Хотите верьте, хотите нет - но это самые благожелательные свидетельства о красных, которые были опубликованы в мутном потоке коричнево-триколорного пропагандистского поноса, низвергнувшегося со страниц колчаковской газеты "Русская речь", при том, что даже она отставала от каких-нибудь официозов типа иркутской "Нашей газеты".
В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
В Москве
Доклад полковн. Богуславского в Общественном Собрании
В воскресенье, вечером, в зале собрания состоялась лекция полк. Богуславского, приехавшего из Москвы, о жизни в Москве и вообще в пределах советской федеративной республики; собралось довольно много публики, приблизительно до 300 человек. К сожалению, лектор по болезни горла, говорил довольно слабым голосом. Лекция эта дала массу материалов и живых картин из жизни подневной Москвы и отчасти других городов. Лектор картинно обрисовал Москву: улицы засыпаны снегов, который местами достигает чуть ли не карнизов крыш. Пешеходы идут гуськом по середине улицы. Громадные ухабы. В снегу нередко лежит лошадь, торчат копыта, а иногда и морды. Иногда весь труп на виду. То над ним трудится собака, то москвичи пользуются случаем отрезать кусочек дарового питания конского мяса. Мясо конское 42 р. фунт, скотское 60 р. фут, сала 150 р., подешевле мясо собачье 4 р. 50 к. Немудрено, что обыватели питаются и дохлой кониной. Тут же на улице стоит брошенный автомобиль, и жители понемногу снимаются с него часть за частью и растаскивают. Но вот жена комиссара советской республики сломала себе ногу. И власти выгнали "буржуев" исправлять улицы; трудится интеллигентные барышни, дамы, кадеты, гимназисты, священнослужители, сколачивая бугры и сгребая в кучи.
Но возить снег не приходится, нет лошадей, извозчиков почти нет. Концы по 200.000 и более рублей. У вокзалов дежурят интеллигентные люди, люди бывших состоятельных классов, гимназисты, кадеты с саночками, ожидая возможности заработать: за 40-50 р. они повезут на саночках багаж в любую часть Москвы. Торговли, конечно, нет. Продукты можно приобрести только с разрешения советского комиссара и лишь по карточкам в продовольственных и советских лавках или в рабочих кооперативах, над лавками коих висят красные вывески. Питается без особого затруднения и роскошно все то, что так или иначе "примазалось" к власти советов. Остальное население делится, как известно, на категории, в коих последнюю очередь занимают так называемые "паразиты" - буржуазия и интеллигенция. За недостатком продуктов питания развилось мешочничество, несмотря на се запретительные меры властей. Жители ездят за сотни верст, чтобы добыть пуд хлеба. Вот идет с вокзала дама в бархатной шубке, в ботинках, подвязанных веревочками, с мешком за плечами: она где-то в деревне купила картошку. Торговля идет скорее всего мелочью. Ее знакомые обменяли шубу, с очень дорогим мехом, стоившим в довоенное время до 2 1/2 т. р. за 10 мешков картофеля. Цена картофеля - 15 р. фунт. На улицах можно видеть обессилевших от голода, умирающих людей. Страшно смотреть на опухших с нарывами на пальцах голодных людей: питаются теплой водой, иногда даже холодной. Лектор говорит, что состояние и переживание голодного человека невозможно описать. Надо пережить самому. Это состояние поймет только тот, что с утра чувствует голод, тщетно бродит день в поисках пищи и ложится голодным изо дня в день. Больше всего страдают дети. Матери, конечно, отдают свой скудный паек, если и получают его; заботы и страдания за детей, муки голода и болезненность обуславливают сумасшествие. И, по словам врачей, больницы переполнены сумасшедшими матерями.
Вообще смертность ужасающая, на кладбищах хвосты: хоронят в братских могилах, без гробов. Гроба берутся на прокат для доставления на кладбища. В могилу опускают без одежды: всю одежду снимают для живых.
Наряду с этими ужасами жизни царит веселье и разгул. Властители желание имеют, все себе позволяют. Театры, увеселительные места переполнены. Загородные рестораны никогда не видели такого разгула, как при советской республике. И рядом на вокзале солдаты советской власти избивают прикладами женщину, которая принесла мешок муки из деревни для умирающих детей. Она судорожно уцепилась за мешочек и не отдает. Не осилив чувства материнской любви, солдаты решают дело: выстрел из винтовки кончает жизнь и заботы матери, бездыханное тело ее отброшено в сторону и мешочек делается добычею представителей советской власти. Лектор привел ряд случаев, ярко характеризующих, как при национализации имуществ таковое расходится по рукам комиссаров. Идет грабеж одних другими.
В деревне этот грабеж совершается комитетами бедноты, советская власть создала в деревнях комитеты бедняков и дала им власть. Если выборы дали в сельский совет богатых или средних крестьян, деятель бедноты доносит: является отряд: происходит расправа, аресты, нередко убийства, по указанию ком. бедноты, и сельское общество принуждается к выборам лиц, указанных ком. бедноты. Богатое крестьянство жестоко грабится и разоряется среднее крестьянство в пользу тех, кто никогда ничего не работал, такое положение нередко обуславливало мятежи, обычно в связи со слухами о наступлении сибирской армии. Но мятежи подавлялись силою и притом чрезвычайно беспощадно.
Настроение всего населения подавленное и мрачное. В Москве отмечается повышенное религиозного настроение и храмы переполнены молящимися. Власти думали обратить храм Христа Спасителя в дом для собраний и митингов. Но богомольцы, главным образом, женщины, оказали такой протес, что затея была оставлена. В провинции дело обстоит хуже. Вся печать травит православную церковь и духовенство, не исключая других религий. И доктор приводит пример, как в одном из городов в храме устроен кинематограф. Лектор отметил эту особую травлю русской церкви.
Советская власть заботится о просвещении, и школа как будто финансируется, но и вроде идут циркуляры, дети занимаются три-четыре не [...]. Большое внимание уделено удовольствиям и развлечениям.
Лектор имеет [...] за весьма интересную лекцию. Послушать это побывать не то в каком-то дурном сне, не то в пучине безумия. О, несчастная Россия, что с тобой сделали!..
Т.
Русская речь. №77 (150). 12 апреля 1919 г.
В Советской России
(Вр. Пуб. Бюро)
В настоящее время по всей России происходит мобилизация. Призваны все офицеры. Комиссии признают годными даже таких офицеров,которые безусловно не в состоянии нести военную службу. Мобилиз[ация] таких же крестьян и рабочих. Кроме обыкновенных частей формируются особые части, состоящие исключительно из коммунистов. Многие советы постановили отправить на фронт до 50% коммунистов. Постановлениям о мобилизации население в общем подчиняется, что объясняется, вероятно, отчасти желанием поступить на казенное довольствие. У мобилизованных настроение враждебное к большевикам; однако они не выражают этого открыто. От Самары до Кротовки я ехал в поезде с батальоном пехоты, где коммунистов было 3%, сочувствующих 6%, и в котором влияние большевиков было очень слабое. Из молодых крестьян, составляющих громадное большинство батальона, некоторые намекали мне, что желают сдаться в плен, однако, привычка подчиняться у них настолько велика, что они несомненно пойдут в бой, даже будут сражаться по приказанию начальства.
У большевиков, входящих в состав красной армии, наоборот, заметно большое воодушевление. У них большое доверие к своим вождям. Они во всем единодушны.
Хотя большевики и составляют меньшинство красной армии, но они вполне держат в своих руках большинство и управляют им.
Большевики всеми силами стараются ввести дисциплину в красной армии. В этом направлении им несомненно удалось достигнуть некоторых результатов. Эти результаты достигнуты ими, во-первых, внушением солдатам необходимости дисциплины и в непрестанных увещеваниях на митингах, в газетных статьях, в надписях на красных знаменах, путем расклеивания повсюду воззваний о необходимости дисциплины; во-вторых, путем введения строгих наказаний и расстрелов. В настоящее время повсюду в большом количестве расклеены объявления о том, что Троцкий приказал расстреливать всех дезертиров.
Я проезжал через Самару 1 мая. В тот день был произведен смотр красным войскам. Я видел части, возвращающиеся с площади. Различных частей было количеством около бригады пехоты. Части состояли, по-видимому, из русских мобилизованных различных возрастов. Военной выправки у частей не был. Все части носили флаги с призывами к жестокому и беспощадному мщению врагам. Все города и все газеты в настоящее время наполнены такими кровожадными призывами. Один большевик при мне рассказывал, что где-то красные взяли в плен 12 офицеров и около 100 солдат, потом он сказал: "Мы их, конечно, тут же и задушили". Все присутствующие высказали одобрение этому поступку.
Отношение сельского населения, образованного класса, духовенства и даже значительного процента рабочих во всей России безусловно сочувствующее власти адмирала Колчака.
Я слышал разговор возвратившегося из Германии пленного с большевиком, вероятно, кончившего агитаторские курсы. Пленный вначале относился к большевику враждебно, но мало-помалу слова агитатора на него стали действовать и наконец он заявил: мы не знали, нам не объясняли. Агитация действовала на слушателя не столько убедительностью, сколько внушением; пленный скорее верил, чем понимал. Лиц, окончивших агитационные курсы, по всей России очень много. Они проповедуют идею большевизма в очень простых, понятных и убедительных формах. Однако, если агитация и продолжает иметь некоторый успех, что объясняется способностью русского народа особенно легко воспринимать внушаемые ему идеи, то все же в общем народ безусловно изверился в большевизме. В начале он увлекся им, потом испытал его и отверг. Народ создал целую стройную систему возражений против доводов большевизма. Я ехал около 2 суток в одном вагоне с агитатором, говорившим с пленным. Кроме пленного его агитация во всех встречала отпор. Если пленный и отнесся к агитации с некоторым хотя и не полным сочувствием, то это объясняется только тем, что большевизм явился для него новостью, что он не умел еще познакомиться с ним и с доводами, выставляемыми против него и продумать его.
Я слышал много разговоров и имел возможность заключить, что в настоящее время, благодаря обстоятельствам и благодаря высокому природному уму, народ стал с большей ясностью разбираться в экономических вопросах. Он делает большевикам на своем языке те же возражения, которые можно было бы сделать им во имя науки: упрекает их в нарушении закона свободной конкуренции, закона разделения труда и т.д.
Обещание земли уже не прельщает народ. Я слышал такие слова: дали землю, ну и что, теперь жрите землю. В настоящее время большевики отнимают постепенно у крестьян всю помещичью, казенную и монастырскую землю для устройства на ней коммун и ферм. Поэтому крестьян не только не прельщает обещание земли, но они и не надеются получить ее от большевиков.
В убеждениях образованного класса за время революции произошла большая перемена. Я слышал от одного члена профессионального союза писателей, что писатели, бывшие до революции либеральными и революционерами, стали теперь консерваторами. Прежние сторонники Михайловского и Чернышевского стали теперь последователями Достоевского и Владимира Соловьева. Прежние космополиты стали националистами, атеисты стали православными, антимилитаристы - милитаристами.
Большевики не пользуются сочувствием ни одного класса населения, даже рабочие относятся к ним враждебно. Рабочий класс в России рассеян. Представители его стали частью комиссарами и агитаторами, частью поступили в красную армию, многие разъехались по деревням. Большинство фабрик не работает. Недавно в Петрограде встали все текстильные фабрики. Рабочие отправлены на фронт. Однако положение большевиков в самой России безусловно твердо. Внутренней опасности им не грозит никакой. Они совершенно отказались от принципов демократии, свободы печати, свободы собраний, выборного начала, коллективного управления, что придало им большую жизненность. Все антибольшевистские движения пресекаются ими в самом корне принятием решительных и строгих мер. Вся Россия покрыта сетью чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, которая выполняет свое дело весьма успешно. Есть и железнодорожные чрезвычайные следственные комиссии. Никто не может сделать и ни одного шага, чтобы у него не спросили документа.
Большевики обладают большим организаторским талантом. Они делят время своего господства на два периода: период борьбы с буржуазией и период советского строительства. Во время второго периода им удалось достигнут заметных результатов.
Несмотря на все старания большевиков, продовольственное состояние России бедствует; особенно в столицах и городах. Женщины кормящие грудью и младенцы не выживают. Местами и в деревне едят хлеб с соломой. Местами хлеба совсем нет. В связи с голодом свирепствуют эпидемии. Наряду с этим у большевиков все имеется в изобилии, даже служащие у большевиков, не принадлежащие к партии коммунистов, терпят голод, несмотря на высокие нормы жалования. Около 22 апреля цена на пуд муки ржаной в Новгородской и Тверской губерниях была 1200 руб., но за эти деньги муки купить было почти невозможно. В Петрограде с Москве цены гораздо выше. В Москве положение лучше, чем в Петрограде, т. к. за высокие цены можно покупать ненормированые продукты: картофель, сало, масло, молоко в неограниченном количестве. Сало стоит 120 р. фунт, молоко 15 руб. бутылка. В Петрограде собачье мясо стоит 14 руб. фунт. Так как все население России относится к большевикам враждебно, им приходится, чтобы удержаться у власти, прибегать к подкупу. Вошедшие в партию коммунистов имеют всегда большие деньги. Они пользуются разными льготами, ездят в специальных вагонах с плацкартами, тогда как в остальных вагонах неописуемая давка, дешево получают пищу. В коммунистических клубах существует даже особый поезд, ежедневно отправляющийся из Петрограда в Москву и обратно, состоящий исключительно из плацкартных, удобных вагонов. Также и красноармейцы получают кроме хорошей казенной пищи и одежды, высокое жалование, на которое могут кое-что купить, так как они размещены по окраинам советской России, где оскуднение не так велико, как в центре.
Большевистские газеты отличаются полнотою материала. За редкими исключениями большевики откровенно сообщают о своих неудачах на фронтах. О событиях, происходивших за границей, они также сообщают довольно точные сведения.
Настроение в газетах в связи с неудачами на фронте встревоженное, паническое. Большевики уверяют, что большевизм медленно, но верно охватывает весь мир.
Во всей России происходит в настоящее время большое религиозное движение. Кроме большевистской организации единственно существующая в России организация - это церковная. Поэтому вокруг церкви объединились все недовольные большевизмом. Большевики, несмотря на явное желание совершить расправу с духовенством и церковью, не смеют делать этого, так как они боятся взрыва народного негодования. Вся церковная иерархия: Патриарх, митрополиты, епископы, священники остались на своих местах. Послание Патриарха доходит до населения. Епархиальные и приходские советы действуют. Епархиальные ведомости выходят, хотя они и печатаются в советских типографиях, так как типографии отняты. Пишущие машины имеются; население доставляет средства. Патриарх предал большевиков анафеме; с алтаря произносятся проповеди против них. С другой стороны, большевики стараются бороться с религиозным настроением народа в газетных статьях, воззваниях, путем распространения особых брошюр. Большевики давно уже прекратили антирелигиозную пропаганду, они заменили ее антицерковной пропагандой.
Большевики пытаются убедить народ в том, что Христос сам проповедовал большевизм, но народ отрицает это мнение и относится к нему с насмешкой.
Предпринятые в последнее время большевиками вскрывание мощей еще более усилили религиозное настроение среди народа. По всем городам происходили многочисленные духовные беседы и лекции на духовные темы, открываются курсы по закону Божию и по Богословию. Особенность происходящего в настоящее время религиозного движения та, что во главе его стоит образованный класс, и что оно охватило и лиц, занимающихся так называемыми, свободными профессиями, отличавшихся прежде в сравнении с прочими классами религиозным индифферентизмом.
Религиозное настроение охватило все слои общества, включая и рабочих. Я ехал некоторое время от Рузаевки к Сызрани в вагоне, предоставленном семьям рабочих Путиловского завода. Женщины несколько раз хором пели: Христос Воскресе; вечером перед сном они пели молитвы.
Даже матросы охвачены религиозным настроением. Кронштадтские матросы вызывал в Кронштадт митрополита петроградского Вениамина. Они ходят на исповедь и сами накладывают на себя покаяние.
Возникшее религиозное движение проникло в красную армию. На ст. Кротовка я разговорился с одним красноармейцем, получившим вероятно четырехклассное образование и сочувствующим большевикам. Он заговорил со мной об антихристе, я его слушал. Оказалось, что у него в сумке библия. Он говорил, что красноармейская звезда еще до революции считалась звездой антихриста. Он сказал мне, между прочим: "Если мы все считаем, что Ленин стоит за справедливость, за братство и равенство, это еще не значит, что он не антихрист, потому что сказано, что антихрист будет подражать Христу".
Ни разу в стане большевиков я не слышал разговора, свидетельствующего о неверии говорящего. Большевики в настоящее время вынуждены умалчивать, а не решать религиозного вопроса в духе неверия.
Русская речь. №139 (212). 4 июля 1919 г.