Постижение нуара №40. "Кредитная акула" (1952)

Jan 27, 2020 11:35



1952 год. Вопреки неустанной борьбе с коммунистами и врагами Америки, зарплаты американского народа почему-то не увеличиваются. А банки при развитом капитализме, когда молоко из киселя прет, почему-то кредиты без достойных зарплат не дают. Поэтому на шинном заводе "Дельта" в каком-то крупном индустриальном центре рабочие вынуждены загонять себя в долги подпольным ростовщикам. Законы подпольной кредитной мафии суровы - за неуплату должники расплачиваются здоровьем, а то и жизнью. Народ в панике! Рабочие пакуют чемоданы, но мафия третьим глазом находит их даже при побеге! Весь город в руках этого коварного спрута, и ни дирекция, ни полиция, ни Бэтман не могу его спасти, наглядно показывая тем самым бездарность демократии а коммунисты преследуются и поэтому о них в фильме ни слова. Единственный, кто может спасти несчастный индустриальный центр - вернувшийся в него седеющий здоровяк Джо Гарган, который думал, что повесил свои кулаки на гвоздь после того, как два года шил шапочки на государство после одного маленького инцидента. Теперь он вступает в опасную борьбу с мафией ради вознаграждения полиции своей сестры, потерявшей из-за нее мужа. Ему придется нелегко - ведь он никому не может рассказать о своей тайной миссии засланного казачка в банде - даже сестре, девушке, собаке и телевизору: уши есть везде! Сможет ли он справиться с этой опасной миссией? Выйдет ли он живым из схватки с американскими коллекторами или те заставят его переписать на них его велосипед? Дождется ли героя его деревянная девушка, положившая глаз, как каждая нормальная женщина, на бывшего зека, который старше ее лет на тридцать? Или здоровяку сразу можно уходить в тюрьму, там шансы найти вторую половину больше? Как на заводе вставляют камеры в шины без монтировки, наконец? Узнаете из этого очередного второсортного криминального Б-муви со стареющей звездой гангстерских фильмов Джорджем Рафтом - "Кредитная Акула"!!! (вы можете воспользоваться льготным кредитом на билет, всего 500% в день без залога и поручительства)





Так, сразу расставим все точки на i - этот фильм очередной второсортный криминальный нуар категории Б, который не нужно смотреть. Нет, он не ужасен, не отвратителен, не убог, не мерзок, не глуп - он просто второсортный и шаблонный. С самого начала быстро становится понятно, что эта будет очередная история про то, как человек входит под чужой личиной в тайное криминальное сообщество, которое должен подорвать изнутри, при этом он вынужден скрываться от любящих его людей. Собственно, так все и идет. Нет, это далеко не худший образец такой истории. Здесь все на уровне - на уровне! - вполне нормального криминального фильма.





Да, сюжет довольно шаблонный: главгер узнает о мафии - вступает в нее - предлагает ей хитрые планы - пытается дойти до самого верха - вступает в конфликт с девушкой и сестрой - чуть не попадается - но придумывает хитрый ход и выходит на главаря - победив в финальной перестрелке. В основном тут держит интрига с тем, кто ведет весь этот подпольный бизнес. Разрешилось не очень интересно: убийца - дворецкий. Но в остальном - нужные повороты есть, действие на удивление логичное и обоснованное (если, конечно, не считать того, что целым городом правит мафия, а ментам похрен), мафия не тупая, герой тоже - выглядит прилично.





Мээээээм, что тут еще бы сказать... Съемки в декорациях чередуются со съемками на натуре, ну это понятно... Удивительно хорошая и динамичная операторская работа без провисаний, хорошо маскируемый небольшой бюджет, довольно приличное количество нуарной эстетики - правда, после вступления придется ее ждать аж до середины. Но несколько схваток в финале, на заводе и в театре, в общем, не так уж плохи. От такого сюжета можно было ждать и худшего. К сожалению, традиционная финальная перестрелка в финале с беготней по театру снята коротко и дешево, так что особенно не впечатляет. Увы. А могла бы стать классикой и предшественником кучи других фильмов. Но не свезло. Еще есть несколько драчек - кажется, целых четыре штуки. Для фильмов 1950-х, когда это был основной экшн после перестрелок, это перевыполнение нормы. По нынешним временам, конечно, смотрится немногим лучше драк в индийском кино (даже звуки те же).





Актеры в целом приличны, да... В основном фильм тащит, конечно, звезда 1930-х гг. Джордж Рафт, который к тому времени постарел настолько, что ему тяжело было сниматься в роли крутого парня (по-моему, в кадрах драки его явно дублировали, но нуарная темнота мешает разглядеть). Тем не менее, он не отказывался от попыток удержать былую популярность, поэтому с начала 1950-х перешел к вот таким вот второсортным бэшкам, которые держались в основном на его собственной харизме. Отыграл хорошо, не спорю. Такие уже зарекомендовавшие себя в нуаре актеры как Дороти Харт, Джон Хойт и Пол Стюарт тоже смотрелись достойно. Безвестные второплановики тоже им неплохо соответствовали, да... А вот режиссура - ну, какая есть, бэшная. То есть, ремесленная и невзыскательная - уровень интереса держит и на том спасибо. На кадре, когда потерявшая мужа вдова бросилась в объятья брату и последовал архетипичный скорбный взгляд в камеру, я просто умилился.





На самом деле, конечно, интересен не сам фильм, как типичный Бэшный крайм-муви, а социальный подтекст и исторический контекст. На дворе 50-е, уже обыденностью стал телевизор, который я в тех же фильмах 1949 г. не видел никогда от слова вообще... У каждого второго по машине, чем больше, тем лучше... При этом рабочий класс получает от 50 баксов, которые можно наполовину спустить в богатом ресторане. Банки кредит не дают - гениальное мошенничество с микрозаймами тогда еще не придумали. Вот и остается им либо играть в карты и на ипподроме, либо одалживать деньги у мафии. Вопрос о том, как кучка мафиози ухитряется держать целый город втайне от полиции и налоговой - задавать не будем. Очевидно, что дело в художественной условности, а не в том, что все куплены, да-да-да. И то, что там баба после купания ходит с сухими волосами, и что нашего шпиона никто толком вычислить не может, хотя он буквально напрашивается на разборки - это тоже все условность, да.





Но гораздо интереснее был момент в самом начале, когда рабочий, чтобы устроить сопротивление мафии, собирает рабочих на коллективную борьбу. Понятно, что при развитии на этом месте нуарное кино бы и кончилось и началось бы кино социально-реалистическое. Но рабочего тут же убили за кадром, наглядно показав, как решает все вопросы капитализм. И после этого все легло на плечи героя-одиночки. Тут желающие могут развернуть рассуждения о том, как капиталистический кинематограф превозносит индивидуализм даже в жизненно важном сопротивлении, и почему поэтому масскульт отличается от серьезного кино... Но я не буду, мне лень.





Я лучше отмечу тот печальный факт, что гнусная и жестокая мафия коллекторов виновата, по сути, только в том, что не платит налогов. Если бы они оформили все легально и честно отстегивали бы государству за свою деятельность, им даже лупить работяг бы не пришлось - наемные коллекторы, судебные приставы и прочие шакалы все бы сделали за них. Когда до них это дошло, то и появился современный нам бизнес по этому делу. Особенно наглядно это видно, когда герой придумал прикрытие бандитской схемы для отмыва денег под видом... прачечной. Какая ирония сценариста! И именно так прямо в сценах с обманом домохозяек, буквально прямо в лоб показана вся современная кредитная система - возьми кредит на погашение предыдущего кредита, да еще, сука, заплати за эту услугу. То, что ныне считается нормой - беспринципное ростовщичество и выколачивание денег - тогда еще, в разгар борьбы с коммунизмом и толерантностью, считалось делом аморальным и преступным. Боже. Как. Низко. Мы. Пали. В ту же степь и старый забытый нуар тех лет "Создатели страха", где с пафосом обличались социологи, которые подделывают соцопросы ради успеха кандидатов на выборах, что удается в ходе смертельной борьбы сорвать ветерану Кореи. Как. Низко. Мы. Пали. С тех времен. Когда буржуазное общество потребления. Делало. Первые. Шаги.





А в целом и общем это был просто очень традиционный, весьма стандартный криминальный боевичок, подобных которому вы видели преизрядно, я уверен. Тем не менее, ГОСТу он отвечает - актерская игра приличная, необходимые сюжетные навороты есть, динамичная операторская работа и какая-никакая нуарная эстетика тоже имеется. Смотреть строго поклонникам таланта Рафта (все-таки хороший был актер, очень жаль, что его не ценили) и самым оголтелым фанатам нуара. Можно еще полюбоваться на будни рабочего класса Америки 1950-х. И да. Не берите в долг. Никогда.




нуар

Previous post Next post
Up