1946 год. В Буэнос-Айресе оседает мелкий продувной шулер Джонни Фаррел из Нью-Йорка. По счастливому совпадению он знакомится с крупным владельцем казино Балином Мандсоном и становится его партнером. Однако у Мандсона внезапно оказывается жена со странным именем Гильда. Разумеется, эта женщина слишком хороша для них двоих, так что конфликт неизбежен. Однако все значительно сложнее, чем очередной спор из-за женщины - Джонни ненавидит Гильду и откровенно ревнует к ней Балина. А в дело вмешиваются еще и финансовые махинации, криминальные схемы и назойливая полиция. Каков же будет конец взаимоотношений этих персонажей? Узнаете в культовой романтической мелодраме 1940-х, открывшей миру Риту Хейворт - "Гильда"!
Как долго я готовился к просмотру этого фильма... И получил что-то более серьезное и глубокое, чем ожидал. Этот фильм является культовым, что не мешает многим его ругать - во многом справедливо - за сюжетную банальность, странные мотивы персонажей, сиропный мелодраматизм, натянутость сценария и многое другое. Однако я уже с первых кадров понял, что это что-то очень серьезное и возвышающееся над общим рядом криминально-нуарных драм того времени. Это, при всех проблемах и натяжках - не криминальный фильм, а серьезная драма, где нуар является лишь оболочкой. Причем оболочка эта действительно хороша, даже если по нуарной экспрессивности фильм сильно уступает какому-нибудь
"Загнанному в угол". Операторская работа Рудольфа Мате сделала фильм глубже, чем он явно задумывался. В целом работа сдержанная и минималистичная, минимум выделяющихся планов и ракурсов, контрастных кадров и необычной съемки. Однако контрастность есть и часто. Есть отличные приемы красивые ночные сцены, рассеивание для усиления красоты Хейворт и есть регулярные контрастные моменты, когда от персонажей остаются лишь темные тревожные силуэты.
Но не только это делает фильм выдающимся для своего времени и культовым. Редкий случай, когда в целом не самый примечательный режиссер Чарльз Видор, автор в основном жанровых мелодрам, смог сделать что-то более серьезное, чем обычно. Судя по всему, он сумел соединить работу команды актеров, операторов и реквизиторов. Кроме того, фильм делался явно на основе его прежних наработок. От "Девушки с обложки" взята сексуальность и танцы Риты Хейворт, которая выступила блестяще. От "Дамы в уединении" - нуарная постановка. От "Тупика" (1939) - фрейдистско-психологическая напряженность. Не самый лучший и логичный сценарий от будущей создательницы неоднозначного
"Ночь и город" (1950) Джо Айзингер - был зато образцовой мелодрамой с хорошей психологической частью, так как писала это женщина, а кто еще лучше подходит для изображения иррациональных страстей. Вместе получилось очень достойное зрелище - серьезная драма в монументальном изложении и с глубиной поднятых психологических страстей.
Причем в отличие от постановки и игры актеров сюжет тут несложный и не отличающийся новизной даже по тем временам. Любой, кто смотрел голливудские фильмы той поры, легко увидит все ключевые темы того времени. Все выстроено на взаимоотношениях героев и борьбе их между долгом и желанием. Джонни - типичный простой человек в сложном положении, неоднозначный и амбивалентный; Балин Мандсон - аристократического вида надменный злодей, который грезит о мировом господстве, но не ловит мышей под носом; Рита Хейворт - несчастная роковая красотка, которая сама тяготится ролью красивой игрушки в руках богачей, но ничего не может сделать. В фильме также много других черт того времени. Персонажи поминутно общаются тщательно прописанными, хлестскими и резкими диалогами с претензиями на юмор. Есть актуальные на тот момент зловещие немцы, которые пытаются проводить махинации с военным снабжением. Честный и благородный полицейский, доблестный, как вся американская полиция, даром что аргентинец - который много лет ведет одно казино. Веселый второплановый старичок-прислуга. Обязательные танцевально-музыкальные номера, для чего на роль и взяли профессиональную танцовщицу Риту Хейворт. Сюжетные штампы криминальных фильмов вроде убийств, самоубийств, возвращения с того света и т.д. Разумеется притянутый за уши сахарный хэппи-энд с воссоединением. Но самое главное - не поддающееся рациональному осмыслению поведение героев, которое в лучших голливудских традициях должно не работать на правдоподобность, а двигать сюжет.
Поэтому не стоит спрашивать, зачем респектабельный глава подпольного казино, мечтающий о мировом господстве, берет в напарники мелкого жулика. Почему он ему так доверяет, что отдает ключ от сейфа, где все документы лежат. На кой черт знакомит со своей красавицей женой. Почему не замечает много дней, что их эмоциональное напряжение в отношениях друг с другом явно с чем-то связано? Как ухитряется не замечать демонстративных гулянок жены с первыми встречными. Почему сам Джонни ведет себя нередко как полный подонок. И т.д. и т.п. Значительная часть происходящей мелодраматичной банальщины объясняется тем, что чувства людей вообще построены на иррационализме и желании мстить любимым. А многое другое - искупается постановкой, о чем уже сказано выше. Поэтому даже самые притянутые за уши зловещие немцы воспринимались для меня органично и как реальная угроза, а не актуальная повестка. Ну в самом деле, почему
"Дурной славе" это прощается, а фильму нет?
Обратите внимание, на карнавал в Аргентине затесался русский казак!
Такие фильмы я называю кинороманами. Они монументальны в своем изложении (этот идет почти два часа). Отношения и действия героев прописаны по канонам литературных произведений, безо всяких урезаний. Действие идет ровно и накатанно, но под этой гладкостью чувствуется бурлящее напряжение страстей. И когда кажется, что уже пора закончить действие, все еще только начинает разворачиваться. Именно это подкупает в этом фильме, при всей типичности многих его нуарных черт.
А также несмотря на в целом неплохие актерские работы главного состава (особенно многопланового Гленна Форда), фильм помнят почти исключительно за Риту Хейворт. Культовую актрису с ее роскошнейшей красотой, сексуальностью и энергетикой, рыжими волосами, чья огненная красота пробивается даже через черно-белую пленку, сексуальными руками и ногами, которыми она порою тычет чуть ли не в экран. Женщину, которая стала секс-символом для целых поколений американцев. Да, Рита Хейворт очень соблазнительная женщина и неплохая актриса. Правда, я ее все равно не отношу к самым выдающимся достоинствам фильма. Голливуд 1940-х не испытывал недостатка в таких красивых женщинах, так что Рита тут нужна была в основном для умения петь и танцевать, что у нее получалось хорошо. Мне она понравилась в роли - но я подозреваю, что многие другие тоже неплохо бы смотрелись на ее месте. Хотя... Как знать. Все-таки Рита явно не столько играла, сколько жила на съемочной площадке. Она была во многом повторением своей роли - и тоже не нашла счастья, пройдя через многочисленные браки с богачами, и тоже была в двойственных и так до конца не раскрытых отношениях с Гленном Фордом, которые зародились на съемках фильма и влючали в том числе секретный аборт за границей...
Не все согласятся со мной, но Гильда действительно хороший фильм-нуар своего времени, даже несмотря на явную перехваленность его американской публикой. Мне понравилось и я рад, что видел его.