Прадед

May 28, 2013 21:48

Моему прадеду "повезло": его репрессировали не в конце 30-х, а в начале... Вернее, мы ведь даже не знали, что его репрессировали. То, что раскулачили знали, и больше ничего.  Вообще. А однажды я просто забила в поисковик то, что знала - ФИО и название деревни - и "нагуглила", что называется. Данные о репрессированных содержатся в Книгах Памяти по регионам. Ну, а чтобы ознакомиться с делом, надо написать в Архив КГБ, а они уже отвечают, рассекречено ли дело и передано ли в другие архивы. Ну и дальше несколько формальностей - и вот обшарпанная  толстая книженция, под названием "Дело№" уже в моих дрожащих от волнения  руках... мысли путаются в голове... в висках  стучит... я пытаюсь читать... "Объединённое Государственное Политическое Управление" - а, это ж ОГПУ... дело №... учтено... рассекречено... хранить постоянно..."

Открываю... и ничего не понимаю... какие-то незнакомые фамилии, объяснительные, протоколы допросов... кто все эти люди? приём тут мой прадед?



Прадеда моего все называли уважительно, по имени-отчеству - Михал Петрович - потому как в крестьянской семье он был "большина", глава семьи, в которой было семеро детей. Ну а потом ещё невестки, зятья, внуки...  Работали  они все от рассвета до заката: разводили племенной скот - лошадей и коров, а ещё сеяли, пахали, косили, убирали, пряли, ткали, вязали и т.п.  Большим уважением  он пользовался и среди односельчан - это я из протоколов допросов узнала. А родился он в 1880 году.

Из справки сельсовета (1931г.):
"...в  1912г.  имел участие в организации Молочного товарищества
... имел участие в организации  Коневодческого товарищества, в котором был 2,5 года Председателем Правления.
...организовал  Семеноводческое Товарищество.
....был Председателем Ревизионной Комиссии в Молочном товариществе.
... был Председателем сельсовета
И кроме всего этого, занимался коневодством общественной случки, выращивал жеребцов-производителей, на которых имел стаж 25 годов. От выращивания жеребцов создал своё хозяйство, на всех выставках премирован.
В 1923г. был на Московской Всероссийской выставке с жеребцом по кличке Бонапарт, которого продал В.С.Н.Х. с выставки.
В 1928г. продал двух собственнорощенных жеребцов во Владимирскую заводскую конюшню, на которых зачиналось коневодство."


Вот такой молодец был у меня прадед. В юности батрачил, работал и в торговой лавке, и на железной дороге, и плотником, а потом вот создал своё хозяйство да ещё разные товарищества.

Поясню, на всякий случай,  что такое "общественная случка": когда крестьянину  для получения потомства от лошади требовался породистый жеребец - он мог  это сделать за определённую плату  либо у хозяина племенного жеребца, либо на конном заводе, либо в коневодческом  товариществе и т.п.
ВСНХ , купивший у прадеда жеребца Бонапарта,  - это Высший Совет Народного Хозяйства. Для каких целей купил - не знаю.  А вот выставка 1923 года - это Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка - прообраз ВДНХ, а павильоны её находились на территории теперешнего парка им. Горького.



Многие в окрУге раньше знали прадеда - на праздники тогда любили прокатиться на тройке да с ветерком. Его сын - мой дед - лихо управлялся с конём до самой старости: хоть запрячь, хоть верхом...     Вот жаль не сохранился "патрет маслом" , где прадед мой был изображён с породистым жеребцом (уж не с Бонапартом ли?)...

Может быть та картина  примерно так  выглядела, только очевидцы говорят, что окрас был у лошади другой.



Так как же? Так что же?
Как их там раскулачивали вообще? За что и почему? Я ведь, как и многие граждане, подробностей-то не знала.  А ведь всё было ПО ЗАКОНУ оказывается... просто  налоги подняли в несколько раз, вот и получалось - власти законно "взимали недоимку".

Сейчас объясню, а вернее сам прадед расскажет:
"...Всё моё хозяйство было конфисковано в 1931г. за невыполнение твёрдого задания по хлебозаготовкам. В 1928 - я облагался  налогом в сумме 120-130 руб., в 1929 я платил 160  рублей. Кроме этого я ещё выплачивал налог в виде сельхозпродуктов. В 1930 году на меня было наложено налогу всего около 1000 рублей. В 1931 году на меня наложили твёрдое задание 60 пудов ржи, которое я не выполнил... я подавал заявление о неправильном обложении...
... видя что в дальнейшем мне жить в деревне не дают - облагают непосильными налогами, отобрали имущество т.п., я уехал работать в Москву... "

Поднимали налог по простой причине - чтоб не выгодно стало на себя работать, чтоб шли в колхоз. Всего в деревне были раскулачены 4 семьи - их дома разобрали и увезли в другую деревню - там из них построили школу. Лошадей, коров и прочее имущество - в колхоз. На тот момент  отделившиеся сын с невесткой (мои бабушка и дедушка) , услышав о раскулачивании своего отца, страшно испугались, что придут и к ним - кинулись прятать самое ценное. Из ценного обнаружилась только перина - бабушкино приданое... её решено было... закопать в землю.  Так и сделали)) Но к ним не пришли - и перину откопали: кстати, служила она долго, даже я на ней спала.

Итак, лишившись всего, даже дома, прадед решил стать пролетарием. А было ему за 50 уже. Строек разных тогда было много, рабочие были нужны. Ему предложили создать артель, набрать людей и работать по плотницкому делу. Ну кого он мог позвать? Своих - кого знал, с кем работал, кто  умел хорошо трудиться - но по-тогдашнему - "кулаков и подкулачников". Ну и началось:  прадеду бы тихо сидеть и работать через пень колоду, как вторая  бригада, так нет же - ему надо ж свою бригаду в  ударники вывести, требовать положенной по закону спецодежды и т.п.  Свидетели на допросах говорили, что у прадеда в артели   "всё было хорошо, работали все дружно", а другая артель "состояла из колхозников, у них всегда были неполадки"...
...  ну и артельщики- колхозники "наехали" на своего бригадира - почему тот о них не беспокоится, как прадед мой о своих... И понеслось... с больной головы на здоровую - виноватым оказался тот, кто работал, конечно, потому что  "в ударничество  вовлекал свою артель, чтобы показать её  как хорошую, и этим добиться определённых привилегий как в части снабжения продуктами, так и спецодеждой."

Ну, а уж когда узнали, что он раскулаченный... это значит, у него не артель совсем, а "антисоветская кулацкая группировка"... вот...

Нельзя было тогда безнаказанно "ударничать"  ни крестьянам, ни пролетариям. Я так поняла.

А вот Михал Петрович искренне не понимал, даже сидя в Бутырке, даже на допросах: почему власти не понимают выгоды от крепких хозяйств на селе: "Ошиблись правители, что так рано начали разорять крестьянские хозяйства. Такие хозяйства как моё, могло бы принести большую помощь государству." Так и говорил он следователям. Не понимал он, что независимый крестьянин, на которого нечем было повлиять и насильно заставить (он кормил, поил и одевал себя сам да ещё и налоги платил и  своим односельчанам помогал)  не укладывался в дальнейшие государственные планы управления людьми и страной.

Особенное недоумение  вызвала у меня необязательность доказательной базы. Например, прадед, чтоб расплатиться с налогами, стал продавать своё имущество -  его обвинили в спекуляции, но в чём она выразилась, при продаже чего и кому - неизвестно,  в деле нет даже доноса...

"Большина"  Михал Петрович,  сидя в тюрьме, не переставал думать и переживать за свою семью, за младших детей. Вот такое письмо лежало в деле, которое я прочла со слезами на глазах - думаю его поймёт каждый родитель...

Письмо Прокурору Московской области.
"Я по социальному положению рабочий, имею большую семью, состоящую из малолетних детей в возрасте от 9 до 13 лет и больной жены. Все они раньше находились на моём иждивении. С момента ареста от последней (т.е. от жены) не имею никаких сведений, дети остаются на положении беспризорных, которых мне, как отцу, необходимо устроить их существование. А так как нет никакого опасения, что я уйду от наказания... прошу разрешить мне выезд на место ссылки за собственные средства, освободив меня на 7 дней для устройства малолетних детей. По истечении их я своевременно явлюсь на место высылки."

Наивный, наверное, он был: не молчал никогда -  писал, обжаловал, добивался правды... или просто судил других по себе - рассчитывал на здравый смысл?

Вот такой он мой прадед - настоящий мужик, глава семьи, большина,  работящий крестьянин, общественник,  коневод, ударник-пролетарий... ну и ясно дело - кулак, лишенец, рвач, политзек, спецпереселенец... Реабилитирован, конечно.

Видела  я в деле и приговор "тройки" - аж передёрнуло при виде этой бумажки -  5 лет исправлагерей заменили на такой же срок высылки в Северный край. "Повезло" - не 37-ой был на дворе. Северный край образован 14 января 1929 г. на основе Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской губерний и Коми автономной области.

-Ведь он же  был на Соловках, - понизив голос по старой советской привычке сообщает мне родственница.
-Точно на Соловках? - переспрашиваю я.
-А не знаю: мы ведь раньше все ссылки  "соловками" называли...

Рассказывают, что у раскулаченных переселенцев была такая песня. Может и мой прадед тоже её пел...

Закинут, заброшен я в Северный край,
Лишен драгоценной свободы.
И вот протекает вся молодость моя,
Пройдут самы лучшие годы.

Товарищи-друзья раскулачили меня,
Во что ж вы меня превратили?
Богатство мое все пошло ни во что,
На север меня проводили.

И вот я впоследствии на севере живу,
Никто на свиданье не ходит,
В неволе сижу и на волю гляжу,
А сердце так жаждет свободы.

Однажды толпа любопытных людей
Смотрела с каким-то надзором,
Как будто для них я разбойником был,
Разбойником, тигром и вором.

Товарищи-друзья, вы не смейтесь надо мной,
Быть может, и с вами случится:
Сегодня - герой, а назавтра с семьей,
Быть может, придется проститься.

/Записана М. А. Лобановым в 1992 г. в Ленинграде от Ефросиньи Александровны, в девичестве Дунаевой, род. в 1918 г. в деревне Явзоры Сурской волости в Пинежье; песню слышала в родной деревне от раскулаченных из Саратовской губернии в 1930-31 гг./

Что было там, в Северном крае - не знаю, сколько он там прожил, один или с семьёй никто не уже рассказать не может.  Но ему повезло, он выжил и  вернулся. Много ему ещё пришлось пережить.Рассказывают, что в старости они с прабабкой были не здоровы и лежали на печи по старой русской традиции, а правнуки залезали к ним греться и слушать байки.

Там где был когда-то их дом - сейчас  пустырь. Впрочем,  не только там... Оно и понятно. Как знал Михал Петрович:  "Советская власть обирает зажиточные хозяйства, разорила их до тла с тем, чтобы за счёт них построить колхозы, но имейте в виду, что колхозы всё равно коммунистам не создать, т.к. наше добро всё промотают лодыри."



Умер прадед в  1959 году. Было ему почти 80 лет. А  вообще, ему ведь и второй раз повезло,  потому что  в 1937 году мог бы попасть  в разряд "враждебных элементов".

Комиссией по рассекречиванию архивов в газете «Труд»  был обнародован ряд документов по организации «расстрелов по разнарядке» бывших кулаков.  «Труд» (1992, 4 июня):

«Строго секретно.
Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков), Центральный комитет, № П51/94. 4 июля 1937 г.
Тов. Ежову, секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий.

Выписка из протокола № 51 заседания Политбюро ЦК. Решение от 2.VII.37 г....94/- Об антисоветских элементах.

Послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий следующую телеграмму: «Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки вернувшихся в свои области, являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.

ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные, менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке.

Секретарь ЦК И.Сталин».

* * * * *
Пы.Сы. Вот благодаря этой папке "Дело№" я и открыла для себя  неизвестные страницы своей родословной и истории  страны,  узнала о своём прадеде, его семье...  нестерпимо больно, что нам приходится это делать порой по таким папкам - делам ОГПУ...  да и не все знают, что их родственники были репрессированы - как я когда-то не знала...
Пыталась представить, как всё могло бы повернуться, если бы крестьянам дали спокойно работать на земле... не дали бы, конечно...  А к лошадям у меня особое чувство, правда, нереализованное...

фотоистория в лицах, деревенская жизнь, Вот моя деревня!, деревенские корни, коллективизация, история, советские крестьяне, сельское хозяйство, ретро-фото, советское, 30-е

Previous post Next post
Up