«Озерный фронт» в 1919 г.: боевые действия на Онежском озере и в Обонежье

Mar 19, 2018 15:54

Елена Юрьевна Дубровская,
Россия, Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, старший научный сотрудник сектора истории, кандидат исторических наук

«Озерный фронт» в 1919 г.: боевые действия на Онежском озере и в Обонежье в период гражданской войны и интервенции на Русском Севере

В переломные для истории Российского государства годы революции и Гражданской войны населенная карелами территория уездов Олонецкой губернии и западных волостей Кемского уезда Архангельской губернии (Беломорская Карелия) оказалась вовлечена в орбиту международной политики, прежде всего в сферу интересов России и Финляндии, а также Англии и Франции - недавних союзников по антигерманской коалиции [1].

В июле 1918 г. территория Российской Карелии стала театром военного противостояния на Европейском Севере. Страны Антанты усилили свое военное присутствие в карельском Поморье, опасаясь проникновения туда войск Германии и ее союзника Финляндии. Высадка английских войск на Севере России началась весной 1918 г. Поначалу англичане объясняли свое присутствие необходимостью защищать регион от возможного продвижения немцев и охранять военные грузы, однако скоро стали очевидными их цели - укрепление своего геополитического влияния на Русском Севере и борьба с большевизмом. Захватив населенные пункты вдоль Мурманской железной дороги, войска Антанты и военные формирования союзного им белогвардейского правительства в Архангельске остановились на границе Кемского уезда Архангельской губернии и Повенецкого уезда Олонецкой губернии [2]. В то же время в Ухтинской волости оставались так называемые «белые финны», которые готовили новое вторжение в Российскую Карелию. Развернувшаяся весной и летом 1918 г. интервенция сил Антанты на север России под предлогом защиты от финнов, и особенно от немцев, все более накаляла обстановку в северно-карельских волостях.

1919 г. стал особенно напряженным в военном отношении. В это время почти вся территория, населенная карелами, находилась под властью интервентов и антибольшевистских сил. В январе 1919 г. велись военные действия Красной армии как против войск созданного в Архангельске белого Временного правительства /271/ Северной области (ВПСО), так и против союзных ВПСО военных формирований интервентов, прежде всего англичан, высадившихся в Архангельске и Онеге [3].

В годы Гражданской войны и военной интервенции в советскую Россию акватория Онежского озера с прилегающими к нему районами, занятыми объединенными войсками Временного правительства Северной области и его союзников по Антанте, превратилась, по образному выражению писателя К. Паустовского, в настоящий «озерный фронт». С осени 1918 г. в Петрозаводске базировалась Онежская военная озерно-речная флотилия, район её действия охватывал не только Онежское, но и Ладожское озера и р. Свирь. История флотилии получила освещение в исследованиях петрозаводских историков К.А. Морозова и С. М. Титова [4], к огромному сожалению, ушедших из жизни весной 2015 г. почти одновременно.

В 1919-1920 гг. боевые действия между «красными» и «белыми» велись как на Ладожском, так и на Онежском озерах, где обе стороны располагали озерными флотилиями [5]. Онежская военная озерно-речная флотилия, базировалась в Петрозаводске, губернском центре Олонецкого края. Балтийский флот, выполнявший свои собственные боевые задачи, смог передать флотилии только два минных заградителя «Яузу» и «Березину». Поэтому командование флотилии решило включить в её состав суда местного озерного и речного транспорта, переоборудовав их, главным образом, большие озерные пароходы, в военные корабли.

Первоначально на Онежском озере действовал только дивизион канонерских лодок из 8 единиц. Остальные боевые суда флотилии находились на Ладожском озере. Петрозаводск стал главной базой флотилии, а для размещения судовых команд и штаба флотилии, а для размещения судовых команд и штаба флотилии Олонецкий губернский исполком по инициативе его председателя П.Ф. Анохина предоставил одно из лучших зданий города - дом бывшего епархиального училища.

Среди главных проблем в формировании флотилии было отсутствие вооружения на бывших пароходах, её начали решать с помощью действовавшего в Петрозаводске Александровского снарядоделательного завода. Большинство команд комплектовалось в основном матросами Балтийского флота, которые сформировали ядро личного состава все три года существования флотилии [6]. Кроме того, во флотилию привлекали на добровольных началах матросов пассажирских и грузовых пароходов, курсировавших по Онежскому озеру. Моряки, изъявившие желание служить во флотилии, подписывали контракт и становились военными моряками. Большая часть их была уроженцами Карелии.

Командующим флотилией был назначен опытный военный специалист из офицеров Балтийского флота Э.С. Панцержанский (1887-1937). Он состоял на военной службе с 1908 г., в 1910 г. окончил морской корпус, в годы Первой мировой войны принимал участие в боевых операциях флота и был контужен в одном из боев. Осенью 1917 г. до обретения Финляндией независимости Панцержанский занимал должность флагманского минера шхерного отряда судов Балтийского моря и Або-Оландской укрепленной позиции. В Онежской флотилии он находился с первых дней её организации, первоначально являясь помощником начальника флотилии и начальником базы, а с ноября 1918 г. - командующим флотилией [7].

Значительную часть командного состава Онежской флотилии составляли бывшие офицеры Балтийского флота, имевшие за плечами опыт Первой мировой войны. Некоторые из них были участниками легендарного, спасшего флот от гибели Ледового похода 200 кораблей из осажденного немцами Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в апреле 1918 г., похода, осуществленного под руководством командующего флотом капитана I ранга А.М. Щастного [8]. К числу морских офицеров, совершивших этот беспримерный подвиг, принадлежал и ставший с марта 1919 г. начальником штаба Онежской флотилии Г.А. Степанов, первоначально командовавший заградителем «Шексна».

Однако командный состав не был знаком с особенностями плавания и боевых действий на озерах и реках, к тому же давала себя знать ощутимая нехватка кадров военных специалистов. Весной 1919 г. Панцержанский обращался в Генеральный морской штаб с настоятельной просьбой срочно прислать на флотилию ещё восемь кадровых опытных офицеров, т.к. «присланные никуда не годятся, в большинстве слу-/272/-чаев совершенно не плававшие на боевых кораблях, один из них - сельский учитель, ни разу не ступавший на палубу» [9]. Э.С. Панцержанскому принадлежит особая роль в деле организации флотилии и подготовки боевых судов и личного состава к предстоящим боевым операциям.

Захватив в мае 1919 г. Медвежью Гору и выйдя с севера на побережье Онежского озера, интервенты и части белых получили время для создания здесь своей флотилии и баз для кораблей и авиации, а также для установки береговых батарей. Первоначально эта флотилия насчитывала 10-12 катеров-истребителей и несколько вооруженных судов. По железной дороге интервенты спешно подвезли из Мурманска несколько судов и спустили их озеро, доставили в Медвежью Гору несколько гидропланов, их гидроавиация, насчитывавшая около 20 гидросамолетов, подчинялась Штабу командующего Мурманским фронтом. В конце июля - начале августа 1919 г. сюда прибыли катера-истребители, 6 английских катеров, моторные катера «Таможенный», «Кемь», «Сорока», «Ирма» и другие суда, вошедшие в состав белой Онежской флотилии. Гидроавиация, насчитывавшая около 20 гидросамолетов, подчинялась штабу командующего Мурманским фронтом.

Начальником флотилии белых был назначен капитан 2 ранга А.Д. Кира-Динжан. Команды судов состояли, главным образом, из англичан и в незначительной степени из русских. На английских катерах служили исключительно английские команды, летчиками являлись англичане и французы. Их авиация имела безусловное преимущество в воздухе и систематически производила глубокую разведку. Самолеты с английскими и французскими опознавательными знаками совершали налеты на дозорные корабли советской Онежской флотилии и её главную военную базу Петрозаводск.

Кораблями Онежской флотилии союзников командовали как английские морские офицеры, так и российские флотские офицеры, служившие у белых. В их числе был лейтенант Г.Н. Лисаневич, начавший свой путь морского офицера на Балтике, а затем командовавший в Петрограде эсминцем «Капитан Изыльметьев». Уволенный от службы в Красном флоте в мае 1918 г. по требованию из Москвы и объявленный «врагом народа», он продолжал оставаться на миноносце. Современники характеризуют его как человека отчаянной храбрости и находчивости, не останавливавшегося ни перед чем, хотя он «не раз находился на волоске от смерти». Лисаневич стал одним из инициаторов возмущений против расстрела А.М. Щастного. Сослуживец по флотилии называл его «народником», а эмигрант-монархист Г. К. Граф отмечал его нетерпимость к «завоеваниям революции». Избежав ареста в Петрограде благодаря команде эсминца, которая не выдала своего командира, Лисаневич пробрался на архангельский фронт, став и здесь любимцем солдат, воевал в составе белой Онежской флотилии и командовал сторожевым судном «Боевой». После разгрома флотилии был арестован и содержался в заключении в исправительном доме Петрозаводска [10].

По боевым качествам корабли советской Онежской флотилии значительно уступали противнику. Это были обыкновенные буксирные пароходы, с трудом приспособленные для ведения военных действий. Превосходство сил интервентов и белогвардейцев в воздухе и на воде стало серьезной причиной неудач советской флотилии во время первого периода боев летней кампании 1919 г. на Онежском озере.

В августе в Повенецком заливе советская Онежская флотилия понесла крупные потери в судовом составе от совместного нападения авиации и быстроходных катеров противника. 2 августа начальник союзнической флотилии Кира-Динжан объявил боевой поход, взяв на себя командование операцией. Целью похода был захват дозорных судов советской флотилии. Бой в районе острова Речного начался утром следующего дня. В тот же день части интервентов и белогвардейцев атаковали с суши и с озера подразделения Красной армии в Заонежье, в районе д. Падмозеро. В с. Толвуя высадились подразделения белых. После ожесточенных боев, пользуясь численным превосходством своих войск, они вынудили находившиеся в Заонежье два батальона Красной армии оставить Заонежский полуостров. В Великой Губе и Сенной Губе были созданы промежуточные базы белых для катеров и гидропланов. Установленные на о-ве Мег батареи закрывали вход в Повенецкий залив.

Несмотря на стойкое сопротивление моряков советской Онежской флотилии, в числе которых /273/ отличилась команда, вахтенный начальник П. Толбузин и командир канонерки № 6 Н.Н. Варзугин, 3 августа флотилия потерпела в бою поражение. Противнику удалось вывести из строя и захватить канонерскую лодку № 2, сторожевое судно и сторожевой катер [11].

Приказом по русским войскам Мурманского района лоцман Ф. Филин, уроженец заонежской деревни Шуньгский бор, служивший у белых, был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Находясь в бою 3 августа на головном истребителе, он «под огнем противника в атаке на суда повел отряд по загражденному узкому фарватеру через риф» и содействовал успеху операции [12]. Так земляки, уроженцы одних мест, оказывались разведенными по разные стороны линии фронта братоубийственной гражданской войны.

В огромной степени ответственность за это лежит на организаторах союзнической интервенции, которая ничем не может быть оправдана. По справедливому наблюдению исследователя, на русском Севере отсутствовали большие противостоявшие друг другу группы населения, готовые отстаивать свою правду и интересы с оружием в руках. Политическая борьба протекала здесь в 1917 г. - первой половине 1918 гг. мирно и вряд ли вылилась бы в жестокую гражданскую войну без иностранного вооруженного вмешательства [13].

Наступление интервентов на Севере летом 1919 г. натолкнулось на упорное сопротивление красноармейских частей 6-й армии. Уже в июне противник вынужден был отказаться от запланированных крупных операций на вологодском, северодвинском и петрозаводском направлениях. Переход войск интервентов и белогвардейцев в наступление был сорван серией восстаний в белогвардейских частях в июле 1919 г. Первые признаки разложения иностранных войск на Севере появились летом 1919 г., когда французские и итальянские солдаты начали группами уходить с фронта. В июне командование интервентов было вынуждено вывести с Севера американские, французские и итальянские части [14]. Остались только английские войска, но и среди английских солдат все более росло движение против интервенции [15]. Союзное командование было вынуждено еще летом 1919 г. эвакуировать в Англию некоторые свои части как небоеспособные.

Новое наступление на Севере в поддержку русских белых армий А.И. Деникина и Н.Н. Юденича должно было прикрыть готовившуюся эвакуацию иностранных войск и поднять пошатнувшееся моральное состояние рядовых. По замыслу организаторов, наступление в Карелии предполагалось провести на всех участках фронта - Пудожском, Заонежском и железнодорожном. В августе 1919 г. наступление началось на Заонежском полуострове и на Пудожском направлении. В течение июля -- августа 1919 г. командование красноармейских частей в Карелии приняло меры, которые значительно увеличили силы Онежской военной озерно-речной флотилии. После боя 3 августа 1919 г. командование сухопутных войск поддержало предложение об увеличении ее боевой мощи.

Над Петрозаводском вновь нависла опасность. В разведывательной сводке 7-й армии сообщалось о том, что интервенты поставили русскому командованию Мурманского фронта задачу занять Петрозаводск до 15 августа. Во время налета на Петрозаводск трех неприятельских гидроаэропланов 5 августа на город было сброшено около 10 бомб. Три из них упали в городском Летнем саду, четыре - между Онежским заводом и Советским мостом, была убита девочка 12 лет, полоскавшая белье. Остальные бомбы сбрасывались на суда Онежской флотилии. Один из матросов был ранен осколком. 7 августа в 9 часов утра противник сбросил на город с гидросамолетов четыре бомбы, в числе пострадавших оказались два тяжелораненых матроса и один раненый легко. Через час еще один гидроаэроплан сбросил бомбы и прокламации. При налетах гидроаэропланы обстреливались артиллерией с судов флотилии, а также из пулеметов. В середине августа в Петрозаводск прибыли советские гидроаэропланы, предназначавшиеся для борьбы с противником в воздухе [16].

7 августа в Петрозаводск был направлен эскадренный миноносец Балтийского флота «Сторожевой». И хотя этот корабль находился во флотилии немногим больше месяца, он оказал существенную помощь судам при проведении боевых операций. Во флотилию поступили две плавучие батареи, их вооружение было произведено на Обуховском заводе в Петрограде, а также гидроотряд, состоявший из четырех самолетов. /274/

С середины августа Онежская флотилия в административном, техническом и хозяйственном отношениях стала подчиняться непосредственно Реввоенсовету Балтийского флота. С Балтики сюда были направлены флотские специалисты. В результате принятых мер боевая мощь флотилии стала превосходить силы противника. Теперь, не ограничиваясь несением дозорной службы и выполнением задач по поддержке сухопутных частей, флотилия вступила в новый период своей истории - время борьбы за господство на Онежском озере и проведения наступательных операций [17].

В первой половине сентября войска белых на Мурманском участке фронта, имея численное превосходство в людях и вооружении, стремились продвинуться на юг по линии железной дороги и захватить Петрозаводск. Советские части вынуждены были отступить, и неприятель занял ст. Кивач, расположенную в 50 км от города. В результате боев враг приблизился теперь к Петрозаводску и с севера [18].

Осенью 1919 г. белым войскам удалось захватить территории на железнодорожном и петрозаводском направлениях. Главные силы интервентов и белогвардейцев действовали в зоне Мурманской железной дороги. После неудач летнего наступления в Карелии и на Северной Двине союзники решили эвакуировать свои войска, оставив оборону Севера на командующего белыми армиями Временного правительства Северной области генерала Е.К. Миллера. Русская Северная армия должна была остаться один на один с грозным противником. Уход иностранных войск с Севера означал прекращение военной интервенции, но не интервенции в широком смысле слова, т.к. бывшие союзники продолжали поддерживать армию генерала Миллера оружием, деньгами, продовольствием.

14 сентября 1919 г. началось последнее наступление с участием интервентов в Карелии. Они овладели ст. Лижма, но не сумели полностью обескровить красноармейские части. Нарастало недовольство режимом интервентов и Временного правительства Северной области. Главнокомандующий войсками союзной экспедиции генерал Ф. Пуль писал об обстановке, сложившейся на Севере в связи с попытками союзников путем мобилизаций пополнить ряды своей армии: «Массы оказались настолько заражены большевизмом, что объявление мобилизации означало по существу набор кадров для Красной армии» [19].

Методы проведения мобилизации красноречиво описаны очевидцем событий в Медвежьей Горе С.И. Нестеровым: «На Медвежке был генерал английский Юбка. Его так звали потому, что ходил так, точно в юбке. [вероятно, шотландец. - Е. Д.] Какую деревню не займет, старых и малых выгоняют на фронт, а потом пишут в газете («Северная Россия» у них была), что ишь у нас наплыв добровольцев в народническую армию. А мужики деревенские говорят: «Раз розгами бьете, так поневольно пойдешь». В Покровском били розгами двоих, можно персонально назвать… и еще двенадцатилетнего мальчишечку» [20].

В результате мобилизации мужчин в возрасте от 17 до 50 лет численность белой северной армии к началу 1920 г. достигла 55 тыс. чел., но насильно вовлеченные в ее ряды военнослужащие несли ей не силу, а разложение. «Армия потеряла понимание целей, потеряла идеологию войны, с которой первые лучшие бойцы шли против большевиков», - признавал впоследствии бывший член Временного правительства Северной области правый эсер Е.В. Вдовин [21]. В середине сентября, остановив наступление вражеских войск на всех участках фронта, части Красной армии перешли в контрнаступление. Успешному развитию наступления особенно способствовало осуществление десантной операции в тылу противника по овладению ст. Лижма на берегу Лижемской губы, севернее ст. Кивач, при помощи и поддержке судов Онежской флотилии. В проведении операции лижемской участвовали батальон 3-го стрелкового полка под командованием Е.Н. Линовского, отряд петрозаводских коммунистов под командованием Г.В. Зуева, а также батальон 6-го финского полка, который возглавил Э.Г. Матсон. Полк был сформирован в начале 1919 г. из отряда «красных финнов» - эмигрантов в советскую Россию, потерпевших поражение в гражданской войне в Финляндии зимой-весной 1918 г.

25 сентября при поддержке кораблей советской Онежской флотилии в северной части Лижемской губы высадился десант, который сумел взорвать железнодорожный мост и разобрать железнодорожное полотно в районе ст. Лиж-/275/-ма. В результате операции были разгромлены два батальона частей белых и прочно занята железнодорожная станция в тылу противника. Своевременная высадка десанта сорвала планы белогвардейских войск на Мурманском участке фронта. Имея численное превосходство в людях и вооружении, их командование рассчитывало продвинуться на юг по железной дороге и захватить Петрозаводск. 25 сентября 1919 г., нанеся удар по Лижме, красноармейские части перерезали коммуникации неприятеля, действовавшего под Петрозаводском [22].

После успешной высадки десанта под Лижмой советская Онежская флотилия в октябре и в начале ноября 1919 г. провела ряд операций совместно с частями Красной армии в Заонежском и Повенецком заливах Онежского озера [23]. Основная цель этих операций состояла в том, чтобы уничтожить флотилию и береговые батареи противника и освободить от белых Медвежью Гору и Повенец. Линия фронта в этот период в северной части Онежского оз. проходила по его восточному берегу в 20 км севернее г. Пудожа. На этом участке фронта противник был остановлен в конце августа 9-м стрелковым полком под командованием И.Д. Спиридонова.

Весь Заонежский полуостров, за исключением острова Климецкого, оставался в руках белых войск. В районе Мурманской железной дороги они находились южнее ст. Кяппесельга [24]. 9 октября на Заонежском полуострове в районе д. Кузаранда с кораблей советской Онежской флотилии высадился десант в составе двух батальонов 6-го финского полка. Во взаимодействии с флотилией десант развернул операции по изгнанию противника с полуострова. В результате этих действий в течение пяти дней была освобождена большая часть полуострова, включая д. Шуньгу, ликвидирована артиллерийская неприятельская батарея на о-ве Мег.

Согласно оперативным сводкам, буксиры «Химера» и «Кибальчич», входившие в состав советской военной флотилии, после продолжительного сопротивления неприятеля высадили отряд моряков на острове, где «заставили противника обратиться в панику». Остров Мег был взят 11 октября в 5 часов, на нем «захвачено 7 орудий морских, из них 2 тяжелых, радиостанция, огнеприпасы и пр.» [25]. Потерпев серьезное поражение, противник уже не делал попыток к новому наступлению. На этом участке фронт стабилизировался и оставался в таком положении до изгнания белых войск из Карелии в конце зимы 1920 г.

Три операции Онежской флотилии, проведенные под руководством Э.С. Панцержанского, - Видлицкая, Лижемская и Повенецкая - вошли во многие учебники и исследования по истории гражданской войны и военного искусства. Командующий флотилией Э.С. Панцержанский был награжден Орденом Боевого Красного Знамени. Политотдел Балтийского флота обратился к морякам с приветствием, отметив героические действия Онежской флотилии под Лижмой.

Во время операций в Повенецком заливе в начале ноября 1919 г., целью которых командование ставило освобождение Медвежьей горы и Повенца, отличились моряки канонерской лодки № 7. На ее борту находились командующий флотилией Э.С. Панцержанский, начальник штаба Г.А. Степанов и флагманский штурман К.А. Мигаловский. Смело действовали в бою матросы канонерки Г. Паюман, М. Блинов, Д. Дроздов, А. Андерсон, машинист А.А. Лебедев, командир буксирного судна «Желябов» А.А. Мишев, и помощник машиниста того же буксира Л.Н. Ганжинов, личный состав канонерки № 3 Ф.П. Кузин, Р.Г. Зембах, М.И. Бараев, Н.Д. Тарасов и др [26].

События этих дней снискали славу среди своих соратников и участникам боев, сражавшихся по другую сторону линии «озерного фронта». 20 ноября в соответствии с приказом по русским войскам Мурманского района Северной армии Георгиевскй крест 4-й степени получил гардемарин Онежской флотилии белых В. Майвладов за постановку минных заграждений «у входа в Повенец под сильным огнем противника в ста шагах от берега, занятого неприятелем». В начале ноября за проявленное мужество при удерживании острова Сосновец этой же наградой были отмечены комендоры А. Мецайко (посмертно) и И. Кожин, гардемарин Морского училища Ю. Хлебников. Последний был также награжден Георгиевской медалью 4-й степени вместе с матросами Г. Лаптевым, А. Кириловым, Г. Семеновым, К. Казистовым, минером А. Кузнецовым и комендором В. Миселевым [27].

Высокие боевые качества моряков, имевших за плечами опыт Первой мировой войны и сра-/276/-жавшихся в стане белых, явились одной из причин, не позволивших советской Онежской флотилии в октябре - ноябре 1919 г. занять Медвежью гору и Повенец и выполнить конечную цель операции в Повенецком заливе. Операция, проходившая в необычайно трудных условиях поздней осени, наступившего похолодания, штормов и пурги, не увенчалась успехом. Опасаясь трудностей в снабжении красноармейских частей в Заонежье, командование решило эвакуировать их с полуострова. 14 ноября 6-й финский полк прибыл из Заонежья в Петрозаводск. 9-й стрелковый полк под натиском противника отошел к с. Челмужи и закрепился здесь [28].

Армия, сражавшаяся под антисоветскими знаменами, первоначально была более многочисленной и лучше организованной, т.к. опиралась на имевшие опыт мировой войны кадровые интервенционистские соединения. Вместе с тем у этой армии имелись и огромные внутренние трудности [29]. У ее руководства стояли люди, представлявшие разные партии, программы, течения: от социалистов до монархистов. Непреодолимая стена возникла между рядовыми солдатами и командным составом - выходцами из дворян и зажиточных слоев общества. Рядом сражались части, преследовавшие разные, подчас противоположные цели.

1. Гришанин П. И. Гражданская война и Белое движение в исследовательской практике конца 80 - начала 90-х гг. ХХ в.: историографическое осмысление // Вестник РГГУ. Сер.: Исторические науки. Историография, источниковедение, методы исторических исследований. 2009. № 4. С. 48-62; Шумилов М. И. Октябрь, интервенция и гражданская война на Европейском севере России (Историографический очерк). Петрозаводск, 1992; Морозова О. М. Антропология гражданской войны. Ростов н/Д, 2012; Розенберг У. Революция и контрреволюция: синдром насилия в гражданских войнах России (1918-1920 годы) // Война во время мира: Военизированные конфликты после Первой мировой войны. 1917-1923. М., 2014. С. 35-62.
2. Голдин В. И. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере. 1918-1920. М., 1993; Новикова Л.Г. Провинциальная «контрреволюция»: Белое движение и гражданская война на Русском Севере. 1917-1920. М., 2011; Шумилов М. И. Революция и гражданская война в Карелии: 1917-1920 // История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2001. С. 342-426.
3. Барон Н. Столкновение империй: Российско-британские взаимоотношения во время интервенции союзников на севере России // Труды Карельского научного центра РАН. 2011, № 6. С. 90 - 96.
4. Морозов К.А. Онежская флотилия. 1918 - 1920. Петрозаводск, 1961; Титов С. М. Бой 3 августа 1919 г. на Онежском озере // Кортик. Флот. История. Люди. 2011. № 12-13; Он же. Бои на Онежском озере в 1919 г. (по материалам фондов НМ РК) // Вестник Карельского краеведческого музея. Вып. 6. Петрозаводск, 2011. С. 84-102. Он же. К истории взаимоотношений командования морских и сухопутных сил Красной Армии в боях на Онежском озере в 1919 году // Человек в истории: героическое и обыденное. Петрозаводск, 2012. С.147 - 153.
5. Г.С. [Степанов Г.А.] Четыре года назад в Онежском озере (Воспоминания участника) // Морской сборник. 1924. № 6. С. 3 - 13.
6. Морозов К.А. Указ.соч. С.7-22, 60.
7. Kansallisarkisto (Национальный Архив Финляндии). Фонд «Русские военные бумаги»; Макарова Ф. Вступительная статья к воспоминаниям: Панцержанский Э.С. От Февраля к Октябрю // Север.1987. № 7. С.73 - 74. После окончания гражданской войны Э.С. Панцержанский занимал ряд высоких командных должностей в советском Военно-Морском флоте - начальника морских сил Каспийского моря, начальника морских сил Черного и Азовского.морей, помощника командующими войсками Украины и Крыма по морской части и помощника главнокомандующего Вооруженными Силами СССР. В 1921-1924 гг. он командовал морскими силами республики, в 1924 г. по рекомендации М.В. Фрунзе был назначен командующим Морскими Силами СССР, а в 1925-1926 - Морскими силами Черного моря. В 1937 г. жизнь флагмана I ранга трагически оборвалась, как и сотен советских военачальников, оговоренных и уничтоженных по нелепым обвинениям в эпоху сталинских репрессий.
8. Арест А.М. Щастного по обвинению в подготовке антибольшевистского переворота, бывший, по сути, сведением личных счетов со стороны наркома по военным делам Л.Д. Троцкого, и расстрел летом 1918 г. вызвали возмущение среди военных и волну протестов, прокатившуюся по стране.
9. РГА ВМФ. Ф.Р- 124. Оп.1. Д.178. Л.329.
10. Там же. Д.194. Л.2, 3 об., 9 - 10; Граф Г. К. На «Новике». Мюнхен, 1922. С.354, 358 -359, 376-377.
11. РГА ВМФ. Там же. Д.362. Л.9-10; Д.179. Л.156 - 157; Морозов К.А. Указ. соч. С.67 - 71; Очерки истории Карелии. С.109. /277/
12. РГА ВМФ. Там же. Д.194. Л.19, 35.
13. Голдин В.И. Вступительная статья // Белый Север.1918 - 1920 гг. Мемуары и документы. Вып.2. Архангельск, 1993. С.8.
14. Барон Н. Жизнь и эпоха Ф. Дж. Вудса // Король Карелии. Полковник Ф. Дж. Вудс и британская интервенция на севере России в 1918 - 1919 гг. История и мемуары. СПб., 2013. С.231; Николаев О. Р. Портрет войны в севернорусском ландшафте в версии британских фотографов // Гражданская война на севере России глазами британцев. Из фондов Имперского военного музея (Лондон). СПб., 2008. С. 6-37.
15. Очерки истории Карелии. Т.2. Петрозаводск,1964. С.107 - 108; Баркина В.С. Кемь: города и районы Карелии. Петрозаводск, 1982. С.63.
16. Карелия в период гражданской войны и иностранной интервенции. Сб. докум. Петрозаводск, 1963. С.110, 116; Морозов К.А. Указ. соч. С.74-75; Петрозаводск. Хроника трех столетий. 1703 - 2003. Петрозаводск, 2002. С.242-243.
17. РГА ВМФ. Ф.Р-124. Оп.1. Д.192, 215, 216; Морозов К.А. Указ. соч. С.73 - 74.
18. История Петрозаводска : власть и горожане. Петрозаводск, 2008. С. 161 - 164.
19. Цит по: Баркина В.С. Указ. Соч. С.63 - 65.
20. Архив КарНЦ РАН. Ф.1. Оп.1. Кол.26. Ед.хр.105. Л.275.
21. Белый Север. Т.2. С.5.
22. История Карелии. Советский период. Петрозаводск, 1993. С.46-47; Морозов К.А. Указ. соч. С.78-83; Очерки истории Карелии. Т.2. С.110-111.
23. Карелия в период гражданской войны…С.120 - 123; Очерки истории Карелии. С.110- 111.
24. Морозов К.А. Указ. соч. С. 75 - 84.
25. РГА ВМФ. Ф. Р-124. Оп. 1. Д.1 80. Л. 69; Очерки истории Карелии. С.112.
26. Г.С. Четыре года тому назад в Онежском озере // Морской сборник. 1923. № 11. С.9 - 10; Морозов К.А. Указ. Соч. С.93-94.
27. РГА ВМФ. Ф.Р-124. Оп.1. Д.194. Л.36.
28. Очерки истории Карелии. С.112- 113; Морозов К.А. Указ. соч. С.96 - 97.
29. См., в частности, Трагедия маленького Шенкурска // Вестник Временного правительства северной области. Архангельск, 1919. 1 марта; Мракобесие. // Там же. 5 марта. /278/

Материалы международной научно-практической конференции «История Гражданской войны в России 1917-1922 гг.». Москва, ЦМВС РФ, 24-25 мая 2016 г. М., 2016. С. 271-278.

Северо-Западный фронт, сражения, научные статьи, 1919

Previous post Next post
Up