Убить святошу / To Kill a Priest (1988) - Горец против тоталитаризма ПНР!

Oct 27, 2019 13:20

- Скажи, когда у тебя в кадре вальсируют Сталин и Гитлер, ты действительно считаешь, что они близнецы-братья?
- Конечно!
- И сталинский "коммунизм" ты готова считать фашизмом?
- Да, конечно, да! (из разговора с Агнешкой Холланд)

Я уже рассказывал про выдающегося польского режиссера современности Агнешку Холланд. Это дочь польского народа еврейского происхождения, которая вышла из семьи партийцев ПНР, но очень рано поспешила свалить на Запад. Ее хорошие связи с Голливудом и именитыми зарубежными актерами сыграли ей на пользу - до сих пор, переселившись обратно в Ржечь, она снимает известные фильмы что в Польше, что на Западе. В ее послужном списке есть фильмы про французское искусство, религиозная католическая пропаганда, драмы про Холокост и неполживщина о советском тоталитаризме - в общем, безупречная биография. В прошлый раз я разбирал ее грандиозное полотно, первый польский сериал для Netflix "1983" - унылый рип-офф "Фатерлянда" и "1984" Оруэлла. Но пора обратиться к истокам! У Агнешки Холланд, как и у каждого уважающего себя польского режиссера, есть фильмы про польскую "Солидарность" и тоталитарную ПНР. На этой теме в польском кино не оттоптался только ленивый. Но этот фильм "To Kill a Priest" от мадам Агнешки - особенный!

Во-первых, он снят за приличные деньги в Европе, в 1988 г., когда польский тоталитаризм уже дышал на ладан, но еще стоял, как Кремль - немного на него отстегнула сама компания "Коламбиа Пикчерз". Во-вторых, он посвящен религиозной теме противостояния святой церкви Польши тоталитарному режиму, что явно много значит для еврейки Агнешки. В-третьих... что вы скажете, узнав, что там в главной роли снялся Кристоф Ламберт сразу после "Горца"? А? А! Горец против польского тоталитаризма - где вы еще такое увидите?!!! Но что поражает больше всего - так это неприкрытые параллели в фильме вовсе не с "Горцем", и даже не с "Крепостью", где Ламберт тоже сражался с тоталитарной диктатурой - а... с фильмами Тарантино! А противостоит ему лично злобный тоталитарный Эд Харрис. Ну что, теперь интересно? Тогда вперед - смотреть польскую неполживщину "Убить святошу"!



Начинается фильм с того, что куда-то вдаль на автобусе едут простые польские пионеры, пока вокруг них толпятся счастливые поляки, разбрасывающие листовки "Солидарности". Фильм мгновенно погружает нас в разнообразие персонажей, которые делятся строго на овец и козлищ. А точнее - на противников тоталитаризма и цепных псов режима. Начальник автобуса в мундире гэбни в ярости сминает листовки. Один пионер, достойный сын партии, показывает товарищу, что они будут делать с врагами народа. Но сосед не слушает - он с восхищением смотрит на демонстрации через замороженное стекло, проделав дырочку монеткой...







Возможно, вы спросите, а какого обоснуя стекло в автобусе замерзшее, если на экране совершенно отчетливо видно зеленое лето? Вот такое вот хреновое лето, ребятки, при тоталитаризме. Но это что, в следующей же сцене поляки, счастливые, как мародеры на пожаре - радостно, под звучную музыку, под палящим солнцем выписывают на поле слово "Солидарность"... Причем каким-то подозрительным белым порошком (личные запасы Агнешки?). Кстати, это единственное место в фильме, где светит солнце. Весь остальной сюжет в ПНР будет либо ночь, либо пасмурно и мрачно.



ПРИ ТОТАЛИТАРИЗМЕ СОЛНЦЕ НЕ СВЕТИТ!!!!

Далее небольшой дисклеймер для заграницы о том, что в 1981 г. в Польше зародилась Солидарность, выражавшая чаяния миллионов людей, и что с ней боролась власть. Собственно, тут же это и демонстрируется сценой, явно спижженной из французских фильмов про зверства гестапо в оккупированном Париже. По ночным улицам Варшавы бегает какой-то диссидент, молит о помощи и дико орет, а за ним гоняется ЗОМО с дубинками и автоматами. Все это под звуки музыки из Бенни Хилла выстрелов. Диссидент в итоге проявил смекалку, забежал в подъезд и... спрыгнул с третьего этажа насмерть. Премия Дарвина тебе обеспечена, парень.





Да, товаристч, ин поланд тоталитаризм диссиденты бегают в полосатых пижамах, как узники концлагеря. И носят номера на руке!

На сцену театра военных действий выходит совершенно аутентичный Т-55 с совершенно аутентичным спецназом ЗОМО с совершенно аутентичными мосинками, которыми, как известно, вооружены в соцблоке все армии.





Ну ладно, ладно, у некоторых польских солдат в виде исключения есть калаши. И ППШ. Все-таки 80-е на дворе.



Итак, военное положение. Ряды инфернальных ч0рных спецназовцев ЗОМО занимают улицы, колотят безвинных дубинками, набивают в грузовики и увозят прямиком в польский ГУЛАГ. Надо же, точь-в-точь как в "1983"! Остановив какую-то бабу, которая везла на малолитражке "Малыш" новогоднюю елку, ЗОМО сообщают ей о военном положении. Та почему-то начинает орать, буянить и приходится и ее арестовать под дулом польских ППШ. Больше всего радует, что все это время единственный танк на улице пафосно ездит кругами, стараясь попасть в каждый кадр.





Мда, тот неловкий момент, когда мод с ЗОМО в GTA ничем не уступает по правдоподобию профессиональному фильму с известными актерами.





С этого праздника жизни уезжает на газике офицер милиции Стефан, который живет в совершенно обыкновенной советской квартире, и она поэтому не представляет интереса. Его и играет Эд Харрис, который у Агнешки в половине фильмов снялся...



Работает он в отделении милиции, где вместе с ним рядовым оперативником в штатском служит его коллега Феликс. Его играет... ЭТО ЧТО, ТИМ РОТ?!!! Ничего себе! Вот теперь вы знаете, благодаря кому он так отлично отыграл аналогичную роль в "Бешеных псах". Агнешка Холланд, у тебя тырил сам Тарантино! (хотя кого я обманываю, он и не из такого дерьма тырил...)



До того как стать мистером Оранжевым, он был мистером Красно-Белым!

А вот и наш главный герой, отец Алек. Как и многие польские священники, он в свободное от работы время занимается боксом. Причем... не очень удачно. Мда, подумать только, а потом этот святой боксер стал играть роли борцов в "Мортал Комбате", в "Крепости"... Вот он где научился этому, в подполье при польском тоталитаризме... Кстати, о боксе - время вспомнить Бутча от Тарантино!



- Ты в норме?
- Нет, мужик. Я охуенно далек от того, чтобы быть в норме (с).

От своего тренера Юзефа Алек узнает, что та телка с елкой - это его жена Анна, которую угораздило попасть под облаву. Естественно, Алек не может терпеть преступления тоталитаризма! Он пользуется служебным положением для чтения антиправительственных проповедей при гигантской толпе мирян. Судя по размерам, со приходом ему повезло - работает Алек в целом соборе размером чуть ли не с ХХС.



Он требует освободить арестованных, заявляет, что стоит за свободу слова и против богохуйства. Народ, включая отлупленную Аннушку, конечно, внимаетЪ. И под действием весьма примитивно написанных воззваний Алека все начинают молиться, поститься и слушать "Радио Свобода" во имя Польши, расстрелянных шахтеров, независимости страны и прочих жертв данного фильма. Как говорил другой великий религиозный фильм, "Догма" Кевина Смита: "Если прихожане услышат, что католическая церковь прикольна, они вернутся. И даже приведут друзей". После проповеди все в священной радости начинают петь молитву и поднимают вверх символ Солидарности - детскую козу два пальца. Естественно, все это наблюдает через свое Всевидящее Око польский тоталитарный Большой Брат в соседней кабинке, который ведет видеотрансляцию через какие-то невидимые камеры. Ну, и Эд Харрис, прятавшийся в толпе, явно невольно проникся величием момента, от которого позеленел бы в зависти сам Иисус.



Ой, блин, сорри, это та же "Крепость", про Ламберта в борьбе против антиутопии будущего... Но ведь похоже, а?



Но начальник Эда Харриса, безымянный полковник милиции, недоволен. Все акции Солидарности начинаются с церквей - это всем известно, - говорит он. Где же меры, товаристч? Где репрессии и массовые расстрелы? А потом полковник к своему недоумению видит на видеозаписи, как же глубоко проника-а-а-а-ается Эд Харрис. Спасибо Большому брату, который вздумал поснимать крупным планом своего младшего.





ЭТО ЧТО-О-О-О, ДЖОСС ЭКЛЕНД?!! Я его, конечно, регулярно видел в клюкве, что в "Гражданине Х", что в "Охоте за Красным Октябрем"... Но вот в польской встретить не ожидал!

Бюрократ, конечно, балбес и недооценивает угрозу. Называет святую рать из "Солидарности" тупыми людьми, спрашивает Эда Харриса, как правильно по инструкции надо креститься - короче, недалекий товаристч. Тем не менее, он дал приказ брать живьем святошу. Эд Харрис не очень горит желанием выполнять задание, поэтому устроил у себя в кабинете небольшой дебош (это имоции-и-и-и!..) - но потом поуспокоился. До того момента, когда не пришел домой и не увидел, что им рисуют виселицу на дверях благодарные граждане.

Ну, а за священником, само собой, таки пришли и даже заранее завязали при посадке в черный воронок глаза.



Но все оказалось еще смешнее. Алека вызвали исповедовать солдата, которого должны на следующий день rasstrelяtь - тоталитарный режим уважает свободу совести. И он исповедует его прямо в Красном уголке комнате отдыха военной части. За что же его хотят расстрелять? Оказывается, режим в лице командира взвода приказал стрелять в бастующих шахтеров. Но совестливый солдатик отказался пролить кровь невинных и обратил оружие против своего врага - и неудачно выстрелил в своего командира. Если бы все поступили как я, мы бы победили! - пищит он, проливая слезы в жилетку святоше.



Что интересно, да, именно так и было. Правда, при желании нетрудно найти аналогичные случаи на благословенном Западе. Ну там, стрельба в каком-нибудь Кентском университете в 1970 г., Кровавое воскресенье в Дерри или целая бойня в Париже 1961 г., когда полиция расстреляла безоружную демонстрацию алжирцев... Упс, а фильм-то ведь в этой же самой Франции и снимался! Ну да ладно, это было давно и неправда, кого волнует прошлое, когда на кону настоящее и будущее несчастной и угнетенной Польши?

Алек утешает солдатика - не в силе бог, а в правде! - утверждает он. "Вам легко говорить!" - отвечает солдатик, которого, судя по роже, били так, что никакой господь не помог. Солдатик закатывает истерику, кричит, что одной правды мало... Успокоившись, он все же попытался исповедоваться в грехах - типа того, что он, такой совестливый, украл два мешка цемента для папани (я не шучу), но тут время вышло, и его увели. И хотя расстреливать вроде как собирались на следующий день - вместо этого его ставят к стенке сразу. Тоталитаризм не любит волокиты в деле расстрелов! Выстрелы слышал сам же Алек, когда садился обратно с завязанными глазами в газик.



Как вы понимаете, вернулся священник домой не в настроении. К Стефану, который всю ночь торчал у него под окном, дожидаясь - это тоже относится. В итоге Стефан, позабыв о каких-то там чуйствах в церкви, решает сломить негодного святошу и подсылает к нему Тима Рота в милицейской форме и с оружием. Тот делает вид, что он дезертир и с неподражаемой наивностью говорит - я пропагандировал идеи Солидарности среди милиции, мне теперь не жить, можно у вас попить, а то так кушать хочется, что ночевать негде?



Да, твою мать, полежи в гараже, истекая кровью, я сейчас друзей позову... Надеюсь, ты точно не агент милиции? И да, прямо из окна святоши видна знаменитая варшавская высотка, а угощает он перебежчика фром сОвьет пОлис - польской же VODKA.





А в это время за окном творится подлинный цирк. Стефан пытается отогнать балбесов-зомо, чтобы они не попались на глаза нашему святоше. В итоге эти болваны бегают без толку битый час на виду у всех, роняют автоматы, падают, как клоуны на арене.... Да, Агнешка, показать дебильную клоунаду посреди пугалок мрачным тоталитаризьмом с расстрелом людей - это надо додуматься... Мне вот интересно, "Смерть Сталина" не по такому же рецепту неполживщины лепили?



Имей совесть, это польские менты! А не румынский спецназ...

image Click to view



Но план сработал! Через несколько неважных сцен Стефан прибежал домой к товарищу полковнику, который как раз с друзьями бухал водку и играл в карты, и объяснил схему. Горца в рясе берут с поличным. Святой борцун не смущаясь говорит - я ни в чем не виноват, как агнец божий, а пистолет, автомат и Тима Рота в мою койку вы мне, дескать, подбросили. Взяли тогда Алека под белы руки, посадили в синие жигули и отвезли в темное, мрачное и строгое тотолитарное здание, которыми Агнешка потом весь свой говносериал "1983" забила. В такое обычное тоталитарное здание, где ресепшн устраивают прямо посреди комнаты со статуей... Именно сюда, в какой-то явно технический подвал, в типичную для КПЗ голую кирпичную комнату и посадили нашего Алека.









Стефан торжествует, радуется как ребенок - ура, я посадил врага народа! Но всю малину обламывает полковник - оказывается, в ТОТОЛИТАРНОЙ ПОЛЬШЕ священника решили выпустить, благо, скоро амнистия. Стефана переклинило, он даже бросился на начальника - еле отошел. Пленников выпускают с цветами, под распевание музыки, и Алек приходит к своему начальству. Это некий безымянный епископ, которого играет... ЭТО ЧТО, ДЕВИД СУШЕ-Е-Е?! Господи, как тут оказались все эти люди?!



Девид Суше в популярной форме объясняет Алеку, что укрывать дезертиров нельзя и вообще, церковь должна регулярно идти на компромисс. Что ж, вот это вполне справедливо, действительно, хитрожопая церковь предпочитала во времена ПНР при необходимости сотрудничать с властями и держать паству под контролем, а диссиденты типа Алека были на самом деле исключением, что бы сейчас не орал польский костёл. В общем, Девид Суше приказывает Алеку собирать вещи и отправляться... нет, не в Гулаг. Во Францию, на учебу - в город Лилль. На этом месте Алек мог сказать: "Вы охренели, коллега? Мы же и так в Лилле". Да, фильм действительно снимался в Лилле, потому что в 1960-е город, бывший центром хлопчатобумажной промышленности, впал в кризис и упадок, и поэтому там была куча мрачных бедных домов, где можно было снимать социалистический Мордор. Потому-то там и снимали и "Убить священника", и триллер про ГДР "Энигма", где Восточный Берлин выглядит как захудалый французский городишко времен немецкой оккупации.



Своими проповедями о необходимости отдать жизнь и безопасность за церковь - и потому подчиняться властям - великий Девид Суше довел нашего Горца до того, что тот сбежал от него в слезах, как девочка. Чуть-чуть пеленки не замочил от горя, ути-ути-пути. У Стефана тоже проблемы в семье. С его сынком в школе не играют, собачку отравили, подкинув яд в окно... Короче, вы уже поняли, как любит польский народ гэбню. Стефан от ярости даже срывается и орет на сына. На это тот реагирует с мимикой варшавской высотки, а потом молча ставит на могилке собачки крест. Это стильно, модно, молодежно. Да, так и сказано прямым текстом, что все одноклассники сынка носят кресты.



Вечером по этому поводу дома состоялся типичный коммунистический разговор. Стефан возмущается за ужином перед своим отцом, что они всех попов не постреляли при Сталине, а нынче поздно. Мы очистили все! - отвечает папаша: "Мы уничтожали их. Тебе досталась только парочка священников!" "Надо было довести дело до конца!" "Классовая борьба еще не окончена! Почитай Ленина!" "Вот эбаут факинг Ленин а ю спик ми?" Видишь Агнешка, можешь же, когда хочешь, выдать смешную сцену про тоталитаризм в духе Тарантино. Смешнее этого типичного диалога двух поколений коммунистов только натужная истерика всех персонажей после ссоры...

Если вы еще не поняли, что это попытка выдать драму веселая оптимистическая комедия, то вот вам еще угара. Стефан не придумал ничего умнее, чем в духе "Миссия невыполнима" влезть под окно Алеку и разбить святоше камнем стекло. Сбежал на жигулях, заодно спер собаку и весело крутил ей голову, зажав в окне машины. Потом, конечно, отпустил и выгнал - он же гуманист. Веселье, счастье, ура! А потом от чуйств Стефан пошел к полковнику и прямо перед ним подал в отставку. Его сердце коммуниста разрывается на куски от печали, что польский тоталитаризм недостаточно тоталитарен, чтобы pokaratь гнусного врага народа и социализма!!! Вы разрываете меня на части-и-и! - что-то в этом духе кричит он начальству.



Стефан в глубокой депрессии! Оставляя свой служебный кабинет, он даже отдает коллегам свое самое ценное имущество, дорогое сердцу каждого коммуниста - бутылку водки, бюст Ленина и... нет, балалайки почему-то не было (а, ну да, он же поляк).



Вы все еще думаете, что это не комедия, да?

В это время поганый Алек, наплевав на добрые советы, строит из себя Навального прямо на экране телевизора, обещая всем победу над тоталитарным режимом, при котором его показывают по телеку (французский кабельный, что ли?). Обиженные коммуняки жрут водку и рассуждают, как бы похитрее этого недоапостола грохнуть из Kalashnikoff. Интересно, почему они просто не отрубят Кристофу Ламберту голову? И тогда останется только один...



И вот тут, на середине фильма - завязка! Полковник тогда приглашает Стефана к себе домой на бридж и там между делом дает ему карт-бланш на все! Тому только этого и надо. Пока в параллельной сюжетной линии Алек крутит шуры-муры с Анной и крестит подпольно людей, разъезжая по убитой грязной Варшаве - милиция переходит к решительным действиям! Стефан, Феликс и еще какой-то жирдяй в ушанке... ЭТО ЧТО, ТИМОТИ СПОЛЛ ИЗ "СУИТНИ ТОДДА"? Тьфу, ладно... Короче, они решают pokaratь святошу хорошо и надолго. Они достают нелегально форму, оружие, транспорт и - конечно же, - водку. Как вы уже поняли, водка - это вторая святыня для каждого польского коммуниста после Ленина.

После долгого и нудного растягивания хронометража Стефан зачем-то решил усложнить себе задачу. Он позвонил нашему попо-веднику и предупредил его не уезжать из города - туда не ходи, совсем мертвый будешь! Заметили, какой этот Стефан весь внезапный, какой он весь противоречивый?



Алек в задумчивости гуляет ночью по убитому дворику, но потом решается и следующий день проводит в церкви другого города, читая там проповеди без фонограммы. Далее, если вы все еще думаете, что это не комедия - зарисовка. Наша тройка бесславных ублюдков, весь день проспавших в Фиате, где они дожидались святошу-суперстар - очухалась под самый конец, когда этот горец-апостол уже уезжал. Естественно, в соцблоке ни хрена не работает, так что мотор заглох - и три балбеса вынуждены толкать машину, чтобы закончить свою миссию. Слушайте, я начинаю подозревать, что этот фильм объединяет с Тарантино не только Тим Рот...

Кое-как машину разогнали и догнали нашего святошу с другом Юзефом, который как раз рассказывал в тему анекдот про тупых ментов. Ну, тот самый, про аквариум, логику и голубых - борода как у Кастро у него была уже тогда. Наконец оборотни в польских погонах останавливают машину, и действие окончательно переходит в сюр и черную комедию по типу Тарантино.



Ну что, помог тебе твой бокс?

Священника избили, надавали по щщам и сунули в багажник (нет, плана из багажника не будет - тут Агнешка не смогла предвосхитить учителя). При этом Жирдяй прокололся, назвав Феликса по имени, и теперь шофер святоши, Юзеф - ненужный свидетель. Но ничего придумать по этому поводу убийцы не успели, потому что заложник легко и просто сбежал по дороге, попавшись на глаза мотоциклисту. В довершение идиотизма опять забарахлила машина. А стоило нашим дуракам отъехать в сторону в лесок, как святоша тут же выскочил, как черт из табакерки и с воплями побежал по лону природы. Пришлось его лупить сверх программы, на бережку речки. Смотрится дико смешно. Разве что диалогов в духе Тарантино не хватает.





Зато тут есть свои, не хуже: "Ты говорил, у этого лося слабое сердце. Я так не думаю", "Он узнал меня! Он узнал меня, сука! Получай!", "Не думал, что все это будет так... страшно", "Дело сделано. Где водка?". Ну в общем так, через шутки-прибаутки они и поехали с мощами нашего святоши через кордоны ментов. Оказывается, чертов Юзеф успел добежать до ближайшего дома, весь в кровище, и поднял шухер. Представляете себе рожи милиции?



Пожалуйста, можно стакан воды?

Тело скинули с плотины в воду, но - в довершение комедии - оно отказалось тонуть и стало всплывать. Вау, прямо мистика, не желающий умирать святой - не хуже, чем другой известный христианский священномученик, Гришка Распутин.



Чем кончилось дело, осталось непонятным, но, видимо, праведного боксера и впрямь потопили. Вернувшись с трудов своих тяжких домой, Стефан первым делом выпил водки - или что там у него было в холодильнике. Потом он для релакса трахает женушку - та, конечно, в восторге - и с улыбкой на лице Стефан начинает новый трудовой день. Социализм, водка, массовые репрессии - зашибись! Но на работе начальник полковник не такой веселый - он увлекает своего любимого на балкон и орет: "Почему ты дал шоферу уйти?!" Стефан невозмутимо пожимает плечами: "Власти нас прикроют. Ведь правда?"

В следующем кадре мы видим огромную процессию, сопровождающую родителей покойного мученика, кучу журналистов, накручивающих плач по нему, слезные жалобы и протесты и прочее веселье. Вуап-вуап-вуаааааап!



А потом, для еще большего смеха - начальнику прямо на глазах Стефана звонят лично те самые власти и приказывают найти и наказать преступника, раз свидетель остался. Блааародный Стефан понял, что он был лишь пешкой в этой игре, поэтому он с возмущением плюет в жирное лицо бюрократа и гордо уходит. Подумать только, такого честного и искреннего члена партии, который лично пошел на жестокое кровавое убийство и беспринципный обман - ИСПОЛЬЗОВАЛИ!!! Ничего святого, товарищи, кому теперь верить! Я так над финалом "Бешеных псов" не рыдал!

Пока Феликс и Жиробас сидят в туалете и пишут сочинения в духе "Как и где я провел ночь во время убийства священника", в дом к семье Стефана прибегают его верные друзья-товарищи. Они спешно рассказывают про все его женушке и кричат, чтобы они собирали вещи и ехали в Гулаг и спасались. Очередной культовый диалох: "Мама, это папа уебал святошу убил священника?" Добрая матушка - хрясь ему по роже! И тут же: "Прости, милый, я не знаю, что на меня нашло! Папа это сделал ради нас, чтобы нам не рисовали виселицы на дверях!" "Это делал папа. Я это видел, но не говорил" "Почему?" "Я идиот, мама, какие еще могут быть объяснения?" "Я так люблю его, мама!"



Ну что, поржали? Спокойно, скоро конец. Оставшиеся 10 минут действия это довольно унылая пропаганда. Тело достают из реки и отпевают перед толпой ревущих верунов. Перебинтовый Юзеф, похожий на сбежавшего из травмпункта, расхваливает дохлого святошу, заявляет, что им всем надо встать как одному человеку и отомстить, ибо прощать могут только святые. Ну, а арестованный Стефан приходит держать ответ перед судом. Суд - это ровно один человек в военном мундире, который сидит за столом и спокойно чинит примус чистит яблоко. О черт, точь-в-точь как в "1983", там тоже был эпизод, где чиновник спорткомитета дарит импортные апельсины секретарше! Творческий почерк не пропьешь, товаристчи!



Получив слово, Стефан читает горячую речь о том, что польские священники расшатывают устои государства и подстрекают детей к бунту, что он оскорбил его социалистическую родину и что это был единственный выход в данной ситуации. И он не жалеет о том, что сделал, хотя его выгнали из партии, а его семья теперь будет вечно его стыдиться - но он уверен, что его сын будет честным поляком и верным коммунистом. Речь записывают на магнитофон - специально для прессы. Теперь я понимаю, в чью больную голову пришла идея польского тоталитаризма из "1983", и что весь бред про силовиков-фашистов, показанный там, был действительно сделан Агнешкой Холланд всерьез.

Ну, а потом плач народный по убиенному, но это совсем не интересно. Даже саундтрек "We Are The Champions" от Queen не стали крутить на похоронах Кристофа Ламберта как пасхалку. И лишь в самом конце говорят, что фильм основан на реальных событиях - убийстве священника Ежи Попелюшко. Даже исполнитель убийства Гжегож Пиотровский действительно был именно таким человеком, как и показано в фильме - жестоким, бескомпромиссным коммунякой, убийцей и воинствующим антиклерикалом. И таких убийств было много, их продавил т.н. "партийный бетон" в ЦК, оставшийся в партии еще со сталинских времен. Ну, если, конечно, в польской википедии не врут.

В общем, без серьезного послесловия тут никак не обойтись. Надо признать, что это был самый нестандартный неполживый фильм на моей памяти. Во-первых - подача. То, что история реального преступления режима будет использована на всю катушку - было ясно с самого начала. То, что в итоге ее показали достаточно близко к реальности, без особого искажения - было уже в новинку, обычно неполживцам чувства меры не хватает. Но вот то, что Агнешка своей режиссурой в итоге ненамеренно превратит фильм в черную комедию - я даже подумать не мог. И надо отдать должное - ржал я над этим фильмом куда больше, чем над "Смертью Сталина" Армандо Иануччи. Смотрелось с интересом, несмотря на чудовищную затянутость сюжета и яростную пропаганду в пользу Солидарности, которая вдобавок просто не работает. Серьезно, за весь фильм нам совершенно не объясняют, почему польский тоталитаризм надо ненавидеть - любой социальный и политический контекст в фильме отсутствует. Исключи тайные убийства и нищие улицы - и останется непонятным, что вообще поляки, все эти святоши, шахтеры, интеллигенция и пр. имеют против власти, чтобы так отчаянно с ней бороться? В фильме вместо этого - сами видите что.





Во-вторых, меня действительно впечатлил звездный актерский состав, где все роли подобраны хорошо. Кроме главной. Это ж надо было додуматься взять на роль иисусика Кристофа Ламберта. Агнешка бы еще Джека Николсона взяла. Он же даже пытаясь казаться добрым, улыбался как маньяк перед работой. Да и персонаж откровенно идеализированный. Так что можете думать обо мне что хотите, но ни его самого, ни его прототипа, работавшего напрямую на радио "Свобода", мне ни капельки не жалко - хотя и методы властей от этого менее мерзкими не становятся. Честно говоря, его убийца и то интереснее - причем и в фильме, и в жизни.

В-третьих - на удивление убедительный антураж. Польша из Франции вышла довольно таки похожая. Аутентичные автомобили, более-менее похожая обстановка квартир, весьма правдоподобная форма... Даже виды Лилля не всегда мрачные и убитые - раза два мелькают типичные для Варшавы неоновые улицы. Черт побери, они даже где-то реквизит нашли точный - например, карту СССР на польском. Для восьмидесятых - чистая работа!





И в-четвертых - фильм, хотя и скучен, и непонятен, если ты не поляк - но он, по крайней мере, профессионально сделан. Сравнивая его с "1983" нельзя не признать, что уровень Агнешки чудовищно упал.

Вообще, я не смотрел ее остальных фильмов, но кое-что помотал, кое о чем почитал и могу высказать несколько соображений насчет ее творческого почерка. Агнешка Холланд - довольно типичный представитель западной творческой илиты - антисоветчица, либералка, религиозная (но вне конфессий!), тесно встроенная в западную культуру со времен эмиграции - в ее послужном списке есть даже серии из "Карточного домика". Соответственно снимала много чего - на тему высокого искусства Франции, драм о еврейском народе в эпоху войны, жизни простых людей и т.д. При этом она безусловно обладает (или обладала) определенным талантом, чтобы не уходить в пучины артхауза, а делать достаточно стройные и хорошие драмы. По этой причине даже лобовая пропаганда у нее сочеталась с претензиями на демонстрацию неоднозначности и спорных моментов. Пример "Убить священника", где главный драматический герой это, по сути, убийца, а не какой-то слащавый святоша - не единственный. Тот же Эд Харрис снялся у нее в фильме "Третье чудо", где католический священник-скептик обретает вновь веру в чудо (и там тоже есть про войну, кстати). Забавно, что снимая сплошь про добрых католиков, Агнешка позиционирует себя как религиозного человека вне конфессий.

Но времена неоднозначности уже в прошлом, а талант Агнешки давно истощился. Поэтому если в 80-е она еще имела решимость показать своих идеологических врагов как людей неприятных, жестоких, преступных - но как людей со своими идеалами и рефлексией, что дорогого стоит для такого жанра - то потом и этого не стало. И Агнешка покатилась по поклонной... Что вышло в ее "1983" (где она даже не режиссер, а только продюсер и автор пары серий!) мы уже видели. Сейчас она рассказывает пафосные жалобы, что ее отец загадочно умер в разгар политических арестов... в 1961 году (!), а ее мать ареста боялась всю жизнь, и что ее из-за фамилии не взяли в польскую киношколу в Лодзи и она была арестована за попытку издания безцензурного альманаха... Каким образом она тогда закончила киношколу в Праге и посылалась на заграничные поездки, благодаря чему и сбежала - это не объясняет. Короче, стандартные либеральные жалобы и уравнивание фашизма и коммунизма - см. эпиграф. Кроме того, ее отличает типичное для интеллигенции лицемерие. Обличая нынешнюю коррупцию в кинобизнесе и коммерциализацию американской киношколы она... как видим, сама занялась удовлетворением кинорынка в лице неприкрытого бизнес-проекта "1983", который еще и позорно провалился. Уверен, что в ее грядущем "Мистере Джонсе" мы увидим все то же самое и только хуже - длинные полуартхаузные сцены, гротескные символы советского тоталитаризма с неприкрытым оммажем на Оруэлла, непонятный и скучный сюжет с идеализированным главгероем, не отличающуюся от западного разложения или фашистов сталинскую элиту, дежурные жалобы на то, что никто не понимает великого художника и прочие антисоветские штампы. Выйдет на торрентах - отпишу обязательно.

повседневность

Previous post Next post
Up