Формирование конницы РККА в Воронежской губернии и вопросы нумерации кавдивизий РККА

Dec 28, 2021 13:37

image Click to view



Этот же доклад дает сведения и о специальных кавалерийских частях. Согласно ему, имелся в наличии 1-й Красный Кавалерийский полк, начавший формироваться в марте 1918 г. в Лисках. Однако в трехэскадронном полку было всего 85 лошадей, и большинство бойцов оказались спешенными. В полку была пулеметная команда, имевшая на вооружении 4 «максима», 8 «кольтов». Всего же полк насчитывал к середине июля 1918 г. 313 чел. Автор доклада отмечал, что «состав полка быстро менялся: за время существования полка прошло 900 человек» [63], т. е. после демобилизации какие-то остатки 4-го кавалерийского полка продолжали функционировать в режиме обучения, работая в привычном виде запасной воинской части. Докладчик отмечал, что кавалеристы были «преимущественно из пехотинцев; бывшие кавалеристы имеются в самом ограниченном числе... Командный состав большей частью не имеет не только специальной теоретической, но даже и практической подготовки... Люди очень разнообразно и плохо одеты. В строю разговаривают», учение прошло лихо, но с ошибками [64]. Также существовал «отряд Дженеева», который «в соединении с другими кавалерийскими отрядами, начал переформировываться 27-го июня в полк, которому начальником участка было дано наименование: «2-й Кавалерийский Гвардейский полк». Полк сведен в 4-ре эскадрона... Много несовершеннолетних. Командный состав совершенно неподготовлен для занимаемых должностей. Лошади большей частью для службы в кавалерии негодны. Обмундирование людей чрезвычайно разнообразно и неопрятно. Седла разнокалиберные. Оружие неисправно и разнообразно... [Судя по учениям] на строевую и боевую подготовку не было обращено никакого внимания» [65]. Вероятно, именно этим полком командовал в дальнейшем И. Н. Домнич, причем, судя по донесению, неудивительно, что полк взбунтовался.

Разиньков М.Е. Формирование кавалерийских частей РККА на территории губерний Центрального Черноземья в 1917-1918 гг. // Феномен красной конницы в Гражданской войне. / Под ред. А. В. Посадского. М.: АИРО-ХХ1. 2021. С. 50-72.

№ 1 был присвоен с задержкой из-за явной ошибки штабных работников, которые с запозданием почти на полтора года оформили присвоение номера, изначально задуманного центральным военным руководством. Ряд номеров планировалось присвоить различным формируемым соединениям, которые по разного рода причинам не завершили (или даже не начали) этот процесс. № 3 предполагалось присвоить Тургайской (казахской) кавдивизии, № 5 - Калмыцкой, № 8 - сначала кавдивизии 12-й армии (1-го формирования), затем казачьей кавдивизии Ф. К. Миронова (в составе разных объединений и под разными названиями), № 10 - 2-й Донской казачьей кавдивизии. Пока остается неясным, за кем резервировались в декабре 1919 г. № 14 и 15. Вместо упраздненных соединений спустя какое-то время стали формироваться новые, которым присваивались «пропущенные» номера, поэтому они появились в нумерации «не в очередь»: 3-я Туркестанская, 5-я Туркестанская (формирование не завершила), 8-я Червонного казачества, 10-я. Точно так же номера расформированных из-за потерь 2-й и 9-й кавдивизий в начале 1920 г. получили кавдивизии М. Ф. Блинова и Е. А. Трифонова соответственно. Следует отметить, что за кавдивизиями, формирование которых планировалось или было одобрено высшим военным руководством, номера резервировались сразу (даже если они еще не были сформированы), в то время как кавдивизии, сформированные по «инициативам с мест», могли не получать номеров по несколько месяцев.

Очиров У.Б. Загадки нумерации кавалерийских дивизий РККА в 1918-1919 гг. // Феномен красной конницы в Гражданской войне. / Под ред. А. В. Посадского. М.: АИРО-ХХ1. 2021. С. 73-95.

Успокоению разбушевавшейся стихии способствовал священнослужитель полковой церкви протоиерей Богословский Алексей Витальевич, пользующийся уважением солдат. Кавалеристы всегда внимательно и доверительно внимали его словам, зная о суровой школе выживания, которую он прошѐл в Туркестане, его участии в боевых действиях в русско-японской войне, наградах (ордена Святой Анны II, III степени, золотой наперстный крест на Георгиевской ленте из канцелярии Императора). Солдаты, приняв решение об отстранении полковника Лена от командования полком и замене его полковником Усовым, утвердили тексты приветственных телеграмм Временному правительству и спокойно разошлись по казармам.

В.М. Кулаков, В.М. Сушков. Лиски кавалерийские. Из истории 4-го драгунского и 10-го красноармейского запасных кавалерийских полков // Петровская слобода. Краеведческий альманах, №12, часть 2, 2019 г. - Лиски, ЛИКМ, Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2019 г. С. 126-228.

Чего все жалуются на падение дисциплины армии в 1917 году? Почему, интересно, никто не указывает на то, что кавалеристы 4-го ЗКП и до революции были теми еще выродками? Ну ладно, сам напомню.

https://voencomuezd.livejournal.com/1154221.html

При розысках по делам о кражах Приставу приходится встречать массу препятствий разного рода со стороны офицеров и самого полковника Вестингофа. Ввиду полной распущенности нижних чинов и непринятия никаких мер к осуществлению дисциплины и порядка, население о массе краж отказывается даже заявлять Приставу, говоря: «Сегодня я заявлю/найти все равно невозможно, так как солдаты свободно разгуливают не только по селам расквартирования их, но и в Лиски, куда ночью же с поездом и отправят украденное/, а после этого заявления все разворуют или сожгут, так как они начальства не имеют. По улицам слободы Давыдовки часов до 11 вечера и позже бродили шайки солдат и занимались бесчинством, особенно около помещения кинематографа, где собиралась толпа солдат человек до 50 и бесцеремонно ругались скверноматерными словам, затрагивали проходивших и т.п. на глазах бывших в кинематографе офицеров и Г.Вестингофа, но никаких мер к устранению этого не принималось. Об этом Пристав неоднократно просил Г.Вестингофа лично и письменно, но ничего сделано не было до тех пор пока было сообщено об этом в Лиски командиру 4-го запасного кавалерийского полка. Многие из офицеров-прапорщиков ведут себя ужасно даже в публичных местах, так, в помещении кинематографа стучат ногами, кричат, вообще ведут себя вызывающе, нарушают порядок и спокойствие, крестьянская публика удивляется такой их несдержанности, грубости и распущенности.

В общем, как напейсал В.М. Кулаков (полковник в отставке, ветеран боевых действий в Афганистане, кавалер орденов и медалей, лауреат Книги Почѐта Лискинского района и города Лиски, краевед, основатель комнаты Славы в бывшем храме 4-го запасного кавалерийского полка, комнаты боевой Славы и патриотического воспитания молодежи при храме Владимирской иконы Божией Матери и прочее говно): "...что поучительного можно извлечь из тех событий для нас, людей нового поколения, живущих в другую эпоху, в другой стране, в эпоху развитой науки и чудовищных скоростей. Ответ один - готовность к защите Отечества в любых условиях. Ключ к этому в глубоком нравственном осознании необходимости и личной готовности к этой защите, гордость за своих героев , духовное и культурнее величие наших граждан, мужество и стойкость в минуты опасности".

1918, научные статьи

Previous post Next post
Up