А.И. Юрьев
Органы власти Временного правительства и Советы рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года
В статье на основе различных архивных документов и материалов рассматривается вопрос о формировании органов власти Временного правительства и возникших фактически одновременно с ними Советов рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года, а также анализируется влияние на них различных политических партий.
Ключевые слова: Комитет общественных организаций; Совет рабочих и солдатских депутатов; эсеры; большевики; меньшевики.
Уже 27 февраля 1917 года, когда Петроград оказался полностью в руках восставших, депутаты Государственной Думы образовали «Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями». Его возглавил октябрист и председатель IV Государственной Думы Родзянко.
Фактически одновременно с ним социалистические партии создали «Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов», во главе которого встал меньшевик Чхеидзе. В него вошли затем и солдатские депутаты, занявшие там около двух третей мест. Подавляющее большинство Совета рабочих и солдатских депутатов составляли эсеры и меньшевики. Большевиков в Совете было мало, так как они значительного влияния на рабочих и солдат в тот период не имели.
В результате переговоров этих двух органов 2 марта было образовано Временное правительство во главе с известным земским деятелем князем Львовым. В это правительство вошли главным образом представители Прогрессивного блока IV Государственной Думы, в основном кадеты и октябристы.
Исполком Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов принял решение в правительство не входить, обеспечив себе этим возможность критиковать, но не разделять ответственность за его действия. /35/
Существование Временного правительства и Совета, как двух органов власти при полной неясности разграничения их функций, неизбежно вело к противостоянию. При этом съезд Советов, как высший орган власти, собирался до Октябрьской революции всего один раз. Двоевластие в столице привело к созданию двух ветвей власти и на местах, породив конфронтацию между ними практически с первых же дней. Отсутствие разграничений в обязанностях этих органов и органов местного самоуправления также приводило к конфликтам и противостоянию. Таким образом, с первых дней Февральской революции в стране сложилось двоевластие, которое неизбежно вело к столкновению.
Аналогичная ситуация складывалась и на местах. В Москве наряду с Советом рабочих депутатов тоже был образован второй орган власти - Комитет общественных организаций. Но, в отличие от Петрограда, где Временное правительство было фактически однородным (за исключением трудовика Керенского, вскоре ставшего эсером), в него вошли вместе с представителями либеральных партий и эсеры, и меньшевики, и выдвиженцы Совета рабочих депутатов. Представители Совета вошли также в состав местного органа власти - Революционного комитета общественной безопасности - в Иваново-Вознесенске [3: с. 85-86].
3 марта Временный исполнительный комитет был образован в Рязани. В его состав вошли делегаты от городской думы, общественных организаций, солдат гарнизона, Совета рабочих депутатов и другие. В этот же день прошло совещание представителей от рабочих организаций, на котором был избран Совет рабочих депутатов. В него вошло 18 человек, шестеро из них были избраны во Временный исполнительный комитет (Рязанская жизнь (Газета внепартийная). Рязань, 1917. 4 марта).
В Туле также 3 марта возник исполнительный комитет общественных организаций. Он состоял из представителей городской и земской управ, союза потребительских обществ, всероссийского союза городов, всероссийского земского союза, союза кредитных и ссудно-сберегательных касс, военно-промышленного комитета, оружейного и патронного заводов, союза металлистов. Всего в исполком вошло 58 человек. Несколько позже его состав пополнили представители Совета рабочих и солдатских депутатов, а также Совета крестьянских депутатов. На первом заседании исполкома для руководящей и исполнительной работы был выделен президиум в составе семи человек. Исполком создал ряд комиссий для текущей деятельности: квартирную, следственную, культурно-просветительную и другие (Революционное былое. Орган Тульского Истпарта. 1923. № 1. С. 54-55). Исполнительные комитеты общественных организаций также были созданы в Богородицке, Белеве и других уездных городах Тульской губернии (Тульская молва. Тула, 1917. 10 марта).
В этот же день, 3 марта, прошли выборы в Совет рабочих депутатов и его первое заседание. Количественный состав Совета доходил до 200 человек. Вскоре в него вошли и представители от солдат. Совет избрал президиум /36/ из трех человек, выделил для решения текущих вопросов исполком. В исполкоме было по пять человек от рабочей и солдатской части Совета, по два человека от партии эсеров и социал-демократов, представленных в Совете, весь его президиум и по одному человеку от комиссий Совета. Всего комиссий было образовано шесть: труда, муниципальная, культурно-просветительная, продовольственная, по борьбе с дезертирством и хозяйственная. Кроме того, в процессе работы создавались и временные комиссии для разрешения технических вопросов. Советы также стали создаваться в уездах губернии [2: с. 20-22].
В начале марта комитеты общественной безопасности были организованы в городе Мышкине Ярославской губернии, в селе Писково Смоленской губернии, временный комитет избрали в городе Данкове Рязанской губернии и других уездных центрах (Земля и Воля (Крестьянская газета партии социалистов-революционеров). Москва, 1917. 14 апреля). Одновременно в уездных городах стали возникать и Советы рабочих и солдатских депутатов.
В Костроме в губернский объединенный комитет общественной безопасности вошло по 8 представителей от Совета рабочих, Совета крестьянских депутатов, от костромского городского управления и губернского земства, 11 человек от Совета военных депутатов. Всего 35 человек (Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. Р-1317. Оп. 2. Д. 3. Л. 123). Он, как и в большинстве других губерний, возник 3 марта 1917 года (Известия Костромского губернского объединенного комитета общественной безопасности. Кострома, 1917. 5 марта).
Несколько ранее, 1 марта, состоялось экстренное совещание губернской земской управы, городской думы, кооперативов, интеллигенции, рабочих железной дороги и Большой мануфактуры в Ярославле, где было вынесено решение о создании «демократического органа власти» - губернского комитета общественного порядка (Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. Р-1527. Д. 19. Л. 1). В этот же день прошло и организационное собрание Совета рабочих депутатов (ГАЯО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 1. Л. 1). 4 марта он принял решение довести до сведения комитета общественной безопасности (так стал именоваться комитет общественного порядка), чтобы он «немедленно приступил к ликвидации старой власти во всей губернии» (ГАЯО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 1. Л. 2). Представители Совета также вошли в состав исполкома комитета общественной безопасности. На своем заседании 11 марта Совет, заслушав доклад рабочей группы исполкома, постановил «совместно выработать программу работ и выступлений рабочей группы С.Р.Д. в Исполнительном комитете» (ГАЯО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 1. Л. 5). В начале апреля в состав исполкома Совета рабочих депутатов с правом решающего голоса входили по два члена Совета из состава гласных городской думы и губернского исполкома общественной безопасности и по одному члену Совета от группы Ярославского уездного исполкома Совета, газеты «Труд и борьба», а также, по усмотрению Совета, представители от всех соответствующих партий, входящих в его состав (ГАЯО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 1. Л. 9). /38/
Новые органы власти были созданы также в других городах и губерниях России.
При этом следует подчеркнуть, что, судя по имеющимся источникам, в первое время политическая принадлежность членов Советов не играла особой роли, и деятельность этих органов не носила характера острой политической борьбы.
Необходимо отметить также, что о поддержке Временного правительства в тот период заявляли практически все Советы. Например, на своем заседании 23 марта Ярославский Совет рабочих депутатов, рассмотрев вопрос об отношении к правительству, высказался за его полную и всестороннюю поддержку, одобрив политическую платформу и заявив о необходимости «отстаивать эту платформу от всяких попыток ее изменить под давлением господствующих классов» (ГАЯО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 2. Л. 10).
Подобная позиция была отражена и в решениях областной Московской конференции Советов, проходившей 25-26 марта. В резолюции отмечалось, что под давлением организующейся демократии Временное правительство идет по пути устранения старого строя, и, контролируя его деятельность, рабочий класс, революционная армия и трудовое крестьянство совместно закрепляют и углубляют завоевания революции (Центральный муниципальный архив г. Москвы (ЦМАМ). Ф. 1722. Оп. 1. Д. 7. Л. 1).
Февральская революция показала значительное влияние эсеров среди различных слоев населения. Это наглядно продемонстрировали выборы в Советы рабочих, солдатских депутатов. Так, например, в Советах Нижнего Новгорода, Рязани, Ярославля и других городов Центрального промышленного района эсеры вместе с меньшевиками имели значительное большинство (Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 60. Оп. 1. Д. 49. Л. 3; Д. 53. Л. 15; Д. 55. Л. 19; Д. 63. Л. 4).
В Московский Совет рабочих депутатов было избрано 110 эсеров, 172 меньшевика, 205 большевиков. Вместе с сочувствующими им эсеры и меньшевики к лету 1917 года составляли более половины всех депутатов Совета, в то время как большевики - менее одной трети (Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО). Ф. 66. Оп. 27. Д. 94 а. Л. 53-54). Уже в первые месяцы своего существования Совет, как отмечалось на одном из его заседаний, «в силу своего безграничного авторитета в глазах широких трудовых масс провинции оказался в роли старшего брата для С.Р.Д. в целом промышленной области, а быть может в известной мере и всей рабочей России» (ЦМАМ. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 25. Л. 1)
В Тульском Совете рабочих и солдатских депутатов эсеры и меньшевики в марте 1917 года имели подавляющее количество мест. Из 350 депутатов Совета большевиков было только 13 человек [4: с. 115]. В мае, после перевыборов, Совет на 75 % состоял из социалистов-революционеров. При этом весь президиум Совета, за исключением одного секретаря, был эсеровским (Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 1861. Оп. 1. Д. 9. Л. 62). В Калуге из 240 членов Совета большевиков было только 25 человек (Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф. П-1034. Оп. 1. Д. 1. Л. 1). /38/
Подобная ситуация складывалась весной и летом 1917 года не только в губернских, но и в уездных городах. В Вязьме Смоленской губернии, Романове-Борисоглебске Ярославской губернии, Торжке Тверской губернии и многих других эсеры вместе с меньшевиками имели значительный перевес в органах власти (РГАСПИ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 56. Л. 60; Д. 63. Л. 36; Д. 58. Л. 12). И только в незначительном ряде случаев в этот период главную роль в Советах играли большевики. Так было, например, в Иваново-Вознесенске, где образовавшийся 2 марта Совет имел в своем составе из 112 членов 65 большевиков [3: с. 85]. В июне из 100 депутатов уже 90 были большевиками (РГАСПИ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 15. Л. 12).
Однако в целом весной и летом 1917 года, особенно в первую его половину, Советы шли в основном за эсерами и меньшевиками. На заседании пленума Московского областного бюро РСДРП большевиков, проходившем 16-17 мая, в докладе об укреплении своего присутствия в Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов большевики признавали преобладающее на тот момент влияние эсеров и меньшевиков (РГАСПИ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 15. Л. 8).
На том же пленуме отмечалось, что Советы «силой обстоятельств» быстро расширили круг деятельности и сосредоточили в своих руках выполнение почти всех задач, стоящих перед рабочим движением. Выдвигалось предположение, что этим «нарушилось правильное разделение задач, осуществляемых различными классовыми организациями пролетариата, и замедлилась работа по установлению между ними правильной организационной связи». Поэтому ставилась задача усиления работы в Советах, создания в них большевистских объединений, связанных с местными партийными организациями большевиков «путем взаимного представительства», что, по мнению участников пленума, давало возможность «организованно и систематически проводить свое влияние на основную линию деятельности Советов» (РГАСПИ. Ф. 60. Оп. 1. Д. 15. Л. 8).
Тот факт, что в Советах рабочих депутатов большевики находятся «в слабом меньшинстве» по сравнению с другими социалистическими партиями, в том числе и с социалистами-революционерами, признавал в начале апреля и Ленин. Видя в Советах единственно возможную форму революционного правительства, он ставил задачу завоевания советского большинства партией большевиков [1: с. 114-115].
Литература
1. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. Т. 31. М.: Политиздат, 1960. С.114-115.
2. Сорокин А. Из истории семнадцатого года в Туле. Тула: Издание Тульского Истпарта, 1925. 81 с.
3. Спирин Л.М. Россия 1917 год: Из истории борьбы политических партий. М.: Мысль, 1987. 333 с.
4. Установление Советской власти на местах в 1917-1918 гг. Вып.2. М.: Госполитиздат, 1959. 728 с. /39/
Вестник Московского городского педагогического университета. №3 (15). 2014. С. 35-39.