Теперь уже очень много путаницы с языческими праздниками, мало того, что сказывается разница календарей: "старый стиль", "новый стиль" - так ещё и в стародавних временах христианство, у которого так и не получилось языческие праздники изжить совсем - "перестроило" их на свой манер и на другие даты)) Русалии были "приноровлены", привязаны в календаре уже в XII в. к христианской троице и завершались строго фиксированным днём летнего солнцестояния - днём Купалы (христ. - рождества Иоанна Крестителя). Киевская летопись второй половины XII в. называет «русальной неделей» седьмую неделю после христианской пасхи, завершаемую праздниками троицы (седьмое воскресенье) и сошествия святого духа (духов день, пятидесятница)." Так что о датах НАСТОЯЩИХ древних Русалий лучше по "новомодным" и церковным поправкам не судить)) А историки всё же указывают совсем другие даты для Русалий, да и сами Русалии не ограничивались одной неделей тогда. Хотя главный "русалий заход" - как был на Ивана Купалу, так и остался. Теоретически Русалии начинались на Ярилин День (4 кресеня \ июня) и заканчивались на летний Солнцеворот - Купало.
Конечно, привязываются)) Колесо года чтили во всех буквально языческих традициях. И День летнего солнцестояния был кульминационным этапом всех летних русалий. А сами русалии до кульминации - были коллективным волхованием и молениями о дожде, об урожае, призывалась животворящая и оплодотворяющая сила. К сожалению, настоящие подробности и порядок проведения обрядов можно сказать на Руси утрачен. Всё, что сохранилось сейчас - скорее вольные и далеко не точные интерпретации.
>>"Кроме плясок, "плясания русалией", "скакания", содержание русалий составляли какие-то языческие обряды, к сожалению, не описанные церковными авторами, а лишь обобщенно называемые "игрищами бесовскими", "играми идольскими", "игрищами неподобными". Лишь однажды упомянуты игры "куклы", что заставляет вспомнить этнографически известные похороны чучел Костромы, Кострубонька или фаллической "куклы" Ярила. Иногда русалии сопровождались чем-то вроде первобытных турниров, когда люди, державшиеся бесовских обычаев треклятых эллинов начинали "в божественныя праздникы позоры некакы бесовьскыя творити с свистанием и с кличем и воплем съзывающие некы скаредныя пьяница и бьющеся дрекольем до самыя смерти" 41.
Большой интерес в этой связи представляют болгарские этнографические сведения о русалках, русалиях и специальных служителях культа русалок - русальцах, собранные Д. Мариновым.
"Русалки суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и крыльями". Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив 42. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой - об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество 43. Все это происходит в июне, который и называется "русальским месяцем".
Русальная неделя (у болгар начинается с троицына дня) соблюдается строжайшим образом. Малейшее нарушение приводит к тому, что провинившийся заболевает русальской болезнью. Нельзя работать, нельзя посещать особые самовильские кладенцы (русалочьи колодцы), нельзя спать под священным самовильским деревом; все люди должны быть на игрищах-русалиях.
Болгарская этнография сохранила ценнейшие сведения о своеобразном деревенском языческом жречестве, о волхвах XIX в. - о "русальцах", проводивших игрища русальной недели. В их магических действиях мы видим два основных элемента, связанных с двойственными функциями русалок, - воду и травы, чародейные зелья 44. "<<
Русалии были "приноровлены", привязаны в календаре уже в XII в. к христианской троице и завершались строго фиксированным днём летнего солнцестояния - днём Купалы (христ. - рождества Иоанна Крестителя). Киевская летопись второй половины XII в. называет «русальной неделей» седьмую неделю после христианской пасхи, завершаемую праздниками троицы (седьмое воскресенье) и сошествия святого духа (духов день, пятидесятница)." Так что о датах НАСТОЯЩИХ древних Русалий лучше по "новомодным" и церковным поправкам не судить))
А историки всё же указывают совсем другие даты для Русалий, да и сами Русалии не ограничивались одной неделей тогда. Хотя главный "русалий заход" - как был на Ивана Купалу, так и остался.
Теоретически Русалии начинались на Ярилин День (4 кресеня \ июня) и заканчивались на летний Солнцеворот - Купало.
Reply
Вот только с этой путаницей туго понять, КАК именно +;)
Reply
>>"Кроме плясок, "плясания русалией", "скакания", содержание русалий составляли какие-то языческие обряды, к сожалению, не описанные церковными авторами, а лишь обобщенно называемые "игрищами бесовскими", "играми идольскими", "игрищами неподобными". Лишь однажды упомянуты игры "куклы", что заставляет вспомнить этнографически известные похороны чучел Костромы, Кострубонька или фаллической "куклы" Ярила. Иногда русалии сопровождались чем-то вроде первобытных турниров, когда люди, державшиеся бесовских обычаев треклятых эллинов начинали "в божественныя праздникы позоры некакы бесовьскыя творити с свистанием и с кличем и воплем съзывающие некы скаредныя пьяница и бьющеся дрекольем до самыя смерти" 41.
Большой интерес в этой связи представляют болгарские этнографические сведения о русалках, русалиях и специальных служителях культа русалок - русальцах, собранные Д. Мариновым.
"Русалки суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и крыльями". Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив 42. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой - об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество 43. Все это происходит в июне, который и называется "русальским месяцем".
Русальная неделя (у болгар начинается с троицына дня) соблюдается строжайшим образом. Малейшее нарушение приводит к тому, что провинившийся заболевает русальской болезнью. Нельзя работать, нельзя посещать особые самовильские кладенцы (русалочьи колодцы), нельзя спать под священным самовильским деревом; все люди должны быть на игрищах-русалиях.
Болгарская этнография сохранила ценнейшие сведения о своеобразном деревенском языческом жречестве, о волхвах XIX в. - о "русальцах", проводивших игрища русальной недели. В их магических действиях мы видим два основных элемента, связанных с двойственными функциями русалок, - воду и травы, чародейные зелья 44. "<<
Reply
Leave a comment