Первый канал | 17 ноября 2022, 18:30
В Третьяковской галерее открывается выставка работ «поэта русской зимы» Игоря Грабаря
О человеке, без которого немыслимо русское искусство. В залах Третьяковки открывается выставка работ Игоря Грабаря. Величайший художник, а еще - историк, архитектор, реставратор. Он спасал жемчужины древнерусской живописи и сам создавал непревзойденные шедевры. Никто после не смог повторить его технику: красками передать эффект прозрачного стекла. Или - искристое сияние инея и снега. Грабаря недаром называли «поэтом русской зимы». Красота этих пейзажей действительно ошеломляет.
Ольга Паутова убедилась. Смотрите ее репортаж.
Ольга Паутова
Оригинал:
www.1tv.ruСкриншот Видео ФРАГМЕНТ
Ольга Паутова, корреспондент:
…Он меняет сам подход к реставрации, из ремесла превращая ее в науку. Сенсацией стали эти доски Васильевского чина из знаменитого Успенского собора. Грабарю удалось восстановить, что их автор Андрей Рублёв, а некоторые памятники культуры он спасает от уничтожения, рискуя собственной свободой.
Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи:
Грабарю было свойственно умение убеждать. Убеждать, например, в том, что не надо сносить собор Василия Блаженного для облегчения проезда по Красной площади. Мы прекрасно знаем, что его коллега архитектор Барановский за слова в защиту этого памятника поплатился десятилетиями пребывания в ГУЛаге.
Первый канал | 17 ноября 2022, 21:53
В Третьяковке открывается первая крупная выставка художника и ученого Игоря Грабаря
О человеке, посвятившем жизнь русскому искусству. В Третьяковской галерее открывается первая крупная выставка Игоря Грабаря. Великий художник-импрессионист, а еще ученый, реставратор. Именно благодаря ему удалось спасти и сохранить многие сокровища нашей культуры. И речь не только о шедеврах живописи, но и архитектуры.
Есть данные, что в начале 30-х Грабарь помог отстоять Покровский собор или, как многим привычнее, собор Василия Блаженного, который, по мнению советских властей, мешал проведению парадов на Красной площади. А всемирно известная «Троица» Андрея Рублева его усилиями заняла достойное место в экспозиции Третьяковки, которую он превратил в музей мирового уровня.
Ольга Паутова подтвердит. Смотрите ее репортаж.
Ольга Паутова
Оригинал:
www.1tv.ruСкриншот Видео "ПЁТР БАРАНОВСКИЙ: Труды, воспоминания современников"
"Пётр Барановский: Труды, воспоминания современников" - М., Фонд П.Д.Барановского, МГО ВООПИиК, 1996, 280 с. : ил.
Значение подвижнической деятельности Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984) в должной мере еще только-только начинает осознаваться широкими кругами общественности, и важно легендарность представлений о нем подкрепить твердыми, достоверными знаниями.
Сборник, который предваряют эти строки, - первая попытка собрать воедино научно-творческое наследие выдающегося архитектора-реставратора и запечатлеть в свидетельствах людей, близко знавших Барановского, образ страстного поборника национальной культуры.
Статьи, доклады, методические разработки, планы обширных исследований, документы, выявленные в архивах, книгохранилищах и подготовленные к печати, представляют из себя огромной ценности достояние, поскольку публикуемые труды П.Д.Барановского - это первооснова, научный базис успешной реставрации. Выработанные Барановским принципы и методики воссоздания утраченных архитектурных памятников или их ценнейших элементов были до недавнего времени, по существу, лишены авторства. Думается, выход в свет сборника покончит с этой несправедливостью раз и навсегда.
Мемориальная доска на возвращенном из небытия Казанском соборе напоминает миллионам людей - Петру Дмитриевичу Барановскому, сделавшему обмерные чертежи древнего сооружения, мы обязаны чудом воскрешения из мертвых этой национальной святыни.
Сборник проливает свет и на другие многочисленные деяния Петра Дмитриевича, которые, полагаем, помогут достоверному воссозданию утраченного национального достояния.
АВТОБИОГРАФИЯ
Родился я в 1892 г. в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина-ремесленника и после начального обучения на родине получил высшее образование, окончив Московское строительно-техническое училище в 1912 г., а затем Московский археологический институт по отделению истории искусств в 1918-м. <...>
Моя научная и организационная деятельность по исследованию, охране и реставрации памятников и по созданию первого музея русской архитектуры была оценена руководством, участниками и свидетелями работы. За эти годы я состоял действительным членом Государственного Исторического музея, членом Государственного ученого совета Наркомпроса, и в 1933 г., в год 15-летнего юбилея советской науки реставрации памятников, ученым советом Центральных государственных реставрационных мастерских было постановлено ходатайствовать через Наркомпрос о присуждении мне, как старейшему в этой области сотруднику НКП и за научные достижения, звания заслуженного деятеля науки.
П.Д. Барановский (30-е годы).
Но это постановление не имело реальных последствий по той причине, что вскоре произошло событие в моей жизни, изменившее весь ее характер и направление работ. Осенью 1933 г., когда я собирал в Коломенском деревянную крепостную башню, привезенную с Белого моря, извлекал и перевозил части архитектурной обработки с разбиравшейся тогда в Москве церкви Николы Большой Крест на Ильинке, я (4 октября) был арестован и затем решением Коллегии ОГПУ от 2.04.1934 г. репрессирован по ст. 58 п. 10, 11.
Вскоре по прибытии в Сибирские лагеря в г. Мариинск я был назначен помощником начальника стройчасти. Там мною, помимо других работ, было спроектировано здание сельскохозяйственного музея. После этого я был назначен начальником строительства электростанции, имел награждения и весной 1936 г. был досрочно освобожден. Не могу эти почти три лагерных года считать целиком выброшенными из сложившегося ранее профиля научных интересов и работ: по мере полученной для этого возможности я за это время подвел итоги некоторым из поисков и научно-теоретических работ прошлого и, кроме того, лично выполнил две архитектурные модели из дерева для реставрации памятников в натуре.
Возвратившись полностью к работам в области истории архитектуры, я на первых порах поступил в музей г. Александрова, где продолжил свои прежние исследования памятников Александровской слободы. Некоторое время спустя я продолжил свои работы и в Коломенском, в качестве консультанта.
В конце 1937 г. меня пригласили для научного руководства и организации реставрационных работ в музей Троице-Сергиевой лавры в г. Загорске, и там мною были проведены научные исследования, составлены некоторые проекты реставрации и развернуты те реставрационные работы, которые ведутся преемственно по намеченным путям моими продолжателями до сего времени. <...>
15/I 1947 г.
П.Барановский
Оригинал:
www.russist.ru web.archive.org См. также:
- 17.11.2022 18:35
Выпуск новостей в 18:00 от 17.11.2022 //
www.1tv.ru Смотрите в этом выпуске: новая серия ракетных ударов нанесена по украинской критической инфраструктуре; «зерновая сделка» продлена на четыре месяца; военные и гражданские летательные аппараты представили на выставке беспилотников в Москве; помощь бизнесу и финансирование сотен важных проектов президент обсудил с главой Фонда развития промышленности; не стало фигуриста, олимпийского чемпиона Александра Горшкова; в Третьяковке открывается выставка работ Игоря Грабаря.
- 11.12.2022
Для красного словца (2) //
voiks Игорь Грабарь - человек, который не только стал выдающимся художником, но и смог создать целую школу реставрации в России. Его мастерские существуют до сих пор и восстанавливают произведения искусства, которым более 2 тысяч лет.
"Вспомним историю, как вмешательство Грабаря спасло от сноса собор Василия Блаженного. При этом Грабарь не оказался в ГУЛАГ, как оказался архитектор Барановский, защищавший собор от сноса", - рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
-
Барановский, Пётр Дмитриевич //
Википедия Пётр Дми́триевич Барано́вский (28 января [9 февраля] 1892,[4]с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии - 12 июня 1984, Москва) - российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре[5][6]. Считается некоторыми публицистами спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения[7]. <...>
...В январе 1930 года был арестован директор болдинского музея Семён Бузанов (умер в лагере), директор дорогобужского музея бежал, Погодин был «вычищен» как «классово чуждый».
Для Барановского дело кончилось строгим выговором. 4 октября 1933 года он был арестован[10][11], проходил по делу "Российской национальной партии" (РНП), оно же "Дело славистов". «Вскоре по прибытии в сибирские лагеря в г. Мариинск я был назначен помощником начальника строительной части. Там мною, помимо других работ, спроектировано здание сельскохозяйственного музея» (из автобиографии).
Весной 1936 года Барановский был досрочно освобожден,[12] был вынужден поселиться «за сто первым километром» в Александрове, где поступил на должность архитектора-реставратора в местный музей, который на тот момент являлся филиалом Государственного исторического музея.[13] На новом месте жительства занимался научным исследованием и реставрацией памятников Александровского кремля. <...>
-
Храм Василия Блаженного //
Википедия Храм Васи́лия Блаже́нного, официально собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (также Покро́вский собо́р, собо́р Покрова́ на Рву) - православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Построен в 1555-1561 годах[1][2]. <...>
В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз - во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола[69].
В 1930-е произошёл инцидент Иосифа Сталина с Лазарем Кагановичем, когда тот представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»[81][82][52]
Ближе к собору в 1931 году передвинули бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который стоит на Красной площади с 1818 года[83][47][84].
В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили реставратору Петру Барановскому заняться обмерами для сноса[85]. Он отказался и пригрозил покончить с собой, если храм будет снесён. Об этом писал В. Песков в газете «Комсомольская правда» от 4 июля 1965 года[86]. Также дочь архитектора Ольга Барановская рассказывала, что он написал телеграмму Сталину с просьбой «предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесёт политический вред советской власти»[87][88]. Однако не существует официальных свидетельств тому, что Пётр Барановский активно выступал за защиту собора от уничтожения.
-
Дело славистов //
Википедия www.livelib.ru «Дело славистов» (Дело «Российской национальной партии») - сфабрикованное[1] уголовное дело по обвинению в «контрреволюционной деятельности» против большого числа представителей интеллигенции (в основном из Москвы и Ленинграда) в 1933-1934 годах. <...>
Этапы и фигуранты
Фигурантов дела можно подразделить на пять групп[2].
Первыми по обвинению в причастности к «организации украинских националистов» были арестованы Ф. В. Ховайко и В. Г. Шийко. Их дело расследовалось вне связи с остальными.
Во вторую группу попали ленинградские и московские искусствоведы и этнографы: заведующий украинским отделением Русского музея Б. Г. Крыжановский, его коллеги Н. П. Сычев и В. В. Дроздовский, реставратор и архитектор П. Д. Барановский, этнограф-украинист Н. И. Лебедева.
В третью группу попали московские интеллигенты разных профессий из «кружка Г. А. Тюрка», где изучалась русская архитектура, и группа лиц, далеких от славистики (геолог В. М. Чернов и др.). <...>
-
Дело «Российской национальной партии» («Дело славистов») (1933-34) //
www.ihst.ru Скриншот-
Барановский Петр Дмитриевич (1892) //
ru.openlist.wiki Скриншот-
Барановский Петр Дмитриевич (1892-1984) //
shm.ru web.archive.org- 05.11.2007 14:21
Человек, который спас храм Василия Блаженного //
www.nsad.ru Скриншот- 01.05.2014 09:50
Архитектура с риском для жизни //
dvina29.ru Скриншот -
Трегулова, Зельфира Исмаиловна //
Википедия Зельфи́ра Исмаи́ловна Трегу́лова (тат. Зөлфирә Исмәгыйль кызы Трегулова; род. 13 июня 1955 года, Рига, Латвийская ССР, СССР) - советский и российский искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (с 10 февраля 2015 г.).