Вообще, чем больше читаю о Норвегии, тем больше узнаю интересных, а порой и неожиданных фактов. Вот, например: в университете Тромсе преподают что-то типа "ведьмологии". И это не шутка. Ну и что же там изучают? Ну, конечно, не способы колдовства и магии! В программу бакалавра в области истории включён курс "Еропейской охоты на ведьм" в качестве факультативного предмета. А преподаёт этот курс автор одноимённой книги Руне Бликс Хаген, доцент кафедры истории Университета Тромсе.
История охоты на ведьм в Европе включает в себя период с 1400-х годов до 1750 года. За этот период более 100 000 человек (в основном женщины) подверглись обвинению в различных формах колдовства. Цифра довольно условна - одни исчисляют их миллионами, другие десятками тысяч. Более 200 лет Европа активно истребляла своих женщин, в т.ч. и Норвегия. Однако, сейчас норвежцы могут найти своих родственников в уникальной
Колдовской базе данных, которая составлена Хранилищем древних документов при Университете Осло.
Авторы курса считают, что преследование и суды над ведьмами имеют общие корни с другими видами человеческой преследования: евреев, "врагов народа" в СССР, коммунистов на Западе и т.п. Сами процессы и их последствия поражали современное общество не менее, чем средневековое. Исходя из подобных мотивов до сих пор лишают жизни примерно тысячу человек в год, например, в Камеруне или в Нигерии. Люди там обвиняются в ведьмачестве, сжигаются на кострах или побиваются камнями.
А в обществе не угасает интерес к колдовству и магии, что находит свое отражение во всем, от Гарри Поттера до современных практикующих колдунов.
Руне Бликс Хаген и его книга. Foto: Ingun A. Mæhlum
В 2003 году потомки сожженных инквизицией «ведьм и колдунов» - те, которым удалось доказать своё родство с казненными - потребовали у правительства возместить семьям моральный и материальный ущерб. Вот сведения о сумме компенсации мне найти не удалось, зато я узнала, что в Норвегии есть несколько памятников в честь безвинно сожжённых.
Колонна, поставленная в 2002 году в Нурднесе - свидетельство неправедных судов в период с 1550 по 1700 год, памятник 350 гражданам Норвегии, которые были сожжены по обвинению в «колдовстве» - сожжены в этом парке, традиционном месте казней.
Но это не единственный памятник сожжённым жертвам "охоты на ведьм".
Вардё известен как один из крупнейших центров «охоты на ведьм» в Европе. Именно там было решено поставить не просто памятник, а инсталляцию из нескольких символичных объектов - мемориал Steilneset (Вардё, Норвегия, дата открытия: июль 2011 года).
На морском берегу стоит деревянная галерея с окнами, чье число равно числу жертв инквизиции.
Узкий, темный и длинный коридор проходит сквозь весь павильон. Где его освещает 91 доска (по одному в честь каждого из мужчин и женщин, которые были казнены во время суда над ведьмами).
Отдельно стоит павильон из черного стекла.
Внутри - стул с вырывающимися из него огненными языками. Над стулом - 7 овальных зеркал. Эта мемориальная инсталляция - плод совместных усилий художника Луизы Буржуа и архитектора Петера Цумтора.
Фото (с) Jiri Havran
Как поясняет Пер Рицлер (Per Ritzler) из «Национальных туристических маршрутов», «Л. Буржуа имела в виду женщин и их социальное окружение. Они были матерями, женами, и стул с пятью языками пламени должен символизировать членов их семей. Зеркала символизируют свидетелей их жестокого убийства».
Фото (с) Jiri Havran
В Норвегии в XVII веке центральная власть слабо контролировала провинции, где самовластно распоряжались чиновники, часто иностранцы. В рыбацких деревнях мужчины надолго уходили в море. Чиновники сомневались в воздержности их жён и подозревали, что, за недостатком мужчин, те вступали в связь с нечистой силой. Как сообщает в своих публикациях историк Руне Бликс Хаген (Rune Blix Hagen) из Университета Тромсё, за одно столетие - с 1593 по 1692 годы - в Вардё прошло около 140 процессов над ведьмами, и около 100 человек приговорили к смерти и сожгли. Суды были не церковными, а гражданскими. Вопреки стереотипам, суды часто выносили оправдательные приговоры, среди подсудимых было много мужчин.
У местных жителей неоднозначное отношение к монументу. Многие (действительно, многие) рады ему, другие видят в нём необоснованную трату денег. Многих сомневающихся соблазнило то, что в городе будет находиться дорогостоящий объект знаменитых авторов. Все надеются, что памятник привлечёт в город больше туристов.
Смотреть
http://loveisspeed.blogspot.ru/2012/01/steilnesetzumthor-bourgeois-and-victims.html По материалам:
http://www.nordlys.no/skrablikk/article2757620.ecehttp://archi.ru/world/news_current.html?nid=27796http://barentsobserver.com/ru/obshchestvo/tyomnye-stranicy-istorii-vardyo-ohota-na-vedm