Середина 1950-х. В каком-то типичном американском нуарном городе живет-поживает полицейский детектив Лео Даймонд из 93-го участка. Живется ему плохо. Помимо того, что он типичный нуарный детектив без семьи, женщины и лишних денег - его гложет ненависть. Он давно ведет дело одного мерзкого и наглого гангстера, мистера Брауна, который внаглую издевается над полицией и упивается своей безнаказанностью. Вдобавок Даймонд втюрился в его девушку, сексапильную наивную блондинку Сьюзан - по крайней мере, так считает сам Даймонд, что не мешает ему орать на Сьюзан на допросах. Борьба идет без малейшего успеха уже три года, и начальство само удивляется, что еще не погнало детектива-бездаря из органов. Однако однажды Лео подворачивается случай - он узнает, что для Брауна имеет большое значение загадочное слово "Розовый бутон" "Алиша". С этого момента борьба с мафией обостряется с новой силой! Кто выйдет в ней победителем? Пристрелят ли Брауна или только осудят за неуплату налогов с рэкета, как Аль Капоне? Сможет ли Лео таки повести Сьюзан под венец в наручниках? В какой очередности умрут второстепенные персонажи сюжета? Сколько трупов нужно, чтобы гангстера в самой свободной стране все-таки посадили хотя бы за использование оружия в общественном месте? Узнаете из фильма "Big Combo", который тупорылые переводчики привыкли называть "Большой ансамбль"!!!
Итак, это самый известный и, возможно, самый лучший фильм знаменитого автора нуаров категории Б Джозефа Льюиса. Его предыдущий фильм, что я видел - "Леди без паспорта" - совершенно не впечатлил из-за чудовищно второсортного сюжета. Но все же было видно, что режиссер большой талант, нередко способный делать крутую постановку даже с минимальным бюджетом. И фильм оправдал мои ожидания! Это действительно очень крутой и талантливый нуар, можно сказать, немеркнущая классика. Не без недостатков, конечно, но это некритично.
В 1950-е ряд голливудских актеров основали и собственное кинопроизводство - тогда это было популярно. Одним из таких нео-продюсеров был достаточно известный и успешный красавчик Корнел Уайлд, сам снявшийся в куче фильмов, нуарных в том числе. Он же, как водится, сыграл тут главную положительную роль вместе со своей женой - малоудачливой актрисой-фотомоделью Джин Уоллес, у которой в итоге всего пять фильмов в карьере. Нуар, как и ожидалось, был категории Б с далеко не впечатляющим сюжетом. Зато сценарий написал плодовитый голливудский драматург Филипп Йордан, а второстепенные роли достались довольно известным и годным актерам нуара. Зловредного мистера Брауна сыграл хорошо всем знакомый Ричард Конте, а его подручного Джо - Брайан Донлеви. Оба, кстати, выступили в довольно-таки необычном амплуа. Ричард Конте вечно выступал в положительных ролях со своей слюнявой доброй рожей, поэтому в роли плохого злого гангстера смотрелся также убедительно и ярко, как Том Хэнкс в роли гангстера-киллера (кстати, такой фильм тоже есть). А вот Донлеви, которого я раньше видел в роли жестокого и умного политикана в "Стеклянном ключе", весьма убедительно сыграл безликое старое ничтожество, забитого подручного мафии, который не по плечу потянул ношу.
Сюжет у фильма, прямо скажем, не тянет на эпохальное открытие или веху жанра, хотя и довольно интересен. Завязка довольно ясно проступает уже через минут 15-20. Роли распределены четко: благородный детектив, злобный хитрый гангстер, колеблющаяся красотка-любовница и ансамбль подручных вокруг. Вопрос после этого только в том, что победит и как. Победит, понятное дело, детектив, но интересно, как он все-таки распутает клубок прошлого и сможет схватить гангстера за хвост. А если кто-то еще и помрет в дороге - то это еще интереснее. И в целом сюжет по этой части на разочаровывает. Противостояние идет долго, упорно, динамично и с необходимыми сюжетными поворотами. Второстепенные персонажи гибнут один за другим в попытках главаря мафии обрубить концы. И только в самом-самом конце наступит хэппи-энд.
Тем не менее, "Большая комбинация" стал настоящим примером для тех бесконечных криминальных фильмов, подобно тому, как "Глубокий сон" послужил образцом для целого ряда авантюрных нуарных "крутых детективов". На сей раз, впрочем, даже детектива нет - разгадка на втором месте. Зрителю интереснее, кто кого перехитрит - и в этом весь сюжет. "Большая комбинация", по всей видимости, окончательно сложила тот самый сюжетный код и набор штампов, из которого состоит любой подобный криминальный сюжет. Здесь есть практически все, что вы видели потом в более поздних фильмах: хитроумный главарь мафии с философией, детектив-бессеребреник без мозгов, его подружка-танцовщица для любовных утех, любовь к любовнице гангстера, злые бандюки с автоматами, глупый опустившийся бандюк, крыса в рядах мафиози и ее убийство, ночной обмен чемоданами на закрытой площадке, убийство с расстрелом в результате двойного и даже тройного обмана, тайные улики, внезапно вернувшиеся мертвецы, убийства в лифте и попытка побега главного злодея на припасенном самолете. Более того - принято почему-то считать, что нуар сопровождался джазом или аналогом мрачного амбиента. Фигня, конечно, в те времена музыка в нуарах ничем не отличалась от любых других жанров - обычные мелодии струнных оркестров. "Большая комбинация" - резкое исключение. В ней по современным стереотипам действительно кроме струнных инструментов звучат и духовые, в джазовом духе, что тогда было отходом от канонов.
Естественно, без сюжетных ляпов тоже не обошлось. Их тут до фига, стоит только начать следить за сюжетом пристально. Тут и бандит, который то следит за своей бабой день и ночь, то позволяет ей таскать детективу улики чуть ли не корзинами. Тут и личное хранилище бабла и целый арсенал в тайном отделении в шкафу! Тут и очень забавные заговоры и схемы обмана. Наконец, в кино до фига условностей и устаревших ходов, которые и тогда спорно смотрелись, а сейчас вообще пробивают на ха-ха, как будто это пародия. Корнел Уайлд в роли детектива смотрится скорее смешно, чем круто. Особенно когда начинает истерить, кричать, бегать по комнатам и трясти любовь всей жизни за плечи, лежащую на больничной койке. Сразу видно - герой! Особенного ума и проницательности не сказать, чтобы показывал - но по традициям жанра, идет в основном по верному следу. А вообще, здесь гораздо больше веселостей. И блондинка, чья роль в сюжете оказалась чуть ли не третьестепенной, что довольно-таки неожиданно. И парочка друзей-киллеров, которые раза два сильно смахивают своей гангстерской дружбой сильно смахивают на гомиков. И расправа с крысой из томми-ганов с визгами жертвы и типично сЦуровыми гангстерскими фразами. Но, конечно, первое место достается пытке полицейского с помощью слухового аппарата. СЛУХОВОГО АППАРАТА, КАРЛ!!! Даже не электротока!!!
Ладно, хрен с ним, с сюжетом. Не без слабостей, но тащит. Если бы речь была только о нем, вряд ли бы фильм запомнился. Главное, что у него отличная постановка и образцовая операторская работа, которая полностью укладывается в канон нуара. Почти от начала до конца фильм проходит в тьме и полутьме. Кадр тщательно выстроен так, чтобы создавать чувство клаустрофобии. Очень, очень, очень много крупных планов на лица персонажей, притом сделанных так, что это не надоедает. Зловещие тени, пронзительный свет прожекторов через тьму, резкая контрастность - все сделано блестяще. Оператор Джон Элтон до этого работал над "Он бродил по ночам" - здесь видно, что бюджет у него был гораздо меньше, так что кадры более минималистичные. Но сделаны все отлично, к середине 1950-х нуар уже накопил по этой части большой опыт.
Как увидел, сразу вспомнил сцены из "Бегущего по лезвию".
Начальные кадры с преследованием женщины через черно-белые локации смотрятся эпично. Сцены в частном аэропорту с могучими черными машинами, лучами прожекторов и стрельбой смотрятся еще круче, как эталон нуарной эстетики. Часто действие происходит в закрытых помещениях с резкими тенями на стенах. Очень часто локации тупо закрываются дымом и туманом, особенно к концу - ну а финальные кадры, ставшие культовыми, уводят персонажей в дым в буквальном смысле слова! Как нетрудно заметить по "Леди без паспорта", эту офигенную фишку Льюис придумал еще когда снимал на южных болотах. И учтите, что все это - нуар категории Б с не самым большим бюджетом, и это отлично видно! Так что Льюис молодец - сделал красивую картинку, интересное действие и напряженную постановку даже с бюджетом телепроекта, при котором частный аэропорт выглядит как убогий сарай. Жму руку.
Оно, конечно, сейчас фильм устарел в чисто техническом плане, да и сюжет даже по тем временам был во многом штампованным. На экзистенциальные вопросы философского бытия и голливудский размах не найдетесь. Но в целом "Большая комбинация" - это действительно забойный и любопытный и сейчас криминальный детектив, который небезынтересно смотреть и сейчас. А как основу для развития жанра в дальнейшем - особенно. Так что свое место в классике нуара он занимает вполне по праву.