Клив Маршалл - помощник окружного прокурора в каком-то небольшом городке. У него проблемы в семье - жена вечно приглашает в дом его тестя, могучего судью, который вмешивается в их семейную жизнь и давит на Клива авторитетом. Клив не придумывает ничего умнее, чем напиться в стельку. А всем известно, чем это заканчивается в нуарах! Он крутит роман с красивой и сексуальной женщиной Тельмой Джордон, служанкой своей собственной богатой тети. Этот роман становится серьезным, и Клив уже сам не знает, куда приведут его эти страстные отношения. Но все резко меняется, когда Тельму арестовывают по подозрению в убийстве тети одной темной ночью. Теперь Клив должен доказать виновность Тельмы в суде - и одновременно любыми стараниями спасти ее. Ведь именно он в ту ночь помогал ей замести те самые следы и чуть не попался свидетелям... Кто победит - правосудие и любовь? Кто виновен в этой запутанной истории? Сможет ли Клив сохранить свою любовь или надо спасти семью? Что скрывает Тельма в исполнении королевы нуара, легендарной актрисы Барбары Стэнвик? Узнаете из очередной блестящей работы культового режиссера Роберта Сиодмака - "Дело Тельмы Джордон"!!!!
Этот фильм - последний нуар Роберта Сиодмака, снятый в 1949 г. и выпущенный только через год. Он подытоживает пять лет работ режиссера над нуарными проектами Голливуда, которые во многом основали и обогатили этот жанр. После этого нуара Сиодмак поставил еще четыре фильма, из которых успешным была только историческая сатира "Красный корсар". Потом он долго пахал над сценарием, из которого в итоге вышел оскароносный "В порту" Элиа Казана - судился и даже выиграл, а после уехал от безнадеги в Европу. Что он там дальше делал, это неважно. В любом случае странно, что о его последнем голливудском нуаре крайне мало подробностей. Между тем фильм получился действительно достойным - и не только благодаря режиссуре, но и продуманному сценарию, что для Голливуда было нечастным. Отчасти потому что писала его профессиональная писательница Кетти Фрингс, а не очередные голливудские бездари. Вообще, сценарий фильма, как и у всех голливудских фильмов того времени, достаточно предсказуемый и больших сюрпризов содержать не будет. Но его выделяют редкая психологическая продуманность, характерная для лучших образцов нуара типа "Двойной страховки", "Почтальон всегда звонит дважды", "Гилда", "В укромном месте" и т.д.
Признаться, в отличие от предыдущей, ультрануарной ленты "Крест-накрест", тут об этом и не догадаться. Если в нем Сиодмак действительно использовал старые находки (флэшбэки, зеркала, закадровый голос) и даже придумывал новые, то "Дело Тельмы Джордан" - выглядит довольно минималистично по сравнению с его прошлыми работами. Все снято красиво, аккуратно, добротно, но саспенса и триллера почти нет... если не считать впечатляющей сцены убийства. Точнее, даже убийств - их тут два. Однако это фильм не портит, так как сценарий вытягивает все. Главное - дотерпеть типичную голливудскую тянучку и скороспелые шутки до середины. А все из-за несколько неожиданного построения, так как фильм примечателен резкими жанровыми переходами. Начинается он как стандартная комедия про пьяного дуралея. Потом мы видим типичную голливудскую мелодраму про измену жене. Потом немного саспенсовый триллер с убийством, а далее - судебная драма с хитрыми вывертами. Финал - классический нуар во всей красе с финальным признанием, разборками и даже взрывающимся автомобилем (для тех годов спецэффект весьма нечастый). При этом практически весь фильм, кроме судебно-процедурной части, снят в ультрануарном тоне с вечной темнотой, полутьмой, тенями, да и вообще, в кадре ВСЕГДА ночь.
На середине хронометража Клив должен придумать, как спасти свою любовь, даже если на это почти нет шансов. Правда, жаль, что не стали развивать тему с тем, что он лично наследил на месте убийства и, по идее, должен был попасть под подозрение быстрее быстрого. Впрочем, сама задумка, когда герой ищет сам себя и должен оправдывать близкого человека - уже тогда новой не была. Собственно, в той же "Двойной страховке" это уже и было - как и в "Больших часах", и "Женщине в окне", ряде других нуаров. Наверно, потому отвлекаться и не стали. Так что сценарий сосредоточился на главном достоинстве фильма - запутанной истории судебного разбирательства, в котором Клив должен играть сразу на обе стороны, как обвинитель и тайный защитник, и заботиться, чтобы его не раскрыли. Это и держит нерв повествования наряду с вопросом - а может быть, Тельма и впрямь виновата? Разумеется, мы это быстро узнаем, как только кончится заседание, а проницательный зритель поймет и раньше. Концовка полностью сделана в лучших нуарных традициях, хотя некоторые жалуются на ее натянутость. Лично я не против, чтобы Кодекс Хейса в кои-то веки сработал, и любовь победила бы преступление и одномерное злодейство. А к печальным финалам, когда подлые обманщики побеждают и получают все мы нынешние постмодернистские времена уже привыкли. Лично я вполне удовлетворен - по тем временам финал безусловно драматический и неглупый.
Главные взоры приковывает, конечно, Барбара Стэнвик, которая тут раскрылась даже ярче других своих ролей. Как ни крути, но в "Двойной страховке" и "Извините, ошиблись номером" ее было не очень много, и там она не слишком хорошо выглядела - уродливая прическа в одном случае, сюжетная инвалидность - во втором. Тут у нее очень похожая роль из "Двойной страховки" - роковая красотка, которая влюбляет в себя мужчину, колеблется от признаний в любви до истерик, и до конца непонятно, манипулирует она им или нет. Играет хорошо и старательно, не подкопаешься. В роли ее любовника Клива - Уэнделл Кори, который снимался много, но больше на вторых ролях. В начале кажется типичным пьяным дурачком, потом внезапно оказывается хитрым и прожженным малым со стальным взглядом. Конечно, он немного деревянный, как тогда у многих актеров было, но в целом смотрится неплохо. Вообще актерский состав тут крепкий и составлен из хороших артистов и все отыграли как положено, что большой плюс. Эти второстепенные роли привносят объем в повествование, в частности, в тяжелые семейные дела Клива, которые легко было бы показать фальшиво.
Ну что еще сказать... Вообще мало что можно добавить к тому, что уже написано о фильме в Википедии. Это, несмотря на некоторые недостатки и натяжки, достойный и хороший фильм, который было интересно смотреть. Он не содержит ярких и оригинальных находок, как некоторые основоположники жанра, но хорошо их развивает и дает в целом классическую криминально-любовную историю в нуарном антураже и с хорошими актерами. История была любопытная и неплохо смотрелась и сейчас, а это немалое достоинство. Хорошая и качественная работа.
Что же, режиссер закончил свою эпопею на неплохой ноте... Но впрочем, на этом с Робертом Сиодмаком я еще окончательно прощаться не собираюсь. У него есть и "Винтовая лестница", и еще пара-тройка других, более оригинальных вещей. Надеюсь, что до них я как-нибудь доберусь... Но это уже в другой раз. А пока надо задуматься о том, что количество просмотренных фильмов приближается к сотне, а о кое-каких я ни разу не отписывался. Надо пересмотреть и освежить в памяти.