Часть-1 Часть-2 Иосиф Слипый: окормитель антимоскальства - «Украинство…» Глава X
ИА Красная Весна | Коммуна «Суть времени» / ИА Красная Весна / 11 марта 2022
Слипый, как и Шептицкий, посвятил жизнь формированию накаленного униатского антисоветского/антироссийского ядра, которое сыграло существенную роль в разрушении СССР и продолжает свою деструктивную деятельность по сей день.
Иоанн XXIII. Фото 1958 года
Годы заключения. Неожиданное освобождение
Следствие над арестованным в апреле 1945 года Слипым продлилось около года. В итоге военный трибунал вынес приговор, согласно которому униатский митрополит был осужден на 8 лет лишения свободы. Отбывал он наказание в Сибири.
По окончании срока, в апреле 1953 года, Слипый был переведен на несколько месяцев в Москву. (Заметим, что в ту эпоху далеко не все, отбывшие свой срок, имели возможность въезда в Москву, Ленинград и другие крупные города страны). Мы не знаем доподлинно, что происходило со Слипым в Москве. Ряд источников указывает, что советская власть вела со Слипым активные переговоры, склоняя его перейти в православие и даже предлагая высокий пост в православной иерархии.
Историк Ю. Федоровский сообщает, что в 1953 году Слипый, переехав в Москву, занимался «научной и журналистской деятельностью». Федоровский приводит отрывок из статьи Слипого, написанной в тот период явно с намерением продемонстрировать лояльность советской власти:
«Потрясающее впечатление производят гигантские фигуры святых в Новодевичьем храме, икона Третьяковской галереи и Василия Блаженного… Библиотека имени Ленина это тоже своего рода великан, отдельный мир для тебя… всё это вместе взятое свидетельствует, какие великие старания приложило и прикладывает Советское правительство и управа столичного града, чтобы старинную Москву превратить в настоящую высококультурную столицу величайшей державы».
Федоровский утверждает также, что в 1955-1958 гг. Слипый неоднократно посещал Киев и даже пытался трудоустроиться в Институт истории АН УССР, мотивируя это тем, что он напрочь отошел от религиозной деятельности.
Но основным местом жительства Слипого оставался всё же Красноярский край. В августе 1957 года Слипый был направлен в Маклаковский дом инвалидов (Енисейский район Красноярского края), где находился до 19 июня 1958 года. За это время он написал целый ряд обращений к правительству и непосредственно к Никите Хрущеву о положении Украинской грекокатолической церкви, а также труд «История Вселенской церкви на Украине».
Украинские националисты настаивают, что сила духа этого человека была такова, что он творил, невзирая на нечеловеческие условия. Слипый, безусловно, не был слабым человеком. Но можно ведь взглянуть на этот вопрос и под другим углом зрения. И сказать, что если Слипый сумел написать объемный труд по истории церкви, то условия были не такими уж нечеловеческими.
Новое следствие против Слипого было начато в Красноярске 12 сентября 1958 года, а затем продолжено в Киеве и длилось до 24 апреля 1959 года. Основанием для очередного процесса послужило задержание сначала в январе, а затем в июне 1958 года курьеров Слипого, перевозивших его послания за границу. В одном из посланий было сказано, что и над мирянами, и в особенности над священниками, вышедшими из унии, висит «мрачная немедленная смерть».
17 июня 1959 года Верховный суд УССР приговорил Слипого к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовых лагерях за «активную работу, направленную на возрождение униатской церкви, подчиненной Ватикану, и ликвидацию социалистического строя на Украине». А в сентябре 1962 года коллегия Верховного суда СССР постановила «определить ему место отбывания наказания в исправительно-трудовой колонии особого режима».
Запад отреагировал на это постановление шумной информационной кампанией. Утверждалось, что Слипый чуть ли не при смерти, и потому необходимо добиваться его срочного вызволения.
Началась эта кампания в очень неслучайный момент. 11 октября 1962 года должен был открыться Второй Ватиканской собор, собранный по инициативе папы Иоанна XXIII. Этот папа, ставший главой католиков в 1958 году, вскоре получил прозвище «красный», поскольку признал победившую в январе 1959 года Кубинскую революцию и отправил на Кубу своего посланника. Кроме того, Иоанн XXIII взял курс на реформу (обновление) католической церкви и выстраивание диалога с СССР. Реформа церкви как раз и должна была обсуждаться на Втором Ватиканском соборе, причем в условиях жесткого противостояния так называемых обновленцев (или прогрессистов), сторонников реформы, и их противников интегристов - католиков правой ориентации.
Благодаря информационной кампании интерес Второго Ватиканского собора к вопросу о Слипом и УГКЦ был сильно разогрет. И когда так называемый внетерриториальный Синод УГКЦ попросил Ватикан содействовать легализации грекокатолической церкви на Украине и освобождению из заключения митрополита Иосифа, на кон в каком-то смысле был поставлен авторитет «красного папы». Для Иоанна XXIII, имевшего в лице интегристов мощных противников, было принципиально важным решить истерически нагнетаемый вопрос о Слипом.
Ситуация предельно усложнилась в связи с тем, что через несколько дней после открытия собора начался Карибский кризис. 14 октября 1962 года американский разведывательный самолет У-2 зафиксировал нахождение на Кубе советского тактического ядерного оружия. Это были ракеты средней дальности с ядерными боеголовками мощностью до 1 Мт. 16 октября разведка доложила об этом президенту США Джону Кеннеди. 22 октября Кеннеди объявил о запрете поставок оружия на Кубу. 24 октября США, в обход международного права, установили морскую блокаду острова. Правительством США также рассматривались варианты военного вторжения на Кубу.
Вал взаимных угроз и требований между Москвой и Вашингтоном нарастал. Вооруженные силы обеих стран были приведены в полную боевую готовность. Фидель Кастро мобилизовал всё население Кубы.
27 октября над Кубой был сбит высотный самолет-шпион У-2, управляемый американским офицером. Мир оказался на пороге третьей мировой войны.
Иоанн XXIII (а он, как мы помним, поддержал Кубинскую революцию) вел с Кеннеди, происходившим из католической семьи, переговоры, убеждая американского президента не идти на эскалацию конфликта.
К началу ноября 1962 года между СССР и США был достигнут хрупкий мир. И вот тут-то, как пишет в своей книге «Религия в Америке 80-х» Н. Яковлев, кто-то «подсказал» католику Кеннеди, что необходимо вступиться за грекокатолического иерарха и попросить Москву освободить «умирающего» Иосифа Слипого.
На что делалась ставка? На то, что в случае отказа Москвы зыбкое перемирие между США и СССР будет разрушено? Или же на то, что Москва не сможет в столь сложный момент отказать Вашингтону?
Яковлев придерживается первого варианта: «Надо думать, подсказавшие этот ход президенту заранее потирали руки: его обращение в Москву с надлежащей просьбой встретит отказ. И тогда… 12 января 1963 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР Слипый был досрочно освобожден».
Как пишет Яковлев, «хотя Слипый [прибывший в феврале в Рим на постоянное местожительство] всячески симулировал тяжкие недуги, даже при беглом взгляде бросалось в глаза - митрополит наслаждается отменным здоровьем…» А где же следы «мучений» в местах не столь отдаленных? Ведь в лагерях Слипый действительно провел немало лет. Вопросы, вопросы, вопросы…
В апреле 1963 г. журнал «Украинское православное слово» (США) изрек:
«Вся мировая пресса, в том числе и украинская, в свободном мире теряется в догадках в поисках причин и обстоятельств неожиданного прибытия Слипого. А теряется потому, что и в свободном мире митрополит Слипый вынужден молчать, а официальные лица Ватикана не хотят раскрыть, почему именно Ватикан дал согласие на приезд Слипого при таких неожиданных и покрытых тайной обстоятельствах».
Так или иначе, в феврале 1963 года Слипый оказался в Риме и прямиком отправился на Второй Ватиканский собор.
Отъезд в Рим. Второй Ватиканский собор
Перед тем как навсегда покинуть СССР, Слипый, будучи 4 февраля 1963 года в Москве проездом, успел повидаться со специально вызванным из Львова подпольным священником, членом восточной ветви ордена редемптористов Василием Величковским. Дело в том, что еще в 1959 году Иоанн XXIII (не будем преувеличивать его «красноту» - прежде всего он был католиком) назначил Василия Величковского епископом. Но на Украине не оказалось ни одного епископа, который мог бы посвятить Величковсого в сан. Слипый тайно посвятил Величковского в епископы и назначил местоблюстителем главы УГКЦ на Украине. В свою очередь, Величковский, прежде чем его выдворили из СССР в 1972 году, тайно рукоположил более 40 новых униатских священников.
Лотар Воллех. Второй Ватиканский собор. Фото 1963 года
На Втором Ватиканском соборе униаты, возглавляемые Слипым, обвинили Русскую Православную Церковь и представителей делегации РПЦ в преследовании грекокатоликов на территории СССР. Иоанн XXIII, не желавший портить отношений с РПЦ и СССР, всячески смягчал острые углы. Вопрос о легализации УГКЦ на территории СССР на Соборе не обсуждался.
Ключевым для Слипого вопросом, который он поднял на Втором Ватиканском соборе, стало повышение статуса грекокатолической митрополии до патриархата («Киевско-Галицийского католического патриархата»). По планам Слипого и его окружения, образование патриархата усилило бы их влияние на украинцев-эмигрантов, а также позволило бы активизировать антисоветскую деятельность и в перспективе распространить «юрисдикцию патриарха» на территорию всей Украины. На состоявшемся в Риме совещании униатских епископов и националистических лидеров было высказано мнение, что создание униатского патриархата поможет уничтожить советскую власть на Украине.
Однако папа отказался провозгласить униатский патриархат. Тем не менее статус униатской церкви был существенно повышен - до уровня верховного архиепископства. 23 декабря 1963 года митрополит Галицкий Иосиф Слипый был официально назван верховным архиепископом Львовским. А 22 февраля 1965 года ему был присвоен титул кардинала-пресвитера (или кардинала-священника).
С этого времени и до конца жизни Иосиф Слипый прикладывал все усилия, чтобы Украинская грекокатолическая церковь укрепила свои позиции на Западе и стала заметным фактором.
Жизнь и деятельность Слипого на Западе
В Риме Слипый восстановил научный журнал «Богословие», организовал и возглавил в декабре 1963 года Украинский Католический университет (УКУ) имени папы римского св. Климентия, которому придавал огромное значение. Позже, в 1966 году, он построил для УКУ помещение. Занятия велись на украинском языке и частично на латыни. С 1970 года в УКУ проводились ежегодные летние курсы украиноведения.
Слипый был также инициатором строительства в Риме собора св. Софии.
С 1966 года Слипый лично руководил процессом беатификации (то есть причисления к лику блаженных католической церкви, что есть первый шаг на пути к канонизации - причислению к лику святых) Шептицкого.
Престарелый униатский митрополит проявлял невероятную активность. Начиная с 1968 года, он объезжал украинские епископаты и украинские общины во многих странах мира: в Канаде, США, Колумбии, Венесуэле, Перу, Бразилии, Аргентине, Австралии, Новой Зеландии. И везде выступал с призывом к «форсированию крестового похода», к «эффективному наступлению» на марксистско-ленинскую идеологию и ее «носителей на Западе». То есть все действия Слипого шли вразрез с курсом «обновленческих» пап Иоанна XXIII и Павла VI, настроенных на взаимодействие с СССР.
С конца 1960-х по указанию Слипого на Западной Украине было предпринято несколько попыток создания нелегального униатского епископата. Советская пресса писала, что ни одна попытка не увенчалась успехом. Однако имеются данные, что на Украине в подполье действовало 7 униатских епископов. Как отмечают сегодня сами униаты, УГКЦ никогда не прекращала своего существования на территории СССР.
Продолжалось и плотное сотрудничество Слипого с украинскими националистами. Униатский священник Юрий Сполитакевич из г. Томпсона (Канада) писал Слипому:
«Вы следуете за бандеровцами потому, что они кричат громче всех. Но вы забываете, что они также наиболее близоруки и наименее прогрессивны из всех украинцев (эмигрантов)… Они своими действиями компрометируют Украину. И с этой партией ваше блаженство себя связали и помогаете стяжать для нас такую „славу“. Недаром ваше имя Слепой, если вы этого не видите! И самое страшное, что эта слепота у вас, как видно, неизлечима. Вы „слепой вождь“ из евангельской притчи, который всех, кто идет за ним, ведет в волчью яму».
На протяжении второй половины 1960-х - начала 1970-х зарубежные оуновцы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) при поддержке симпатизировавшего Слипому униатского клира, несмотря на возражения Ватикана, создали несколько организаций «За патриархальную перестройку УКЦ», направляли в Ватикан требования немедленно образовать грекокатолический патриархат.
Требования эти, безусловно, носили политический характер. Речь шла не только о претензии на создание «самостоятельного» религиозного объединения, в котором Слипый имел бы неограниченную власть. Униаты толкали Ватикан на путь «крестового похода против СССР» - путь Пия XI и Пия XII.
Однако идея создания униатского патриархата не получила одобрения папского престола. И тогда в апреле 1975 года Слипый самочинно провозгласил себя «патриархом Иосифом I».
В мае 1975 года, обращаясь к Слипому, папа Павел VI осудил этот шаг, подчеркнув, что самовольное принятие им титула патриарха вызвало замешательство и раскол среди верующих и мирян.
Ватикан так и не дал тогда согласия на создание украинского патриархата.
2 апреля 1977 года Слипый рукоположил в епископы трех священников для переправки их в СССР - предполагалось, что они будут служить в подпольной УГКЦ. Одним из них был Любомир Гузар, которого Слипый видел своим преемником. Но поскольку это было сделано без согласия папы Павла VI, то Ватикан вплоть до 1996 года не признавал этой хиротонии. (Впоследствии - в период с 2001 по 2011 годы - Л. Гузар возглавлял УГКЦ.)
Диссидентские круги СССР искали контактов со Слипым. В частности, в 1978 году Слипый «благословил» в Венеции «внука» академика Сахарова Матвея (мать Матвея - Татьяна Янкелевич, выехавшая из СССР вместе с мужем в 1977 году, приходится дочерью супруге Сахарова Елене Боннэр).
В 1978 году начинается новый этап в жизни Слипого и УГКЦ в целом. Дело в том, что Ватикан, в связи с избранием папой римским краковского архиепископа Иоанна Павла II, радикально поменял курс в отношении СССР. В 1979 году, то есть вскоре после избрания, новый папа обратился к Иосифу Слипому с посланием, указывающим на то, что Ватикан вновь намерен разыграть униатскую карту. Иоанн Павел II сообщил Слипому, что Ватикан будет добиваться легализации униатской церкви в Галиции. При этом Иоанн Павел II не мог не учитывать возраст Слипого, которому тогда было уже 87 лет.
Ватикан готовит Слипому преемника
В ноябре 1979 года Мирослав Любачивский - учитель богословия женской духовной семинарии св. Василия в г. Стемфорде (США) - был возведен в сан митрополита Филадельфийского. Впервые за всю историю униатской церкви хиротония владыки Мирослава была проведена лично папой в Сикстинской капелле в присутствии всего епископата и высшего духовенства УГКЦ. Спустя четыре месяца Любачивский стал коадъютором Слипого с правом наследования всех полномочий первоиерарха УГКЦ после его смерти.
Мирослав Любачивский родился в 1914 году в г. Долина нынешней Ивано-Франковской области. С 1934 года учился во Львовской Богословской академии, а в 1937 поступил в Инсбрукский университет. В сан священника рукоположен Шептицким. В годы войны продолжал учебу в духовных заведениях римско-католической церкви в Швейцарии, а затем в Риме. В 1947 году выехал в США. Здесь вначале работал секретарем так называемого Украинского католического комитета для беженцев (этот комитет, в частности, занимался переброской в Америку эсэсовцев, полицаев, членов УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ)). Позже служил рядовым священником в униатских приходах в штатах Мичиган, Пенсильвания, Огайо, преподавал в семинариях и колледжах в Вашингтоне, Филадельфии, Стемфорде.
В декабре 1980 года состоявшийся в Риме Поместный Синод УГКЦ осудил Львовский Собор 1946 года, в ходе которого была ликвидирована уния. Вся эмигрантская пресса опубликовала декларацию-осуждение. РПЦ потребовала от Ватикана объявить декларацию незаконной. В обращении к папе Патриарх Московский и всея Руси Пимен писал: «Я очень убедительно прошу, чтобы Ваша Святость признали не только незаконность этой декларации, но и довели до сведения церквей, что Ваша Святость не одобряет и не поддерживает направление, избранное украинскими католическими епископами». В ответ Ватикан сообщил, что не давал разрешения на публикацию декларации. Но при этом не выразил никакого негодования по ее поводу.
В 1981 году священники Василий Кавацив и Роман Есип начали в СССР сбор подписей за восстановление УГКЦ с намерением передать эти подписи XXVI съезду КПСС. После того, как оба священника были осуждены, униатские епископы Владимир Стернюк и Софроний Дмытерко тайно посвятили несколько епископов - на случай новых арестов.
В 1982 году украинский грекокатолик, диссидент Иосиф Тереля организовал «Комитет защиты униатской Церкви», добиваясь легализации УГКЦ. О том, какое большое значение придавал Ватикан фактору украинских униатов, свидетельствует количество аудиенций Терели у папы римского. Иоанн Павел II встречался с Терелей 36 (!) раз. «Комитет защиты униатской Церкви» начал издавать «Хроники Католической Церкви в Украине». В конце концов Тереля был осужден на 7 лет лагерей, а после окончания срока заключения эмигрировал в Канаду.
Так униаты Западной Украины, поддерживаемые Слипым и Ватиканом, медленно, но неуклонно шли к своей цели.
Памятник Иосифу Слипому в Тернополе
7 сентября 1984 года Слипый умер в здании своего любимого детища - Украинского Католического университета. Первоиерархом УГКЦ и продолжателем дела Слипого стал Мирослав Любачивский. В первых же проповедях в храме св. Софии, на встречах с духовенством и мирянами он объявил себя сторонником «крестового похода против СССР» и потребовал мобилизации всех сил и средств для подготовки к «предстоящей освободительной борьбе», к «грядущим испытаниям во имя Христа». Вскоре Иоанн Павел II пожаловал Любачивскому сан кардинала.
В 1992 году - после возникновения незалежной Украины - останки Слипого были перевезены во Львов и захоронены в крипте архикафедрального собора Святого Юра. В настоящее время начата беатификация Иосифа Слипого.
Андрей Шептицкий и Эжен Тиссеран, сделавшие некогда ставку на молодого Слипого, не ошиблись. Слипый сумел продолжить «восточный проект» католической церкви, невзирая на то, что в 1946 году униатская церковь была упразднена и в СССР, и в странах соцлагеря. Он сохранил УГКЦ в подполье на территории Западной Украины. Он сконцентрировал силы униатов и бандеровцев в эмиграции, не дал погаснуть черному огню их ненависти к СССР. Этот сильный, волевой, последовательный, талантливый враг России и Советского Союза сыграл огромную роль в формировании «западенской» элиты Украины, которая во время перестройки вышла из подполья, а после распада СССР начала определять идеологический климат незалежной Украины.
Во время событий на майдане в конце 2013-го - начале 2014 года семена, посеянные Слипым, взошли новым буйным всходом. Каковы же были эти «всходы имени Слипого»?
Оригинал:
rossaprimavera.ru См. также:
- 05.03.2022
«Русский вызов» или «русский ответ»? Предисловие «Украинство...» //
voiks Конструкт - это не история как таковая, а ее суррогат. Реальная украинская история - это история, то есть нечто, таящее в себе неожиданности, развилки и прочее. А украинство - это конструкт
- 05.03.2022
Украина в мироустроительных планах Германии - «Украинство…» Глава I //
voiks Украину не впервые рассматривают как буфер, а также как возможный плацдарм для наступления на Россию. Причем в последнее столетие наибольшую активность в этом вопросе проявляла именно Германия
- 05.03.2022
Исторические претензии Польши на Украину - «Украинство…» Глава II //
voiks После развала СССР процесс освобождения «порабощенных народов» не остановился, а перешел в иную, более жесткую фазу
- 05.03.2022
Вклад Австро-Венгрии в украинизацию - «Украинство…» Глава III //
voiks Было принято решение создавать «украинскую» нацию, заявив о национальном единстве рутенов и населения российской Малороссии
- 06.03.2022
Габсбург в вышиванке - «Украинство…» Глава IV //
voiks Одна идея из 1920-х годов жива и поныне: по ней возможен общеевропейский переход от нынешней демократии ЕС к какой-то общеевропейской монархии. А в случае такого перехода династия Габсбургов, что называется, вне конкуренции.
- 06.03.2022
Черный интернационал: Габсбург, бандеровцы и др. - «Украинство…» Глава V //
voiks Так называемая черная аристократия очень нужна для новой мягкой неофашистской модели Евросоюза
- 06.03.2022
Украина как плацдарм фашистского реванша - «Украинство…» Глава VI //
voiks Украинские политики танцуют под дудку профашистских радикалов, а Запад это поддерживает. Почему? Не потому ли, что в украинском неонацистском котле вывариваются новые идеологемы, призванные затем насаждаться повсеместно?
- 07.03.2022
Chatham House и Украина - «Украинство…» Глава VII //
voiks В проект «Украинство» на протяжении веков очевидным образом вкладывались, инвестировались огромные материальные, интеллектуальные и волевые ресурсы. И пренебрегать ролью Chatham House в осуществлении того, что мы именуем проектом «Украинство», было бы и неразумно, и безответственно.
- 07.03.2022
Брестская уния 1596 года и Украина - «Украинство…» Глава VIII Украинская грекокатолическая (униатская) церковь сыграла ключевую роль в формировании так называемого «галицийского духа», носители которого считают, что население большей части Украины, зараженное вирусом «москальства», к истинному украинству никакого отношения не имеет.
- 09.03.2022
Андрей Шептицкий и «восточный проект» Ватикана - «Украинство…» Глава IX //
voiks Меняя вектор лояльности, Шептицкий сохранял верность своей стратегической антирусской миссии.
- Метка:
Украинство (книга)