"Так и у Солженицына. Бессмысленно объяснять евклидовой геометрией геометрию Лобачевского"
Якеменко, 27.01.2023 07:55
В связи с последними инициативами депутатов (это такие люди, которые, по апостолу Павлу, «нищи, но многих обогащают, ничего не имеют, но всем обладают») «Архипелаг Гулаг» Солженицына должны убрать из программы школы.
Важные подробности:
voiks «Архипелаг» был включен в школьную программу (ФГОС) в 2009 году с подачи В.Путина (тогда премьер-министра). В школьной программе были солженицынские «Матрёнин двор» и «Один день…». «Архипелаг» входил в программу по литературе только в профильных классах старшей школы. В 2010 году Путин встретился с Н.Солженицыной. Об «Архипелаге» Путин тогда сказал: «Без знания того, что здесь изложено, у нас не будет полного представления о нашей стране и мы с трудом будем думать о будущем. Мне кажется, что удалось оставить такую силу и свет, которые этой книге присущи несмотря на то, что там много тяжести».
Здесь важно помнить, что целиком «Архипелаг» в школе не читают, а только во фрагментах и в 11-х классах на него отведено 4 часа, причем изучение носит ознакомительный характер. Но есть тонкость, сводящая на нет даже это. В кодификаторе содержания ЕГЭ по литературе нет никакой версии книги - ни полной, ни сокращенной. То есть от изучения «Архипелага» не зависит балл выпускника. Поэтому «Архипелаг» никто не читает - время, выделенное на него, обычно идет на подготовку к ЕГЭ.
Итак, проблемы нет. Но как же, нужны и пиар и отчаянные атаки на амбразуру, из которой много лет назад вынесли пулемет. Главный результат этой инициативы - Солженицына по чатикам и пабликам в очередной раз так кляли, что солнце успевало зайти во гневе их. Интересно тут вот что. В СССР о Солженицыне, так, как сегодня в чатиках, писали в журналах недалекие партийцы. Говорили, что он «изъеден злокачественной похотью прославиться», в то время как обычные люди читали и обсуждали. В нашей семье долго была знаменитая беленькая книжка «Одного дня…», страшно затрепанная и со всех сторон подклеенная от постоянной передачи из рук в руки. Писатель Астафьев недовольно вспоминал, как к нему, узнав что он писатель, пристал рабочий-полярник: «А вы читали Солженицына? Что думаете?» На Западе его ненавидели «либералы» - войновичевского Карнавалова помнят, думаю, многие.
Когда он вернулся, его ненавидели уже наши «либералы» - гайдаровцы пытались сорвать выступление Солженицына в Думе, а он выступил и сказал о них все, что думает. Ровно то, что сегодня говорят тысячи. Но сегодня это можно говорить всем, а тогда было нельзя никому - а он сказал. Сегодня ненавидят (думают, что ненавидят) и те и другие. В СССР говорили в таких случаях «есть мнение» и показывали на потолок. Сейчас можно сказать «есть тренд». То есть прокрустово ложе, в которое нужно его запихнуть, обезвредить и там, на этом ложе, благополучно с ним покончить.
Проблема в том, что он не запихивается. Он не сторонник тоталитаризма, не либерал, не националист, не гуманист, не монархист, даже не особо религиозный человек. И он же и то и другое и третье. Очень трудно поверить, что «Архипелаг», «Один день», «Матренин двор», «Двести лет вместе», «Письмо вождям» и «Как нам обустроить Россию» написал один и тот же человек. Во всех своих книгах (кроме разве что «Одного дня…) он описывает те актуальные метафоры и образы, которые заменяли ему явления. Гёте обращал внимание на противоречие в тексте «Макбета» Шекспира - в одном месте леди Макбет бездетна, а в другом она говорит, что готова убить своих детей, лишь бы ее муж стал королем. Однако Гёте считал это не недостатком, а закономерностью, объясняемой им тем, что в каждом месте художественного текста должно быть самое сильное утверждение, вытекающее из логики событий.
Так и у Солженицына. Бессмысленно объяснять евклидовой геометрией геометрию Лобачевского. В каждом месте - свое, актуальное. Он непонятен, подходит вроде многим - а никому.
Непонятное всегда пугает. А если изругать - становится понятным. В русской традиции считалось, что если выругать черта по матушке - он отходит.
Так и здесь.
Оригинал:
t.me/yakemenkoСкриншот См. также:
- 04.11.2022
Борис Якеменко: В чем смысл праздника, к созданию которого я приложил в своё время руку? //
voiks- 17.11.2022
Борис Якеменко: Надо было бы поставить памятник герою, который стал более значим, чем автор //
voiks- 12.12.2022
Под себя... //
tekstus - 31.10.2010
Включение книги «Архипелаг Гулаг» Солженицына в школьную программу //
voiks К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое, что вы так отзываетесь о герое нашей сегодняшней передачи Александре Исаевиче Солженицыне. Но, тем не менее, я возвращаюсь к тем цифрам, которые я в начале передачи огласила, что пополам, это всё равно так, и я не исключаю, что какой-нибудь родитель вообще придёт в школу и скажет: «Я не хочу, чтобы мой ребёнок изучал в школе эту книгу».
Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Мало ли, он не хочет, чтобы изучали, что дважды два это четыре, а захочет, чтобы сразу геометрию Лобачевского преподавали его ребёнку. Всё может быть, я не знаю каковы тут правила и отношения.
- 22.01.2023
Солженицына не планируют исключать из школьной программы, заявили в Госдуме //
voiks Вопрос об исключении из школьной программы произведения Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" не стоит и не стоял, заявила глава думского комитета по просвещению Ольга Казакова.
- 01.01.2018
Безумный мир цифр публицистики Солженицына //
voiks И там, где научное исследование требовало бы сто фактов, двести, - а у меня их - два! три! и между ними бездна, прорыв. И вот этот мост, в который нужно было бы уложить ещё сто девяносто восемь фактов, - мы художественным прыжком делаем, образом, рассказом, иногда пословицей. Я считаю, что я провёл самое добросовестное исследование, но оно местами не научное.
-
Толкования на 2 Кор. 6:10 //
bible.optina.ru bible.by Скриншот Скрин-2- 11.09.2005
Алексей Мазур. Уроки 15 лет //
www.mazur.ru www.solzhenitsyn.ru Скриншот- 27.10.2016
Андрей Немзер. «Октябрь Шестнадцатого»: чем чревата тишина? //
politconservatism.ru Скриншот- 05.08.2008
Глеб Морев. На смерть Александра Исаевича Солженицына Скриншот- 18.02.2019
Солженицын и Тихий Дон //
voiks