Христианская иконка-медальон Нифонта "Бесопрогонителя" 18 век.
Надпись: "ПРОКЛЯТ ВСЯК, КТО ОСТАВИТ ЦЕРКОВЬ БОЖИЮ И ПОСЛЕДУЕТ РУСАЛИЯМ"
Попробуем разобраться, что же передставляли собой древние языческие праздники Русалии. И чем же они такие страшные?)))
Благо этому празднику вообще повезло, исторически о нём сохранилось очень много информации, артефактов и свидетельств. Да и русский народ фактически очень-очень долго продолжал, причём массово, невзирая на запреты, соблюдать свои языческие традиции, хоть и был давным-давно крещён. И именно это вызывало крайнее недовольство батюшек и их проклятия (надпись на иконе не из "старины глубокой", а уже 18 века, как никак))).
Ещё любопытно, что невзирая на всю борьбу церкви с Русалиями - мы и сейчас имеем в нашей традиции и всем известную Русалочью неделю и праздник Ивана Купалы.
Ночь на Ивана Купала в Суздале. Наши дни.
Из "Повести временных лет": "...словом только называемся христианами, а живем, как язычники.... Но дьявол обманывает ... и иными способами, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят; когда же бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви..."
Борьба церкви с язычеством отнюдь не была легкой - часто у служителей просто опускались руки и они жаловались: "Мнози на игры паче текут (идут),неж (чем) к церкви; кощуны (языческие книги) и блядословие любят более книг (христианских?)".))
Для изживания языческих игрищ в XI веке был введен "петровский пост", который удивил даже самого тогдашнего митрополита-грека Георгия!) Он длился 6 недель и перекрывал главный языческий праздник - Русалии на Ивана Купалу. Сохранилось большое количество угроз и проклятий, которые церковники обрушивали на паству. Их борьба с древними верованиями чем-то напоминала борьбу комсомольцев за то, чтобы молодежь на Пасху не ходила в церковь))
И своего они всё же постепенно добились.
Впадали в забвение языческие обряды, исчезали ритуальные жезлы и маски, другие предметы древнего культа, были сожжены древние книги "кощуны", закопаны в клады серебряные русальские наручи, праздник "Иван Купала" трансформировался в день рождества Иоанна Предтечи. А царь Алексей Михайлович, чтоб не разбаловались,)) даже под страхом смерти некогда запретил народу играть на музыкальных инструментах (!!!)
"Русалки" русского художника Маковского
А вот РУСАЛКИ древних славян - это совсем не то, что мы сейчас называем русалками, это отнюдь не девы с рыбьими хвостами, и не утопленницы, превратившиеся в речных или болотных, озёрных див. Для подобных существ на Руси были свои, другие названия: водяницы, навьи и другие.
РУСАЛКАМИ называли обобщённо различных природных духов: духов полей, дождя, воды, разнообразной растительности и плодородия - и изображали такую "обобщённую" русалку в виде очень красивой девушки с крыльями. Либо и с крылями и с русалочьим хвостом одновременно. Эти изображения присутствуют на так называемых "русалочьих деньгах". Доподлинно неизвестно, были ли эти монеты в обиходе - скорее всего - нет. Поскольку находили и находят их от Рязани до Твери и от Владимира до прикарпатской Галиции - практически только по берегам рек и водоёмов, что дало основание учёным предполагать, что монетки носили сугубо ритуальный, сакральный, а никак не коммерческий характер - их жертвовали водяным духам. Возможно ещё, что монеты с изображением русалки занимали какое-то место в магических обрядах Русалий.
Так что и пушкинская русалка - та, что "на ветвях сидит" - вовсе не обязательно похожа на андерсеновскую русалочку, как нам обычно представляется. Очень даже может быть, что сам Александр Сергеевич тогда подразумевал прекрасную и крылатую женщину-птицу)))
Вера в русалок до 17 века называлась "волхованием" и "очарованием" (от слова "чары"). "Русалии" - моления русалкам - праздновались 4 раза в году. В славянском календаре выделялись два важнейших цикла - зимние (12 дневный цикл) и летние русалии.
"Русальная неделя" (с 4 июня), "русалии", "русалкино заговение", "проводы русалок", "русалчин велик-день" были разбросаны в диапазоне с середины мая до начала июля. Главным языческим праздником были Русалии на Ивана Купалу - 24 июня. Разноречивые описания купальских русалий, доживших кое-где до начала 20 века, дают картину, близкую к римским вакханалиям и нынешним латиноамериканским карнавалам. Люди ждали Купальских торжеств целый год, на праздник надевали лучшую одежду и маски и пускались в полный разгул. Вот слова, которыми церковные очевидцы 11 века описывали происходившее: "пение бесовское", "говор бесчинный", "плясование", "позорование", "скакание", "многовертимое плясание", "позорище","глумление", "скверные дела", "игрища неподобные"!!!))
Современные языческие (не исторические) источники порой слишком идеализируют и приукрашивают "русалочьи" обряды, "стыдливо" опуская подробности вроде ритуальных соитий на свежевспаханном поле. Поэтому за основу рассказа я взяла не популярные приторно-сказочно-красочные мифы, коих вы найдёте о Русалиях сколько угодно, а исследования историка Б.А.Рыбакова ("Язычество Древней Руси", некоторые картинки тоже оттуда)
Все происходившее включало в себя ритуальные пляски, сопровождалось разнообразными обрядами под звуки флейты, плетением венков, шествиями с чучелами, драками стенка на стенку с дрекольем, хороводами, прыжками через костер, купанием в натуральном виде и разгулом свободной любви. А ритуальный coitus на вспаханном поле - был распространен еще вплоть до XIX века!!!
Русальские обряды сопровождались и употреблением галлюциногенов - "священных трав" и чесночного настоя, который пили во время исступленного ритуального танца: русалочьи пляски велись в сверхбыстром, бешеном темпе, когда казалось, что русальцы даже и не касались земли. "Русальские травы" для обряда собирал только главный колдун, который наследовал свою должность от дедов и прадедов.
Изображение русалий (Радзивилловская летопись) и ритуальный костюм для танца (Пензенская губерния)
Костюм для танца был платьем со спущенными и очень длинными рукавами - они свисали почти до щиколоток. А находки великолепных серебряных русальских наручей в кладах XII-XIII вв являются безусловным доказательством того, что за 300-400 лет до Ивана Грозного сами русские княгини возглавляли языческие обряды и, вероятно, сами исполняли главную роль в священном танце русалки! Описание такого танца ("многовертимого плясания"), сопровождающегося массовыми галлюцинациями, сохранилось, например, в сказке о Царевне-Лягушке (красавице Василисе Премудрой):
"Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась - всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды, махнула левой - стали летать разны птицы. Все изумились. Отплясала - и вмиг ничего не стало..."
Характерно, что на наручах (браслетах) для ритуального танца из найденных археологами кладов - на правом наруче изображены символы леса и воды, а на левом же - шесть птиц и семарглы (божества огня). "Махнула рукой" - это явное описание гипнотизирующего пасса. После него зрители впадали в состояние измененного сознания - "изумление", сопровождавшееся галлюцинациями. Сама же пляска с вращением на одном месте очень напоминает танец суфийских дервишей, во время которого они впадают в глубокий транс.
Путешественник Сефрид, посетивший славян в 1121 году, так описывал Русалии:
"...Приблизившись, мы увидели около 4000 (!) человек, собравшихся со всей страны. Был какой-то языческий праздник, и мы испугались, увидев как безумный народ справлял его играми, сладострастными телодвижениями, песнями и громким криком..."
Естественно, организовать такое мероприятие и удержать "обезумевший" народ хоть в каких-то рамках одному колдуну было не под силу. Ему подчинялась "русальская дружина" (от 3 до 13 человек) из крепких, непьющих, уважаемых крестьян, с крепкой семьей, умеющих хорошо прыгать и поддававшихся гипнозу колдуна. "Русальцы" образовывали тайную мистическую организацию со сложными ритуалами. Они давали страшную клятву исполнять все русальные обряды и хранить тайну: "...Да погаснет очаг в моем доме, пусть змеи и ящеры совьют свои гнезда в нем...Да не примет земля мои кости...". Именно русальская дружина во главе с колдуном и были главными организаторами русалий. Чтобы выделяться из толпы, русальцы подвешивали к поясу и обуви колокольчики (аналог повязки "ДНД" :) и "русальские жезлы" (метровые дубинки). Всю русальную неделю дружины русальцев шествовали из села в село, празднуя от зари до зари. "Там, где они прошли, нивы цветут..." Ни спать, ни уклоняться было нельзя - русальцы строжайше следили, чтобы все люди были на игрищах. Всю неделю русальцы не крестились и не молились по-христиански ни при каких обстоятельствах.
Какой кошмар, скажете вы? Секс, наркотики,рок-н-ролл и вообще непонятно что?)) А давайте подумаем здраво:
Куда же теперь делась потребность молодежи в ярком, буйном выходе энергии??? Да загляните на любую молодежную вечеринку, когда родителей нет дома - и вы поймете, как это некогда могло выглядеть: шум, крики, алкоголь, музыка на всю катушку, танцы, пьянка, драка, матерщина, возможно те же "священные травы" и возможно (о ужос!)групповуха. Ну разве что через костер не прыгают :)
Посмотрите и поймёте: естественную Энергию, которая просит выхода - нельзя задавить принудительной аскезой. А задавишь - так она всё равно выйдет, вылезет - только на этот раз, возможно, боком. Что куда лучше, когда подобный угар и "бесчинства" были раз в году - и под полным контролем уважаемых, мудрых и авторитетных людей, "русальской дружины", а не вызванной соседями милиции...
И несколько слов о "БЛЯДОСЛОВИИ")) Кому интересно, ЧТО именно имели в виду церковники, советую прочитать вот этот комментарий
http://vodani4-ey.livejournal.com/121567.html?thread=2248415#t2248415 ЗЫ: Кстати, сама я считаю, что в делах Высшего канонов нет. И если кому не по душе вольный и бесшабашный разгул - при желании, если кто вдруг захочет почтить природных русалочьих духов:) - можно сделать это и весьма чинным, красивым и изысканным способом))
"Рецепт праздника" от Леди Мявы -
http://users.livejournal.com/_mjawa/991229.html