Беженцы 1919 г.

Apr 08, 2017 10:17

Выехали из города на Тюменский тракт, где я и увидал ту массу народа, едущих к Тюмени, казалось, это была безконечная вереница подвод, а в некоторых местах даже в два ряда ехали, стараясь друг друга обогнать. Глядя на всю эту массу людей, тут видно было, что всё люди средняго достатка и много совершенно бедных. Остановишься и поговоришь с таким бедняком, спросишь его: "Зачем ты едешь, когда у тебя и багажа-то всего один мешок, да захудалая лошадёнка даже в веревочной сбруе и куча ребятишек в 5-6 человек?" "Да что говорить? Все едут, ну и я поехал, а главное", - говорит, - "у меня сын в белой армии". "Да ведь сын-то у тебя, мол, мобилизованный, что же тебе-то сделают красные?" "Да уж очень стращают, вон в газетах чего пишут". Правда, Колчак и его блюдолизы не скупились на краски и такие ужасы писали в каждом № газет, так невольно думаешь, уж из людей ли состоит эта Красная Армия? Что-то уж очень кровожадным отзывало, и какие только ужасы были написаны, даже волосы дыбом становились, что там-то расстреляно 1000 чел., там-то изнасиловано столько-то девушек, тут-то изуродовано столько-то и так дальше. Много, конечно, способствовало бегству и колчаковские прихлебатели, т.е. начальствующие люди на местах. Это разные уездные Начальники и Коменданты городов. Что же они делали? Вместо того, чтобы остановить, уговорить не ехать, они силой посылали и распространяли разные нелепости про Красную Армию. Например, все учреждения насильно эвакуировали и даже мелких служащих. Для чего это? Положительно не понятно было сначала, но после это всё выяснилось - они старались как можно меньше оставить мужского населения, способного носить оружие, и тем самым вводили людей в заблуждение и толкали на верную гибель, как мужчин, так женщин и детей, т.е. семьи всех эвакуированных и бежавших. Это ли не подлость со стороны Правительства Колчака? Очевидно, тогда это гнилое Правительство, шитое новыми нитками на скорую руку, но сплошь состоящее из подонков бывшего царского правительства, думало, что, мол, отступать будут недалеко, и что соберём де новую армию, прибавив к этим отступающим орлам (об этих орлах я поговорю ниже), и тогда де, мол, снова погоним красных за Пермь и Вятку. Но на деле вышло иначе, оказалось, что красные орлы расклевали всё гнилое тело, кое-как успевавшее убегать, Колчаковского Правительства.

http://uncle-ho.livejournal.com/1069496.html

Очень интересно встретить в частных мемуарах подтверждение собственной старой мысли, вынесенной из чтения ряда других источников, особенно советских - массовая эвакуация с Урала в Сибирь местных жителей, ушедших с комучевцами/колчаковцами очень часто объяснялась не их идейными побуждениями ли реальной оппозицией большевикам, а банальной пропагандой белых, которые изображали красных как орду Чингисхана, которая в отместку за нахождение у белых вырежет всех и вся. Как видим, верили. Люди тупые. Люди просто тупые.

Кстати, несмотря на все страдания от "белых орлов" в пути, беженцы были более-менее массовой антибольшевистской прослойкой в Колчакии, из них, в частности, формировали отряды Святого креста - то есть, люди там в значительной мере были все-таки идейные.

Кстати, я попросил бы уважаемого uncle-ho архивный реквизит на этот отрывок - свидетельство показательное, стоит дорого, возможно применение в будущих публикациях по теме.

Проехали уже много вёрст и, не доезжая села Липку Тюм. уезда, орлы нас обгоняют с гиканьем и криком. Гонят, сломя голову. Видим, что лошадь наша привязана позади телеги, но уже с вывернутой задней ногой, кое-как бежит. Увидав нас, орлы снова просят 500 руб. Но всё же проехали мимо нас, лошадь увели с собой. Горько и обидно было нам, и в душе у каждого из нас, конечно, зародилась злоба вечная против хулиганства белых орлов Колчака. Не доезжая с. Липки версты 3, мы видим, наша лошадь лежит в канаве, еле дышит, решили, что нужно её поднять и увезти в деревню. Подняли, но видим, что у неё обе ноги вывернуты, поэтому она и брошена, но все же подняли и повели тихонько, а орлы всё гонят и гонят мимо и вышучивают нас на все лады. Всё же мы добрались до деревни, а орлы тут опять сменяли подводы. Пошли мы пожаловаться офицеру, офицер оказался безсилен, что-либо сделать, т.е. защитить, при этом сказал буквально следующее: "Это шайка хулиганов, и мы везём их в Сибирь. С такой армией мы там погибнем". Офицер этот был артиллерист, а лошадь у нас взяли орлы Воткинской дивизии. Лошадь мы оставили у хозяина постоялого двора. Вот тогда мы, поговорив между собой, и задали себе вопрос: "А какие же красные, если белые орлы грабят и издеваются над беженцами?" И решили, что красные, вероятно, лучше и едва ли грабят тех, кто с ними одинако мыслит.

Бхахаххахахггггагагагагагагааааа! Те самые святые воткинцы, соль земли русской! На него, если можно, тоже. Да, с той же целью. Хотя там вообще весь документ можно целиком цитировать, конечно, нравы белых в полный рост.

мемуары, ИВВ, Сибирь, 1919

Previous post Next post
Up