Знаю, что многих из нас интересовал в своё время смысл русской народной песни "Во поле берёзка стояла":
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли-люли, заломати...
Зачем, спрашивается, берёзку ломать? Кому она мешает? Что за варварские замашки:
Я ж пойду погуляю
Белую березу заломаю...
Некоторые думают, что незаломанная берёза - символ девушки со всеми вытекающими... но заметьте - песня-то от имени женщины! Ей-то зачем???... Можно, конечно, вспомнить песню полностью, но многим яснее не станет.
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли, люли стояла
Люли, люли стояла
Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Люли, люли заломати
Люли, люли заломати
Я ж пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли, люли заломаю
Люли, люли заломаю
Срежу с березы три пруточка
Сделаю три гудочка
Люли, люли три гудочка
Люли, люли три гудочка
А дальше - есть варианты:
Четвертую балалайку,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли на сени.
Люли, люли на сени.
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити.
Люли, люли будити,
Люли, люли будити:
Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися.
Люли, люли пробудися.
Люли, люли пробудися.
Пойдем в терем веселиться.
Пойдем в терем веселиться,
Люли, люли веселиться.
Люли, люли веселиться.
Ещё вариант:
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку,
Люли-люли, балалайку,
Люли-люли, балалайку.
Пойду на новые на сени,
Стану в балалаечку играти,
Люли-люли, играти,
Люли-люли, играти.
Стану я старого будити,
Встань, ты мой старый, проснися,
Люли-люли, проснися,
Люли-люли, проснися.
Борода седая, пробудися,
Вот тебе помои, умойся,
Люли-люли, умойся,
Люли-люли, умойся.
Вот тебе рогожа, утрися,
Вот тебе лопата, помолися,
Люли-люли, помолися,
Люли-люли, помолися.
Песня "Во поле береза стояла" была издана в сборнике "Собрание народных русских песен с их голосами" в 1790 г.
И я б до сих пор не поняла про что там поётся, если б однажды мама не сказала:
-А мы раньше на Троицу берёзку ходили завивать!
-Это как? - удивилась я: "завивать" берёзку - тоже дело непонятное.
-Мы наряжались, брали угощенье и уходили с девчонками в лес, находили берёзку, украшали, привязывали разноцветные ленточки. А потом пели песни, плясали, веселились вовсю.
Троица или Пятидесятница (т.к. приходится на 50 день после Пасхи) предваряется празднованием 7-ого четверга после Пасхи - Семика , "Зелёных Святок" - и фактически означает начало лета, много зелени и веселья. "Придёт Троица - луг травой покроется".
Мама моя - из послевоенного поколения, и вот они ещё эти традиции знали, хотя не вкладывали в них никакого сакрального смысла. А вообще, в этот христианский праздник проводились сохранившиеся с древности языческие обряды: пишут, что в старину он происходил, как инициация приема девушек в род, что свидетельствует об их зрелости и делает полноправными членами рода. Для этого принято было им «кумиться» - т.е. целоваться под березовыми ветвями. А в христианские времена - ещё и обменивались крестиками и подарками. Троекратный поцелуй сопровождался присказками: "Покумимся , кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, а вечно дружиться."
Правда, в некоторых источниках упоминают, что где-то целовались не с подружками, а с берёзой. Где-то берёзу наряжали в женские наряды, вешали бусы, приделывали куделю - типа волос. Некоторые усматривают в берёзе некий языческий образ прародительницы - и вот ей-то изначально и предназначалось и украшения, и жертвенные дары, что в последствии превратилось в девичий праздник с гулянием и угощением. Основу троицкой трапезы составляли, конечно же, яйца.
Место для кумления - под берёзовыми ветвями - тоже могли оборудовать по-разному. Можно было просто стоять под плакучими ветвями, кто-то пишет, что целовались через берёзовый венок. В некоторых источниках упоминают как раз про "заломати": для этого выбирали гибкое деревце, ветви которого сплетали в косу и пригибали к земле, закрепляя колышком. Иногда брали верхушки двух рядом стоящих деревьев и связывали между собой. Получалась своеобразная арка - там и кумились. В некоторых местах делали огромные венки из крон 2-4 деревьев.
"Завивать" и "заламывать" берёзку - это всё обрядовые действа на Троицу. В разных регионах нашей огромной страны они, конечно, отличаются, и порой, очень и очень. Но суть их - в праздновании прихода лета и девичьих гаданиях - впрочем, как на зимние Святки.
Девушки на Троицу завивали на берёзах венки, чтобы погадать на свою дальнейшую судьбу. Венки завивали прямо на живой берёзе, украшая лентами, например. В старину для этого часто выбирали Семик (четверг на седьмой неделе после Пасхи), а расплетали на Троицу. Наступал обряд "развивания". По венку судили о дальнейшей своей женской судьбе. Если венок развился - это очень плохой знак. Если он завял или совсем засох, то это к крупной перемене в жизни: либо к свадьбе, либо к смерти. А если венок остался зеленым - то замужество пока не предвидится, придется посидеть в девках. Те, у которых венок не повял, принимались развевать его не спеша, расправлять каждую ветку и петь при этом веселую песню. Если же твой венок пожух, то отходи в сторону, пой печальную песню, переходящую в плач.
Кстати, толкование тоже могло различаться по регионам.
Позже завивание и заламывание берёзы, видимо, ограничилось привязыванием к ней разноцветных ленточек.
Троица без берёзы, как Рождество без ёлки. Берёзовыми ветками и даже целыми срубленными деревцами украшали дома - от стен до потолка, церкви и улицы. Иногда "высаживали" на деревне целые аллеи. В церкви могли их ставить по нескольку штук - у иконостаса, а в доме берёзовыми веточками украшали обязательно и красный угол с иконами - считалось, что это может уберечь дом от грозы и молнии. Берёзовые обереги вешали и в хлев для скота.
Девушки в Троицу и Духов День делали себе берёзовые венки не только на голову -их могли носить и на шее, и на запястьях рук. Считается, что в понедельник, после Троицы - в Духов день - сходит благодать не только на берёзу, но и на всю флору и фауну. Все травы будут самыми целительными полезными. Потому на Руси после Троицы наступал период заготовки берёзовых веников- на Троицу веники строятся!. В это время в листьях и ветвях содержится максимальное количество эфирных масел. Если опоздать с нарезкой, то листья становятся жесткими, при замачивании с такого веника листья быстро облетают. Конечно, нельзя брать ветви с берёз, которые выросли в мегаполисах или вдоль обочин нагруженных дорог- они впитали в себя столько гадости, что и природа, и Духов день бессильны!
Праздник предусматривал разные гуляния, игры, переодевания, в которых действительно много от святок.
Все берёзовые атрибуты праздника, как правило, по окончанию или сжигали, или пускали в реку.
Вообще, если вдуматься, то берёза для крестьянина была благословенным даром: она давала дрова, лапти, бересту для письма и посуды, лечебные берёзовые почки, бруньки, берёзовый сок, веники для бани, дёготь, смолу и пр. Неудивительно, что она стала символом и главным действующим лицом одного из праздников. Конечно, в старину не рубили берёзу бездумно - существовали правила, сроки и мудрость веков. Весной трогать берёзу было нельзя. А на Троицу вот такая вырубка молодых деревьев не была актом вандализма, а могла быть этаким профилактическим мероприятием против загущения леса, например. А это очень актуально: вот сейчас леса заросли настолько, что там пройти бывает совсем невозможно. Но самое главное - молодая поросль захватывает поля: возможно, традиции по вырубке молодняка на Троицу помогали этого избежать.
Кстати, уважаемые френды, нам тоже можно завить берёзку (аккуратно, конечно) и погадать на исполнение желания. Развился венок или завял - увы, желание не исполнится. Остался зелёным - ура, сбудется :)
Семик в этом году - 5 июня (завиваем венки), а Троица - 8 июня (развиваем).
Пойдём, девОчки,
Завивать веночки!
Завьём веночки,
Завьём зелёные!
Стой мой веночек
Всю недельку зелен,
А я , молодёшенька,
Весь год веселёшенька!"
===========================
Ещё на эту тему можно почитать:
http://www.pravda.ru/society/18-10-1999/900264-0/