Гатчинские дни Рябова под Казанью и в Сибири

Sep 10, 2020 11:00



В интернете уже порядком давно как всплыла интересная книженция - Alexander Riaboff. Gatchina Days. Von Hardesty, Editor Smithsonian Institution Press. Washington, D.C. 1984. Воспоминания летчика царской и белой армии, который в 1921 г. уехал в Китай, а потом в США. Я из интереса скачал книгу по ссылке, а потом заодно и доработал - сделал OCR и какую-никакую обрезку. Теперь всем этим можно пользоваться - новый вариант можно скачать здесь.

Несколько впечатлений и описаний. Сразу скажу, что с "Военлетами погибшей империи" сведения не сверял - ограничусь кратким резюме. Это мемуары в ныне хорошо известном стиле "воспоминания белого офицера, который был совершенно ничего не представляющим рядовым человеком". Автор - сын управляющего фабрикой в Москве, в начале Первой мировой - обыкновенный, ничем не выделяющийся студент умеренно-либеральных взглядов. Когда понял, что от войны не отвертеться - решил героически пойти добровольцем... в авиацию, о которой до этого ни малейшего представления не имел. В воспоминаниях прозрачно говорится, что юноше не хотелось месить грязь в инфантерии, а пилотом быть и приятно, и выгодно - собьют, значит сразу разобьешься.

Учился в Гатчинской авиационной школе, после революции практику проходил в школе пилотажа в Одессе. Когда в конце 1917 г. революция фактически разрушила училище, вернулся домой в Москву и вскоре от нечего делать (поскольку ничего, кроме как летать, он не умел) рискнул пойти в красную авиацию. Может быть, если не война, так и устроился, так как он организовывал авиашколу в Алатыре, но тут белые взяли Казань, и нашего героя перебросили туда. Оттуда он вскоре благополучно перелетел к белым безо всякой помпы и трудностей. Причины указываются весьма размыто, но об этом позже.

После этого довольно долго он болтался в прифронтовой линии и в тылу, между делом женившись на девушке, стереотипной сестре милосердия из интеллигентной семьи - прямо сюжет для дешевой мелодрамы. Полетал под Уральском (тот 10-й Сибирский отряд, где на хвосте нарисован богатырь на орле), в Западной Сибири, потом отступал с армией до Читы, где продолжил службу. Когда все посыпалось, посмотрел вокруг, подумал - и уехал в Китай и потом США. Устроился там на авиазавод, был чертежником, наконец, выучился на юриста. В целом и общем - довольно типичный пример недоинтеллигента-недоофицера того времени, который в годы войны вошел в офицерскую корпорацию достаточно прочно, чтобы сбежать от большевиков, но на большее его не хватило. Как ни странно, с 1960 г. был на родине аж четыре раза и успел застать выживших родных. Собственно, эти поездки и толкнули его через двадцать лет на написание воспоминаний.

Книжка небольшая, менее 200 страниц. Значительная часть - карты, фотографии и вставки публикаторов с объяснениями об исторических личностях и контексте происходивших в годы гражданской войны событий. Сам автор, разумеется, не дает никакого глубокого анализа и своих ценных рассуждений, а просто описывает свою жизнь на основе воспоминаний и сохранившегося дневника. Местами дневник цитируется. О красных написано довольно немного и для меня мало понятно было, почему автор все-таки решил сбежать. Несколько раз упоминается какой-то совершенно обезличенный комиссар, который, сука такая, тянулся расстреливать офицеров под подозрением. Было упоминание об угрозах семьям перебежчиков. Но признается, что никого комиссар не расстрелял, а угрозы ограничились тем, что после побега автора к его семье приходили два чекиста с обыском, и тем все и закончилось. Несколько упоминаний о голоде в Москве и некой "жестокости" большевиков, но без конкретики. Некоторые эпизоды, кстати, выглядят весьма сомнительно - в первую очередь, что якобы автор после Февраля задержал группу малолетних воров, и конвой при отправке в Петроград их якобы поголовно перестрелял.

Один отрывок, впрочем, позабавил.

"Миновав Омск, Красная Армия - дезорганизованная и уничтоженная брюшным тифом - оказался перед тяжелым кризисом. Красные войска начали сильно пить. Дисциплина сломалась, когда красные солдаты начали жить за счет земли, разделившись на небольшие группы, чтобы воровать или грабить, чтобы делать все необходимое, чтобы выжить. В результате Красная Армия перестала быть жизнеспособной военной организацией. От Омска до Иркутска, там нет эффективного правительства, только преступные банды - красные или белые..."

О белых тоже говорится весьма и весьма немного немного, в основном о товарищах. Но и того, что есть, вполне хватает. Командование одной авиачасти регулярно устраивало попойки вместо работы, командир относится к своим офицерам откровенно предвзято, упоминается полный развал и хаос отступления и нравы семеновщины. В подробностях описан трагический эпизод, когда семеновцы повздорили с местными деревенскими из-за девок и в итоге арестовали парней, которые их избили, осудили как большевиков и расстреляли. Перед этим напились для укрепления духа и в итоге достреливать осужденных пришлось несколько раз, а трупы пустили под лед, причем кого-то явно так и не дострелили до конца. Глубоко гуманный и чуждый жестокости автор льет слезы на этом месте и убеждает читателя, что ему было ребят очень жалко, но он палец о палец не ударил для их защиты, потому что иначе бы к делу приплели бы и его - и тоже расстреляли. Конечно, конечно...

В целом через весь текст проходит это противоречие - автор воюет достаточно честно и старательно, но непонятно, за что. К концу нарастают откровенные жалобы на безденежье, лень и бездарность командиров, полный развал организации и апатию всех летчиков. В итоге автор довольно честно (он вообще на удивление честный человек) признает, что стал дезертиром и уехал в Китай по подложным документам. Завершается текст на минорной ноте:

"Завершая мемуары, теперь объединенные с его дневником с множеством его уникальные фотографии, Рябов стремился заявить о человеческой ошибке - его личный вывод в том, что никакая политическая причина не может оправдать войну и человеческие страдания". Это было бы очень трогательно, если бы этот вывод не сделал доброволец армии, идейный перебежчик, а под конец дезертир, который сбежал из армии, когда была потеряна возможность победы, а платить стали считанные гроши.

Текст будет ценен как свидетельство рядового участника белого движения, более или менее свободного от ангажированного взгляда на происходящие события. А также - большим и подробным описанием учебы в Гатчинской авиашколе, особенностей действий тогдашней авиации, воздушных боев и вообще, всем, что касается технической части - этого там в избытке. Кроме того, издание снабжено большим количеством интересных фотографий из архива автора, большинство их которых - редкие и неизвестные и отлично показывают обстановку действий царской и колчаковской авиации. Рекомендую.

биографии, наша библиотека, белый террор, белодельцы, Наше контрреволюционное оружие

Previous post Next post
Up