Тверь. Часть LXXI. Улица Горького. То, что уцелело от Заволжского посада с одним вкраплением.

May 08, 2024 07:02


Нормальные герои всегда идут в обход, и потому на улицу Горького мы попадём через Восточный мост. Кто знает Тверь - оценит :-)))

Так получилось, что мне пришлось идти пешком через Восточный мост, ну а раз так, то почему бы и не пофотографировать?



01. Вид на Затверечье и Речной вокзал с Восточного моста. Сегодня мы будем говорить о том, что находится за ними.





02



03. Речной и Новый мост с Восточного моста.



04. Бывшее Епархиальное училище, Новый мост и Речной вокзал.



05. Затверечье

А вот теперь добро пожаловать на улицу Горького. С вашего позволения, здесь я каждый дом описывать не стану - не так много на бывшей Верховской или 1-ой Верховской улице. Но кое-что есть.

А пока небольшая справка.

Улица Горького начинается от реки Тверцы и продолжается на северо-запад. Пересекает Комсомольский проспект, улицу Мусоргского, Благоева, Скворцова-Степанова, переулок Никитина. Поворачивает и примыкает к Петербургскому шоссе, отделяя его от набережной Афанасия Никитина.

Общая протяжённость улицы Горького составляет 2,5 км.



06. Улица Горького на карте Твери

Главная ул. Заволжского района. Проведена в 1770-х гг. по плану регулярной застройки Заволжья. Называлась Верховской улицей от слова «верховье», означавшего, что улица не заливалась водой при весенних разливах Волги. В 1840-х гг. стала 1-й Верховской, т. к. появились 2-я и 3-я. От начала улицы до 1931 г. на юго-восток шла дорога к наплавному мосту через Тверцу. На зиму мост разбирали, зимой движение осуществлялось по льду, а во время ледостава и ледохода сообщение с Затверечьем прерывалось. Улица была застроена в основном деревянными одно- и двухэтажными домами, но имелись и каменные. Один из них - бывшая усадьба Арефьевых 1780-х гг. (д. № 19/4, с 1970 г. «Музей тверского быта»). Рядом, восточнее, размещалась Заволжская пожарная часть с каланчой. В начале 1860-х гг. построена пересыльная тюрьма (д. № 107, при Советской власти здесь разместился военный проектный институт (Военпроект 714)), а в начале ХХ в. - Заволжская баня (д. № 202, ныне баня № 2). С начала 1920-х гг. одновременно со старым употреблялось новое название Стрелково-Латышская улица в честь революционных отрядов латышских стрелков. В 1938 г. утверждено название Верховская ул., т. к. 2-я и 3-я были переименованы. В 1931 г. к этой ул. примкнул мост через Тверцу. В 1953 г. улицу переименовали в честь Максима Горького. В 1950-1960-х гг. улицу расширили, старые деревянные дома снесли и начали застройку в стиле советского неоклассицизма, но ансамбль из-за Хрущёвской «борьбы с архитектурными излишествами» закончен не был, в виду чего застройка улицы вышла совершенно безалаберной.

Когда-то тут располагался Заволжский посад. Свой рассказ о нём я нагло позаимствовал с портала Тверские своды. А там рассказывают так:

Заволжский посад в своей исконной планировке напоминал, вероятно, большое село, какие можно еще встретить в том числе и в нашей области, а особенно где-нибудь на Русском Севере, где планировка деревень не подверглась позднему распланированию. Дорога не идет по такому селу прямым проспектом, а рыскает туда-сюда короткими проулочками, лишь в общем следующими одному направлению. Знакомясь с текстом писцовой книги 1626 года (старейшей, которая имеется) все время пытаешься зацепиться в описании за какую-то единую ось, некую "Большую" улицу, продолжение дороги из Новгорода в Москву. Но прямой дороги нет. Описание идет зигзагом, то уходя к реке, то оказываясь где-то на всполье, видимо, огибая большущие, широкие дворы местных «лучших людей». Нет сомнений, что как-то подобным образом и шла большая дорога (далеко не походя на нынешнее Петербургское шоссе), прежде чем выходила на площадку у церкви Воскресения «на большом перевозе» (нынешний храм Трех исповедников). Здесь никто не собирался быстро пропускать транзитного путника. Сначала надо было выжать из него по максимуму от такого неизбежного неудобства в пути, как переправа через довольно большую реку - Волгу.



06. Заволжский посад и Отроч монастырь на макете "Лучи Твери", что на Трёхсвятской



07. Западная часть посада. Там же.

При нынешнем состоянии археологических изысканий мы только с большой натяжкой можем реконструировать эту планировку. Не помогают и писцовые описания XVII-XVIII вв. Здешние жилые дворы и рядки разделялись слишком большими пустырями, которые писцов не интересовали, а поэтому сказать, за забором ли соседа или через обширную площадь стоял следующий двор, мы не можем. Поскольку здесь никогда не было городских укреплений, то Заволжье и оставалось, по сути, очень большим селом, развивавшимся по законам русского села.

География определила в какой-то степени занятие жителей этого района - они изначально были специализированы на транзитной торговле, перепродаже, хранении товаров, отчасти и на обслуживании проезжающих. Словом, здесь жило купечество, жило близ реки, и ею как удобной дорогой пользовалось для связи с городами Поволжья. Последнее являлось важным фактором несколько большей бытовой и религиозной консервативности заволжского купечества, по сравнению с остальным городским населением.

Как во всех городах, где регулярная планировка была навязана посаду, в социальном составе которого преобладали купцы, в тверском Заволжье она столкнулась с их пассивным сопротивлением. Конечно, у купцов не было возможности отказаться от непременного строительства по красным линиям и по утвержденным проектам. Но у них были возможности для того, чтобы максимально сконцентрироваться в районе своих исконных усадеб, где жили их деды и прадеды. Хотя район и испытал довольно существенный пожар 1773 года, но последний затронул Отроч монастырь и его слободки у Тверцы, которые Заволжьем были тогда еще с долей условности. Основная часть исконного посада, а мы помним, что это район от улицы Благоева и до военного НИИ, никаким пожаром не была затронута. Так что купечество, которое почувствовало, что к 1770-м гг. утопический изначально проект переселения всего города в центр Твери потерпел крах, начало обживаться на старых местах, но в новых условиях.

К огромному сожалению, нет почти никакой иконографической информации, по которой мы могли бы судить о том, как выглядела эта часть города в конце XVIII - начале XIX в. Словно очарованные «единой фасадой», все художники того времени не обращали внимание на место, с которого они рисовали. Фотографий ранних тоже отчаянно не хватает. Советские реконструкции уничтожили здесь почти всё, и лишь недавно начавшие публиковаться фотографии этого района перед сносом и в процессе сноса, хотя бы отчасти восполнили ту лакуну, которая образовалась перед исследователями. Мы и хотели бы присмотреться к миру тверского Заволжья, когда оно было само собой, да почти лишены этой возможности. Вот обычный случай: это вид на район музея тверского быта с нынешнего Старого моста (фрагмент открытки издания М. Кампель, 1912, "Бабушкин альбом". Тверь, 2005, с 143). Видны, как легко заметить, почти только одни крыши.



08. Вид Заволжского посада со Старого моста в 1912 г. Фото взято с портала Тверские своды

Тверские купцы не были супербогатеями. На транзитной торговле нельзя было очень много заработать, а промышленности большой в городе в XVIII веке еще не было. Пример Седовых и Арефьевых - местных купцов первой гильдии в 1 половине XVIII века - был возможен только благодаря тому, что случайная улыбка судьбы концентрировала в руках одного-двух талантливых предпринимателей состояние целого семейного клана (в частности, случай Алексея Григорьевича Арефьева). После кончины этого «отца-основателя» несколько сыновей делили имущество, и все дети в результате оказывались гораздо беднее отца. И все же здешние купцы были достаточно богаты, чтобы вкладываться в каменные храмы. Временем их постройки - 2 четвертью XVIII века - купцы Заволжья не особенно-то и отставали от коллег за рекой. Их храмы чуть позже построены, но больше по размеру аналогичных городских. Убранство сравнивать, увы, нет возможности.

Увы, построенную при живейшем участии Арефьевых Троицкую церковь на той же улице Горького я сегодня не покажу - она на реставрации и вся в лесах. Когда закончится - сделаю о ней отдельную статью.

А теперь посмотрим на то, что стоит смотреть.

Дом №6 по улице Горького он же «Шайба».



09. Шайба

Это и есть обещанное вкрапление. Как по мне неплохой образец советского брутализма. Построен в 1979 г. по проекту, разработанному проектным институтом Калинингражданпроект. ГАП - Шилов Геннадий Михайлович.

Дом №19/4 по улице Горького или «Усадьба купцов Арефьевых». Ныне «Музей тверского быта»



10. Уличный флигель усадьбы



11. Главный дом



12. Уличные ворота



13. Элементы декора фасада.



14



15



16. Главные ворота



17



18. Дворовый флигель, хозяйственные ворота и лабаз. Лабаз, местами, подлинный - он пережил Революцию, Гражданскую войну, оккупацию, Хрущёва, Брежнева, перестройку и перестрелку. И до сих пор часть венцов в нём XIX века. А ещё в лабазе размещается экспозциия "Крестьянская изба".



19. Двор усадьбы. Покрадено в интернете.

Одна из жемчужин Заволжья. В разные годы усадьба принадлежала купцам Пироговым; дворянке Ф. М. Баташевой - жене металлозаводчика А. А. Баташева, выходца из Тулы; купцам Щеткиным и Коняевым, а с 1908 до 1920-х гг. владельцами числились разбогатевшие крестьяне братья Кононовы.

Ансамбль состоит из трех каменных зданий: полутораэтажного главного дома (конец XVIII в.) и одноэтажных - южного и восточного флигелей. Главный дом, как и южный флигель, являются памятниками архитектуры раннего классицизма с декоративными фрагментами позднего барокко. Прежде всего, это строгий и компактный план главного усадебного дома. Первый (цокольный) этаж облицован белым камнем, что подчеркивает его строгость, устойчивость и прочность. Верхняя часть сделана легкой и нарядной. Наличники окон украшены скромно, но с большим вкусом - изящно исполненной гирляндой и маленькими головками амуров.

Эта усадьба - один из самых загадочных архитектурных ансамблей города. Начнём с того, что авторство усадьбы приписывают Ф. Ф. Штенгелю, что вполне вероятно - в конце своего тверского периода Штенгель работал по купеческим заказам. Но этого мало - некоторые утверждают, что в первом десятилетии XIX в. главный дом был перестроен К. И. Росси. Мол, он перестраивал южный предел расположенной неподалёку церкви Трёх Исповедников, и, заодно, взял халтурку по соседству. Честно говоря, я не особо в это верю - декор фасада не Россиевский, а Штенгелевский, хотя, с другой стороны, Росси тоже не всегда в стиле ампира и классицизма работал...

Внутри, кстати, тоже весьма интересно. Музей тверского быта, на мой взгляд, один из самых интересных музеев города. Но, таки, кто это ценит... А зря!



20



21



22. Мой фаворит - самовар в виде паровоза.



23. Русская печь



24



25



26



27



28.

Так что загляните в музей - оно того стоит. Кстати, музей одной усадьбой Пироговых не ограничивается. Ему принадлежит ещё один примечательнейший дом, о котором речь пойдёт прямо сейчас.

Дом №3/21 по улице Нахимова.



29. Южный и восточный фасады.



30. Южный фасад.



31



32. Снова западный фасад.



33. Северный фасад.

Вот этот дом точно строил Ф. Ф. Штенгель - договор сохранился. И случилось это в 1780 г. Но здание старше - его построили в 1762-1766 гг.  (с перерывом на 1764-1766 года в связи с запрещением строительства каменных домов за пределами центра города) в стиле позднего Нарышкинского барокко. А может, и не Нарышкинского, а ржевско-осташковского, ибо, по преданию, его строила та же артель, что возводила Осташковские соборы. В любом случае, русское национальное барокко проступает через Штенгелевские фасады. А в интерьерах это ещё лучше заметно.

Перерыв в строительстве вызвал различие в архитектурном оформлении первого и второго этажей. В первом этаже расположены низкие помещения со сводчатыми потолками и «забранными в железо» маленькими окнами. Комнаты второго этажа имеют высокие потолки, украшенные лепными композициями с растительными мотивами и фигурами животных, заключённые в пышные барочные картуши. Один из потолков украшает лепное изображение двуглавого орла. Сохранилась печь с полихромными сюжетными композициями и кобальтовыми цветами.



34. Интерьеры 1



35



36



37.

Видите Гербового орла на потолке? Он здесь не просто так. Дело в том, что дом стоит на месте сгоревшего деревянного дома купцов Арефьевых, в котором неоднократно останавливался Пётр Великий. Он же и пожаловал купеческому семейству, история которого прослеживается в Твери с 1610 г. право: «Клеймить товары казённым орлом и того орда в палатах и на вывесках вешать невозбранно». Великая честь по тем временам.

А нынешний дом построил Алексея Григорьевич Арефьев, которому Петр Великий пожаловал на первый зуб пряник.

Но вернёмся к истории архитектуры. Вот что пишут про рассматриваемое здание на портале Тверские своды: «Если мы правильно интерпретируем данные, полученные в ходе недавних исследований тверского историка Инны Поведской, целью владельцев здешних усадеб было при нарезке регулярной планировки отхватить себе такие куски новых кварталов, которые позволили бы им вести привычный еще по дорегулярному времени образ жизни среди «широкого двора», все заборы которого выходили бы на улицу (можно на разные улицы), но не в окна соседу. То есть и усадьба Арефьевых (от которой нам осталось только самое старое здание посада - дом Алексея Григорьевича Арефьева 1762 года постройки - достраивал дом его племянник Петр Матвеевич) и усадьба Петра Ивановича Пирогова с усадебным домом середины 1770-х гг. задумывались в охват торцов соседних кварталов, разделенных вновь запроектированной улицей (будущей Арефьевской, а теперь - Нахимова). Примерно, вот так:



38. Усадьбы Арефьевых и Пироговых. Взято с портала Тверские своды.

Развод купцов-соседей по разным углам тем более поразительный, что на предпочтительную и рекомендованную для каменной застройки красную линию набережной у Пирогова выходили только заборы. Зато на будничную и невидную Верховскую - каменные палаты, выстроенные едва ли не губернским архитектором Федором Штенгелем».

Штенгелем, Штенгелем - это в последние годы установили точно. А вот на счёт халтурил ли тут Россси или нет точно пока не известно.



39. Открытка издания Ф. Муравьева, 1901 года. Обозначим оба дома Арефьева ("а" - утраченный и "а1" - сохранившийся) и угол усадьбы Пирогова ("п" - к началу XX в. здесь стоял скромный домик середины XIX в., появившийся, вероятно, при измельчении прежнего домовладения). Стрелкой обозначено направление современного "Нового" моста. Фотограф стоит прямо на его линии. Взято с портала Тверские своды.

Словом, принцип «Не пялься ко мне в окна - и я тебе не буду» победил все усилия по регуляризации архитектурного облика Заволжья. Купцы-с...

Ну а теперь последнее уцелевшее историческое строение Заволжского посада. И те, кто давно читают мой блог, его знают.

Дом №38 по набережной Афанасия Никитина - Воскресенская церковь или церковь Трёх Исповедников.



40. Церковь Трёх Исповедников. Вид с улицы Горького. Северный фасад.



41, Вид из парка на набережной Афанасия Никитина.



42. Южный фасад прошлой осенью.



43. Церковь ночью. Покрадено в интернете.



44.



45



46.

Церковь с колокольней была построена в 1728-1731 гг. на месте ветхой деревянной церкви у перевоза (наплавного моста) через Волгу на средства купца Герасима Седова в стиле ржевского барокко. В каменной церкви было два престола: Воскресения Христова и покровителей домашнего очага Гурия, Самона и Авива. В 1815-1822 гг. на средства городского головы Егора Зубчанинова возведен южный придел по проекту К. И. Росси, освященный в честь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших». А нынешний ампирный вид и колокольню церковь приобрела стараниями губернского архитектора И. Ф. Львова (не князя) в 1824-25 гг. Правда, с авторством Львова спорят, говорят, что он только закончил работы по проекту К. И. Росси, но мне в это не верится - есть на колокольне типичные Львовские элементы.

После Революции церковь была закрыта, два яруса колокольни и фрески были уничтожены. Впоследствии церковь была объявлена памятником республиканского значения. В годы Советской власти в здании церкви располагались музей здравоохранения, морской и шахматно-шашечный клубы.

В 1996 г. церковь вернули верующим, а в 1997 г. в ней начались богослужения.

Вот и всё на сегодня. В следующий раз поговорим о Сталинской улице Горького.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII, Часть XIX, Часть XX, Часть XXI, Часть XXII, Часть XXIII, Часть XXIV, Часть XXV, Часть XXVI, Часть XXVII, Часть XXVIII, Часть XXIX, Часть XXX, Часть XXXI, Часть XXXII, Часть XXXIII, Часть XXXIV, Часть XXXV, Часть XXXVI, Глава XXXVII, Часть XXXVIII, Часть XXXIX, Часть XL Часть XLI, Часть XLII, Часть XLIII, Часть XLIV, Часть XLV, Часть XLVI, Часть XLVII, Часть XLVIII, Часть XLIX, Часть L, Часть LI, Часть LII, Часть LIII, Часть LIV, Часть LV, Часть LVI, Часть LVII, Часть LVIII, Часть LIX, Часть LX, Часть LXI, Часть LXII, Часть LXIII, Часть LXIV, Часть LXV, Часть LXVI, Часть LXVII, Часть LXVIII, Часть LXIX, Часть LXX

Архитектура, Чужие картинки, Природа, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up