Архиепископ Сильвестр: следствие продолжается!

Nov 30, 2019 13:49



Чудовищно давно, в 2015 году, экс-сотрудник Исторического архива Омской области М. Ф. Панина опубликовала статью, документально опровергающую версию мученической гибели омского владыки архиепископа Сильвестра - он же И.Л. Ольшеский. Легенда гласила, что якобы злые большевики убили его в 1921 г., поэтому церковь объявила его священномучеником. Найденные Паниной документы показывали, что он болел раком и умер сам, о чем есть и запись в документах городского ЗАГСа, и упоминание в дневнике современником. Подробности здесь: https://voencomuezd.livejournal.com/1034489.html

Понятно, что это повлекло за собой неприятный скандал в городе, который стал со временем известен и за его пределами. Вдобавок еще оказалось, что чекисты действительно готовили арест владыки, но провести его из-за смерти не успели. То есть, версия об убийстве затрещала по всем швам: https://voencomuezd.livejournal.com/1469778.html

И вот в очередном сборнике встречаю информацию на этот счет. Церковь устами какого-то члена семинарии объяснила, почему не меняет свою точку зрения. Статья ниже по этому поводу, по сути, это перепечатка акта медицинской экспертизы 2005 г., которая гарантирует, что это труп Сильвестра, которого распяли за руки, били, пытали, а потом добили ударом штыка трехлинейки прямо в сердце. Так что омские рясоносцы ничего исправлять не намерены и будут стоять на своем.

Итак, у нас есть источник личного происхождения, который показывает, что Сильвестр в тюрьме не содержался и умер своей смертью; актовая запись о регистрации смерти Сильвестра от кишечного рака; подготовленное, но не принятое постановление об аресте Сильвестра ЧК в связи с предполагавшимся его арестом по обвинению в содействии контрреволюции; и медицинская экспертиза с описанием пыток и убийства владыки. Отмечу, что согласно заключению судебно-медицинской экспертизы трупа N5736 от 25 октября 2005 года, отрывки которого можно найти в сети, "определить причину смерти Ольшеского И.Л. не представляется возможным".

Как это все бьется вместе? Ну, у меня два варианта. Злобные чекисты тайно выкрали архиепископа из его дома, когда он болел и начали пытать, прибив к полу за ладони и под конец убили штыком и почти отрубили голову. Потом они всех запугали, добились полного исчезновения свидетельств об аресте и быстрой гибели архиепископа и приказали похоронить Сильвестра, чтобы отвести от себя подозрения, документы уничтожили, и только уже подготовленное обвинение решили отправить в архив за ненадобностью - убийство быстрее и проще, бюрократии не требует, а запугать людей так, чтобы не отставить ни следа даже в источниках личного происхождения, как известно, ничего не стоит.

Вариант второй - который, конечно, менее правдоподобен по сравнению с первым, в котором блестяще увязаны все расхождения и противоречия. Священники в 90-е просто-напросто смухлевали, выкопав первый попавшийся труп со следами пыток и выдав его за труп Сильвестра, подходивший по основному описанию. Закопали его со всем необходимым добром и до сих пор дурят людям головы, а прокуратура им помогает за малый гешефт. Разумеется, этот вариант, как вы понимаете, маловероятен - ведь честность и неподкупность церкви, которая никогда не обманывала людей с трупами, очень хорошо удостоверена за целые века ее существования и сейчас не вызывает ни у кого сомнений. Особенно хорошо она удостоверена самими большевиками.

Ну, и третий, совсем уже фантастический вариант - труп подлинный, но пострадал во время того же взрыва собора, в котором похоронен или его "доработали", чтобы больше было похоже на смерть от пыток. А экспертиза просто-напросто врет. Но это уже чистая фантастика.

В. А. СУХОВЕЦКИЙ

Омская духовная семинария Омской Епархии Русской Православной Церкви, Омск, Россия

МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ СИЛЬВЕСТРА ОМСКОГО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Аннотация: Публикация посвящена вопросу исследования святых мощей (останков) архиепископа Сильвестра (Ольшевского). После обнаружения захоронения в 2005 г. Следственное управление Следственного комитета России по Омской области возбудило уголовное дело по статье 105 УК РФ «умышленное причинение смерти другому человеку». Автор, опираясь на анализ доступных следственных источников, подчеркивает тезис о том, что именно прижизненные тяжкие телесные повреждения стали причиной смерти омского владыки.

Ключевые слова: архиепископ Сильвестр (Ольшевский), акт осмотра трупа, судмедэкспертиза, Русская Православная Церковь, Омск, Гражданская война в России, белое движение, советская власть, репрессии.

Постановка проблемы. 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1920 г. в Омске при невыясненных обстоятельствах был убит Сильвестр (Ольшевский) архиепископ Омский и Павлодарский [1, с. 692]. Церковное предание сохранило подробности гибели мученика. «Прибив руки гвоздями к полу и таким образом распяв, безбожники раскаленными шомполами прижигали тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце» [2, с. 216]. В ноябре 1998 г. он был причислен к лику святых как местночтимый святой. На юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. омский владыка был прославлен для общецерковного почитания.

В июле 2005 г. во время проведения раскопок на месте Успенского собора в Омске обнаружили захоронение архиепископа Сильвестра (Ольшевского). В процессе следственных мероприятий было сделано заключение о насильственной смерти святителя. Однако в то время управляющий Омской епархией митрополит Феодосий (Процюк) не дал благословение на публикацию подробностей открывшихся обстоятельств смерти архиепископа Сильвестра.

В 2014 г. сотрудник Исторического архива Омской области М.Ф. Панина опубликовала статью, в которой опровергает мученическую кончину владыки [3]. Данная публикация благодаря интернету вызвала волну эмоциональных поступков, как со стороны верующих, так и ученого сообщества.

18 мая 2018 г. Патриарх Кирилл своей резолюцией сменил именование архиепископа Сильвестра с священномученика на священноисповедника, тем самым поставив перед церковным и светским историческими сообществами вопрос о выяснении обстоятельств последних дней жизни святого.

Актуальность нашего исследования состоит в стремлением донести до интересующихся полноту свидетельства самих останков по данному вопросу.

Основная часть. При проведении археологических работ на территории бывшего Успенского собора города Омска было обнаружено захоронение архиерея.

Сотрудниками Управления внутренних дел № 2 Центрального административного округа города Омска сведения о найденном скелете были зарегистрированы в Книге учета /245/ сообщений о преступлениях, после чего следователями прокуратуры Центрального административного округа города Омска была начата доследственная проверка. 21 июля 2005 г. останки были отправлены в омское Бюро судебно-медицинской экспертизы. Эксперты А.В. Торба и Н.И. Хорошкина изучили данные останки. Был установлен возраст, пол, давность наступления смерти, подробно описаны скелет человека, состояние и особенности костей, телесные повреждения. При этом было указано что, более светлая окраска поверхностей переломов правой бедренной кости, отдельных краевых участков переломов костей свода черепа, переломов нижней челюсти может свидетельствовать в пользу посмертного их формирования, по завершению скелетирования этих костей [4]. По времени возникновения остальных повреждений специалисты предпочли не высказываться.

Основные повреждения костей указанные в акте 3922 от 25 июля 2005 г.

На своде черепа имеются две группы переломов. Перелом левой теменной кости сформировался при ударном травматическом воздействии в эту область головы тупым твердым предметом при целости костей свода черепа, т.е. до формирования остальных переломов костей свода черепа, при наличии в этом участке мягких тканей и общей целости костей свода черепа.

Повреждения в виде краевых переломов в теменно-височных областях представленного фрагмента костей свода черепа сформировались вследствие травматического воздействия твердого тупого предмета (предметов) на эти области головы. Окраска костной ткани в этих участках более светлая, по сравнению с окраской поверхности остальных костей на неповрежденных участках. Как указывают специалисты, данный перелом возник после скелетизации останков.

Кости лицевого отдела и основания черепа практически полностью отсутствуют, за исключением множественных (более 30) мелких костных осколков.

Вертикальный перелом правой дуги нижней челюсти. Поверхность излома неровная, зернистого вида, не различима по окраске с окружающей костью. Имеется перелом мыщелкового отростка левой нижнечелюстной дуги на уровне его основания с аналогичными свойствами краев и излома (имеются зоны более светлого цвета, перелом более поздний).

Полное отсутствие верхней челюсти, от которой сохранился только один коренной зуб. Отсутствует 1-й шейный позвонок, при полной сохранности всех других позвонков. Надостистая связка оссифицирована на протяжении от уровня 1-го грудного, до 8-го грудного позвонка, по плотности и внешнему виду неотличима от поверхности позвонков.

На теле грудины, на уровне реберных вырезок 5-х ребер, обнаружен дырчато-фрагментарный перелом, сформировавшийся в результате воздействия удлиненного колющего предмета четырехгранного сечения. Окраска излома одинакова с окраской поверхности кости.

На представленных ребрах имеются переломы: 5-го ребра слева по среднеключичной линии, 11-го ребра слева по передней подмышечной линии, 8-го слева по среднеключичной линии, 12-е ребро справа представлено костным отломком, свободный конец которого на уровне средней подмышечной линии. Окраска поверхностей переломов одинакова с окраской поверхностей ребер.

На обеих руках в верхней трети лучевых костей обнаружены косо-поперечные линейные переломы. Поверхность излома мелкозернистого вида, практически неотличима по окраске от поверхности кости.

Кости таза. В области седалищного бугра левой седалищной кости на нижней поверхности имеется обширный дефект компактного вещества с частичным разрушением под-/246/-лежащих слоев губчатого вещества; дефект неправильной овальной формы размерами 4,2×7,0 см.

Копчик отсутствует на уровне 5-го крестцового позвонка, поверхность излома светло-коричневого цвета, имеет более светлую окраску, в сравнении с поверхностью окружающей кости и отнесен к более поздним по времени появлением переломам.

Правая большеберцовая кость имеет оскольчатый перелом диафиза на границе низшей и средней третей с образованием костного осколка неправильной вытянутой овально-клиновидной формы. Окраска поверхностей переломов практически неотличима по цвету от окраски поверхности костей.

Повреждение грудины

Повреждение является колотым, нанесено в направлении спереди назад, несколько сверху вниз под углом 50 градусов, и слева направо относительно передней поверхности тела человека. В процессе причинения этого повреждения произошло расклинивание и разрыв костной ткани тела грудины и проникновением воздействовавшего колющего предмета в полость грудной клетки на значительную глубину от 10 до 15 см. Согласно заключению экспертов удар нанесен четырёхгранным игольчатым штыком винтовки образца 1891 г. [5].

Повреждения конечностей

Специфика методики поведенного исследования останков привела к потере мягких тканей. В результате кости лишенные связующих тканей распались по переломам, скрыв от экспертов наличие проникающих колющих повреждений рук и ног, что, однако было частично зафиксировано на снимках фотофиксации раскопок. Один из участников свидетельствует, что руки и ноги усопшего имели сквозные проникающие отверстия, в которые свободно проходил карандаш [6, с. 3]. Предположительно это места, через которые конечности владыки были прибиты к поверхности. В подтверждение нашей версии имеется три (!) перелома схожих по форме - 2 на лучевых костях рук и на правой большеберцовой кости.

Повреждения ребер

Имеется две группы переломов. Сломаны два ребра слева по среднеключичной линии, что характерно для удара спереди твердым предметом стоящему человеку. Другая группа, переломы 12-го ребра справа и 11-го ребра слева по передней подмышечной линии, возникла в результате удара сбоку, что не могло произойти, когда тело уже находилось в гробу.

Заключение следователя

По результатам доследственной проверки было возбуждено уголовное дело № 812583 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ («умышленное причинение смерти другому человеку», максимальное наказание до 15 лет заключения). 3 октября 2005 г. были проведены медико-судебная криминалистическая экспертиза (заключение эксперта № 2161 от 19 октября 2005 г.), историко-культурная экспертиза найденных останков и сопутствующих предметов (заключение комиссии экспертов от 14 ноября 2005 г.), в результате чего было установлено, что найденные останки принадлежат Сильвестру, архиепископу Омскому и Павлодарскому (И.Л. Ольшевскому). После совершения всех процессуальных действий старший следователь Отдела по расследованию ОВД Прокуратуры Омской области юрист 2 класса И.В. Левашев постановил прекратить уголовное дело по п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК (истечение сроков давности уголовного преследования) [7, с. 3]. После событий ставших причиной смерти архиепископа Сильвестра на момент расследования прошло более 50 лет. Но следует иметь в виду, что доступ к материалам уголовного дела до сих пор является ограниченным, в силу чего исследователи не имеют полного доступа с ним. /247/

Механизм причинения телесных повреждений

В настоящий момент, анализируя описательную часть вышеуказанного акта, можно сделать предварительные выводы о механизме причинения вышеуказанных телесных повреждений. Первые удары могли быть нанесены, когда погибший находился в вертикальном положении тела, лицом к нападавшему (сломаны два ребра слева по среднеключичной линии, повреждения могли быть причинены сжатой в кулак рукой, прикладом винтовки и т.п.). Затем потерпевший упал на пол и ему уже в лежачем положении были нанесены множественные удары, предположительно обутыми ногами, в результате чего сломаны два ребра по подмышечным линиям, кости таза и пр. Затем погибший был пригвожден к полу неустановленными предметами, о чем свидетельствуют повреждения на лучевых костях руки на правой большеберцовой кости, нанесен удар в область верхней челюсти и после чего был нанесен смертельный удар штыком через грудину. Возможно, впоследствии голова была отделена от туловища, поскольку отсутствует 1-й шейный позвонок [8].

Результаты исследования. Таким образом, анализ уже имеющихся экспертиз и актов исследования, приводит нас к тому выводу, что сам факт наличия вышеуказанных повреждений на теле полностью опровергает официальную версию о том, что архиепископ Сильвестр скончался в спокойной обстановке.

Существует две группы телесных повреждений на теле владыки. Первая группа - самая многочисленная - включает в себя переломы костей, которые отличает наличие темной окраски поверхности слома костей, что свидетельствует о затекании в рану крови, что возможно при жизни или сразу после смерти убитого. В данную группу входят, в том числе повреждения не совместимые с жизнью. Вторая - малочисленная группа повреждений - характеризуется светлой окраской переломов костей и свидетельствует об их появлении после скелетизации трупа. Это вполне согласуется с взрывными работами по сносу Успенского собора в 1935 г. Протоколирование процесса раскопок и расчистки захоронения позволило без труда установить, какие повреждения останков произошли во время подрыва собора, в том числе, с учетом попавших в гроб при взрыве камней.

На данный момент можно констатировать, что святые мощи святителя Сильвестра несут на себе подтверждение основных моментов церковного предания о мученической кончине. При этом совершенно не исключается, что архиепископ Сильвестр мог в тоже время страдать от онкологического заболевания [3, с. 126; 9, л. 96], что даже еще усугубляет подвиг человека, не сломившегося от пыток. Выскажем также мнение, что, возможно, именно смерть архиепископа Сильвестра станет первым свидетельством применения пыток сотрудниками СибЧК в Омске [10, с. 333]. Также необходимо отметить важность изучения биографий священнослужителей в 1920-1930-е гг., подвергавшихся репрессиям со стороны властей [11, с. 8].

Наше исследование не несет завершенного характера, в том числе, по причине отсутствия полного доступа к материалам уголовного дела № 812583. Высказываем надежду, что Следственный комитет РФ найдет возможность снять ограничительный гриф с материалов данного дела. После чего станет возможной постановка вопроса о дополнительных экспертизах, таких как обнаружение следов металла на переломах конечностей, обнаружение следом резаных ран на надостистой связке, поиска следов возможных онкологических заболеваний и ряда других.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Православная энциклопедия. Том LII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» 2018. 752 с.
2. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь: Булат, 2005. 558 с. /248/
3. Панина М.Ф. «Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. № 19. Омск, 2014. С. 123-126.
4. Акт (судебно-медицинского исследования трупа) 3922 от 25 июля 2005 г. Омск.
5. Акт судебно-медицинского исследования № 285 от 21 сентября 2005 г. Омск.
6. Скандаков И.Е. Воспоминания. Омск, 2019.
7. Постановление Прокуратуры Омской области о прекращении уголовного дела от 3 декабря 2005 г. Омск.
8. Рождественский С.В. О кончине Сильвестра Омского. Омск. 2018.
9. ГИАОО. Ф. Р-580. Оп. 3. Д. 48.
10. Сушко А.В. К вопросу о последних днях жизни архиепископа Сильвестра (Ольшевского) // Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Омск, 25-26 октября 2017 г. Омск: ОмГТУ, 2017. С. 328-335.
11. Сушко А.В. Участие омского духовенства в событиях Русской революции и Гражданской войны (на примере судеб архиепископа Сильвестра (Ольшевского) и священника В.Ф. Инфатьева) // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. №. 3. С. 5-8.

Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие : материалы III Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию восстановления совет. власти в Сибири (Омск, 13-14 нояб. 2019 г.) / М-во культуры Ом. обл., БУ ИсА; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, ОмГТУ; М-во обороны Рос. Федерации, ОАБИИ ; [редкол.: Д. И. Петин (отв. ред.) и др.]. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2019. C. 249-245.

1920, Сибирь, антирелигия, красный террор, священники

Previous post Next post
Up