Постижение нуара №50. "Западня" (1948)

May 11, 2021 14:23



В пригороде Лос-Анджелеса живет чиновник страховой компании Джон Форбс, у которого типичный набор достоинств представителя среднего класса: жена, сын, дом, автомобиль и острая неудовлетворенность рутиной жизни. Однажды он знакомится с прекрасной девушкой - Моной Стивенс, которая прекрасна и идеальна, аки горный хрусталь. Из-за нее присел в тюрьму за хищения любовничек Смайли, в нее втюрился детектив компании Макдональд, к ней чуть ли не сбегаются белочки и птички, как к Белоснежке - короче, она такая сногшибательная красавица, что до сих пор работает дешевой манекенщицей. Понятно, что Форбс не может устоять перед ее чарами и они вдвоем становятся любовниками. Однако Мона оказывается еще и Святой с большой буквы С - и уговаривает Джона вернуться к семье, узнав, что он ее наколол и женат. Все бы ничего, но оставшиеся недолюбовники - Смайли и Макдональд - теперь представляют жестокую угрозу здоровью, жизни и кошельку нашего героя. Сможет ли он с ней справиться? Победит ли он в жестокой схватке с отставным детективом и мелким расхитителем чужих денег? Сумеет ли он сохранить свою семью и рабочее место в компании? Когда лучше всего посещать бар с коктейлями?

Узнаете от прославленного сценариста (как там его?.. неважно), создателя таких нуарных шедевров как "Лора", "Тёмный угол" и "Звонить Нортсайд 777"! От прославленного режиссера Андре Де Тота, который обессмертил себя каким-то ужастиком 50-х! С прославленными классическими актерами нуара - артистом музыкальных комедий Диком Пауэллом, роковой блондинкой с хриплым голосом Лизабет Скотт и штатным злодеем нуарных фильмов Рэймондом Берром в роли детектива Макдональда! Смотрите настолько выдающийся нуарный фильм, что на торрентах его не раздают пятый год, а в ВК он только в убогом качестве с приклеенными субтитрами - "Западня"!!!

Блин, как же я обломался с просмотром этого кино... Скачал ради Дика Пауэлла. Бывший актер музыкальных комедий снялся с 1944 г. у Дмитрыка в "Это убийство, сладкая" в роли легендарного детектива Филип Марлоу. Хорош был фильм или нет, но он точно был одним из первых чистых нуаров, а Пауэллу так понравилось играть крутого, что он снялся в куче нуаров. Из-за него я последовательно отсмотрел "Загнанный в угол" и "Джонни О'Клок", а теперь скачал это. Тем более, что это вторая роль в нуаре Лизабет Скотт, которую я до этого видел в точно таком же аплуа чистой красивой души в "Я всегда одинок". И ведь поначалу фильм был отличным, хотя я и знал из википедии, чем все кончится. Дик Пауэлл отлично отыгрывал простого среднего американца, который пашет в поте лица на работе на благо семьи, а потом началась типичная, но милая любовная мелодрама.



Блин, все это уже тогда было...



Правда, по части нуара фильм довольно быстро разочаровал. С чисто технической стороны я так и не понял, на что тут надо было залипать. Режиссура - качественная для Голливуда, но довольно стандартная, ничего особенно выдающегося нет: ни по бюджету, ни по постановке, ни с точки зрения новаторства. Обычная стандартная вещь. Действие в двух домах, баре, страховой компании и еще паре мест. Операторская работа простая и недорогая. Есть небольшие покатушки на моторке по заливу. Комбинированные планы сделаны хорошо. А вот нуарной эстетики тут практически нет. Пара ночных кадров - пара ультраштампованных ракурсов - ночное нападение на дом - ну и хрестоматийный проход под музыку потерянного главгера по ночным улицам. Все. Нуаром это даже называть стыдно - только тематика вытягивает.



А тематика и сюжет... О, тут ща будут жестокие спойлеры. Повторюсь, что где-то до середины кино мне очень нравилось и я смотрел с интересом. Во-первых, сюжет сделан действительно хорошо. Диалоги написаны очень хорошо, по-литературному. Действие плавное, не динамичное, но интересная. Криминальная и мелодраматичная часть соотносятся хорошо. Опять же, тут сплошь хорошие актеры. И в кои-то веки Дик Пауэлл играет не "крутого парня", как в большинстве своих нуаров, а обычного человека - и даже не слишком-то ловкого и сильного. Пусть он тут по-прежнему отличается таким же однообразным лицом, что и раньше, на сей раз это работает хорошо. А уж Лизабет Скотт в роли Моны была просто чудесна как женщина с несчастливой судьбой, при этом не манипуляторша и карьеристка, а человек, сохранивший веру в чувства, преданность и великодушие. Тандем смотрелся хорошо, да и остальные актеры не подкачали.





Но дальше начинается завязка, которая явно использует сомнительные сюжетные допущения. Ну ладно, допустим манекенщица такая красивая, что на нее, обезумев, западают три взрослых самостоятельных мужика подряд. Допустим даже, что верный семьянин, не изменивший ни разу в жизни, тоже подпал под ее чары, даже не поколебавшись ни разу. Однако конфликт заканчивается, не успев начавшись - Мона отказывается от связи и полюбовники, вся связь которых вообще осталась за кадром, расходятся. Ну а так как по канонам тогдашнего времени надо было доказать, что связь на стороне наказуема даже при самом большом благородстве - смотри "Женщину в окне" и "Мертв по прибытии" - то надо показать Возмездие. Возмездие выступает в лице похотливого детектива Макдональда, который почему-то одержим бабой. И почему-то рассказать полиции нельзя, а то он-де выдаст Форбса. И что он выдаст? Как они ездили на лодке и сидели до вечера у Моны дома? А может, они крестиком вышивали! Тем не менее, Мак не успокаивается и идет к полюбовнику Смайли, которого баба до сих пор жалеет - ведь что с того, что это явно полоумный психопат, слепо влюбленный в блондинку, который без раздумий обокрал компанию ради подарков ей? Его же просто надо пожалеть!





Начиная с этого момента действие фильма постепенно погружается в такое количество натяжек, что мое доверие к сюжету потерялось сильнее, чем к  "Женщине в окне", где я все это простил. Хитрый Макдональд решил сделать страшную мстю. Для этого он подговорил дурака-Смайли, разжег в нем ревность и после выхода напоил и дал пистолет. Как он ухитрился рассказать обо всем, не компрометируя себя? Черт знает. Но так или иначе Смайли-Отелло поперся к Форбсу. Это могло бы как-то сработать, если бы атака была неожиданной. Но по прихоти сценариста Смайли сначала долго готовился, болтал со своей бабой, добивался ответа и только потом пошел к цели, что дало девушке предупредить друга. Само собой, отсидевший схватил пулю. То, что все это голимый идиотизм - очевидно. Убийство можно было бы предотвратить, если бы баба просто объяснила недолюбовнику ситуацию, маленько солгав, что ничего не было. На худой конец можно было бы вызвать полицию - это даже в конце прокурор говорит. Нас пытаются уверить, что бабе бы никто не поверил, но идет сценарий на хрен! Я не верю, что отставной коп имел такую власть, что его гулянки с убийцей и домогательства до бабы никто бы не засвидетельствовал! А между тем на идиотском обосновании держится финал - баба не выдержала и прикончила любителя харрасмента! В итоге она и Форбс под следствием - но Форбса признают невиновным из-за самообороны, а вот судьба бабы вообще остается неизвестной - ее просто уводят в суд и все. В финале Форбс с женой приходят к выводу, что это было тяжелое испытание, но они постараются продолжить свою жизнь, оставив все позади. А Мона, которая пострадала абсолютно ни за что? Да пошла она, о ней ни слова!



Я допускаю, что чего-то не учел. Возможно, мне непонятна тогдашняя общественная мораль, когда признаться в супружеской измене было более страшно, чем подвергнуть свою жизнь угрозе убийства. Но нарушение художественных канонов финала поставило в недоумение и более серьезных критиков.

Как по мне, фильм был хорош как драматическая мелодрама где-то до середины, а дальше из-за своих натяжек и штампов скатился к концу до уныловатого рип-оффа "Женщины в окне", хотя и с претензиями на неоднозначность. Такая "неоднозначность" в финале, явно не подходящая жанровой ленте, сделала только хуже. Отсутствие нуарной эстетики и довольно стандартная режиссура тоже не впечатляют, а отличная игра актеров, увы, мало вытягивает действие. Может быть, это в чем-то да интересная лента своего времени, а сейчас смотрится как дешевая криминальная мелодрама - хотя с хорошим потенциалом. Вспоминать буду разве что ради Дика Пауэлла и Лизабетт Скотт - надеюсь, я еще увижу последнюю в других амплуа.


нуар

Previous post Next post
Up