"Зонтичная революция" в Гонконге. Разговор.

Oct 23, 2014 23:42


Ливень идёт уже 2 часа. Выползать из хостела нет никакого желания, но я всё же собираюсь с духом, беру пластиковую накидку и выхожу. В первом же магазине покупаю зонтик и снимаю накидку - какая разница, быть мокрым от дождя или от собственного пота? С зонтиком лучше, но ноги ниже колен мгновенно промокают, а туфли набухают от текущей по асфальту воды. В общем, сыро и гаженько...
...Лагерь стоит, как ни в чем не бывало.


Люди в накидках или с зонтиками оперативно натягивают тенты, прячут коробки с вещами. Кому не хватило места под тентом, толпятся под надземными переходами или в открытом холле Адмиралтейского Центра. Побродив вокруг лагеря и полностью промокнув, я направляюсь туда.

Захожу в Макдональдс, заказываю большой стаканчик горячего шоколада, иду в холл и сажусь вместе со всеми. Ловить активистов "на живца".



Не успел я сделать пару глотков, как она уже была рядом. В синей пластиковой накидке и с несколькими запечатанными накидками в руке.

- Вы промокли? Возьмите накидку!

Чистый английский. То, что надо!

- Нет, спасибо, у меня есть. Предпочитаю зонтик, с ним не потеешь. Девушка, а можно я вас сфотографирую? (достаю айфон).

- А зачем тебе мое фото?

- Ну... Ты - настоящий боец, сразу видно. Не случайный человек. Моим друзьям будет интересно.

- А откуда ты?

- Из России. Мы пытались сделать у себя то же самое. Потерпели фиаско. Я здесь, чтобы учиться и передать свой опыт, если он вам нужен.

- Дааа? Это меняет дело!

Она встает рядом, я тоже встаю, и мы начинаем долгий разговор часа на 2. Понятно, что диктофона у меня нет, и напишу по памяти только основные моменты, имеющие значение.

- Почему вы проиграли?

- На то много причин. Мы были неопытны. Главная наша ошибка в том, что мы нарушили правило: никогда не доверять политикам. Никаким и никогда. Как только человек говорит "Я - лидер" и ты это признаёшь, следующий его шаг - договориться с режимом и продать тебя подороже. Украинцы не повторили нашей ошибки и победили.

- Поэтому у нас нет лидеров. Каждый из нас знает, зачем он здесь. Мы идем не за человеком, а за достижением общей цели. Мы знаем друг друга, мы одно сообщество. Нам важнее, что пришел друг или родственник, чем третье лицо.

- Но ведь кто-то руководит всем этим? Кто-то настраивает логистику, принимает решения, разрабатывает следующие шаги?

- Я не вполне понимаю, о чем ты. Все происходит само собой. Люди собираются и действуют сообща...

- Поясню. Вот например, ваши баррикады. Мои друзья с Майдана уверяют, что это полная ерунда, при штурме они будут снесены за минуту. Они знают, как сделать баррикаду правильно. Но кому давать совет? Кто услышит и примет решение? Есть какие-то контакты, электронная почта?

- Ну хорошо... (немного мнется, чувствую некий барьер) Есть несколько ребят, обладающих бОльшим влиянием, чем все остальные. Потому что они работают уже давно, как единая команда. Связаться с ними можно через фэйсбук. Это наш основной инструмент координации.

- А что это за ребята? Я видел, что они все молодые. Чем они заработали свой авторитет?

- Это началось в 2004 году. Тогда китайское правительство решило начать индоктринацию своих идей в Гонконге, и начали с системы образования. Была подготовлена программа воспитания молодежи в коммунистическом духе. Они хотели вести свою систему через промывку мозгов с самого низу, начиная с детей. Первыми воспротивились новой программе именно студенты. Они сформировали группу, которую поддержали все, начиная с преподавательского состава. В результате им удалось вывести на улицы около 400 000 человек. Для 7-миллионного Гонконга это очень много, сам понимаешь.

- Да уж, это огромное число... Нам и близко такое не удавалось.

- Китайское правительство пошло на попятный и отменило введение программы. Понятно, что это только "до лучших времен". Но все же это был успешный протест. Мы 100% добились своей цели. Мы уважаем договоры и не требуем полной независимости от Китая, но сохранить свою систему отношений, свой дух, своё достоинство просто обязаны. Свобода слова, демократия - это не пустой звук, это основа нашей жизни, за ней следует все остальное.

- Да, я заметил, что вы отличаетесь от других китайцев. Совершенно другое воспитание и менталитет. Но как вы собираетесь бороться? Ведь ты понимаешь, что сейчас они просто тянут время и ждут, пока вы сами разойдетесь? (тут я рассказываю историю слива протеста в России и победы Майдана, делая упор на хождении по лезвию ножа между сливом и кровавой бойней, как на Тяньаньмынь).

- Я знаю, что случилось на Тяньаньмынь. Но сейчас ситуация иная. Мир смотрит. Я учусь в Чикаго, и приехала сюда поддержать друзей. Но там, в США, мы уже собрали более 200 000 подписей под петицией в Конгресс, и многие конгрессмены встали на нашу сторону, Китаю было вынесено предостережение. (читает мой скептический взгляд) Да, я понимаю, что это только слова на бумаге, но таких слов будет много, мы работаем по всему миру, рассказываем, объясняем. Нас нельзя раздавить танками без последствий, мир этого уже не простит.

- Но после Тяньаньмынь Китай тоже был наказан санкциями. И они вынесли их, не отступились от своей политики. Почему ты думаешь, что сейчас будет иначе?

- Мы не даем им повода. У нас нет оружия. Убийство нас будет выглядеть ужасно, это уронит престиж Китая по всему миру. Они не пойдут на это. Так или иначе, мы не сможем победить их силой, Гонконг слишком мал.

- Но ты понимаешь, что для Китая вы сейчас - как инфекция свободы? Китайцы приезжают к вам, видят, что происходит, начинают задумываться о другой жизни.

- Да, очень верно, инфекция! (довольно смеется) Наша главная надежда в том, что в самом Китае люди тоже начнут требовать перемен.

- Ты сказала, что учишься в Чикаго. Собираешься остаться работать там? В США выше зарплаты? Тебе нравится страна?

- Да, зарплаты там выше. Но я люблю этот город и собираюсь вернуться сюда. Здесь я своя, чувствую себя в своей тарелке. Душевная гармония - вещь не менее важная, чем деньги. А ты надолго здесь? Собираешься участвовать дальше?

- Нет, я вернусь в Россию. Мне и многим моим друзьям интересно, что здесь происходит, и поэтому я здесь. Многие хотели бы обменяться опытом, в том числе ребята с Майдана, которым есть чему вас научить.

- Ты сказал, что вы проиграли из-за политиков?

- Нет, не только. Большинство людей так и не поняли, за что стоит бороться, многие разочаровались...

(мгновенная смена настроения, пристальный взгляд в глаза, как удар; четкое ощущение, что сейчас пошлет на х..)

- А ТЫ?!

- Я-то знаю, за что стоит бороться. (усилием воли загоняю собственную слабину поглубже) Но вот большинство, к сожалению, нет. Россияне в целом оказались слишком инертны и подвержены пропаганде. (далее перевожу стрелки на победивших украинцев, которым наш негативный опыт хотя бы чем-то помог).

Мы ещё долго говорим о разных вещах, об экономике, различиях менталитетов, причинах высоких цен на гостиницы в Гонконге и пр. Но я уже не могу отделаться от ощущения Ужа, который не разбился, а рассмеялся. Да, я в 2 раза старше, умудреннее опытом, мыслю циничней и замысловатей. Но какое значение это имеет, если я сдал свою страну бандитам и остался жив?..

...Мы фотографируем друг друга на смартфоны, жмем руки и расходимся. Она - в свою палатку, я - в хостел. Она - чистить перья своих крыльев, я - разглядывать свою чешую: а вдруг на ней снова прорастут перья?..



Акции протеста, Путевые заметки

Previous post Next post
Up