Тверь. Времена года. Часть XIX. Улица Новоторжская от конца до Тверского проспекта.

May 15, 2023 10:11


Новоторжская улица (до 1923 г. - Косая Новоторжская улица, до 1952 года - Красноармейская улица, до 1991 года - улица Правды) - южный луч Никитинского Парадного Трёхлучия Твери, соединяющая  Тверскую и площадь Святого Благоверного князя Михаила Тверского.





Спланирована в 1760-е гг. архитектором П. Р. Никитиным, вместе с нынешними улицами Вольного Новгорода и Советской образовала три луча трёхлучевой планировки центра города.  Является южным лучом трёхлучевой композиции. Название, видимо, посвящено Новоторжскому уезду, хотя путь туда лежал по Новгородской ул. Возможно, название объясняется располагавшимися в начале улицы торговыми площадями - Хлебной и Мытной.

На Новоторжской улице сохранился ряд домов второй половины XVIII века (№ 9 Дом Куровых, № 20 Дом Швальвича, № 21 Дом Вагановых и № 25), конца XVIII - начала XIX веков (№ 11 Дом Карпова и 15), дом № 31 построен в 1811 году по проекту архитектора К. И. Росси. В конце XIX - начале XX века были построены дома: № 2, 4 (Дом Шлыгиных), 6а, 10 и 12б. Во время немецкой оккупации города (с октября по декабрь 1941 г.) многие дома на Новоторжской улице были повреждены или полностью разрушены. В послевоенные годы часть из них восстановили, на месте других построили новые здания, например, № 7 (1950-1953, архитектор Ф. И. Макаров) и № 23 (1954, архитектор И. П. Изотов).



Новоторжская улица слева.

Итак, мы стоим на площади Михаила Тверского - в конце улицы. Так и пойдём - от конца к началу. Топа-топа.

Дом №42 по улице Советская.







Об этом здании я подробно писал здесь, так что ограничусь только фотографиями выходящего на улицу фасада.

Дом №22 корпус 1 по улице Новоторжская.



Ничего примечательного - хрущоба она хрущоба и есть. Появилась она тут только потому, что является примером того, как нельзя относиться к исторической застройке. Да, существовавшие здесь до Войны дома ничего из себя не представляли и оккупацию не пережили, но такое-то зачем? Напротив через улицу стоит неплохой пример того, как можно стилизовать новое здание. Я имею в виду пристройку к дому №42 по улице Советская.

Дом №40 по улице Советская.



Описан здесь. Выходит на улицу своим дворовым фасадом и забором. Сказать можно ровно то же, что и про дом №22 корп.1.

Дом №25 по студенческому переулку.



Ещё одна хрущёвка, дополнительно обгаженная «маленьким Тбилиси» застеклённых балконов. А ведь когда я ещё учился в институте в 90-е проводился конкурс на реконструкцию и облагораживание городских хрущёвок вообще и этих в частности. И были очень интересные и с архитектурной, и с инженерной точки зрения решения, позволявшие изрядно уменьшить диссонанс в восприятии исторической улицы. И довольно дёшево, что характерно. 30 лет прошло, а воз и ныне там...

Дом №38 по улице Советская, он же гостиница «Селигер».





И о нём я писал здесь. А сейчас это всегородское гнездо порока 1930-х разворачивается перед нами своей изнанкой - тыльным фасадом. Справедливости ради «при Сталине такой фигни не было» - проектировавшие гостиницу архитекторы братья Яковлевы создали вполне приличный тыльный фасад, которым не стыдно выходить на улицу. Угрёбищные козырьки, вытяжки, блоки сплит-систем и разгрузочные площадки завелись уже в 90-е. Да и двор при историческом материализме выглядел куда приличнее и воспринимался, скорее, как сквер.

Дом №20 по улице Новоторжская или «Дом Швальвича».



Построен в конце XVIII в. в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Фамилия архитектора неизвестна, но, похоже, что к зданию приложил руку или сам Ф. Ф. Штенгель, или кто-то из его команды. Обратите внимание на характерные пилястры с капителями коринфского ордера на втором этаже, членение фасада 7-ю осями проёмов, рустовка по углам и прочие, характерные для школы Штенгеля элементы, о которых я писал уже немало. Однако, присутствуют и характерные для тверской архитектуры того периода барочные элементы: штукатурные зерцала под окнами 2 этажа, медальоны, надоконные зерцала с лепным узором. Что это - отсылка к творчеству школы Никитина или, может быть, она сама? Тайна великая есть.

Изначально дом принадлежал купцу С.А. Опурину, а с 1830-х - семье купцов Арефьевых. В  1870-х годах владельцем дома был генерал-майор Швальвич, который пожертвовал здание для размещения детского приюта.

Дом №31 по улице Новоторжская.





Вот тут уже классицизм без всякой примеси и изъятия. Полупортик с колоннами ионического ордера, коих, кстати, 4, что невольно отсылает к известному стихотворению А. К. Толстого «Портрет». Но Алексей Константинович в нём припечатал классицизм, ей-богу, со зла. А мы видим 5 осей проёмов, «неизменный греческий фронтон» с украшенным лепниной тимпаном, массивный карниз, выделенные клинчатые перемычки и соглашаемся - зрелый классицизм.

Так оно и есть. Здание построено в 1810 - 1820 гг. по проекту К. И. Росси. Да, того самого, только ещё не знаменитого. Перед нами очередной образец «Тверской Россики».

В 1870-х гг. дом принадлежал полковнику А.П.Львову, потом Чаплину, а в начале XX в. И.Ф.Галузину. Почему-то в городе считают, что это здание принадлежало архитектору И. Ф. Львову, который не имел к нему никакого отношения ни как архитектор, ни как собственник.

Дом №29 по улице Новоторжская.



Один из моих любимых домов в Твери. Очаровательный уродец. Построен в 1820-х неизвестно по чьему проекту (Да и был ли проект?) в непонятно каком стиле, но мил, как вечно сопящий, пускающий слюни и виляющий обрубком хвоста мопс. Только трёхглазый.

Дом №18 корпус 1 по улице Новоторжская.





Экое убожество, прости Господи! Но всё же лучше бетонной коробки дома №18, что скрывается за ним. А ведь задумка, в целом была неплохая и, при применении соответствующей отделки фасадов, могла выйти неплохая стилизация, надёжно прикрывающее собой нечто «из стекла и бетона» под номером 18. Но вышло то, что вышло. Фасадные кассеты и уродская стеклянная вставка однозначно причисляют здание к стилю «Лужковский ампир» - общественный сортир кафелем наружу.

Построено ЭТО в 2015 г., а по чьему проекту мне установить не удалось. Оно и логично - я бы тоже не хвастался авторством такого объекта.

До Войны на этом месте располагалось двухэтажное здание Дворянского училища 1776 года постройки. В 1834 г. Дворянское училище слили с Мужской гимназией, а здание передали под казармы 8-го Московского Гренадёрского полка и стали называть Владимирскими казармами. От чего Владимирскими - тайна великая есть. В 1918 г. в казармах разместился 143-й пехотный полк РККА. Войну здание не пережило.

Дом №27 по улице Новоторжская.



Ещё один любимый мной милый домик. Яркий образец того, как купцы средней руки и подрядчики средней же руки в 1820-х переосмысливали классицизм по бюджету. И ведь прелесть получилась - так и просится на язык термин «наивное искусство». Яркий и непосредственный русский лубок, воплощённый в камне. Пилястры с канелюрами по углам - мы что-то слышали о дорическом ордере, медальончики, разделённые триглифами - подсмотрели в городе. Шарман!

Дом №25 По улице Новоторжская.

Ныне на реставрации и потому выглядит так.



А до того имел вот такой облик.



Построен дом в конце XVIII - начале XIX вв. по проекту неизвестного архитектора. Стиль - переходный от барокко к классицизму. Говорят, что декор фасада частично утрачен, но реставраторы собираются его восстановить, ибо нашли материалы о том, как здание выглядело изначально. Будем посмотреть.

До реставрации в здании гнездились тверские библиофилы и располагалась мало кому известная книжная лавчонка, в которой можно было прикупить редкие издания.

Дом №16 корпус 1 по улице Новоторжская или «Особняк Шиндлера».



Построен в 1780-х в, традиционном для того времени, переходном от барокко к классицизму стиле. Архитектор неизвестен, но часть исследователей считает, что автором проекта был Ф. Ф. Штенгель и я склонен с ними согласиться.

Ритм и тектонику фасада задают ленточные русты по углам здания и в слабо выраженном центральном ризалите, а так же наличники с ушами. Наличники 2-го этажа имеют характерные барочные очертания.

Изначально дом был двухэтажным, о чём свидетельствует  массивный карниз в уровне перекрытия 2 этажа, однако, на рубеже XIX и XX вв. здание надстроили и оснастили балконом.

Здание являлось частью большой усадьбы, протянувшейся до нынешнего бульвара Радищева через весь квартал и включавшей в себя собственно особняк, дворовой флигель и четырёхэтажный доходный дом по нынешнему бульвару Радищева. До 1870-х участок принадлежал Удельному ведомству, а потом был продан швейцарскому подданному временному тверскому купцу Э. Г. Шиндлеру.

Сейчас здание занимает бутик «Антропология». Это его гомункулусы в подвёрнутых порточках торчат в стеклянных параллелепипедах перед фасадом. С этим можно было бы смириться, но бутик затеял строительство на землях усадьбы и намерен вкорячить во дворе 4-х этажное здание. Разрешение получено, строительство идёт, падшая женщина! Как это стало возможно, думаю, стоит разобраться Следственному Комитету.

Дом №34 по улице Советская.

На Новоторжскую выходит дворовый фасад здания и его ограда. Сколько себя помню, во дворе каждую весну обильно цветёт яблоня.





Об этом здании я писал здесь.

Дом №14 по улице Новоторжская.







Построен в 1834 г. по проекту, предположительно, губернского архитектора И. Ф. Львова в стиле классицизма. Изначально имел в высоту 2 этажа, но в 1930-х был надстроен 3 этажом. В Войну очень сильно пострадал и утратил весь декор. Та рустовка, что видна на снимке - восстановлена недавно и является временной мерой. Управление реставрации грозится раскопать первоначальный облик здания и произвести полную реставрацию. Дай то Бог.

В 1970-1980-е в здании располагался молочный магазин и культовое среди женской части города местечко - фирменный магазин «Dzintars». Из Москвы сюда за косметикой ездили. Да, вот так - мы тряслись в электричках в Москву за колбасой, причём собственного мясокомбината, а москвички сюда за рижскими духами и губной помадой. Рекбус, краксфорд © Аркадий Райкин.

Сейчас тут находится очень приличная кофейня.

Дом №12Б по улице Новоторжская или «Старая гостиница «Волга».





Одно из самых многострадальных зданий центра Твери. Я уже не упомню, сколько идёт его реставрация. Лет 15 точно, но, как видите, воз и ныне там. Видать, место проклятое, ибо строилось оно столь же долго и мучительно - с 1780-х, аж по 1894 г. комплекс зданий, который сейчас объединяет здание гостиницы постоянно объединяли, разъединяли, перестраивали, надстраивали, перепланировали. Подозреваю, что за первые 130 лет своего существования, этот комплекс простоял без лесов хорошо если лет 30.

Изначально, по Никитинскому генплану здесь располагалась городская усадьба, состоящая из главного дома и трёх флигелей. Потом их объединили, потом перестроили, потом один флигель отсоединили, потом снова присоединили и, наконец, на рубеже веков, тогда ещё не епархиальный и городской, а просто частный архитектор А. П. Федоров снова объединил всё это, надстроил и попытался «со всей этой фигнёй» взлететь. Получилось. И город украсился очередным примером тверской эклектики. Это был его первый крупный проект, хотя, часть исследователей отрицает авторство А. П. Фёдорова.

Как видите, ритм фасада задаёт ленточный руст на ризалитах и чередование декора оконных наличников. За горизонтальное членение фасада отвечают массивные карнизы. В целом, получилось хорошо, хотя, на мой вкус, стои ло бы остаться в рамках классицизма и выполнить фасад в более строгих формах, но я прекрасно понимаю, что тогда заказчики, en masse, были не сколько не лучше современных и любили «дорохо-бохато», а архитекторам, особенно молодым, приходилось этим вкусам потакать, ибо кушать хочется. Словом, всё течёт, но ничего не меняется.

В здании размещались лавки, ресторан, а квартиры на верхних этажах сдавались внаём. После Революции здесь открылась гостиница «Волга», затем Калининский отдел ВНИИГИС (впоследствии НПО «Союзпромгеофизика», ВНИГИК), делившей здание с с рестораном «Волга», затем филиал РГГУ и популярный у тверского студенчества кафетерий «Лондон». Хотя, какой там кафетерий - пивная. Сам там сиживал во студенчестве, потребляя пиво и чего покрепче под бутерброды с селёдкой. Будем надеяться, что дом всё же отреставрируют и вернут к жизни.

Флигель дома №12Б по улице Новоторжская.



То единственное, что уцелело от Штенгелевской застройки усадьбы. Был ещё один флигель, чуть дальше по улице, о котором долго (лет 40) спорили относился он к усадьбе или нет (оно и правда больше напоминало лабаз конца XIX в.) и в 2007 решили, что к усадьбе не относится и памятником архитектуры не является. После чего его, разумеется, тут же снесли, благо от него и так мало что оставалось. Так оно было на самом деле и тут вопрос решили «рекомендательные письма за подписью Геращенко» - судить не возьмусь.

Дом №23 по улице Новоторжская.









Самый выигрышный ракурс. Покрадено в интернете. Таким дом был года три назад. Сейчас с этого ракурса не снять - на точке съёмки плитку меняют.

Построен в 1954 г. по проекту архитектора И.П. Изотова. Один из наиболее нарядных домов эпохи советского неоклассицизма. Отличается "триумфальным" характером. Доминантной композицией является плавно округлённая угловая часть, над которой на крыше возвышаются два квадратных в плане павильона, окружённые потртиками с колоннами коринфского ордера. Полуколонны и пилястры на фасаде венчаются капителями ионического ордера. Интересную тектонику фасаду придают эркеры, достигающие второго этажа и завершающиеся балконами, ограждёнными балюстрадами. Не совсем обычен руст «в перебежку». Не то чтобы он был не характерен для тверской архитектуры, но у нас всегда больше любили ленточный руст или комбинацию рустов, а чтобы только «в перебежку» - это поискать надо.

С момента постройки в скруглённой части здания размещалось Кафе-молочная, которое начиная с 90-х сменяли всякоразные едальни, салоны сотовой связи, микрофинансовые конторы и всякая шелупонь. Сейчас там пекарня-кондитерская. Посмотрим надолго ли. Первый этаж дома, некогда жилой, сейчас занять ювелирными и модными магазинчиками.

Дом №12А по улице Новоторжская.







Тот самый дом, что возвели в 2007 г. на месте снесённого то ли флигеля, то ли лабаза, то ли памятника, то ли не памятника, по проекту, вроде бы А. Ю. Барковского. Он решил показать urbi et orbi, что умеет в модерн. Положа руку на печень - умеет, вот только посреди сложившегося ансамбля стоило бы быть скромнее и ограничиться новым прочтением классицизма или барокко. В прочем, это же Тверь и эклектика - наше всё, в т.ч. и в организации городской среды. Могло ведь быть и хуже. По крайней мере, отторжения у большинства жителей города здание не вызывает и чирьем на заднице в застройке не смотрится, что бы там не говорили.

Дом №21 по улице Новоторжская, он же «Дом Ваганова», он же «Дом с Атлантами».











Построен в 1780-е годы. Автор проекта неизвестен. Лично я поставлю на Ф. Ф. Штенгеля, но то мои личные тараканы. Изначально, стиль был переходный от барокко к классицизму с преобладанием барокко.

Западная часть в 9 осей проёмов - более старая, восточная - появилась позже - в 1892 г. И вообще здание неоднократно перестраивалось и, по доброй тверской традиции, стало откровенно эклектичным. Например, в 1910 г. оно выглядело так.



Как видите, тогда над входом имелся выносной эркер в формах модерна и ажурный кованный козырёк, а так же парапет с пилонами, на которых размещались вазоны. И то, и другое было утрачено в Войну. Во время реставрации здания их решили не восстанавливать, приняв за эталонный вид здания на 1890-е годы.

Декор фасадов по-барочному прихотлив, но, на удивление из-за этого образ здания не пестрит и не рассыпается, хотя тут тебе и арки с прихотливыми софитами и замковыми камнями, и русты, плоскости между которыми декорированы под шубу, и гирлянды, и лучковый фронтон с прихотливой виньеткой на тимпане, и карнизы с филёнками и без, и дентикулы, и пилястры, и маскароны на замковых камнях проёмов 1 этажа и главное - атланты, поддерживающие балкон центрального ризалита западной части. Словом, не дом, а архитектурная энциклопедия.

Изначально здание выглядело строже, а нынешний эклектичный вид приобрело при владельце И. Е. Ваганове (возможно, одновременно с возведением в 1892 г. надворного флигеля), был заново декорирован главный южный фасад, с востока сделана равновысокая пристройка, а северо-западный угол скруглен встройкой.

Обильный эклектичный декор главного фасада, где центр первоначального объема выделен ризалитом в три оси, ориентируется на ренессансно-барочные формы.

Руст, покрывающий стены первого этажа, обработан «под шубу», над прямоугольными окнами в узких рамочных наличниках помещены замковые камни с гротескными бородатыми масками. В ризалите балкон с чугунной решеткой фасонного литья поддерживают четыре атланта в львиных шкурах.

Углы здания и ризалита во втором этаже фиксированы каннелированными пилястрами коринфского ордера. Над ризалитом - лучковый фронтон, в тимпане которого помещен рыцарский герб со щитом и орнамент из аканта.

После Ваганова в 1920-1930 гг. зданием владело ОГПУ, после него - всякие незначительные конторы, в 1990-е здание заняла фирма «Андреев-Софт», много сделавшая для его сохранения. Теперь фирма занимает дворовые флигели, а в главной части дома размещается музей «Экспериментариум».

Дом №10 по улице Новоторжская или «Дом Подсыпаниных».





Построен в 1790-е, современный вид приобрёл в 1884 г. Авторы ни первоначального, ни окончательного проекта неизвестны. Стиль - классицизм с барочными элементами. Ритм и тектоника фасада задаётся центральным ризалитом с барочным фронтоном и вторым фронтоном в восточной части здания, а так же окнами и их обрамлением.

Сейчас здание занимает Комитет по охране памятников, а когда-то дом принадлежал купцам Подсыпаниным - моим предкам по материнской линии. Так что мы с моим двоюродным братом, пожалуй могли бы и претендовать, да... Но хватит о бывшей семейной собственности - улица продолжается.

Дома №19 и №19А по улице Новоторжская или «Центральный овощной».





Построен в 1973 г. в рамках расширения Тверского проспекта по проекту института «Калинингражданпроект» (ГАП В. А. Титов). Как видите, здание «с претензией». Старожилы рассказывали, что в изначальном проекте фасады здания имели ампирный декор и неплохо вписывались в Сталинскую застройку Тверского проспекта, но не срослось - «архитектурные излишества» почикали. Но даже в таком виде здание смотрелось более-менее. Окончательно его испохабили в 1990-е, когда фасад «украсился» маленьким Тбилиси застеклённых балконов, угрёбищным козырьком в корпоративном стиле «Универсала» и аляповатыми вывесками. А апофигеем этого безобразия стал дом №19А - булочная в стиле Лужковского ампира - общественный сортир кафелем наружу и с башенкой. «Блеват кидат», падшая женщина!

Дом №8 по улице Новоторжская.



Ещё один выкидыш конструктивизма 70-х. На этот раз без претензий. В советское время его хоть плакаты немного украшали, а сейчас  - мату в горле тесно.

И на этой грустной ноте мы прервёмся. За Тверским проспектом нас ждёт продолжение.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up