Первый женский автопробег 1936г. имени Сталинской конституции

Nov 22, 2013 14:37

Это был по-настоящему героический автопробег.
45 женщин - от 20 до 34 лет - за рулём далеко не новых  автомобилей ГАЗ-А  за два месяца проехали более 10 000 км по  российским дорогам и абсолютному бездорожью. Случалось, что не они ехали на машинах, а машины "ехали" на их хрупких женских плечах: в некоторых местах  авто приходилось перетаскивать вручную.



По маршруту Москва - Малые Каракумы - Москва отправились  15  машин "ГАЗ-А"  -10 легковых и 5 пикапов.  30 июля 1936 года в московском парке культуры и отдыха им. М. Горького был дан старт Большому женскому автопробегу: Москва - Ярославль - Иваново - Горький - Казань - Уфа - Челябинск - Петропавловск - Атбасар - Карсак-пай - Джусады - Иргиз - Сталинград - Ростов-на-Дону - Днепропетровск - Киев - Минск - Москва. За время пробега женщины побывали более чем в 500 населённых пунктах.



Кроме испытания автомобилей после капитального ремонта, пробег должен был решить массу задач. Основная цель пробега - "проверка женщины как водителя в различных дорожных и климатических условиях", расширение её технического кругозора.

Кроме того, задачей пробега  являлась массово-политическая работа по разъяснению Сталинской конституции и закона о запрещении абортов. И женщины активно занимались просветительством и  даже выпускали газету "Старт".

В 1932 г. в СССР получили первый синтетический каучук, изготовление шин из синтетического каучука требовало  испытаний - и это тоже входило  задачи пробега: вёлся учет и анализ использования шин,  в результате чего были разработаны новые инструкции по их эксплуатации и технические условия для шинной промышленности.



И хотя в автопробеге участвовали женщины разных профессий, но большинство - 28 человек были водителями.  Для справки: на 1 января 1934 года в Москве насчитывалось 917 женщин-шофёров, не считая вагоновожатых.

О нескольких участницах  следует сказать особо, чтобы понять что это были за женщины, с каким характером..

Среди участниц автопробега была первая  женщина-водитель троллейбуса Варя Сандракова.  Первой в мире называет её журнал "За рулём" тех лет.  А вот так выглядел тогда троллейбус. Какой была Варя мне найти не удалось...



Чтобы получить право работать водителем троллейбуса, Варя должна была пройти медосмотр и психотехническое испытание. До этого женщины троллейбус не водили. И Варя раньше работала на автобусе. Но этот тест она прошла блестяще и ей разрешили водить троллейбус - но постоянно контролировали: мало ли чего... женщина же. Сандракова  своей работой доказала, что она ничуть не хуже мужчин справляется с троллейбусом, а даже лучше!

Ещё одна участница - Александра Колоярцева - Лапко - была победительницей технического боя. Так назывались тогда соревнования автомобилистов. И представьте себе, в 1932 году она  сумела победить 2000 московских мужчин-водителей! А в следующем году - во всесоюзном(!) конкурсе заняла 3 место.
А ведь всего лишь в 1927г. эта девушка приехала в Москву из Пензы "выходить  люди". Работала "где возьмут", по сути, пока не увидела объявление о наборе на курсы шоферов...

Наверное, что-то такое можно рассказать о каждой участнице автопробега, но к сожалению,  в широком доступе информации на эту тему очень мало. Практически нет.



Первое тяжелое испытание колонна выдержала при переходе через Уральский хребет, где пришлось преодолеть семь трудных перевалов с затяжными подъемами в 6-7 км, а также ямы и крутые спуски. В степях Казахстана абсолютное бездорожье. Направление движения определялось по компасу. Колонну застали дожди, автомобили забуксовали и простояли двое суток под проливным дождем и ветром. Лишь на третий день стало возможным как-то выбраться из глины и грязи, еле двигаясь на первой скорости. 250 км колонна шла песками, считавшимися непроходимыми. Автомобили по радиатор уходили в песок. Часто женщины на руках выносили машины. У Аральска 2 км шли берегом моря так, что левые колеса были в воде а правые на морском песке, другой дороги не было. Под Казалинском ехали по полотну железной дороги. На этих участках обслуживание, смазка и профилактический ремонт выполнялись женщинами в голой степи, под открытым небом, часто при свете фар. Тяжелые условия движения были не только при переходе через Уральский хребет, но и в казахстанских степях и около Ростова-на-Дону.  Средняя техническая скорость на большей части пути - около 28 км/ч, на очень хороших дорогах она достигала 50-60 км/ч, а на отдельных участках до 80 км/ч.

О  состояние дорог в России 30-х годов женщины писали вот что:
"Я хочу отметить Чувашию. Профилированные дороги там в отличном состоянии. Неплохие дороги в Башкирии. Но самые лучшие, культурные дороги в Белоруссии. Создаётся впечатление, что едешь по аллее большого парка - вдоль дороги разбиты цветники, устроены беседки, скамейки, витрины с газетами...

...На перегоне Миасс-Челябинск мы не встретили ни одного исправного моста... и ни одного предупредительного сигнала.

...Хочу отметить дисциплину уличного движения  Киеве. Пешеход там соблюдают правила уличного движения. На улицах тишина и порядок. Москвичам не мешает поучиться этому у киевлян."

30 сентября 1936 г. в 17 км от Москвы  колонна автомобилей сорвала финишную ленту - автопробег завершился.



Участниц пробега поприветствовал И.Сталин телеграммой:
"Поздравляю участниц автопробега с успешным выполнением задания.
Горячий привет женщинам-победительницам. Сталин"

Участницы в ответном слове славили вождя  и заверяли:
"То, что мы сделали под силу любой  женщине Советского Союза. В нашей стране женщины свободны и сильны. Перед ними открыты все пути. Советская женщина полноправная гражданка своей великой родины, гордая, свободная, смелая и непреклонная в борьбе. И Эти качества воспитали в нас Вы... Всюду советский народ с благодарностью произносит ваше имя, ибо под Вашим водительством расцветает счастливая жизнь в стране..." (это отрывок).

Женщины абсолютно разных профессий участвовали в этом пробеге:  водители, слесари, техники, шинники, врачи, корреспонденты, все они по результатам пробега получили награды и почётные грамоты .



Участницы автопробега, 1936 г. Вверху в центре - командор автопробега А.П. Волкова

Да, именно командОр - таким словом называли тогда эту должность.

Как сложилась их судьбы дальше?

По-разному. Кто-то связал свою жизнь с автомобилем и профессией водителя, а кто-то нет. Чья-то жизнь оборвалась на войне: погибла, выходя из окружения вместе с партизанами,  кинооператор Маша Сухова, которой посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.



Оператор Маша Сухова среди партизан

А другой оператор - Оттилия Рейзман -  прожила 71 год и покинула этот мир в 1986 году...



Оттилия Рейзман.

Фелиция Яшунская стала доктором экономических наук и работала  НИИ шинной промышленности, один из авторов "Справочника резинщика",  "Англо-русского словаря по каучуку резине и химическим волокнам" и др. книг.  Зинаида Баранова  полвека отработала водителем такси, а Валентина Плугина, закончив Промакадемию, трудилась в  Госкомитете Совета Министров по автоматизации и машиностоению.



Многие занимались ещё и общественной работой.

Бывший командор Анастасия Волкова и бывший механик автопробега Валентина Плугина 25 лет спустя  сели за баранку и проехали по старым местам - от Петропавловска до Сталинграда - чтобы взглянуть, что же изменилось за четверть века. Изменилось, конечно: целину же поднимали...

Вот такие у нас были героические женщины, о которых  спустя 77 лет у нас почти никто не знает и не помнит... самой молодой его участнице сейчас должно было быть 97 лет...

Пы.Сы. Если допустила неточности или опечатки - ткните меня носом плз))

*******************************************
По материалам:
http://www.zr.ru/archive/zr/1936/21/v-gholovie-kolonny
http://www.zr.ru/archive/zr/1936/21/o-naghrazhdienii-uchastnits-piervogho-bol-shogho-zhienskogho-avtomobil-nogho-probiegha
http://www.zr.ru/archive/zr/1936/21/bol-shoi-zhienskii-avtoprobiegh
http://www.zr.ru/archive/zr/1936/20/piervyi-zhienskii-avtoprobiegh
http://statehistory.ru/3807/ZHenskiy-avtoprobeg-po-pustyne-Karakumy-v-1936-g/
http://shkid-stupeni.narod2.ru/issledovateli3.html
http://www.zr.ru/archive/zr/1935/05/zhienshchina-za-ruliem
http://www.zr.ru/archive/zr/1961/09/25-liet-spustia
http://www.zr.ru/archive/zr/1976/10/sorokalietiie-niebyvalogho-probiegha
Журнал "Работница", 1986

история, феминизм, личность, эх дороги!, "Первый женский автопробег 1936г.", мужчина и женщина, люди и судьбы, ретро, ретро-техника, ретро-фото, газеты и журналы, авто, советское, интересно, 30-е

Previous post Next post
Up