...Однажды я вдруг поняла, что я ничего не знаю о себе, о своих предках, об истории... Нет, нас в школе учили, конечно, ещё как учили!.. А мне хотелось узнать, как , например, жили люди в нашей деревне до моих бабушек и дедушек, какие они были, чем занимались каждый день, что ели, что носили... Приоткрылась эта дверца для меня лишь недавно - слава интернету и открытым архивам!
Ну, если заходить с самого начала: я - то ли из "мерян"... Меря - это древний народ, принадлежащей к финно-угорской группе племён. То ли из славянских племён, то ли из их общей помеси: "...получилось смешение, которое в слиянии двух народностей в физическом и духовном отношении и дало в результате новую народность - великорусскую... Кроме массовых переселений финнов и славян время от времени вливались сюда отдельными струями народности, иногда совершенно им чуждые по крови и языку: варягов , половцев , татар , литву, поляков и других." Так писали учёные в 1922 году.
Смотрюсь в зеркало: да, нахожу в себе весь этот коктейль и даже татарское что-то проглядывает )))
Впрочем, достаточно было посмотреть на восьмерых детей моей бабушки -там вовсю проявлялись гены далёких предков: и русые, и черноволосые, и кудрявые, и с непослушными отчаянно прямыми волосами, и курносые, и прямоносые, и скуластые, и узколицые...
Некоторые представители славянских племён -
реконструкция по останкам из захоронений. (кстати по ссылке можете развлечься - посмотреть как могли выглядеть ваши предки)
...В 1628 году наше село уже было упомянуто в писцовых книгах, т.е. сейчас ему уже более 400 лет. Считалось оно селом (а не деревней!), потому что в нём была церковь. Сначала - деревянная, а потом - в 18в. на её месте построили каменную на средства помещика. Скажу сразу - построили на совесть: когда советская власть пыталась её снести - с первого раза не получилось.Поэтому сначала её просто разорили, сбросили колокол, втоптали в грязь иконы... и хранилище в ней было, и клуб с кино и танцами, ну а потом всё же доломали... Бабушка говорила, что она очень крепкая была потому, что "яйца её держали":
-Сказывали - яйца в раствор ложили - потому крепко стояла...
..В 1895 году в селе проживало 244 человека: 99 мужчин и 145 женщин. Вот как характеризует крестьян из наших мест Императорская Академия Наук в 1767 году:
"...трудолюбивы, и кроме обыкновенных больших праздников, других не имеют. Весёлостей у них иных нет, как только что бабы собравшись на улице поют песни. В сторонния места из домов своих, кроме умеющих плотничеству, никуды никто не ходит, а все прилежат к домашнему земледелию. Простой народ питается по большей части молоком и творогом, а притом горохом, семянем конопляным и деланным из него маслом, варением из грешневых круп каши, толокном, редькою, репою, капустою, свёклою, разными грибами и полевыми ягодами, а иногда и мясом. Болезней чрезвычайных здешние жители не имеют, опричь временных лихорадок и горячек. Лекарства никакого, кроме мочоной брусники, не употребляют. Народ имеет расположение порядочное и семьянист; а живут они обыкновенно от 60 до 70 лет."
В 1922 году о местных крестьянах учёные пишут так:
"... население совершенно однородное в своей массе - типичное и коренное великорусское. Таким оно существует ряд столетий и представляет собою сложный этнографический тип. По физическому (антропологическому) облику - высокорослое племя с примесью, однако, роста ниже среднего и низкого, короткоголовое, среднелицее, среднешироконосое, с длинным туловищем и с ногами средней длины, по цвету волос и глаз - тёмного и светлого цвета. По духовным качествам - одарённое и способное, приученное изменчивой и суровой природой к периодическому чрезвычайному напряжению сил и воспитанное в чувстве постоянной неуверенности за судьбу своего существования, терпеливое и покорное, как все жители равнин, население в силу этих обстоятельств в лице типичных представителей крестьянской массы - двойственное по характеру: боязливо-осторожное и в то же время скупо-нерасчётливое, наружно-прямодушное, но в то же время недоверчивое и затаённо-подозрительное, пассивное, а вместе с тем легковозбудимое, изменчивое и непостоянное, как здешний климат, разобщённое и недружное."
И о говоре: "...Смягчённо окая, он в то же время сохранил в некоторых местностях аканье и отчасти цоканье..."
Выходит, и правда, что даже в одном уезде, говор был неодинаков.
Оказалось, что наш "край был суров, но благодатен дарами своей природы":
"... Было множество озёр, болот, среди которых сухие места казались своего рода островами. Дремучий девственный лес и непроходимые дебри покрывали край сплошной стеной, прорезанной лишь реками и ручьями, да звериными тропами и только кое-где открытыми полянами. Самый климат был гораздо суровее и холоднее и постепенно, с удалением от ледниковой эпохи, менялся на умеренный и более тёплый.
Животный мир был богаче и разнообразнее. Кроме животных, оставшихся до нашего времени, в лесах времён палеолита водились громадные мамонты, питавшиеся хвоей, в XVI ещё веке туры - свирепые дикие быки, олени, козы, соболи, по рекам в своих причудливых хижинах обитали бобры, славящиеся своим драгоценным мехом. В дуплах вековых дубов (бортях) ютились пчёлы с запасами мёда и воска. Над болотами, озёрами и реками носились тучи птиц, а в воде плескались стаи рыб."
Кое-что от озёр, болот и лесов ещё осталось...
* * * * * * * * * *
Многое удивило меня поначалу: 18 век - жили 60-70 лет? Выходит, в этом плане с тех пор ничего не изменилось - у нас и сейчас столько же живут? Нас же учили, что они и до 50ти не доживали. А как же - тяжкое бремя крепостного права и помещичий гнёт?
Многое стало мне понятнее, когда я узнала ещё кое-что...
Продолжение следует...
Начало
Вот моя деревня! Советские крестьяне Деревенский говорок