Как сделать бронепоезд: быстро и недорого

Feb 14, 2024 11:09



Слева направо Ефремов Василий Петрович, Лихачев Кузьма Васильевич (командир бронепоезда "Карл Либкнехт"), Павленко Трофим Милентоевич (пулеметчик бронепоезда "Коммунар"). 7 марта 1968 г.

Одно к одному. Были тут у меня воспоминания товарища Артеменко, командира бронепоезда. Теперь попались воспоминания К.В. Лихачева, я так понял, воронежского рабочего, который тоже воевал на бронепоезде - только на Украине. Воспоминания, правда, специфические - в основном фронтовые байки. Но есть и кое-что поинтереснее.

-----------------------------------------------------------------------------------------
Весной 1919 г. я вместе с тов. Полупановым прибыли в броневую колонну при группе войск Киевского направления, который командовали тогда тов. Мациевский и тов. Дубовой, последний в то время был Начальником Штаба в ней. Тов. Полупанова назначили тогда Командиром Днепровской флотилии, а я остался при броневой колонне.

Вскоре мы получили приказ и личное указание тов. Дубового о том, чтобы немедленно создать мощную броневую силу для этой группы. Приказано было использовать опыт и типы бронепоездов Царицынского фронта. Задачу эту возложили на броневую колонну. Начальником колонны был тогда тов. Алексанкин. Я же, только что прибывший туда, числился командиром бронепоезда и формировал команду.

Получив такое задание, тов. Алексанкин поручил мне выяснить наиболее удобные места, где-бы можно было бы производить бронировку.

Наилучшим местом, для выполнения этого задания, оказался завод «Греттера». Поехали туда с ним. Собрали весь управленческий цвет этого завода и изложили им свою точку зрения о бронепостройках.

По данным завода, запаса материала было для оборудования 4-5 бронепоездов. Вопрос стоял о времени. Директор завода (не помню фамилию) брался выпускать каждый бронепоезд через 40 дней. Когда он сказал об этих сроках - мы чуть с ума не сошли. Внушительные слова тов. Алексанкина заставили его снизить срок до 30 дней и дальше ни шагу.

Среди этой администрации был один монтер, из рабочих. Он долго смотрел на них, потом встал и заявил, что он берется, при этих же условиях, выпустить первый бронепоезд через 15 дней, а следующие - через 12, а то и 10. Этот товарищ своим заявлением прямо убил дирекцию (к сожалению не помню его фамилию, но на заводе его должны знать; может быть они теперь там работает), которая, видя такое предложение, стала перекладывать ответственность за последствия на этого товарища. Мы приняли условия этого товарища-рабочего и предложили немедленно приступить к работе.

На второй день работа закипела. На каждый броневик навешивалась тройная броня. Устанавливались на каждой броне-площадке, во вращающихся башнях, по два 3” орудия, по шести боковых и по четыре башенных пулемета. Таким образом, каждый броневик вооружался четырьмя орудиями и 20 пулеметами. Не по дням, а по часам начали выростать на заводе новые гиганты.

Первый бронепоезд вышел в точно назначенное время и получил наименование «Коростенский Коммунист», который был передан тогда тов. Табукашвили, командовавшему до этого времени приспособленным бронепоездом, на котором находились рабочие-железнодорожники Коростенского узла.

Второй вышел через 12 дней и получил наименование «Киевский Коммунист».

Третий вышел в тот-же срок и получил наименование «Либкнехт».

Четвертый был в работе, но на него не стало хватать материала и выпуск его задержался. Наименование он получил потом - «Жарко».

Киевские железнодорожные мастерские делали нам хорошие базы, оборудовав их честь-честью.

Интересно то, что рабочий-монтер, который обязался выпустить в этот срок бронепоезда, во время бронирования их находился в заводе чуть-ли ни день и ночь. Особенно же после того, когда мне удалось заметить вредительство со стороны заводских спецов, которые хотели в броневиках заделывать наглухо бронью буксы, а также и отверстия сальников паровоза.

Они думали, что им приходится иметь дело только с военными людьми, которые в технике, дескать, ни черта не смыслят. Мне, как машинисту, сразу-же бросилась в глаза их грубая вредительская работа, так как последствия от этих недостатков всегда заставляли бронеплощадки и бронепоезда выходить из строя.

Правда, несмотря на постоянное наше наблюдение, все-же этим «спецам» удалось кое-что сделать.

Во время последующих боев мы узнали, что, в результате неправильной установки орудийных башен, мы не могли стрелять из орудий по горизонтали прямо наводкой. От первого же выстрела, при откате орудия, получился удар замка об стенку и орудие выходило из строя. Этот недостаток, очевидно был известен противнику, который применял тактику бросаться на нас почти в атаку, зная о том, что лобовым орудием мы больше одного выстрела не сделаем. Этот недостаток нам дорого обошелся. В одно время противник таким способом громил наши четыре бронепоезда несколько дней, пока мы не сбили его с позиции и не убили их командира. После этого, тактика эта уже больше не повторялась, что свидетельствовало о том, что секрет нашего недостатка был известен только этому убитому командиру. Командир этот был, по словам пленных, французским полковником, которого они похоронили, кажется, в Жмеринке.

Такова краткая история с постройкой бронепоездов для группы Киевского направления. Группа эта быстро выросла в бригады, затем в первую Украинскую, а потом в 12 Армию, в которую входили все эти броневые части.

Я, будучи командиром бронепоезда «Либкнехт», после того, как нас потрепали тогда основательно, приезжал в этот завод для смены орудий. Рабочие, видя такой неблагополучный исход от этого недостатка, напрягли все усилия и через два дня устранили его, т.е. переставили орудийные башни, из которых можно было потом стрелять на любое расстояние.

Руководитель - директор этого завода, по рассказам рабочих, во время польского отступления бежал с ними.

Непоколебимая воля рабочих этого завода помогла нам быстро получить эти броневые силы, которые влились в ряды красной Армии и помогли скорее разделаться с петлюровскими, польскими и деникинскими бандами. Такая-же воля и энергия остается у них теперь, когда они на поприще социалистической стройки, продолжают выпускать свое производство для промышленности и сельского хозяйства.
-----------------------------------------------------------------------------------------------

Наверняка приврал. Ничего не сказал что заводы вообще-то были в ведении Центроброни. Но интересно, это да.

Наверно, поэтому большевики в гражданской выиграли, а царь в своей войнушке нет. Достаточно посмотреть, как там красные в разгар разрухи танки делали - и не единицами.

Наше революционное оружие, Западный фронт, курьёзы гражданки, 1919

Previous post Next post
Up