Для красного словца

Nov 17, 2022 23:59



Первый канал | 17 ноября 2022, 18:30
В Третьяковской галерее открывается выставка работ «поэта русской зимы» Игоря Грабаря




О человеке, без которого немыслимо русское искусство. В залах Третьяковки открывается выставка работ Игоря Грабаря. Величайший художник, а еще - историк, архитектор, реставратор. Он спасал жемчужины древнерусской живописи и сам создавал непревзойденные шедевры. Никто после не смог повторить его технику: красками передать эффект прозрачного стекла. Или - искристое сияние инея и снега. Грабаря недаром называли «поэтом русской зимы». Красота этих пейзажей действительно ошеломляет.

Ольга Паутова убедилась. Смотрите ее репортаж.












Ольга Паутова

Оригинал: www.1tv.ru
Скриншот Видео

ФРАГМЕНТ




Ольга Паутова, корреспондент:
     …Он меняет сам подход к реставрации, из ремесла превращая ее в науку. Сенсацией стали эти доски Васильевского чина из знаменитого Успенского собора. Грабарю удалось восстановить, что их автор Андрей Рублёв, а некоторые памятники культуры он спасает от уничтожения, рискуя собственной свободой.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи:
     Грабарю было свойственно умение убеждать. Убеждать, например, в том, что не надо сносить собор Василия Блаженного для облегчения проезда по Красной площади. Мы прекрасно знаем, что его коллега архитектор Барановский за слова в защиту этого памятника поплатился десятилетиями пребывания в ГУЛаге.



Первый канал | 17 ноября 2022, 21:53
В Третьяковке открывается первая крупная выставка художника и ученого Игоря Грабаря




О человеке, посвятившем жизнь русскому искусству. В Третьяковской галерее открывается первая крупная выставка Игоря Грабаря. Великий художник-импрессионист, а еще ученый, реставратор. Именно благодаря ему удалось спасти и сохранить многие сокровища нашей культуры. И речь не только о шедеврах живописи, но и архитектуры.

Есть данные, что в начале 30-х Грабарь помог отстоять Покровский собор или, как многим привычнее, собор Василия Блаженного, который, по мнению советских властей, мешал проведению парадов на Красной площади. А всемирно известная «Троица» Андрея Рублева его усилиями заняла достойное место в экспозиции Третьяковки, которую он превратил в музей мирового уровня.

Ольга Паутова подтвердит. Смотрите ее репортаж.









Ольга Паутова

Оригинал: www.1tv.ru
Скриншот Видео

"ПЁТР БАРАНОВСКИЙ: Труды, воспоминания современников"
"Пётр Барановский: Труды, воспоминания современников" - М., Фонд П.Д.Барановского, МГО ВООПИиК, 1996, 280 с. : ил.


     Значение подвижнической деятельности Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984) в должной мере еще только-только начинает осознаваться широкими кругами общественности, и важно легендарность представлений о нем подкрепить твердыми, достоверными знаниями.
     Сборник, который предваряют эти строки, - первая попытка собрать воедино научно-творческое наследие выдающегося архитектора-реставратора и запечатлеть в свидетельствах людей, близко знавших Барановского, образ страстного поборника национальной культуры.
     Статьи, доклады, методические разработки, планы обширных исследований, документы, выявленные в архивах, книгохранилищах и подготовленные к печати, представляют из себя огромной ценности достояние, поскольку публикуемые труды П.Д.Барановского - это первооснова, научный базис успешной реставрации. Выработанные Барановским принципы и методики воссоздания утраченных архитектурных памятников или их ценнейших элементов были до недавнего времени, по существу, лишены авторства. Думается, выход в свет сборника покончит с этой несправедливостью раз и навсегда.
     Мемориальная доска на возвращенном из небытия Казанском соборе напоминает миллионам людей - Петру Дмитриевичу Барановскому, сделавшему обмерные чертежи древнего сооружения, мы обязаны чудом воскрешения из мертвых этой национальной святыни.
     Сборник проливает свет и на другие многочисленные деяния Петра Дмитриевича, которые, полагаем, помогут достоверному воссозданию утраченного национального достояния.

АВТОБИОГРАФИЯ

Родился я в 1892 г. в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина-ремесленника и после начального обучения на родине получил высшее образование, окончив Московское строительно-техническое училище в 1912 г., а затем Московский археологический институт по отделению истории искусств в 1918-м. <...>

Моя научная и организационная деятельность по исследованию, охране и реставрации памятников и по созданию первого музея русской архитектуры была оценена руководством, участниками и свидетелями работы. За эти годы я состоял действительным членом Государственного Исторического музея, членом Государственного ученого совета Наркомпроса, и в 1933 г., в год 15-летнего юбилея советской науки реставрации памятников, ученым советом Центральных государственных реставрационных мастерских было постановлено ходатайствовать через Наркомпрос о присуждении мне, как старейшему в этой области сотруднику НКП и за научные достижения, звания заслуженного деятеля науки.



П.Д. Барановский (30-е годы).

Но это постановление не имело реальных последствий по той причине, что вскоре произошло событие в моей жизни, изменившее весь ее характер и направление работ. Осенью 1933 г., когда я собирал в Коломенском деревянную крепостную башню, привезенную с Белого моря, извлекал и перевозил части архитектурной обработки с разбиравшейся тогда в Москве церкви Николы Большой Крест на Ильинке, я (4 октября) был арестован и затем решением Коллегии ОГПУ от 2.04.1934 г. репрессирован по ст. 58 п. 10, 11.

Вскоре по прибытии в Сибирские лагеря в г. Мариинск я был назначен помощником начальника стройчасти. Там мною, помимо других работ, было спроектировано здание сельскохозяйственного музея. После этого я был назначен начальником строительства электростанции, имел награждения и весной 1936 г. был досрочно освобожден. Не могу эти почти три лагерных года считать целиком выброшенными из сложившегося ранее профиля научных интересов и работ: по мере полученной для этого возможности я за это время подвел итоги некоторым из поисков и научно-теоретических работ прошлого и, кроме того, лично выполнил две архитектурные модели из дерева для реставрации памятников в натуре.

Возвратившись полностью к работам в области истории архитектуры, я на первых порах поступил в музей г. Александрова, где продолжил свои прежние исследования памятников Александровской слободы. Некоторое время спустя я продолжил свои работы и в Коломенском, в качестве консультанта.
В конце 1937 г. меня пригласили для научного руководства и организации реставрационных работ в музей Троице-Сергиевой лавры в г. Загорске, и там мною были проведены научные исследования, составлены некоторые проекты реставрации и развернуты те реставрационные работы, которые ведутся преемственно по намеченным путям моими продолжателями до сего времени. <...>

15/I 1947 г.
П.Барановский

Оригинал: www.russist.ru web.archive.org

См. также:

- 17.11.2022 18:35 Выпуск новостей в 18:00 от 17.11.2022 // www.1tv.ru
     Смотрите в этом выпуске: новая серия ракетных ударов нанесена по украинской критической инфраструктуре; «зерновая сделка» продлена на четыре месяца; военные и гражданские летательные аппараты представили на выставке беспилотников в Москве; помощь бизнесу и финансирование сотен важных проектов президент обсудил с главой Фонда развития промышленности; не стало фигуриста, олимпийского чемпиона Александра Горшкова; в Третьяковке открывается выставка работ Игоря Грабаря.

- 11.12.2022 Для красного словца (2) // voiks
     Игорь Грабарь - человек, который не только стал выдающимся художником, но и смог создать целую школу реставрации в России. Его мастерские существуют до сих пор и восстанавливают произведения искусства, которым более 2 тысяч лет.
     "Вспомним историю, как вмешательство Грабаря спасло от сноса собор Василия Блаженного. При этом Грабарь не оказался в ГУЛАГ, как оказался архитектор Барановский, защищавший собор от сноса", - рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.






- Барановский, Пётр Дмитриевич // Википедия
     Пётр Дми́триевич Барано́вский (28 января [9 февраля] 1892,[4]с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии - 12 июня 1984, Москва) - российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре[5][6]. Считается некоторыми публицистами спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения[7]. <...>
     ...В январе 1930 года был арестован директор болдинского музея Семён Бузанов (умер в лагере), директор дорогобужского музея бежал, Погодин был «вычищен» как «классово чуждый».
     Для Барановского дело кончилось строгим выговором. 4 октября 1933 года он был арестован[10][11], проходил по делу "Российской национальной партии" (РНП), оно же "Дело славистов". «Вскоре по прибытии в сибирские лагеря в г. Мариинск я был назначен помощником начальника строительной части. Там мною, помимо других работ, спроектировано здание сельскохозяйственного музея» (из автобиографии).
     Весной 1936 года Барановский был досрочно освобожден,[12] был вынужден поселиться «за сто первым километром» в Александрове, где поступил на должность архитектора-реставратора в местный музей, который на тот момент являлся филиалом Государственного исторического музея.[13] На новом месте жительства занимался научным исследованием и реставрацией памятников Александровского кремля. <...>



- Храм Василия Блаженного // Википедия
     Храм Васи́лия Блаже́нного, официально собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (также Покро́вский собо́р, собо́р Покрова́ на Рву) - православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Построен в 1555-1561 годах[1][2]. <...>
     В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз - во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола[69].
     В 1930-е произошёл инцидент Иосифа Сталина с Лазарем Кагановичем, когда тот представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»[81][82][52]
     Ближе к собору в 1931 году передвинули бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который стоит на Красной площади с 1818 года[83][47][84].
     В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили реставратору Петру Барановскому заняться обмерами для сноса[85]. Он отказался и пригрозил покончить с собой, если храм будет снесён. Об этом писал В. Песков в газете «Комсомольская правда» от 4 июля 1965 года[86]. Также дочь архитектора Ольга Барановская рассказывала, что он написал телеграмму Сталину с просьбой «предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесёт политический вред советской власти»[87][88]. Однако не существует официальных свидетельств тому, что Пётр Барановский активно выступал за защиту собора от уничтожения.



- Дело славистов // Википедия www.livelib.ru
     «Дело славистов» (Дело «Российской национальной партии») - сфабрикованное[1] уголовное дело по обвинению в «контрреволюционной деятельности» против большого числа представителей интеллигенции (в основном из Москвы и Ленинграда) в 1933-1934 годах. <...>
     Этапы и фигуранты
     Фигурантов дела можно подразделить на пять групп[2].
     Первыми по обвинению в причастности к «организации украинских националистов» были арестованы Ф. В. Ховайко и В. Г. Шийко. Их дело расследовалось вне связи с остальными.
     Во вторую группу попали ленинградские и московские искусствоведы и этнографы: заведующий украинским отделением Русского музея Б. Г. Крыжановский, его коллеги Н. П. Сычев и В. В. Дроздовский, реставратор и архитектор П. Д. Барановский, этнограф-украинист Н. И. Лебедева.
     В третью группу попали московские интеллигенты разных профессий из «кружка Г. А. Тюрка», где изучалась русская архитектура, и группа лиц, далеких от славистики (геолог В. М. Чернов и др.). <...>

- Дело «Российской национальной партии» («Дело славистов») (1933-34) // www.ihst.ru Скриншот
- Барановский Петр Дмитриевич (1892) // ru.openlist.wiki Скриншот
- Барановский Петр Дмитриевич (1892-1984) // shm.ru web.archive.org
- 05.11.2007 14:21 Человек, который спас храм Василия Блаженного // www.nsad.ru Скриншот
- 01.05.2014 09:50 Архитектура с риском для жизни // dvina29.ru Скриншот

- Трегулова, Зельфира Исмаиловна // Википедия
     Зельфи́ра Исмаи́ловна Трегу́лова (тат. Зөлфирә Исмәгыйль кызы Трегулова; род. 13 июня 1955 года, Рига, Латвийская ССР, СССР) - советский и российский искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (с 10 февраля 2015 г.).

Первый канал, Третьяковская галерея, Барановский Петр, Сталин, Трегулова Зельфира, фальсификация, Паутова Ольга, ГУЛаг, Каганович, культура, Грабарь Игорь, храмы

Previous post Next post
Up