Не рассказать об интерьерах Путевого дворца невозможно, но для меня это крайне трудная задача - и фотографировать интерьеры я не умею, да и рассказывать о них тоже. Так что буду учиться на ходу. И тырить фотографии более умелых фотографов из интернета.
Планировка дворца, как и полагалось в эпоху барокко, анфиладная с центральной осью симметрии. Ну, в теории. Как я писал
здесь, в Путевой дворец
П. Р. Никитин встроил часть старого Архирейского дворца, так что западное крыло нарушает строгую симметрию. Ниже на планах это хорошо видно (Север вверху, юг внизу, запад слева, восток справа).
Обмерный план Путевого дворца
Архитектурный план 1 этажа по состоянию на 1910 г Масштаб 3 аршина в 1 дюйме.
Архитектурный план 2 этажа по состоянию на 1910 г Масштаб 3 аршина в 1 дюйме. Сегодня у нас рассказ про 1 этаж, но пусть план 2-го тоже будет.
И южный фасад - больно хорош.
Видите как искривлено западное крыло? Да ось симметрии южного и северного фасадов не совпадает с осью планировки - парадный вестибюль (тот, что с 6 круглыми колоннами) смещён на запад. И это, наверное, хорошо - строгая симметрия слишком скучна.
Изначально интерьеры дворца, так же, как его экстерьер, были выдержаны в стиле барокко, но в процессе бытования единство внутреннего образа тверского Петергофа оказалось несколько нарушенным. Вкусы у жильцов были разными и посреди барочных интерьеров появились помещения, оформленные в стиле классицизма и романтизма, но, в целом, интерьеры всё же остались барочными.
А начнём мы знакомство с ними с парадного вестибюля, который, кстати сказать, оформлен в стиле классицизма. Его фотографии я позаимствовал
здесь. Собственные выкладывать не рискну - там сплошные головы и уши. А эти сделаны в последние дни реставрации, перед самым открытием.
Парадный вестибюль
Другой ракурс.
Классический классицизм, простите за тавтологию. Но про эти гранитные колонны и пилястры тосканского ордера, однотонные строгие стены и кессоны потолка иначе не скажешь. У меня почему то возникает ассоциация с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге - этим чудом Монферрана. Но это
К. И. Росси. А по замыслу первого архитектора П. Р. Никитина «парадные сени» имели квадратную в плане форму. Потолок поддерживали 4 деревянных столба, которые были украшены лепными барочными картушками.
А мы идём дальше - в анфиладу западного крыла мимо Парадной лестницы.
Парадная лестница, вестибюль которой украшает бронзовая конная статуя великого князя Дмитрия Константиновича работы скульптора Артемия (Артура) Лаврентьевича Обера.
На парадной лестнице давайте задержимся. Она того стоит.
Парадная лестница вид снизу.
Парадная лестница венчается сомкнутым сводом, в падугах которого размещены 4 живописных полотна кисти
Ф. И. Бруни. Стены второго яруса разработаны креповками, которые образовывают рамы для картин: в них помещены живописные пейзажи итальянских художников
Франческо Баттальоли и
Франческо Цуньо или Дзуньо - существуют 2 варианта написания этой фамилии.
На западной стене лестницы помещено зеркало в лепной раме с короной и вензелем императора Александра II.
Другой ракурс
На втором этаже. Зеркало с вензелем императора Александра II
Ещё.
И ещё.
Пейзаж Франческо Цуньо, чудом переживший Войну.
Пейзаж Франческо Баттальоли
Ну а мы возвращаемся на 1 этаж западного крыла и попадаем в залы, посвящённые европейскому искусству XV - XIX вв, а изначально это были фрейлинские и служебные помещения.
Схема экспозиции Тверской областной картинной галереи, расположенной в Путевом дворце. Схема позимствована мной с тверского новостного портала Твериград.
Первым делом мы оказываемся в помещении для прислуги с совершенно замечательной винтовой лестницей с маленькой экспозицией мейсенского фарфора и портретом создателя Путевого дворца - архитектора Никитина.
А потом перед нами открывается анфилада. Пространство тут без изысков - сугубо выставочное. Да исторические интерьеры тут прихотливостью не отличались - всё было сугубо рационально. Да и музейным пространством это стало ещё при великой княгине
Екатерине Павловне - добром гении Твери вообще и Путевого дворца в частности.
А вот коллекция живописи интересная: неплохая коллекция малых голландцев, не первого ряда, конечно, но весьма достойная, столь же интересная коллекция итальянцев. Из голландцев и фламандцев можно обратить внимание на работы Флориса ван Схотена, Иоста Корнелиса Дрохслота, Соломона де Брайа, Жан-Жозефа Вергагена, Абрахама Говартса, Николаса Берхема. А из итальянцев выделяются Франческо Баттальоли, Франческо Цуньо, Алессандро Маньяско, Джованни Батиста Ланджетти, Коломбо Джованни Батиста Инноченцо, Пиранези Джованни Баттиста, Джачинто Джиганте, Джованни Батиста Инноченцо Коломбо. Есть и французы: Жан Франсуа де Труа, Пьер Гобер, Клод Мишель (Клодион), Огюстен Моро-Вотье, Филипп де ла Гир, Дроллинг Мартин (Старший), Жанна-Антуанетта Пуассон, Антуан Куапель. Немало и неатрибутированных картин. Искусствовед из меня тот ещё, так что сам описывать всё это не стану, а отошлю желающих на
официальный сайт Тверской областной картинной галереи. Сам же только покажу свои, сделанные кривыми ручками, фотографии.
Как видите, интерьеры выдержаны в стиле классицизма, что очень хорошо подходит для музейного пространства. Всё строго, функционально и не отвлекает от экспозиции. Я старался это показать, но вышло так себе.
Надо бы, конечно, сделать отдельную серию по Тверской картинной галерее, но подготовки для этого у меня не хватает. Может как нибудь. А пока мы выходим в коридор и следуем к лестнице на второй этаж в западном павильоне.
Лестница западного павильона.
Но о втором этаже в следующий раз. Давайте пока с первым этажом закончим. На первом этаже западного павильона когда-то располагалась подсобные помещения Екатерининской церкви, а ныне находится постоянная экспозиция древнерусского искусства.
На первом этаже воссоздана мастерская иконописца и хранятся фрагменты фресок, мозаик и изразцов из разрушенных церквей Тверской области. Сам не знаю по какой причине, фрески я не сфотографировал. Непростительный косяк, конечно. Исправлюсь и дополню пост, а, может, и отдельный сделаю. А сейчас чем богаты...
Пособие по прорисовке фигур святых
Пособие "Положение рук и ног"
Икона "Богоматерь Одигитрия", если не ошибаюсь
Изразцы Владимирского стиля
Изразцы Суздальского стиля.
То же
Фреска св. Николай Мирликийский
Фреска "Иоанн Предтеча в пустыне"
Фреска «Святой преподобный Онуфрий Великий в молении Спасителю»
Византийская мозаика. VI в.
Но основное богатство экспозиции древнерусского искуства находятся на втором этаже западного павильона - в бывшей Екатерининской церкви. Это иконы тверского письма. Самая старая датируется XIV веком. Их я тоже позже покажу.
Первый этаж восточного крыла дворца сейчас занимают административные и культурно-просветительские, если так можно выразиться, помещения. Там размещаются научная библиотека с читальным залом, архив дворца, музейно-просветительский центр с лекторием, а на первом этаже восточного павильона - художественная школа при музее. А в императорские времена там гнездились сначала «кавалерские покои» - помещения для придворных чинов мужского пола, а позже - канцелярия губернатора.
Коридор восточного крыла используется, как выставочное пространство для сменных экспозиций. Сейчас там выставлена графика, посвящённая жильцам и посетителям Путевого дворца. К сожалению, в коридорах темно - рассмотреть гравюры и литографии получается, а вот сфотографировать - нет, ибо снимать со вспышкой категорически запрещено. Сделали бы выставочное освещение что ли...
А сейчас нам пора на второй этаж - знакомиться с главной изюминкой постоянной экспозиции - парадным залам и коллекции русского искусства XVIII - XX вв. Но это уже следующий пост.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI,
Часть VII,
Часть VIII,
Часть IX,
Часть X,
Часть XI,
Часть XII,
Часть XIII,
Часть XIV,
Часть XV,
Часть XVI,
Часть XVII,
Часть XVIII,
Часть XIX,
Часть XX,
Часть XXI,
Часть XXII,
Часть XXIII