Про переосмысление

Mar 02, 2019 21:40

Время от времени у меня (да и каждого наверное) происходит переосмысление: я словно прозреваю и вижу некоторые вещи совсем под иным углом, происходит некая переоценка и приходит понимание. Это может касаться каких-то до скуки бытовых вещей: например, ты понимаешь, что резать картошку в суп можно по-разному, а не как мама когда-то сказала.
Или там про мытьё полов... Про воспитание детей... Да много разного вообще.
Про отношения родителей - вдруг начинаешь понимать, почему у них действительно не сложилось, а не ту теорию, которую тебе когда-то представили и в которую верят до сих пор.
Или расхожие "истины", которые все зачем-то повторяют - вдруг понимаешь, что это всё полная чушь.

Или вот, например, меня с детства мучило непонимание: сжигание еретиков в средние века или вот Гитлер, концлагеря или сталинские репрессии - как люди, общество, могли всё это допустить? Они - что, совсем неразумные, слепые, глухие? Их же больше? Ну, ладно, средние века - а в 20м веке? Совсем недавно, мы в России недоумевали и наблюдали за происходящим в Белоруссии и думали, что у нас такого не будет...

И вот оглядываешься вокруг - и начинаешь понимать, как оно происходит и почему общество это допускает.  И это очень важное понимание в моей жизни.

1. Постепенность. Негатив нарастает постепенно, начинается с маленьких уступок. Большинство людей сначала не верят, что это будет продолжаться и углубляться.  А когда понимают -  уже мало что можно сделать без ущерба для себя и возврата упущенного.

2. Во имя благих намерений. Осуществляется негатив под декларирование благих целей или защиты от какого-либо врага.  "Земля - крестьянам! Заводы - рабочим! Миру-мир!" Ведь благие же были цели?

3. Кнут и пряник. Чем выше материальный достаток общества в целом, рот заткнут пряником - тем проще делать постепенные негативные шаги и отбирать права. Когда у тебя забирают совсем немного, ты готов уступить и смириться.
Чтоб лучше принималось плохое, нужно делать и что-то общественно- наглядно-позитивное: благоустраивать парки, например, строить стадионы  и т.п.

4. Под шумок. Многие новые законы и противозаконные действия  принимаются и осуществляются вне информирования общества. Люди просто не знают об этом. СМИ в это время, например,  занимаются раздуванием пошлых историй, обсуждений других стран и прочей чернухи. СМИ начинают выполнять пропагандистскую и манипулятивную роль.

5. Разделяй и властвуй. Для недопущения консолидации общества нужны раскалывающие его инфоповоды и скандалы по самым больным темам - религия, национальный вопрос, меньшинства и т.д. Больше склок - меньше точек соприкосновения и компромиссов.

6. Рост экономической зависимости граждан от государства. Рост доли государства в экономике, неблагоприятные условия для индивидуального предпринимательства и независимого бизнеса. Лояльность, как способ физического выживания.

7.Отсутствие политической и экономической конкуренции. Снижение роли иных партий, движений и организаций, бизнеса, СМИ, кроме обслуживающих интересы власти или формально необходимых для имиджа демократии. Они, конечно, могут быть-  номинально - но их влияние ограничивается разными методами. И если что-то вдруг начинает вызывать интерес у общества и набирать вес - то эту организацию, партию, бизнес, даже просто личность обязательно либо "купят" и заставят примкнуть к власти, либо разорят, закроют, уничтожат, посадят.

8. "Засланные казачки". С одной стороны, создаётся система медийных лиц, мнению которых доверяют разные группы граждан. С другой стороны, происходит манипуляция и подкуп  разных политических и общественных деятелей.  Это всё работает и на раскол общества, и на дискредитацию нелояльных организаций, партий и движений. Ну, и платные тролли в соцсетях, которые трудятся "за себя и за того парня", работают на ту же цель.

9. Против лома нет приёма. Карательный аппарат и показательные судебные процессы (даже за обычные репосты) заставляют молчать  или валить из страны.

10. Невозможность обычному человеку быть постоянно включённым в процесс борьбы, докапывания до истины и т.п. Человек работает, живёт своей жизнью и заботами - он не может бороться 24 часа в сутки, а тем более жить на площадях , штурмуя  что-то,  и человеку реально "своя рубашка ближе к телу" - надо растить и кормить детей, собак, внуков, поливать цветы, сажать картошку  и проч.  Вот если у него не будет возможности получить работу или деньги за эту работу - тогда да,  площадь и борьба, если нечего терять.

11. Отдельный вопрос про "элиты" и медийные лица, влияние которых на людей велико. Поэтому создаются такие условия, при которых эти лица могут зарабатывать и действовать только проявляя лояльность. Или уезжать из страны.
Для меня был очень показателен пример Татьяны Лазаревой - она в каком-то интервью рассказывала о своей жизни после славы и достатка - после того, как с ними не продлили контракт на СТС. Очень ярок этот момент, как заканчивались деньги, привычная жизнь, как переживалась невостребованность и не было видно никакого будущего и т.д. Они с Шацем, пережив ломку, фактически начали другую жизнь. Татьяна говорит, что хотелось свести счёты с жизнью. И вот после этого рассказа мотивация  тех, кто остался - условно киселёво-соловьёвых-михалковых-  обнажается очень ярко, как на блюдечке: виден этот их страх  животный потери всего "нажитого" во всех смыслах - и поэтому они готовы на всё. А куда им идти, если оставаться принципиальным?... потому что того же  Дудя ходят смотреть в ютуб, а будут ли смотреть Киселёва там же - большой вопрос и думаю, что даже "снять штаны и показать" никто не предложит...
Я пока не понимаю: остаются ли в таких случаях границы, которые такой человек не может переступить? Т.е. когда  "с пистолетом у виска никто не стоит", но есть шанс перейти в разряд обычного россиянина, пожить жизнью "глубинного народа"...

Поэтому когда я сейчас слышу от граждан какого-нибудь государства, что "мы - это не они, мы такого не потерпим", мне становится грустно, потому что см. выше 11 пунктов.

телевидение, общество, власть, политтехнологии, тоталитаризм

Previous post Next post
Up