Блеать, не везет на нормальные игры. Я тут давеча пытался играть в относительно недавнюю инди-игру "35 мм" - трехмерную симуляторную адвенчуру от первого лица. Причин две: 1) сюжет про постапокалипсис в России, а я в принципе неплохо отношусь к этому жанру; 2) это автор
игры "Поезд" Сергей Носков, в которую я как-то играл и она мне, несмотря на баги, понравилась.
Сюжет - настолько типичный русский постапокалипсис, что я почти ничего нового тут и не нашел. Итак, сеттинг. По всей стране прокатилась эпидемия. Про другие страны, кстати, ничего не говорится. Соответственно, людишки в массе своей подохли, оставив странные обезображенные трупы. Но наш герой с красивым руским именем "Петрович" выжил из-за иммунитета и теперь добирается домой со своим молчаливым спутником - типичным выживальщиком, который как-то попал в аварию и с тех пор мало говорит. Начинается путешествие в какой-то грязной халупе, потом идет через лес, через деревню, через железку, через завод, потом нас похищают весьма стереотипные бандюки прямиком из конца 90-х, но мы сбегаем, отстреливаясь из Макарыча, и добираемся до бывшего партийного пансионата, где автор игры во всю изливается в любви к "Метро-2033". Как и положено, это место - какое-то тайное хранилище, под которым есть секретная ветка метро и бла-бла-бла. В игре даже эстетика весьма похожая на "Метро-2033". По воле случая мы расстаемся с нашим спутником и путешествуем по очень мрачным подземельям и шахтам одни, пока наконец не выходим домой в городе. Все это изрядно сдобрено медитативностью, паузами, глюками и БЕЗЫСХОДНОСТЬЮ!
На каждом этапе есть задания, но они довольно не сложные: иди по лесу; убеги от медведя; найди в деревне нужный хабар; протарань дрезиной ветки; помоги сопляку собрать мозаику. Ничего сложного. Как и в любой постап-истории можно подбирать хабар в виде аптечек, консервов и банок с вареньем, а также полезные мелочи типа ножа, зажигалки и топора, которые понадобятся раза два за все время, не больше. По пути мы из брошенных записок узнаем такие трогательные и душещипательные истории как "у нас заболела бабушка, мы ее оставили и ушли", "я залез в подземелье и наткнулся на волков, они очень страшные" и так далее.
Интерактивность мира не на нуле, конечно, но мирок не особо этим блистает. Относительно интересно было обыскивать деревню, но дальше обыскивать стало почти нечего. Впрочем, надо отдать должно автору - прохождение показывает, что он запрятал довольно много тайников, которые с первого раза не видны.
По графону напоминает тот же "Поезд", только немного по-другому. Природные просторы нарисованы хорошо, да и подземелье с деревнями и прочей урбанистикой тоже. Не Фаркрай, но так неплохо схвачено, атмосферно. Жаль, что вторую половину игры вокруг в основном адская темень. Кстати, батарейки ни фига не вечные и их тоже приходится подбирать.
Технически, надо отдать должное, сделано весьма пристойно для инди - багов почти нет. Большой контраст по сравнению с "Поездом".
Правда, цель геймплея - как и в Поезде, за счет определенных действий достичь одной из концовок. В Поезде их было два, тут вроде четыре. Плюс кое-какие ключевые моменты будут подсвечиваться светом, как в том же Метро-2033. Ну, а как их найти - это и есть вопрос игрока.
Эстетика тут, конечно, выдержана хорошо, полно всякого добра в виде разрушающихся домой, корпусов, заброшенных железнодорожных веток, гигантских зданий и т.п. Во только обращает внимание, что по идее это наше время, но вокруг - самые махровые 90-е. Ни одной машины старше жигулей-десятки вокруг (точнее, до финала, там будет несколько современных иномарок). Все телефоны - исключительно с дисковым набирателем. Одежда у всех соответствующая. Даже главгер носит фотоаппарат ФЭД вместо мыльницы. И прочее, что касается окружения.
А еще, похоже, наш финист-ясный-сокол Носков далеко не самых прогрессивных взглядов, как это и положено стандартному любителю нынешних апокалипсисов. Судите сами.
1. В заброшенной церкви можно зажечь свечки и это влияет на прохождение.
2. Первый же встреченный нами бандит - представитель народов Кавказа, в обиходе ксенофобски настроенных граждан называемый "чуркой".
3. Наш спутник приводит героя к Пансионату "Бор" и на полном серьезе заявляет, что партийные чиновники жрали тут колбасу и икру, а простой народ копейки считал! Серьезно, вы себе сейчас такую картину представить можете?
Кстати, ненависть к советскому прошлому при активном прожирании его ресурсов - это есть исконно русская черта русского постапокалипсиса, на что
обратил внимание еще Мараховский.
4. На одной из локаций вас атакуют советские статуи рабочих, колхозников и красноармейцев под зловещий марш из граммофона времен Сталина. Вот без шуток.
5. Ну и просто кадр.
Сапиенти сат.
Впрочем, атмосфера есть и вариабельность... Режиссерски, правда, это все покачало. Слава богу, тупых пафосных записок как в Поезде, тут нету, равно как и диалогов - обычные непримечательные ничем диалоги. Но режиссура в основном ударяется в длинноты, паузы и меланхолию, хотя иногда хоррор все-таки проскальзывает.
Я бы до конца все это, наверно, прошел, если бы автор не был говноедом. И не придумал вставить на предпоследнем финале соврешенно идиотскую оборону в виде стрельбы из калаша по волкам-мутантов, которые хрен знает как забрели в подземелья. Волков, кажется, пятеро, убить их можно только десятью выстрелами. Бронированные, наверно. А в рожке сколько патронов? Правильно. Рядом, правда, валяются еще два рожка, но до них надо дойти, пригнуться, нацелиться курсором, поднять клавишей, потом еще перезарядиться другой клавишей, потом еще сориентироваться, откуда на ебя набегают волки - и все это при клавишном управлении. В общем, по факту времени дают в самый обрез.
Кстати, стрелять надо правой кнопкой мыши, причем одиночной стрельбы тупо нету - ну и как я могу рассчитать число патронов? Про хреновый прицел-курсор даже говорить не хочу. Пройти это наверно, можно и даже нетрудно для тех, кто хотя бы иногда играет в шутеры. Но мне, честно говоря, плевать, есть игры поинтереснее, чем те, в которых надо три часа тренироваться для вот такого. А то ишь, нашел дурака - сначала всю игру казуальщиной кормил, а тут вдруг решил устроить гонки на выживание. Покушай своего говна, изобретатель.
Впрочем, меня и так вряд ли меня ждало что-то особенное. Сначала там будет та же говнострельба, только теперь по ожившим статуям советского метро (???WTF???). На ютубе вся эта беготня с калашом по станции чертовски напоминает "Метро-2. Смерть вождя" (а, так вот почему собак так же тяжело убить, как юнитов в этой говноигре). А потом будет вот это:
Всего в игре, по крайней мере, на сегодняшний день четыре разные концовки. Спойлеры начинаются уже сейчас. Так или иначе, главный герой найдёт свой дом, возьмёт в руки фотоальбом и будет разглядывать его. В любом случае его жена и ребёнок погибли в автокатастрофе. В любом случае виноват в этом его приятель, с которым он проделал столь долгий путь. Разница лишь в том, будет ли ваш герой ранен в живот, найдёт ли он свой дом сам или выберется из тоннелей со своим напарником.
Первая концовка. Главный герой один, его ранили в живот.
Вторая концовка. Главный герой с напарником, но его всё равно ранили в живот.
Третья концовка. Главный герой один, его не ранили в живот.
Четвёртая концовка. Главный герой с напарником и в живот его не ранили.
Мда, поворот на уровне "Поезда". Хотя нет, я глянул тут на ютуб концовки... в Поезде это было как-то более пафосно. Ну, там было самоубийство и шикарный кадр падения в пропасть и вообще, весьма интересная задумка поезда как метафора души, что оправдывало рельсовый (каламбургчик!) геймплей.
В общем, насколько технически выросла игра по сравнению с "Поездом", настолько же она упала в режиссерском плане. Да и в сюжетном во многом. Ничем, кроме наркомании автора, нельзя объяснить его желание вставить стрельбу по советским статуям в историю о стремлении к семейной любви на фоне гибели мира. Хотя кто-то может и попробовать, конечно, людям очень нравится... Мне бы тоже понравилось, если бы игра не походила так сильно абсолютно на все отечественные попилипсисы. Пока остается порадоваться за говноеда автора, который таки растет в творческом плане.