Тверь. Времена года. Часть XXVII. Путевой дворец. Интерьеры II этажа. Парадные залы.

Jun 23, 2023 08:18


Ну вот мы и добрались до того, зачем обычно туристы ходят в Путевой дворец - до парадных залов.





Они занимают центральную часть второго этажа, начиная от Фарфорового кабинета и заканчивая Медальерным кабинетом. С Фарфорового кабинета мы и начнём.

Фарфора и вообще декоративно-прикладного искусства в экспозиции Путевого дворца хватает, да и было бы странно будь иначе - Кузнецовская фарфоровая мануфактура располагалась в Тверской губернии. Более подробно об этом можно прочитать здесь. Ну а мы будем просто смотреть.



Фарфоровый кабинет. Вообще-то тут раньше была буфетная, но сейчас это помещение относят к парадным залам, ибо тут находится коллекция мейсенского и китайского фарфора из собрания мужа Екатерины Павловны герцога Георга Ольденбургского.

Особенно хороша вот эта фарфоровая статуэтка - без смеха смотреть невозможно.



"Портной на козле". Иоганн Кендлер, 1737 г.

А теперь Гербовый зал - первый в парадной анфиладе.

Ну, не совсем первый - когда-то к парадной анфиладе относилсь и Малиновая столовая, о которой я рассказывал здесь.









Портрет великого князя Сергея Александровича. Александр Фёдорович Першаков







Портрет императора Александра III. Николай Густавович Шильдер



Ларец для хранения грамот. Подарок императрицы Екатерины II городу Твери.



Портрет великого князя Николая Александровича. Николай Густавович Шильдер





Царский сокольнийчий. Евгений Александрович Лансере



Ларец с акварелями В.Мазуровского.



Он же вблизи



Подносное блюдо. Кузнецовская фарфоровая мануфактура











При строительстве дворца на месте Гербового зала было две комнаты, но при реконструкции начала XIX в. К. И. Росси решил убрать перегородку и создал помещение для парадных обедов - своего рода парадную столовую.

В 1864 г. А. И. Резанов выполнил отделку помещения в русском стиле: дубовые панели на стенах, изразцовые муравленные печи, тяжёлая, основательная мебель. На фоне остальных помещений, оформленных в стиле Людовика XVI, Гербовый зал смотрится особенным.

А название своё зал получил из-за гербов Санкт-Петербурга, Москвы, Твери и уездных городов Тверской губернии, развешанных по стенам.

Но вот и холл парадной лестницы, он же Аванзал.

И там нас встречает первая хозяйка дворца - императрица Екатерина II Великая.



Портрет императрицы Екатерины II. Копия с оригинала А. Рослина. Неизвестный автор.





Фортуна. Огюстен Моро-Вотье

Белый зал - главный в парадной анфиладе.



Белый зал.











Изначально двухсветный зал для балов и приёмов был запроектирован П. Р. Никитиным довольно скромным, что для стиля позднего барокко вообще-то не характерно. Из декора, и то, частью, функционального, имелись только печь и камин по торцам зала да резные десюдепорты над дверями. Главным украшением пространства являлся цвет - белая штофная обивка. Освещение зала тоже выполнили скромным - только настенными светильниками.

При Екатерине Великой этот зал выполнял функции тронного и даже Тронным и назывался. Здесь проходили официальные августейшие приёмы, торжественные выходы и даже несколько раз императрица демострировала себя выборным от всех сословий с балкона зала.

Современный классический облик зал приобрёл при великой княгине Екатирине Павловне и её муже принце Георге Ольденбургском трудами К. И. Росси, оформившего его в стиле классицизма.

Росси изменил отделку стен, заменив обивку венецианской штукатуркой под мрамор, устроил хоры для музыкантов, поддерживаемые гипсовыми кариатидами. Изменил Карл Иванович и схему освещения - настенные канделябры дополнили две большие бронзовые люстры и зеркала по торцам зала, отражавшие свет люстр. Общее количество свечей достигло 200 - гигантское количество по тем временам. Завершал ансамбль мебельный гарнитур «кресел белых с позолотою и золочёными локотками, обитых жёлтым шёлковым штофом».

Здесь давали балы, званные обеды, веселились. Но не долго - в декабре 1812 г. Георг Ольденбургский заразился тифом при посещении госпиталя и умер, прожив всего 28 лет. В Белом зале было выставлено для прощания его тело. Екатерина Павловна не выдержала смерти любимого мужа и навсегда покинула Тверь. Так закончилась блистательная эпоха Малого Двора в истории Тверского Императорского путевого дворца.

Но всё течёт и министерство Двора дозволило использовать зал для губернских дворянских съездов и прочих торжественных мероприятий. А в 1864 г. император Александр II в приступе ностальгии (он в детстве несколько раз бывал в Путевом дворце) повелел реконструировать дворец. За дело взялся архитектор А.И. Резанов.

В Белый зал он привнёс декор в стиле Людовика XVI: золочёную лепнину, арочные карнизы над окнами. Тогда же вызолотили и кариатид, поддерживающих хоры. Интерьер зала окончательно сложился.

Далее у нас Голубая гостиная - парадная гостиная Екатерины Павловны.





















Портрет императора Александра I. Неизвестный художник.



Голубая гостиная относится к внутренним императорским покоям. Она была устроена в парадной анфиладе дворца архитектором П.Р. Никитиным в 1760-х гг. Из дверей гостиной начинались церемонии выходов императрицы Екатерины II к подданным, которые собирались в Белом зале.

После реконструкции дворца К.И. Росси в 1809 г. Голубая гостиная стала одной из самых роскошно отделанных парадных комнат. Именно в это время она и обрела своё название: голубой бархат для обивки стен гостиной выбрал сам император Александр I.

Это, пожалуй, одно из самых ампирных помещений дворца. Коринфские пилястры портала камина, дентикулы по потолку - Рим императоров, а не Афины, которыми вдохновлялся классицизм. Не хватает только воинских атрибутов в декоре, ну так и помещение женское. Не положено.

После передачи здания губернаторам, эта комната так и осталась гостиной. Здесь стоит та же мебель, что была создана по эскизам К. И. Росси в мастерской Франца Гессе в Петербурге: «диван белый с позолотою, обитый светлою материей кручëного шелка», стулья и кресла, два стола, зеркало.

Лиловый кабинет - личный кабинет Екатерины Павловны.







Две Екатерины - внучка и бабка: слева - великая княгиня Екатерина Павловна, справа - императрица Екатерина II Великая



Портрет великой княгини Екатерины Павловны. Анри-Франсуа Ризенер



Портрет императрицы Екатерины II. Пётр Семёнович Дрождин





Ваза в греческом стиле. Англия, начало XIX в.

Угловая комната северной анфилады появилась в 1760-х гг. и входила в собственные императорские покои Екатерины II. Это помещение вело в опочивальню, которая не сохранилась после двух реконструкций - сейчас там Левитановский зал. После реконструкции дворца в 1809 г. К. И. Росси помещение получило название Лиловый кабинет и стало и кабинетом, и будуаром Екатерины Павловны.

На этом, пожалуй, на сегодня закончим - остальные залы к парадной анфиладе, строго говоря, не относятся, ибо нынешние Левитановский зал и Зал передвижников были помещениями сугубо интимными: императорской спальней и спальней дежурной фрейлины. Кроме того, они не сохранили своего убранства и восстановление его невозможно - нет точных изображений. Потому эти помещени и используются, как выставочное пространство и о них - в следующий раз.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII, Часть XIX, Часть XX, Часть XXI, Часть XXII, Часть XXIII, Часть XXIV, Часть XXV, Часть XXVI

Живопись, Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up