Наконец-то я дочитал
700-страничный том об использовании самолетов "Муромцев" в РККА в годы Гражданской войны. Я бы раньше прочитал, если бы автор умел СОКРАЩААААААТЬ!!! А так он валит целые цитаты из воспоминаний и документов не целые страницы, да еще и стесняется удлинять собственными замечаниями.
Общий итог весьма грустный. Весь 1918 г. эскадрилья нескольких оставшихся на ходу "Муромцев" тупо собиралась и чинилась, пытаясь взлететь. От всего опытного личного состава осталась пара человек, командир эскадрильи, с риском для жизни пригнавший один самолет от занятой поляками территории, вышел в отставку по состоянию здоровья, и далее формированием занимался товарищ Ремезюк - бывший летчик легкой авиации, командир бронепоезда. Несмотря на титанические усилия и колоссальные по тогдашним меркам затраты, аппараты летали мало и плохо, ломались часто и легко, а некоторые полеты привели к человеческим жертвам. Пришлось перебазировать все это под Воронеж, где за зиму самолеты без должного обращения и хранения испортились еще больше. Лишь к осени 1919 г. несколько аппаратов удалось запустить для борьбы с Мамонтовым, но общий итог был очень жалок - несколько бомбежек казацких отрядов и все. Отряд перевели в Сарапул, где пришлось обустраиваться вновь почти на голом месте. Лишь весной 1920 г. удалось выделить самолеты на Западный фронт, причем даже добрались они туда с колоссальным трудом, наполовину в эшелонах, наполовину своим ходом, почти вслепую. Правда, тут последовал первый боевой успех - удалось достаточно удачно побомбить поляков с их эшелонами. Но в целом результат был не слишком большой. Легкая авиация упорно не желала поддерживать Муромцев из-за плохой погоды, а без них они были способны лишь на бомбежку. Не обошлось, конечно, без аварий - аварии для этих аппаратов были, похоже, нормой куда большей, чем обычное приземление. И лишь при битве с Врангелем самолетам удалось более-менее показать себя при бомбежке противника, так как у врангелевцев нечего было им противопоставить.
На этом боевое применение как таковое заканчивается, если не считать абсолютно дурацкой попытки привлечь самолеты к подавлению савинковских набегов на западной границе. Бомбить банды так и не пришлось, единственные два вылета прошли впустую - савинковцы тупо разбегались. Единственный успех - поддержка вооруженных летчиков красной кавалерии при захвате банды в селе. Зато эскадрилья пыталась устроить первую линию регулярного гражданского воздухосообщения и построить собственный тяжелый бомбардировщик-триплан - с неудачным исходом в обоих случаях. Все. Остается сожалеть, что такие огромные усилия, которые вытаскивали самолеты из условий, в которых они вообще должны были просто сгнить и погибнуть навсегда, дали такой небольшой эффект.
Очень много цитат из документов, в том числе проходных и не особо нужных, и даже на интернет-ссылки. Видно, что писал не профессионал. Очень много уделено внимания и биографиям героев - под них даже целый раздел в конце выделен. Словом, чтиво интересное, исчерпывающее, но, блин, сложное для восприятия. 700 страниц, Каарл! Кстати, автор, как ни странно, ярый коммуняка.
Ну, и на память - выписки об обмундировании эскадрильи. А оно всегда было просто паршивым, ибо элитой отряд никто не признавал, а даже скорее наоборот - обычные летчики тяжелую авиацию не любили, а начальству все было по барабану, раз эффекта нету.
Февраль 1919 г., Южный фронт.
«В середине февраля до личного состава Авиагруппы было доведено содержание приказа Полевого управления Южного фронта.
Приказ No 35. «Объявляю приказ Управления авиации и воздухоплавания Южного фронта от 9 февраля 1919 года No 74. «Полагаю, что право ношения установленного для служащих в нашей славной Красной Армии красноармейского значка является честью и гордостью каждого гражданина Российской Советской Республики. Предписываю всем военнослужащим Красного Военного Воздушного флота без исключения носить на головном уборе и на левой стороне груди красноармейскую звезду, все же знаки отличия прежней Николаевской Армии снять».
Сергиенко А. М. Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». История создания и боевого применения в документах и воспоминаниях: в 3 т. Т. 3. «Муромцы» на службе Советской республики. Белгород: ИП Остащенко А. А., 2016. С. 197.
Рапорт от 19 октября 1919 г., перемещение эскадрильи в Сарапул:
«Такой успех работы за каких-либо три недели в значительной мере объясняется сгруппированным размещением всего Дивизиона вблизи аэродрома, и второе: такое место вряд ли удастся скоро найти. Затруднение: недостаток людей, снабжение обмундированием, тёплыми вещами, специальной одеждой и денежными средствами».
Там же. С. 275.
«И ещё один документ, почти годичной давности поступил в октябре в ДВК. Его содержание до личного состава было доведено приказом No 170 от 21 числа. «Довожу приказ РВСР от 2 ноября 1918 года. «Военнослужащие в управлениях военного ведомства, находящиеся при исполнении обязанностей, обязываются носить революционный знак - Красную Звезду с изображением на ней молота и плуга на головном уборе, в виде нагрудного знака, на кителе и рубахе или в петлице гражданского платья по желанию. /282/ Гражданам, не состоящим на обязательной военной службе, ношение Красной Звезды не разрешается».
Там же. С. 281-282.
«В ноябре в Дивизион поступил приказ РВСР о знаках отличия для военнослужащих ВВФ и их описание. Эти документы В. М. Ремезюк довёл до личного состава своим приказом.
«1. При сём объявляю к сведению и неуклонному руководству знаки Красных военных лётчиков, Красных лётчиков-наблюдателей, авиационных мотористов и механиков и общих для военнослужащих.
2. Правом ношения знака Красного военного лётчика пользуются лишь лётчики, окончившие школы авиации, а также лица, не окончившие таковых, но вылетавшие на Красном фронте в качестве лётчика не менее 50 боевых часов или же получивших это звание за боевые заслуги.
3. Правом ношения знака Красного лётчика-наблюдателя пользуются окончившие школу лётчиков-наблюдателей, а также лица, получившие звание лётчика-наблюдателя за боевые заслуги или же вылетавшие на Красном фронте в качестве наблюдателей не менее 50 боевых часов.
4. Правом ношения знака Красный военный лётчик, имеющего также звание лётчика-наблюдателя, пользуются Красные военные лётчики, окончившие также школы лётчиков-наблюдателей или же получившие звание лётчика-наблюдателя за боевые заслуги.
5. Правом ношения знака авиационного моториста и механика пользуются лица, окончившие специальные авиационно-технические школы, курсы и классы и по роду боевой деятельности, имеющие непосредственное отношение к полётам.
6. Все остальные категории военнослужащих Красного воздушного флота имеют право ношения присвоенного им общего знака.
7. Главное управление РККВФ предписывает озаботиться немедленно заказом означенных знаков в количестве, соответствующем действительной потребности. Также возлагает на вышеупомянутое Главное управление издание приказа по Воздушному флоту РСФСР с указанием срока введения вновь выработанных знаков, а также прекращения ношения прежних знаков специалистов ВВФ».
«Описание.
Знак Красный военный лётчик состоит из: двух крыльев, расстояние между двумя крайними точками коих 8,5 см, из венка с надписью в верхней части его «РСФСР», из красной звезды, расположенной в центре знака поверх крыльев и венка, и из воздушного винта, помещённого в нижней части знака под звездой. Ширина знака - 2,5 см. Крылья, венок и винт - золочёные, звезда - обычная красноармейская, наружные края которой расположены по кругу диаметром 1,5 см. /285/
Знак Красный лётчик-наблюдатель. Внешний вид и составные части - те же, что у предыдущего знака. Крылья, венок и винты - посеребренные. Размер тот же.
Знак Красный военный лётчик, имеющего также звание лётчика-наблюдателя. Внешний вид, составные части и размер - те же, что и у предыдущих знаков: крылья - золоченые, венок и винт - посеребрённые. Знак авиационного моториста и механика состоит: из крыльев, размер коих тот же, что у знаков военного лётчика и лётчика-наблюдателя, из красноармейской звезды в центре, из воздушного винта под ней и скрещенного молота и ключа под винтом. Крылья, винит, молот и ключ - цвета тёмного, оксидированного серебра, звезда - обычная, красноармейская, наружные концы коей располагаются по кругу диаметром 1,5 см.
Знак общий для военнослужащих Воздушного флота остальных категорий состоит из: одного крыла, обращённого верхним концом своим вправо, из винта и красноармейской звезды. Размеры составных частей знака: длина крыла - пять см, воздушного винта - пять см, наружные концы звезды расположены по кругу диаметром 1,5 см. Крыло и винт - золочёные, звезда - обычная, красноармейская.
Способ ношения знаков. Все перечисленные выше знаки носятся на левой стороне груди форменной одежды на расстоянии 8 см от нижнего края воротника и 8 см от края борта».
Там же. С. 284-285.
В декабре в ДВК завершился процесс перехода на новые знаки отличия. Это засвидетельствовал приказ В. М. Ремезюка No 231 от 17 декабря. «Всем лётчикам Дивизиона в трёхдневный срок нашить на рукаве левой руки знак «Красный военный лётчик», а всем остальным служащим - авиационный знак, а также знаки различия командного состава РККА на основе приказа РВСР от 16 января 1919 года».
Там же. С. 289.
Рапорт от 9 мая 1920 г. о 1-й эскадрилье ДВК, Западный фронт:
«Вообще жизнь в отряде проходит нормально, за исключением недоразумений на почве недостатка обмундирования для красноармейцев. Более подробный доклад будет представлен по прибытии на место нового назначения.
А положение с материальным обеспечением в армии действительно стало катастрофическим. Как раз в это время Управление по снабжению ВВФ обратилось в Главвоздухфлот со следующим письмом. «Ввиду того, что запасы полётного обмундирования, находящегося в распоряжении ВВФ, истощаются, Управление по снабжению Красного ВВФ просит предписать всем авиационным частям фронтов отношение к использованию такового с бережностью. Нередки случаи, когда полётной одеждой пользуются служащие, исполняющие всевозможные работы, ничего общего не имеющие с полётами. Последние случаи в данный момент совершенно недопустимы».
Там же. С. 315.
«Личный состав испытывал постоянные трудности в деле снабжения обмундированием. Сроки его ношения не соблюдались.
Оно было латаным и перелатанным. Даже убытие на фронт не стало поводом для получения новой одежды. Это обстоятельство породило такой документ. «Наряд. В отделение вещевого склада 16-й армии при продбазе No 2 в городе Могилёве. На отпуск вещей начальнику базы отряда: суровых ниток один фунт, лоскута для заплаток - 10 фунтов».
Там же. С. 334.
Какой командир не взвинтит свои нервы, познакомившись с содержанием акта комиссии, выяснившей степень годности и потребности обмундирования, белья, снаряжения и сапог. А документ, подписанный председателем комиссии П. А. Чучеловым, гласил: «При этом комиссия считает долгом указать, что хотя сапоги большинством личного состава получены недавно, но ввиду плохого материала и неимения починочного материала и подмёток, пришли в полную негодность. В случае неполучения сапог люди с наступлением холодов, оставшись босиком, на повседневные работы вряд ли смогут ходить»
Там же. С. 347.
«За период пребывания отряда на фронте и в связи с неоднократными перебазированиями, личный состав отряда был доведён до крайней степени усталости. У большинства военнослужащих обмундирование основательно поизносилось. Причём у некоторых до такой степени, что они в зимний период времени не могли выйти на работу. Неоднократные обращения командования отряда в вышестоящие органы завершались отпиской. В конце февраля П. М. Ступин вынужден был попробовать ещё раз достучаться до начальства, при этом копию своего доклада он направил уполномоченному Генерального штаба РВСР.
«Командующему всеми Вооружёнными силами Украины и Крыма. Мною неоднократно представлялось начхозупру войск Украины и Крыма требовательные ведомости на обмундирование комсостава и красноармейцев вверенного мне отряда, и всякий раз от бухгалтера начхозупра был получен ответ: «Обмундирования нет». То незначительное количество обмундирования, которое было отпущено на отряд, выдано военнослужащим, многие из которых демобилизованы, а прибывшие вновь на пополнение от этапного коменданта совершенно раздеты и босы. /453/
«Военная рабоче-крестьянская инспекция войск Украины и Крыма в лице своего представителя свидетельствует совершенное отсутствие обмундирования, обуви и прочих предметов вещевого довольствия на людях вверенного мне отряда, о чём упомянутым представителем был составлен акт.
Красноармейцы, а также специалисты отряда ропщут, отказываются выходить на работы из-за отсутствия обуви, одежды и прочего, ставят мне в вину нерадение к ним, но то, что мною было сделано и делается для получения обмундирования, превосходит всякую физическую и моральную возможность как командира части, так и человека. В поисках выхода из создавшегося крайне безвыходного положения в смысле получения обмундирования, я, а также и мой начхоз, выбились из сил. Видя невозможность получить обмундирование через начхозупра войск Украины и Крыма, я вышел в ходатайство через командира Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» перед начхозупром Республики в Москве об удовлетворении отряда обмундированием. На что через командира Дивизиона (по телефону) получил ответ: «Части, находящиеся на Украине, должны довольствоваться военно-хозяйственным управлением на Украине независимо оттого, что в оперативном отношении подчиняются командованию центра».
Я неоднократно сообщал своему непосредственному в оперативном отношении высшему командованию в Москве об отсутствии обмундирования и обуви на людях и лично докладывал, будучи на 4-м Всероссийском съезде авиации, что я не в состоянии работать при таких условиях с обмундированием, на что всегда следовал стереотипный ответ: «Требуйте!»
Работа по воздухсообщению Москва - Харьков требует напряжения максимальной энергии благодаря отсутствию мало-мальски сносных условий для выполнения таковой и нередко приходится прибегать к репрессивным мерам, тогда как при наличии тех или иных средств для удовлетворения потребностей красноармейцев репрессивные меры совершенно не нужны, но вся соль положения - средств нет.
Для более ясного освещения вопроса с обмундированием, доношу, что за всё время нахождения на фронтах Республики отряд не мог быть в достаточной мере удовлетворён обмундированием из-за частых перебросок его с одного фронта на другой и подчинения то одной, то другой армии. Отряд с момента отправки в действующую армию прибыл на Западный фронт и поступил в распоряжение командарма-16, далее был переброшен с Западного фронта на Южный в распоряжение командарма-13 и после отступления из Александровска был подчинён командующему 2-й Конной армии. На фронт же из Дивизиона отряд был выделен без обмундирования. /454/
Отряд состоит из 132 человек, в настоящий момент по списку во вверенной мне части состоит 116 человек и удовлетворение такой сравнительно небольшой боевой единицы не вызывает затруднений».
Там же. С. 453-454.
Ноябрь 1921 г., Орел.
«Прибывшее в отряд пополнение красноармейцев в одном нижнем и рваном белье, в «захудалом и оборванном виде», как выразилась комиссия, «без воинского вида». Теперь одета с ног до головы во всё новое и тёплое обмундирование, за исключением стёганок. Фразировать, что «обращается мало внимания на содержание людей в чистоте», легко, нужно было комиссии обратить своё внимание на документы хозяйственной части, из /485/ которых видно, сколько энергии употреблено, чтобы при теперешнем снабжении устранить у красноармейцев «захудалый и грязный вид».
Там же. С. 484-485.
«Срочно шлите тёплое обмундирование, сапоги. До получения означенных, ввиду морозов, летать невозможно. Ерёменко»
Там же. С. 494.
«В.А. Романову пришлось подкручивать гайки. 26 января он подписал приказ No 30. «Мною замечено, что не все военнослужащие отряда посещают общие собрания. Считая подобные явления со стороны некоторых служащих отряда ненормальными, ибо общие собрания составляют общий интерес для всех, на первый раз ограничиваюсь призывом ко всему комсоставу и красноармейцам. чтобы побудить каждого к исполнению своего гражданского долга».
30 января он подписал ещё один приказ. «При проверке обмундирования группой РКИ оказалось, что многими военнослужащими обмундирование продано. Последний раз предупреждаю товарищей красноармейцев, что подобные явления в Красной Армии недопустимы, тем более в столь тяжёлый момент для Республики».
Там же. С. 580.
Апрель 1922 г.
«Обоз отряда состоит из пяти лошадей, которые находятся в удовлетворительном состоянии. Содержатся в чистых и хороших конюшнях.
Помещение отряда удовлетворительное, в смысле размещения личного состава (отдельный дом), но очень далеко от аэродрома. Обмундирование получено не полностью, поэтому хранится на складе до получения полного комплекта. Люди обмундированы неважно, на многих зимнее обмундирование. Кожаное обмундирование старое, запасов на складе нет.
Самостоятельных заданий отряд не получал и работает вместе с Дивизионом. В настоящее время без кораблей отряд не боеспособен. Необходимо снабдить отряд кораблями и наладить занятия с комсоставом и красноармейцами.
Председатель комиссии Анощенко, члены - Кузнецов, Кириллов».
Среди мер, принятых командованием ДВК в деле устранения вскрытых комиссией недостатков во внешнем виде личного состава, была и такая: «У многих служащих Дивизиона и Первого отряда нет красных звёзд на головных уборах. Приказываю начальникам хозчастей Дивизиона и отряда озаботиться приобретением их для всех красноармейцев. Командному составу приобретать звёзды за свой счёт. Всем лётчикам и лётчикам-наблюдателям нашить на рукаве левой руки, присвоенные им по званию и специальности нарукавные знаки».
Там же. С. 605.