отечеству, семья и приоритет духовного над материальным. Угрозу традиционным ценностям, в соответствии с указом, несут экстремистские и террористические организации, действия США и других «недружественных» стран и транснациональных корпораций, а также отдельные СМИ и лица на территории России. Автор жалобы на Третьяковку в Минкульт уверен, что экспозиция музея «не в полной мере соответствует духовно-нравственным ценностям», а в залах «представлены произведения, имеющие признаки деструктивной идеологии». Шадрин пишет, что от знакомства с экспонатами он испытал глубокий пессимизм, ощущение пустоты и беспросветности. В частности он отмечает, что цикл «Тайная вечеря» состоит из 13 полотен, «по содержанию которых невозможно понять, кто является Иудой», а в искусстве второй половины двадцатого века есть сцены «многочисленных похорон, в том числе в присутствии маргинальных социальных элементов», «запойного алкоголизма» и «волюнтаристские интерпретации» образов отечественных правителей и деятелей культуры. Кроме того, Шадрина возмутила статуя Пьеты, созданная в 1978 году Александром Бургановым - отсутствие головы у Богородицы он счел «дьявольской интерпретацией» религиозного сюжета. На звонки The Moscow Times Шадрин не ответил. «Мы имеем дело с типичным советским способом борьбы с неугодным искусством, - якобы письмом из народа, которому дается официальный ход», - прокомментировал The Moscow Times письмо сотрудник Третьяковской галереи, пожелавший сохранить анонимность. Письмо Шадрина сотрудник музея сравнивает с речью первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева на выставке в Манеже в 1962 году. Хрущев тогда описал увиденные им картины словами «говно» и «мазня», приказывал «Всё запретить» и «Прекратить это безобразие!»
- 31.01.2023 Минкульт спросил Третьяковку о соответствии "духовно-нравственным ценностям". Так часто бывает // www.bbc.comweb.archive.orgСкриншот Министерство культуры России направило в Третьяковскую галерею письмо с просьбой предоставить информацию о соответствии экспозиции музея "духовно-нравственным ценностям". Поводом стала жалоба некоего Сергея Шадрина. По данным СМИ, в жалобе этот гражданин пишет, что испытал глубокий пессимизм, ощущение пустоты и беспросветности, посетив галерею. Таких граждан много, их жалобы - обычное дело, рассказал источник Би-би-си в структуре Минкульта. <...> Утром о проверке по жалобе гражданина Шадрина (кто это - неизвестно) сообщило издание The Moscow Times, в распоряжении которого оказалась копия письма Минкульта. Министерство затребовало информацию "по вопросу приведения содержания постоянных экспозиций и выставок в Государственной Третьяковской галереи в соответствие с духовно-нравственными ценностями", цитировало издание документ, подписанный замдиректора департамента музеев Минкульта Наталией Чечель. Срок исполнения - до 6 февраля.
- 09.02.2023 Третьяковскую галерею возглавит Елена Проничева // smotrim.ru Зельфира Трегулова покидает должность генерального директора музея в связи с завершением срока трудового контракта, сообщила пресс-служба Минкультуры. Новым генеральным директором Государственной Третьяковской галереи назначена Елена Проничева, сообщила сегодня пресс-служба министерства культуры РФ. "Она сменит Зельфиру Трегулову, которая покидает должность генерального директора музея в связи с завершением срока трудового контракта", - говорится в сообщении пресс-службы. Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковскую галерею с 2015 года, и под ее руководством было организовано множество масштабных выставочных, образовательных, просветительских и научных проектов, напоминает Минкультуры. До этого назначения Елена Проничева руководила Политехническим музеем в Москве, ранее она также работала в Еврейском музее и центре толерантности.