Современный русский национализм (2)

Dec 26, 2006 00:02

Часть-1 Часть-2

Современный русский национализм

Владимир Малахов. Мыслящая Россия. Картография современных интеллектуальных направлений. М.: Некоммерческий фонд "Наследие Евразии", 2006.

Либеральный национализм

На рубеже 1999-2000-х годов часть либералов заявляет о своем желании нарушить монополию националистов на патриотизм и противопоставить антилиберальному, антиреформаторскому и реакционному национализму/патриотизму либеральный, реформаторский и прогрессивный национализм/патриотизм.

Первой ласточкой националистического сдвига на либеральном фланге стало заявление тогдашнего лидера СПС Анатолия Чубайса о том, что в Чечне происходит возрождение российской армии. За прошедшие с этого момента шесть лет лагерь «национал-либералов» приобрел если и не очень определенные, то вполне узнаваемые очертания. В их интеллектуальной кузнице было выковано три идеи: «либеральной империи», нациостроительства и суверенной демократии.

Лозунг «либеральная империя» был вброшен в оборот все тем же А. Чубайсом. Идею Чубайса помимо Леонида Гозмана и других членов правления РАО ЕС поддержали Виктор Кувалдин (руководитель Центра аналитических программ Горбачев-фонда), Аркадий Попов (руководитель аналитической группы «Меркатор»), Вячеслав Никонов (президент Фонда «Политика») и некоторые другие известные либералы. Горячую поддержку этой идее оказали молодые исследователи из Казани, издающие журнал «Аb imperio». В то же время большинство представителей либерального крыла отечественной мысли скептически отнеслись к инициативе Чубайса. Впрочем, идею о России как (либеральной) империи не следует жестко привязывать к имени Чубайса. У нее были адепты и ранее (См.: Щедровицкий П. Русский мир: Прогрессивная империя и культурный империализм // Со-общение. 1999- № 1.).

Споры провоцирует и другой тезис национал-либералов: о необходимости построения в России национального государства в этническом смысле слова «нация». Согласно Вячеславу Никонову, «Россия впервые стала государством-нацией. Причем государством именно этническим. Никогда русские не были большинством в стране. Сейчас в России оказалось русских больше, чем во Франции французов». (В. Никонов, сознательно или нет, повторяет здесь мысль Солженицына от 1992 года, согласно которой у русских после отделения от России среднеазиатского балласта появился шанс завершить строительство нации.) Оппоненты этой идеи указывают на конфликтогенный потенциал проекта этнического строительства в полиэтнической стране (Кроме того, как не устает повторять В. Тишков, нация в России уже сложилась. Это российская нация, сознающая себя в качестве социокультурного сообщества. См.: Тишков В. Самоопределение российской нации // Международные процессы. 2005. Т. 3. № 2 (8), май-август. С. 17-27).

Гораздо больший энтузиазм и гораздо меньше возражений вызывает идея «суверенной демократии», согласно которой в нашей стране задолго до появления демократов из «Демократической России» существовала собственная демократическая традиция. Стало быть, нам нет смысла ее импортировать. Эту идею - демократии с русским лицом - активно поддерживают постоянные авторы журнала «Эксперт» Татьяна Гурова, Андрей Громов, Дмитрий Быков. Есть немало указаний на то, что формула «суверенная демократия» востребована и президентской администрацией.

Официальный национализм

Как мы уже отметили, особенностью ситуации, сложившейся приблизительно после 2000 года, является стремление власти утвердиться на новом идеологическом основании. Если в начале 1990-х годов правящий класс апеллирует к «демократическому выбору», то уже к середине десятилетия акцент смещается на национальные символы («Наш дом - Россия», «Единство», «Отечество - Вся Россия»). Однако власть все еще продолжает позиционировать себя как антикоммунистическая, антинационалистическая и, в широком смысле слова, либеральная. В качестве базисных ценностей декларируются открытость внешнему миру, индивидуальная свобода, сильное гражданское общество. То, что происходит со сменой кремлевской администрации, можно описать как «патриотический поворот». Он проявился в целом ряде мероприятий как в символической сфере, так и в области образовательной, информационной и иммиграционной политики. При этом власть посылает сигналы своей близости разным группам населения: ностальгирующим по советским временам - возвращение мелодии советского гимна и красного знамени в Вооруженных силах, поклонникам царской России - отмена празднования 7 ноября и сокращение майских праздников, возвращение гражданства генералу Деникину и перезахоронение останков Ивана Ильина т. д.

За патриотическим поворотом стоит понимание растущего легитимационного дефицита и сужения социальной базы существующего режима. В действиях власти прочитывается желание, с одной стороны, ответить страхам и ожиданиям определенных кругов населения (принятие в 2002 году жестко рестриктивных законов «О гражданстве» и «Об иностранцах», изъятие - по требованию общественности - «непатриотичных» учебников истории), а с другой - стремление активно действовать в направлении формирования лояльных граждан (государственный контроль над ведущими СМИ, замена в школьных программах «основ безопасности жизни» начальной военной подготовкой, появление телеканала «Звезда» и православного телеканала СПАС и тд.).

Из трех столпов современного почвенничества - «держава, духовность, Победа» (так их сформулировал Лев Аннинский) - официальная власть успешно апроприировала первый и последний. С усвоением второго проблем возникнуть не должно.

Опубликовано в книге: Мыслящая Россия. Картография современных интеллектуальных направлений. М., 2006

Оригинал: iphras.ru

См. также:


- Мыслящая Россия: картография современных интеллектуальных направлений. М.: Фонд "Наследие Евразии", 2006. // publications.hse.ru
     Настоящий сборник дает срез актуального состояния интеллектуального процесса в России. Помимо общей характеристики интеллектуальной среды, он ставит себе задачу зафиксировать основные проблемы, содержание и структуру этого процесса, а также институциональную и персональную локализацию значимых интеллектуальных позиций. Иными словами, он призван решить задачу содержательного картографирования, а также институциональной и авторской навигации в нашем интеллектуальном пространстве. В силу объективного современного состояния этого пространства эта задача не может быть, на наш взгляд, решена исчерпывающим образом, но стремление к этому выступало нормативным требованием при подготовке настоящего издания. Результаты этой работы, конечно, не претендуют на полноту. Речь, скорее, идет о первых набросках, изобилующем белыми пятнами на топографическом абрисе, который ставит больше вопросов, чем дает ответов. Однако сама постановка этих вопросов представляется нам продуктивной и побуждающей к дальнейшему движению.

коммунопатриоты, Чубайс Анатолий, Проханов Александр, Лимонов Эдуард, Солженицын Александр, Деникин Антон, КПРФ, либералы, Шафаревич Игорь, Кургинян Сергей, Завтра (газета), национализм, Ильин Иван, Жириновский Владимир, Путин Владимир, Нарочницкая Наталия, Солоухин Владимир

Previous post Next post
Up