Постижение нуара №19. "Я всегда одинок" (1948)

Mar 12, 2019 11:27



Бывший гангстер-бутлегер Фрэнки Мэдисон возвращается в Нью-Йорк после 14 лет отсидки - тут вам не Россия, где можно украсть миллиард и ничего не будет, тут даже за контрабанду бухла наказывают жестоко. Теперь он надеется, что его партнер Нолл Тернер по уговору отдаст ему половину своего предприятия в лице ночного клуба, который он раскрутил за это время. Однако высокомерный и лицемерный бандит-бизнесмен ничего не собирается платить, а пытается обмануть своего бывшего друга с помощью их третьего дружка, бухгалтера Дэйва - и певицы Кей, своей любовницы. На его беду, это оказываются, как это и принято в мире криминала и чистогана, совестливые и честные люди, готовые помочь гангстеру, безвинно отсидевшему 14 лет за контрабанду спиртного, который теперь хочет исключительно во имя справедливого возмездия ограбить своего бывшего друга. Закончится эта история смертями, подставами, обманом - и чистой и искренней любовью, как и полагается в криминальных фильмах.





Криминальный нуар I Walk Alone с самого начала вызывает подозрение, что он поставлен по очередной провалившейся пьесе - и так и оказывается. Уж больно в первой половине действия много диалогов и чисто кабинетных сцен. Собственно, это не порок - но вот что искренне разочаровывает так это то, как мало там нуара! По сути, его там практически не было. Это была очередная криминальная мелодрама, коих тогда было вагон и тележка. Очередной потерянный человек, выбитый из колеи, которого все пытаются надуть, но стоит ему встретить первую попавшуюся смазливую бабу, и она проникается к нему сочувствием и симпатией. Шоб я так жил. Мелодрамы тут очень много, и она не только сопливая, но и изумительно штампованная. Все это высокопарные диалоги, ужин при свечах, инфантильные признания в любви и поцелуи... Боже, как мне это надоело. Нередко диалоги были настолько театральными и идиотскими, что меня так и тянуло ржать. Особенно умилило признание в любви и причитания о долгом ожидании мечты жизни певички Кей. И это обращено к человеку, которого она знает меньше дня.





Разумеется, сценарий по традиция таких второсортных мелодрам, нашпигован странными и просто глупыми моментами, ныне вызывающими только гомерический хохот или удар рукой по лбу. Тут тебе и гангстер, который почему-то думает, что с ним будут делиться, и настолько крутые интриги Нолана, что они тут же проваливаются... О чем ты вообще думал, когда подсовывал подружку под конкурента, когда у тебя есть невеста-стерва? А особенно восхищает великолепное поведение Дэйва, который пафосно обещает главгаду, что разоблачит его и - кто бы мог подумать!!! - через полчаса дохнет от пули киллера. Премия Дарвина нам только снится. Даже сам Фрэнки в сценарии охренел от такой тупости.





В общем, сюжет не самое лучшее в этом фильме - и уж точно он тут не самый оригинальный даже по тем временам. Хотя может в 1948 г. он и был еще в новинку, это уже последователи затоптали тему... Очередной гангстер, в которого без причины влюбляется девица, хитрая жадная сволочь-капиталист как главный злодей, опять подставное убийство и хитрый план по исправлению всего, который сводится к банальным угрозам и обману. Причем интриг тут на удивление мало, хотя от такого кино ждешь именно их - сложных и запутанных игр с двойными-тройными ходами для подставы и обмана соперника. Но увы,с этим тут скудно. Гораздо больше герои разговаривают и выясняют свои отношения. Интриги же как бы хитрого и расчетливого лицемера Нолана оказываются выстроены на песке, и они не способен обмануть даже собственного бухгалтера. Странновато, кстати, что профессиональный циничный бизнесмен до сих пор держит при себе совестливого бухгалтера, который искренне сочувствует Фрэнки. Да еще и пытается привлечь к делу певичку, которая к нему неровно дышит. И кстати, куда делась эта его невеста, я что-то пропустил - ее что, просто забыли в ходе сюжета? В принципе, не удивительно, сценарий сам режиссер дописывал уже на съемках - видимо, пьеса была очень короткая...







Тем не менее, интересна тематика - бывший гангстер, который пытается найти себя в новых изменившихся обстоятельствах времени. Откровенно недожали, честно говоря, но те сцены, которые этой темы касались, были сделаны хорошо. Конечно, лучшая из них - это когда Дэйв и Нолан вынуждены объяснять припершемуся в клуб с подельниками Фрэнку, что они не могут просто взять и отдать половину своих денег, потому что все тут принадлежит корпорациям. Причем сразу всем трем одновременно, и без решения совета директоров сам Нолан ничего передавать не может. Несчастного гангстера искренне клинит на этом моменте. Представьте себе, что Саша Белый после отсидки в 90-е вернулся на волю и пошел качать права к дружкам в местный банк.







И наконец, во второй половине действия наконец-то появляется нуар! Причем его тут реально много. Сначала появляются типичные приемы гангстерского кино - автопогоня, стрельба, кутерьма - на сей раз в нуарном оформлении. Потом действие начинает развиваться почти исключительно ночью и с нуаром дело сразу идет на лад. Есть и шикарная сцена драки на задворках клуба, и ночное преследование, и стрельба во тьме - сейчас все это совсем не оригинально, но смотрится если не отлично, то как минимум неплохо. Во всяком случае все как и полагается классике нуарной эстетики - в темноте, черноте, с черными силуэтами, стрельбой и саспенсом. Театральность тоже наконец-то уходит, во многом за счет разбавки в виде сцен, снятых на натуре, которых тут для среднестатического фильма 1940-х прилично.





Режиссером картины был Байрон Хэскин, который вообще-то был мастером спецэффектов для Уорнер бразерс и это был его режиссерский дебют. То, что спецэффекты у него получаются гораздо лучше, чем работа с актерами, чувствуется. Все удивлялись поразительному перебору в актерской игре в фильме - даже он сам! Берт Ланкастер, засветившийся в "Убийцах", новоявленная звезда нуара, регулярно переигрывал, пытаясь криком, ором, рычанием и муками на лице изобразить вернувшегося в мирную жизнь ветерана бандитского фронта. Кирк Дуглас, тогда еще мало кому известный, в роли капиталистического чудовища Нолла, держал себя хладнокровно как памятник, хотя время от времени все-таки вспоминал, что ему надо еще и играть. Лизабетт Скотт играла как-то неровно - то отыгрывала драму и глаза спаниеля, то держалась как статуя и выглядела при этом как Лорэн Бэколл для бедных. А вот актеры второго плана отыграли вполне нормально, благо, роли у них были небольшие. Но Уэнделл Кори в роли Дэйва, у которого на лице постоянно была борьба страха и сомнения, запоминается особенно хорошо.





Но, конечно, в целом фильм пустой. Тоже мне мораль - вернулся неплохой человек из тюрячки, с привычкой к грубой тупой силе, не нашел себя в новой жизни, но все же справился благодаря друзьям, любви и... той же тупой грубой силе. Антагонист в лице Нолана тоже получился слишком одномерный. Вроде типичное хладнокровное чудовище, лицемерное и лживое, но Кирк Дуглас слишком обаятелен для этой роли, и это постоянно перло наружу. Впрочем, дуэт холодноватого Дугласа и порывистого резкого Ланкастера всем понравился. В итоге эта пара подружилась на съемках и сыграла аж в семи фильмах.





В общем, хоть это и считается классикой, но все же я видел в жанре вещи и получше. Хорошо хоть, что нуаром не обидели, хотя до него пришлось дожить. Ну и спасибо киноклубу Феникс, который всего пару месяцев назад сделал перевод этой ленты.


нуар

Previous post Next post
Up