Известия Валуйского исполкома. №48. 20 апреля 1919 г.
У меня было уже до фига заметок про духовных лиц, так или иначе выступавших на стороне красных в годы гражданской войны. Стоило проработать еще пару провинциальных газет - и вот пожалуйста, целый урожай таких моментов. Особенно впечатлил игумен, состоящий в организации сочувствующих коммунистам. И священник - командир партизанского отряда, боровшийся с донскими казаками.
Открытое письмо духовенству.
После октябрьской революции жизнь народа коренным образом изменилась, горизонты расширились, много из неизвестного и непонятного сделалось известным и понятным; все слои населения так или иначе реагировали - одни только мы, духовные, молчали. Правда, небольшая часть откликнулась: одни бежали с белыми, другие отказались от должности, поступив на светские должности. Позор тем, кто и теперь изменил трудовому народу и бежал, позор и тем, кто переменил одну должность на другую, так как он не имел мужества научить народ тому, что сам понял и, кроме того, дал возможность другому, (конечно худшему) занять его место. Масса же духовенства молчит. Мы переживаем гражданскую войну, классовую борьбу, мы видим обманы с мощами, мы слышим об исцелениях, якобы происшедших от бывшего тела Митрофана, мы слышим крики «жид» и т.п. (Острог. Изв. №68) и мы молчим. Все это на пользу врагов трудящихся, а мы своим молчанием как бы становимся на сторону эту провокаторов. После бывшего фронта, масса крестьян, сотни и десятки, ездили и ездят в Воронеж в поисках священников. Значит народ простил нам то, что мы делали во время царя, будучи под гнетом, и неужели теперь мы не оценим его великодушие, неужели и теперь, будучи религиозно свободны, мы будем работать и учить по старому. Нет. Это было бы верх неблагодарности и подлости. Надо нам устройство церкви (религиозное) реформировать, старорежимцев из среды своих советов удалить, от платы за молитву (еван. От Матв. Гл. 10 ст. 8) отказаться, зарабатывая себе хлеб трудами рук и головы. Надо не затемнять темноту народа, а рассеивать ее, хотя бы для этого пришлось срубить тот сук на котором мы сидим. Истинно свободная страна - Россия, она послужила примером для стран всего земного шара; попы всех религий были тормозом для прогресса, дайте же пример, небывалый в истории, помогите и просвещайте темноту народа, хотя бы для этого, в конечном итоге, пришлось, я говорю, срубить сук на котором все держится. Вы узнали где ложь - говорите же, что это ложь.
Священник Митр. Смирнов.
Известия Острогожского уездного исполнительного комитета совета рабочих и крестьянских депутатов. №76 (228). 9 апреля 1919 г.
Открытое письмо.
В газете Острогожска «Известия» №76 я прочел открытое письмо духовенству, составленное священником М. Смирновым и очень обрадовался правдивому содержанию этого письма.
Большая-пребольшая благодарность отцу М. Смирнову за его правдивость. Проклятие и позор тем священникам, которые еще и до сего времени продолжают под разными нелепыми вымыслами, пускать в темную народную массу то, чего никогда не было, нет и быть не может. Ведь же усиленно в народе ходят слухи, что мощи Митрофана Воронежского были действительно нетленные, что большевики их из монастыря уворовали и спрятали куда-то в подвал к «жиду», а на место мощей положили куклу из ваты и тряпок, что теперь эти мощи опять на месте, т. к. сами пришли в монастырь и уложились в гробницу, что в Митрофановском монастыре, что теперь обедня служится сама собою, т. е. ангелами, а не смертными священниками, что там и звоны сами звонят, что тех большевиков, которые дерзнули уворовать мощи и спрятать их в «жидовский» подвал, Бог наказал: у кого скривился рот, у кого покоробило руки и ноги, а другие почернели или посинели и стали сумасшедшими. Если подобные нелепости пускаются не священниками или монахами, а другими врагами правды, то почему же священники с амвонов не скажут правды?
Пора, пора уже отцам духовным приступить к внушению пастве, что леших, домовых, русалок и прочей нечистой силы никогда не было, нет и не может быть, что мертвецы из могил не ходят и их не следует заклинать и сбивать в землю осиновый кол, что все это суеверие провалилось в «тар-тарары», вместе с царским троном. Духовенство других вероисповеданий тоже не лучше: будь-ли то Рим, - Католический Ксендз, Лютеранский Пастор, Магометанский Мулла, еврейский Раввин и проч., проч. и проч., - все они «одним миром мазаны», т. е. все они умалкивают и скрывают правду, - от правды нет пользы, а от разных вздоров живется им не дурно. Советую вам, отцы духовные всех религий, бросить отжившее и взяться за ум, - послужите народу правдой, приветствуйте наше народное Советское Правительство, ведущее нас от тьмы к свету.
Помогайте ему в этом и не тормозите.
Кр-н Трофим Мих. Бондарев.
Известия Острогожского уездного исполнительного комитета совета рабочих и крестьянских депутатов. №84 (236). 18 апреля 1919 г.
Открытое письмо.
В №82 Воронежской газете «Беднота», была помещена статья «Попы и Кости».
Автор этой статьи огульно обвиняет все духовенство в многовековом обмане темной массы мощами и т.п.
Я, пишущий эти строки, позволю себе не согласиться с мнением товарища, написавшего статью, не потому, что я сам принадлежу к духовенству, а потому, что на вещи надо смотреть прямо и говорить правду. Если разобраться, то выйдет, что духовенство виновато, но не все.
Виноваты верхи, которые наверно знали, что из себя представляют мощи и заставляли нашего брата насильно верить. Не верить было нельзя, потому что за ослушание мы, мелкота, подвергались всякого рода гонениям, а выйти из духовного класса не представлялось возможным, ибо вышедшему грозила голодная смерть, так как он лишался всех прав состояния, Автор статьи пишет, что при открытии мощей Серафима, Тамбовский епископ отказался признать мощи. Так вы думаете ему от этого поздоровилось?
Да такому человеку и говорить не страшно, потому что он одинок, а мы обременены семьей и люди почти вечно нуждающиеся, так как мы сами находились под кабалой архиерея, благочинного, консистории и т.д.
Что же касается «доходов» от мощей, то мы даже о них и понятия не имеем, потому что всеми доходами пользовались люди, отказавшиеся от всего мирского, а именно: архиереи и монахи, которые на эти деньги пьянствовали, да имели по 2-3 содержанки. А мы должны были молчать, сознавая свое бессилие и жестокую неправду, ибо за каждое слово правды нам грозили Сибирью. Наконец вся ложь рухнула, потому что Советская власть, поставившая себе в основу бороться со всяким обманом, раскрыла всю ложь существования попов. Теперь каждому христианину, спрашивающему, что из себя представляют мощи, можно прямо указать на факты, например, Митрофаний Воронежский.
К великому сожалению приходится сознаться, что наше духовенство безусловно все верит в совершившиеся факты, но не хочет открыто сказать народу истину, а продолжает держаться за архиерейские фалды, надеясь на благосклонное внимание своего начальства в будущем. Этого никогда не будет. Советская власть, которая борется за правду и попирает ложь, не допустит, чтобы было это «будущее» и все надежды попов (я называю так духовенство, которое надеется на «будущее») рухнут.
Долой ложь! Да здравствует свет и правда!
«Духовный»
Известия Острогожского уездного исполнительного комитета совета рабочих и крестьянских депутатов. №90 (243). 30 апреля 1919 г.
Ст. Мандрово.
Испытав прелести деникинского царства - нагайки, крестьяне хутора Мандрово с радостью и цветами встречали возвращение наших войск, помогая им во время наступления.
Бронепоезду «Черноморцу» крестьяне поднесли цветы и благодарственный адрес за освобождение от казаков. По прибытию ревкома порядок восстанавливается и производится заготовка хлеба для армии.
Командир - священник.
При отступлении казаков, местные крестьяне были организованны местным священником в партизанский отряд. Командиром отряда был священник Мандровской церкви, остригший свои волосы и одевшийся в военное платье.
Отряд во время отступления казаков ударил им в тыл и захватил массу пленных, пулеметы, оружие и обоз противника, чем способствовал взятию «Валуек».
В настоящее время отряд распущен и все крестьяне приступили к мирной работе, а священник к исполнению церковных обязанностей.
Острогожская беднота. Издание Острогожского Военно-Революционного Комитета. Ежедневная рабоче-крестьянская газета. №23. 25 августа 1919 г.
Попы бывают разные.
Крестьяне встречают красноармейцев, как избавителей. При взятии красными одной деревни крестьяне вышли с хлебом и солью. Священник в честь освобождения деревни от белых отслужил благодарственный молебен, и призывал крестьян сплотиться вокруг Советской власти и отдать все на защиту ее. Во время своего властвования белые убивали всех без разбора.
Острогожская беднота. Издание Острогожского Военно-Революционного Комитета. Ежедневная рабоче-крестьянская газета. №9. 7 августа 1919 г.
Что делает священник, вышедший из народа.
На митинге красноармейцев в Каменском Яре, местный священник призывал дезертиров вернуться в ряды Красной Армии.
Острогожская беднота. Издание Острогожского Военно-Революционного Комитета. Ежедневная рабоче-крестьянская газета. №11. 9 августа 1919 г.
Священники за советскую власть.
В деревне Гончаровке у города Пскова священник отслужил молебен в честь освобождения от белых. Во время проповеди он приглашал сплотиться вокруг советской власти.
Острогожская беднота. Издание Острогожского Военно-Революционного Комитета. Ежедневная рабоче-крестьянская газета. №11. 9 августа 1919 г.
Дивногорский монастырь.
- Монастырский комитет. Монашеская братия образовала комитет, который наименован «Монашеским Пролетарским Комитетом». А. Г.
Известия Острогожского уездного исполнительного комитета совета рабочих и крестьянских депутатов. №45 (197). 27 февраля 1919 г.
В Земельном Отделе
- Земля монахам. Земельным Отделом поручено агрономическому под’отделу выяснить количество монастырей в уезде на предмет наделения монашествующих землей, что может быть только в случае об’единения последних в коммуны или трудовые артели.
Известия Острогожского уездного исполнительного комитета совета рабочих и крестьянских депутатов. №46 (198). 28 февраля 1919 г.
Революционное монашество.
В газете «Коммунист» от 12 марта помещено интересное сообщение о том, что образовавшийся в Свято-Троицком монастыре «братский совет» подал в Луганский Совдеп заявление, в котором между прочим говорится:
«Вполне сознавая, что дальнейшее существование монастырей в нашем социалистическом отечестве невозможно и нежелательно, мы приступили к переустройству нашего мало общего на коммунистических началах, согласуясь со всеми законоположениями нынешнего Народного Правительства, к услугам которого мы всегда готовы и от которого желательно получить директивы относительно дальнейшего существования нашей коммуны».
Затем перечисляется ряд положений, легших в основу «Духовной Трудовой Коммуны», которая просит оффициально признать ее.
Известия Острогожского уездного исполнительного комитета совета рабочих и крестьянских депутатов. №60 (212). 20 марта 1919 г.
И мы хотим работать.
Так говорят жители обители святой (той обители, куда валуйчане летом так любят прогуляться и омыться в чистих водах ее реки) и просят прислать к ним агитаторов от коммунистического ком. Они просят не смотреть на них как на отшельников от народа так как они ведь все время работали бок о бок с крестьянством, занимались пчеловодством и т.д. те же которые «корчили лазаря» теперь далече. Их нет с нами. Мы же видим что учение Христа представляет собою проповедь коммунизма, но до сих пор ее нам ложно об’ясняли. Так пишет монашествующая братия. Если это серьезно в добрый час.
Известия Валуйского исполкома. №11. 24 января 1919 г.
Собрание Валуйской Уездной Коммунистической Партии (большевиков)
…
Утвержденные в члены партии оказались: Тов. Мельников, Плескачев, Киселев, (Зрячий), Гликин, Рудинский, Шальнев, а остальные остались сочувствующими: Курьянов (игумен монаст.), Карпенко, Павленко, Тишковецкий, Худоринов, Кондратенко, Зубков, Матчин, Хотнянский, Овсянников, Ермоленко, Безкищенко, Русанов, Замаренов, Крахмалев, Сирота, Семенов, Белоконенко, Гришин, Сухиненко, Рославцев, Шевченко, Титов. Зрячий.
Известия Валуйского исполкома. №17. 12 февраля 1919 г.
Землю захочешь сохранить, куда угодно вступишь, и в партию, и в заднюю...
Валуйские товарищи христианскую пропаганду тоже использовали. В одном номере прямо на первом листе - целая притча про двух братьев, один священник, который наконец прозрел и понял, что такое коммунизм. В другом - пересказ речи некого красноармейца, который посмотрел фильм "Сатана и Христос" и так впечатлился, что сравнивал с Христом и мечом божьим советскую Конституцию, а с Сатаной - эсеров с Учредительным собранием.
Впрочем, это уже другая история... Ну, а и еще немножко.
"КРАСНЫЙ ДИАКОН.
В слободе Михайловке, Богучарского уезда, захвачена коммунистическая ячейка, во главе которой стояли местный диакон Иванов, сельский староста и волостной старшина.
Эти лица имели в своем распоряжении советскую литературу, вели успешную агитацию в пользу большевиков и поддерживали оживленную связь с совдепией.
Теперь все члены этой ячейки арестованы. Двое из главарей, диакон Иванов и сельский староста, по приговору военно-полевого суда расстреляны. Остальные на днях будут судится в военно-полевом суде."
"Родина" (Харьков). №55. 31 августа 1919 г.