1940. Начало Второй мировой, бомбардировки Англии. Из психушки выпускают простого обывателя Стивена Нила, который всего-навсего хотел убить свою жену. Все норм, она и так умирала, так что он просто облегчил ей путь в белых тапках. Но суд счел по-другому, и Стивену удалось вывернуться только сделав вид, что он сумасшедший. Теперь радостный мошенник и недоубийца отправляется в город прожигать жизнь и радоваться свободе. Но если ты лох, то это судьба! Милланд на первой же ярмарке престарелых дев ухитряется раззявить рот и утащить какой-то тухлый кекс, за которым - вот жеж совпадение! - охотятся шпионы!!! Теперь дуралею придется нелегко, потому что нацисты шутить не любят и возьмут нашего глупого пряника за его сладкий кексик и будут мять, пока не вытащат все из самого укромного места. Но быть может, ему смогут помочь организаторы ярмарки, брат и сестра Хилфе, простые и добрые эмигранты из мирной, доброй, совсем не нацистской Австрии, которые улыбаются и лыбятся как актеры из рекламы Блендамета? Узнаете из легендарного фильма Фрица Ланга, который создал непреходящие шедевры «Метрополис», «М» и… эту парашу. Блин, самому надоело уже рекламировать эту хрень. Короче, самый кексовый нуар в истории «Министерство страха» и все тут. Пускайте пленку, сегодня в честь войны сеанс бесплатно, так что можете греть свои кексы сами!!!
Он реально побежал за похищенным кексом? Вот жеж долбоклюй!
Что вы ждете от шпионского триллера, сделанного автором немецкого экспрессионизма и зачинателем самого жанра саспенсового триллера, великим и ужасным Фрицем Лангом? Напряжения? Страха? Таинственной атмосферы, где все не то, чем кажется? Экспрессивной игры света и тени, мрачных видов и пейзажей, загадочных теней в углах, чувства тревоги и ужаса, клаустрофобной обстановки напряжения и ощущения сужающегося круга опасности, где никому нельзя доверять, а твое сознание медленно захватывает непреодолимое чувство паранойи? А вот хрен вам, лошары! - с немецким акцентом радостно орет Фриц Ланг и снимает ЭТО!!!!
"- Ты наколол меня!!!" "- А ты мой кекс свистнул, пряник тухлый!!!"
Фильм основан на книге Грэма Грина «Министерство страха». Название сохранили, зачем-то выкинув артикль «The». Как будто мы и так не знаем, что Министерства страха нету… Как и некого странного «Министерства внутренней безопасности» в романе (это MI5 так, что ли, перевели?). Вот только книга, как обычно у Грэма, была детективом только по форме, а по содержанию это - драма о человеке и его самоощущении во враждебной обстановке, который мучается комплексом вины и пытается осознать свое «я». Ланг-Шланг все это, конечно, послал к чертям. Фабула книги использована тупо для типичного шпионского триллера. Более того - даже порядок событий сильно изменен. В книге долго нудели о браке главного героя, как он отравил женушку, чтобы не мучить ее и себя - в основном себя - и только потом начиналась шпионская интрига, в ходе которой он попадал в дурку с амнезией. Причем дурка была подставная и созданная нацистами. Ага, тема амнезии еще до того, как это стало мейнстримом. В итоге главгер таки возвратил память, победил врагов и даже получил новую женщину - вот только она была шпионкой и им обоим до конца придется это в жизни скрывать.
Ланг все откровенно испоганил и сделал хуже. Главный герой выходит из настоящей дурки и вина его не шибко-то и мучит - это в основном кривое обоснование, почему он в своих приключениях не пытается обратиться к полиции. Саспенсовый триллер в подставной больнице, который мог бы опередить свое время, выкинут. Всякие моральные терзания и прочая дребедень - тоже. Особенно сильно изменили финал, куда впихнули экшн с дракой, экшен со стрельбой на крыше и ужасно дешевый и притянутый за уши хэппи-энд. Похоже, концовка не понравилась продюсеру, он дал Лангу пинка по самому мягкому месту и пришлось срочно переснять финал за час на фоне моря. Но это хрен с ним, что драму превратили в триллер - непонятно, почему триллер такой скучный! Вроде бы все на месте - закрученный сюжет, интрига, постоянные смерти и непонятные сцены, резкие повороты сюжета и недоверие главного героя всем и каждому, на что он имеет право. Паранойя, триллер, преследование - чего-то же не хватило. И вроде плохим фильм не назовешь. Но я же видел десятки тогдашних фильмов, которые были гораздо лучше.
Прежде чем мы поговорим о шпионах, давайте бухне... аааа, то есть, помедитируем, я без этого день не начинаю.
Один из немногих нуарных кадров кинА.
Магия кино не так-то проста как это кажется, и именно тогда, когда удается добиться эмоционального воздействия на зрителя, можно говорить - если у фильма такое волшебное и трудноопределяемое свойство как «постановка». Фильм Ланга безусловно хорошо снят в техническом плане. Актеры играют как по нотам - не придерешься. Операторская работа качественная, без сильных огрехов (ляпы монтажа были тогда нормой). Обращают внимание огромные и недешевые локации и куча массовки, из-за чего военный Лондон и даже разбомбленные окраины, имитирующие натуру, даже сейчас выглядит поразительно убедительно. Полное ощущение, что в настоящем Лондоне и снимали, что, конечно, не так. Да и вообще, окружение поражает типично голливудской стильностью и красотой, это пять с плюсом, вообще без шуток, я впечатлен. Но это не спасает от того, что в фильме нет саспенса. Нет напряжения, нет страха, и вообще, неинтересно. Действие ровное, динамичное, без сильных перепадов. Атмосфера часто слишком несерьезная. Загадочная дама-гадалка модельной внешности битый час говорит с вооруженным мужиком как на светской беседе за чаем. Брат с сестрой улыбаются и болтают, как модели для фотосъемок, во все свои поганые сверкающие 72 зуба (у каждого!). Нацистская сеть шпионов, которая может выяснить все о человеке в считанные часы и крутит десятками, если не сотнями человек, не может тупо отнять паршивый кекс на ярмарке и пускается в сложные идиотские схемы. В конце оказывается, что героя честно пытались просто выпихнуть из маскарада, вместо того, чтобы убить, что просто полный идиотизм. Абсолютно стерильное кино, в котором страха абсолютно ни на грош, несмотря на попытки пугать и напрягать!
Этому не шибко помогает и картинка фильма. Казалось бы, после экспрессивно-истероидных «Метрополиса» и тем более «Шпионов» Фриц Ланг ща как развернется! В конце концов, у него должны были быть перед глазами примеры экспрессивных нуаров типа
«Леди-призрак» и
«Двойная страховка». Да в конце концов, он сам снял вполне приличный триллер
«Женщина в окне». Но тут все сделано вполне в духе стандартной голливудской школы. Такое впечатление, что экспериментировать Лангу запретили, чтобы не шокировать зрителя лишний раз. А пожалуй, он и сам не захотел, так как обленился. Это кино вообще нельзя причислить к нуару - уж точно не по эстетике. Есть немного ночных сцен, пара-тройка темных контрастных кадров и теней в кадре, дождь под темным небом, а также относительно нуарная перестрелка в финале - но для нормального нуара этого очень мало, кот наплакал. Былым накалом и не пахнет, и кино ничем особенным не отличается от других. Даже до Хичкока тех лет, который с трудом мог разродиться одной более-менее впечатляющей саспенсовой сценой, далеко. Какое разочарование. Какое разочарование…
Как нетрудно догадаться, актеры фильм тоже не вытянули. Да, в главной роли неплохой Рэй Милланд - тот самый, из «Большие часы» и «Потерянный уик-энд». Нет, он не спасает кино - играет, и в общем неплохо, типичного обывателя, как он умел… Но все же играть особенно нечего, и он поразить зрителя не может. Есть очень красивая Хиллари Брук в роли загадочной прорицательницы… которая на экране два раза. Есть хорошо нам знакомый Дэн Дьюриа с его знаменитой подразнивающей заносчивой манерой… он тоже тут два раза. Есть какая-то очередная девочка-одуванчик, блондиночка Марджори Рейнольдс… кто это вообще? Ах, жена кастинг-директора студии, ой, какое совпадение, ой, ой… И в роли ее брата какой-то лощеный щегол с рекламного плаката презервативов, который улыбался модельной рожей даже когда угрожал убить главного героя. Блестящая игра актеров, конечно, каждая вилка в своей дырке, но нормального фильма из этого все равно не сложилось. Фриц Ланг повис как шланг, короче.
Странно, как он от этих улыбок не ослеп вообще, отражают свет круче зеркала...
Вот кто оторвался на съемках, так это дизайнер...
Короче, сосисочник-эмигрант разочаровывает раз за разом. Ну ладно, когда он в двадцатые снимал лабуду «Шпионы» - но это был, по крайней мере, эпический шпионский трэш в образцовом сеттинге дизельпанка. Ладно, когда в 1950-е перешел на одинаковые поделки типа
«Синей гардении». Но тут-то что мешало развернуться? Тут вроде дорого-богато, но абсолютно не трогает. Посмотрим, порадует ли нас немецкий шедевродел в других нуарах или его можно отправлять туда же, куда и соотечественника, Уве Болла - в отставку.
"Бабло на фильм попилили, покатили греть свои кексы на Гавайи, бро!" "Обожаю горячий кекс на Гавайях, детка! Дас ист фантастиш!"