Катер морской пограничной охраны Литвы "PARTIZANAS"

Apr 07, 2017 10:03

Оригинал взят у fong1975 в Катер морской пограничной охраны Литвы "PARTIZANAS"
Несколько лет назад Ваш покорный слуга в журнале «Морская Кампания» № 1 2009г. издаваемом издательством «ЭРО-Пресс» опубликовал статью со звучным названием "Гроза контрабандистов".


Прошло много времени и потому приведу ее целиком:
Вскоре после закончившейся 11 ноября 1918 года Первой мировой войны Литва получила признание своей независимости.
Однако на море стране оставили лишь узкую полоску побережья не имевшую ни одного серьезного морского порта - только две маленькие рыбацких гавани Швентойи и Паланга.
Так как морская граница насчитывала всего несколько десятков километров, сильного военного флота не требовалось, и власти приняли решение на первых порах обойтись погранохраной. Основными задачами кораблей подчиненных погранохране, предполагалось содействие полиции и таможне в борьбе с морской контрабандой, которая в начале 30-х годов переживала расцвет.
11.01.1923г правительство Литвы, воспользовавшись народными волнениями против французских оккупационных войск, в соседнем Мемельском крае и слабостью режима бывшего в городе после окончания 1 МВ., ввело в Мемель, под видом защиты интересов своих граждан войска. До войны 1914 -1918 гг эти земли входили в состав Германии. Литва же, заручившись поддержкой правительств стран-победителей в 1МВ получила права на управление Мемелем и прилегающими землями. Увеличилась и протяженность морской границы. 14.7.1923 г. в Клайпедском порту учреждена береговая охрана с подчинением Министерству внутренних дел республики. Она включала 2 небольших моторных судна «Savanoris» и «Lietuvaite,» которые из-за плохих мореходных качеств могли работать лишь в прибрежных водах.


Позже к ним присоединился приобретенный в 1924 году катер «Šaulys» , а в 1927 году «Prezidentas Smetona».


Контрабандисты активизировались и таможенникам пришлось дать адекватный ответ. Так в 1925 г., полицейским судном «Savanoris» задержано в море с грузом контрабанды, судно «Malaya» которое было доставлено в порт Клайпеда. Конфискованное в пользу государства судно16 июня 1926 г. было продано с аукциона, и приобретенное Moteru Draugija Tautiniam Laivynui переименовано в «Budys» и подарено морским скаутам г.Клайпеда..

Первым боевим крещением «Prezidentas Smetona» было задержание турецкого судна "Hassan Bier" во время которого был ранен капитан Juozas Tamasauskas (Юозас Тамашаускас) и два матроса. 16 февраля 1930 г. «Prezidentas Smetona» задержал в море судно "Westa" с крупным контрабандным грузом. После того, как корабль встал на боевую вахту выяснилось, что для пограничной службы он не годен. Возлагавшиеся на него надежды не оправдались. Его содержание стоило очень дорого, корабль не мог преградить путь транспортировке контрабанды. Завидев издалека дым от разожженных котлов в порту, суда контрабандистов просто не торопясь, уходили в нейтральные воды.
К 1932 года экономика молодого Литовского государства набрала силы и появилась возможность кардинальной модернизации существующей таможенной системы и ее технического перевооружения. Правительством было принято решение о заказе на отечественных верфях трех малых и одного большого катеров для таможенной службы.
Единственным отечественным судостроительным предприятием страны способным выполнить этот правительственный заказ оказалась судостроительная верфь Memel-Lindenau & Cie с 1914 года принадлежавшая Paul Lindenau и занимавшаяся железным и деревянным судостроением.
На этой верфи и были заказаны 3 малых катера, получившие строительные номера 63, 64 и 66 и названия соответственно «Жайбас» (Žaibas), «Айтварас» (Aitvaras) и «Шаулис» (Saulys) а также один более крупный катер «Партизанас» (Partizanas) получивший строительный номер 65. О нем то и пойдет разговор.


Заказанный катер водоизмещением 65 тонн имел стальной корпус с полубаком размерениями 21,5x4,5x1,3 м; На катер установлен 1 дизельный двигатель"Diesel" производства фирмы "Deutz Humbolt, мощностью 200 лс. Скорость хода 12 узлов.
В движение катер приводил один винт. На катере было предусмотрено центральное отопление помещений. Был установлен генератор постоянного тока фирмы "Lloyd" 2,8 kw 32 W/45, воздушный компрессор, пожарный насос фирмы "Weise Sohne" для откачки воды и тушения огня, а также 3 ручных помпы для газолина и масла. Два бака для газолина один емкостью в 3000 кг., другой в 250 кг. Масляный бак с подогревательным устройством и фильтрами.
На корабле были предусмотрены следующие помещения: цепной ящик; жилое помещение для команды, кают-компания, кухня, туалет, рулевая рубка, машинное отделение, открытая рулевая рубка.
По правому борту один якорный клюз. На катере было 22 иллюминатора. Кроме них машинное отделение имело 6 световых люков, по два иллюминатора на каждом. Сверху они закрывались накладками. Ходовая рубка имела 13 четырехугольных окон с внешними накладками. Над машинным отделением стояла оловянная дымовая труба и два больших вентилятора с крышками. На палубе, на корме, установлен буксировочный крюк и флагшток. Корабль имел две деревянных мачты, передняя с реей и 10 штагами, задняя с гафелем и 6 штагами. Кроме того, на передней мачте находился бронзовый звуковой ревун и сигнальный электрический фонарь, а у задней - кран-балка для поднятия спасательной шлюпки с 3 блоками и стальными тросами. На крыше ходовой рубки имелись два гнезда для габаритных фонарей.
Вооружение катера предусматривало 1x37, 2-7.92 мм пул «Maxim 08».


Экипаж состоял из 3 офицеров и 10 солдат.
Портом приписки судна был избран Клайпедский порт. Катер получил бортовой номер - Р.1.
5 мая 1933 г принят и передан пограничной службе Клайпедского края.
Малые катера серийной постройки имели следующие характеристики:
16 т. 12,5x3,05x0,70 м; Высота борта 97 см. Дизель фирмы «Deutz Humbolt» 40 лс. 2 винта. Скорость хода 12 уз; Вооружение по проекту 1-37 мм. 2 - 7.92 мм пулемет MG но на самом деле оно некогда не превышало 1 тяжелого 7.92 мм пулемета «Maxim 08»;
Появление новых судов в составе Литовской таможни оказалось ко времени. В 1927 затонул «Lietuvaite», в 1930 списан пришедший в полную негодность «Saulys» а в 1934 году выведен из эксплуатации и передан в министерство охраны края «Prezidentas Smetona» совершенно не приспособленный к таможенной службы из низкой скорости и дороговизны содержания.
В то же время контрабандисты, видя отсутствие у таможенной службы катеров для борьбы с ней активизировались. Основным товаром литовских контрабандистов был спирт и дешевые промышленные товары из Пруссии. Не брезговали они и перевозкой нелегалов.
Так летом 1935 года катером «Partizanas» в районе Паланги был задержан торговавший спиртом в литовских территориальных водах кутер "Willy" с 9-ю членами экипажа, среди которых были датчане и несколько литовцев. Судно было конфисковано, а его экипаж получил различные сроки тюремного заключения.

В 1937 году катер прошел ремонт и модернизацию во время которой на катере установили радиостанцию.
Боевая служба катера проходила в постоянных погонях и засадах. Контрабандисты, не желая расставаться грузом, зачастую вступала с таможенниками в перестрелки, в которых потери несли обе стороны.
Но кроме погонь случались и совсем, курьезные случаи задержания контрабанды. 16 декабря 1938 г. в районе зимнего порта Клайпеды затонуло судно "Pollo" водоизмещением около 20 тонн с мотором в 80 лс. Осмотрев и подняв судно, откачав воду собственными водоотливными средствами команда «Partizanas» обнаружила на судне 2135 литров спирта в металлической таре.


Данный спирт был похищен в начале декабря из стоящего в Лиепайском порту парохода. В одну из ночей спирт был перегружен на "Pollo", судно ушло в Клайпеду, где и затонуло вместе с грузом по недосмотру команды. По решению суда судно было признано « перевозящим контрабанду» и конфисковано. Оцененное в 10 тыс.литов оно было продано с молотка.
Рано утром 22.03.1939 г накануне передачи Клайпедского края Германии «Partizanas» перешёл из Клайпеды в Швентойи. В августе 1939 г. "Partizanas" его вооружение усилили до 1-37 мм. орудиеем, 1x20 мм зенитного «Oerlikon», 2 тяжелых пулеметов "Maxim 08", и 1 легкий пулеметом "ZB", 5 винтовками "Mauser" у команды.
3 июля 1940 г. передали корабль министерству охраны края, где он числился до присоединения Литвы к Советскому Союзу.
Уже 24.07.1940 г. судно передано в распоряжение советских пограничников в Швентойи. К началу Великой отечественной войны катер под именем «ПАРТИЗАН» входил во 2 -й дивизион БОПС НКВД с базированием на Виндаву. Экипаж был заменен советскими пограничниками. Вероятно, погиб в начальный период войны в конце 06.06- начале 07.1941 г. Точных обстоятельств и причин этого события автор пока не имеет, но архивы имеют привычку рано или поздно раскрывать свои тайны и может уже в недалеком будущем удастся до конца выяснить судьбу бывшего флагмана литовских борцов с контрабандой.

Благодаря московскому историку Константину Стрельбицкому благодаря его публикации в этом же журнале эта история имела продолжение: "...Как во флоте «морских чекистов», так затем и в ВМФ бывший литовский «Partizanas» носил одинаковое, но довольно сложное официальное обозначение - «СПК «К-276» («Партизан»). «СПК» - единственное в своё роде такое обозначение, расшифровывающееся как «скоростной пограничный катер» (18-узловой «литовец» действительно оказался «скоростным подарком» для тогдашних балтийских морских пограничников), литера «К» - стандартное обозначение для всех морских пограничных катеров нетиповых проектов и происхождения (то есть для не-«морских охотников»), а «276» - обыкновенный порядковый номер. При этом первая цифра номера - «двойка» - означала что этот катер входил в судовой состав 2-го Балтийского отряда пограничных судов Прибалтийского округа Пограничных войск НКВД Союза ССР, однако ни к одному из трёх дивизионов судов 2 БОПС не принадлежал. «Партизан» подчинялся непосредственно командиру отряда капитану 3-го ранга Александру Никитовичу Перфилову и базировался на главную базу 2 БОПС - Таллин.
Первым (и, как оказалось, последним) советским командиром «Партизана» стал лейтенант Виктор Андреевич Гриб. Вторым советским офицером-пограничником, входившим в состав экипажа этого катера, являлся младший воентехник Ермолай Степанович Полгородник (именно так записана в документе его фамилия, которую, по нашему мнению, следует читать через букву «д» - «Подгородник»). Его должность на «Партизане» официально именовалась как «командир группы БЧ-5», то есть он был корабельным (точнее - «катерным») механиком. Оба они были назначены на «Партизан» 28 августа 1940 года и на этих должностях встретили войну.
После её начала «Партизан», как и все другие балтийские пограничные корабли и катера, был передан в состав Краснознамённого Балтийского флота. Последним подразделением, в которое входил СПК «К-276» («Партизан»), стала Охрана рейдов Северного укреплённого сектора Береговой обороны Балтийского района (ОХР СУС БОБР). Командир этого ОХРа капитан-лейтенант Оленицкий, видимо, берёг до поры до времени столь ценный - быстроходный и хорошо вооружённый - катер, так что тот в основном простаивал в своей базе в Кердле на моонзундском острове Даго (ныне - Кярдла, остров Хийумаа, Западно-Эстонский архипелаг). Лишь после того, как в сентябре 1941 года враг стал непосредственно угрожать советскому гарнизону Моонзунда, экипаж «Партизана» начал принимать участие в боевых действиях. Так, с утра 11 сентября на борту катера командированный командованием СУС БОБР лейтенант Пещеров ходил к Вормсу (ныне - Вормси, Эстония), чтобы путём «непосредственного наблюдения» выяснить обстановку на этом острове, за который уже несколько дней шли бои. «В 10.11 был у Вормса, никого там нет, подошёл на 1,5 кабельтова», - доложил он после того, как в 12.20 «Партизан» вернулся в Кердлу. После этого катер ежедневно (точнее - еженощно) ходил «по назначению» - в ночной дозор в отведённом ему для патрулирования морском «районе № 2» акватории Даго. Обычно подобные операции начинались с наступлением темноты, а заканчивались на следующее утро с рассветом, так как в воздухе Даго полностью господствовала немецкая авиация (на территории СУС БОБР имелись два заранее подготовленных военных аэродрома, но на них не было ни одного собственного самолёта), и дневные плавания советских катеров здесь нередко заканчивались печально. «Журналы боевых действий СУС БОБР» беспристрастно свидетельствуют, что самым продолжительным оказался «ночной дозор» на рубеже двух осенних месяцев: начавшись для «Партизана» в 20.00 30 сентября, он благополучно завершился в 06.45 утра следующего дня.
Спустя 11 дней, 12 октября 1941 года противник начал вторжение на Даго. Первый день боёв за плацдарм на берегу стал на редкость кровопролитным, и уже к вечеру поредевших защитников острова стало серьёзно беспокоить всё возраставшее количество тяжелораненых. Было принято решение эвакуировать их на близлежащий эстонский остров Осмуссаар (Оденсхольм), ещё остающийся советским, а оттуда - на так же находящийся под контролем балтийцев «Красный Гангут» - полуостров Ханко. Самым подходящим для этой цели среди немногочисленных уцелевших плавсредств СУС БОБР оказался именно «Партизан». В 02.45 следующих суток оперативный дежурный местной Охраны водного района дал «разрешение на выход катера «Партизан» на Осмуссаар с ранеными (31 человек)». В 03.30, отойдя от пристани Лехтма, К-276 «вышел по заданию». Последняя запись о «Партизане» была сделана в «Журнале боевых действий № 5 СУС БОБР» в 04.15 13 октября…
Это число «чёртовой дюжины» оказалось для «Партизана» не просто несчастливым, но и вообще последним в его истории. К сожалению, подробного описания произошедшего в тот день с катером у Осмуссаара в архивных фондах обнаружить не удалось. Да это было бы весьма мудрено - все документы непосредственно с Осмуссаара и практически все с Ханко при эвакуации этих двух пунктов в ноябре - декабре 1941 года были утрачены - уничтожены их защитниками «на месте» или пошли на дно Финского залива вместе с погибшими кораблями. Однако, пару свидетельств относительно происшествия с «Партизаном» всё же удалось найти.
Первое (правда, косвенное) упоминание об этом содержится в рукописном «личном послании» (как его называет сам автор) командира 205-го отдельного артиллерийского дивизиона Военно-Морской базы Ханко КБФ (являвшегося «по совместительству» комендантом острова Осмуссаар) капитана Евгения Конрадовича Вержбицкого командиру базы генерал-лейтенанту береговой службы Сергею Ивановичу Кабанову. В этом письме, датированном 6 ноября 1941 года, Вержбицкий, оправдываясь за неоднократные потери ханковских плавсредств в водах Осмуссаара, пишет, в частности, о том, что «брать на себя вину за … неисправные моторы «Партизана» … я не могу и не должен» и продолжает: «Отвечать за характер рельефа дна и систему расположения камней, рифов и мелей тоже не могу». Таким образом, можно сделать вывод, о том, что причиной гибели «Партизана» у Осмуссаара стала навигационная авария, когда потерявший из-за поломки моторов ход катер был выброшен волнами на прибрежную отмель. Подтверждение этому предположению мы находим в ещё одном архивном документе - в «Журнале боевых действий Штаба КБФ» за период с 4 октября по 31 декабря 1941 года. Здесь в 02.05 15 октября была сделана следующая запись: «Катер СУС сел на мель у острова Оденсхольм, при снятии его сел на мель катер с острова Оденсхольм, оба разбиты, команды спасены». Катер СУС - это, разумеется, СПК «К-276» («Партизан»).
…Таким образом судьба «бывшего флагмана литовских борцов с контрабандой» - катера «Partizanas»/СПК «К-276» («Партизан») выяснена «до конца»: он был потерян в результате навигационной аварии (посадки на мель), вызванной неисправностью главных механизмов, у эстонского острова Осмуссаар 13 октября 1941 года…"

Казалось бы что об этом еще говорить? Последняя точка казалось бы поставлена.
Но в истории судна есть еще очень много интересных моментов.
Коснемся сейчас его вооружения. Тем более в процессе подготовки статьи с его описанием произошла серьезная путаница.
Первоначально весь комплект вооружения катер получил от передаваемого Обороне края судна «Prezidentas Smetona». Это видно на вот этих фотографиях:
и эта же пушка на «Partizanas»

Это обстоятельство мне побудило предположить что находившеяся в корме у "Сметоны" 20 мм авт.пушка «Oerlikon»
так-же перекочевала на катер. Более того по моей просьбе автор реконструкции графической схемы катера изобразил именно эту авт.пушку в корме катера.

Ну что теперь давайте розбираться что же за орудие стояло на "Сметоне" и перекочевало на ст роящийся катер и куда делась 20 мм пушка а точней что вместо нее установили литовские пограничники.
На приведенных выше фотографиях мы четко видим вот это орудие

история его появления в литовской армии овеяна легендами. Во время отступления через территорию Литовской республики в Германию Западной армии бермонта -Авалова на одном из складов литовцами были обнаружены три орудия этой системы

Орудия позже были переданы в арсепнал и долго там хранились так как имели тумбовые станки и не нашли применения в армии. При вооружении купленного для морской пограничной охраны "Пр. Сметоны" о них вспомнили. Одно из хранившихся орудий передали пограничникам а остальные два в виду худшего состояния в организованный в Каунасе военный музей. К слову стоит сказать что пушки пережили все смены власти в стране и до настоящего времени находятся в его экспозиции


Хотелось бы упомянуть что немцам в начале войны эти орудия достались как трофеи как на территории России так и Франции и широко применялись ими для вооружения бронетехники. Так достались как известный немецкий танк периода первой Мировой войны A7V нес в носовой части именно это орудие.
Если с этим орудием мы еще ка нибудь разобрались то с кормовой пушкой установленной на катере - полная загадка. Это точно не 20 мм «Oerlikon» так как выяснилось что она перекочевала на пограничный "Savanjris" (Пограничный катер «Саванорис». Гайдук А.А. «Морская Кампания» № 2 2011г. Издательство «ЭРО-Пресс» Москва.)...
Представлю фотографию -

А значит еще есть загадка которую еще только предстоит решить.

Северо-Западный фронт, лимитрофы, 1919, Наше контрреволюционное оружие

Previous post Next post
Up