На дворе у нас сентябрь, День знаний, учебный год и все такое. Самое время повспоминать школу, тем более в творческом марафоне #делобылоосенью есть челлендж #10школьныхисторий. История # 1 - о святочных рассказах. Школа "Семинар "Бейт Яаков яшан", Иерусалим.
* * *
Все знают, что я большой Плюшкин и храню всякое. Среди всякого периодически находится интересное. Жанр "святочных историй" очень популярен на разного рода миссионерских встречах, лекциях, сайтах...
Кирувные деятели тоже этим увлекаются - приторно и надрывно, неправдоподобно и притянуто за уши, но работает! Про эти сладостно-благостные истории очень важно знать, т.к. зло - оно не сразу бросается на людей с ножом на гей-параде, где его можно схватить, арестовать и посадить. Зло - оно задолго до таких вот решительных действий является потихоньку, в виде рассказов, народных мудростей, поучений или моральной якобы поддержки и пожеланий духовного роста. Этакий волк в овечьей шкуре. Так вот важно "называть ребенка по имени", называть вещи и явления своими именами.
Миссионеры отнюдь не выдумали стиль святочных рассказов, они лишь продолжают добрую традицию воздействия на зомбированные умы. Среди аборигенов ультраортодоксального населения очень распространена практика "историй с придыханием и закатыванием глаз", от которых сладостно кружится голова, загорается огонь в груди, ощущается связь с Народом, Поколениями и Небесами.
Эти рассказы начинаются в садиках и хейдерах - их с выражением декламируют воспитательницы и ребе, продолжаются из папиных уст за субботним столом ("шкоех, шкоех" - негромко, сдержанно, с ощущением благолепия), ну и вовсю царят в школах - как в младших, так и в старших классах.
В школу ходила и я - абсолютно зомбированная. С блеском в глазах стадо из 45 девиц слушало этот бред, который назывался уроками философии иудаизма, или (вообще цинично и комично) - уроками еврейской истории. Мы конспектировали это в тетрадки, сдавали по этому "материалу" экзамены, получали отметки в табель. И верили этому всему, оно проникало внутрь и доводило до состояния экстаза: прикоснулись к Свету! Страшно и неприятно это вспоминать - но уж как есть. Собственно, в своих коробках я нашла свои старые учебники из иерусалимского семинара "Бейт Яаков". Находкой буду делиться в постах - энжойте, граждане, где еще такое увидишь. Ну и опять-таки пруф: я устала уже слушать, что все это мне показалось, что я слишком остро все воспринимала, что мне просто "не повезло с общиной", что "я знаю харедим, я с ними работаю, они совершенно не такие".
К слову, короткое отступление. Не хочу этим постом чернить иудаизм, еврейский народ, ультраортодоксальное общество в целом. Во всем этом много хорошего, ценного и важного. Но есть и вот этот ужас, который ниже - из песни слова не выкинешь. И это не "секта, пара сумасшеших, чего там о них говорить". Огромная группа населения пропагандирует такие взгляды.
Итак, брошюра "Сборник источников из уст Великих Израиля", по темам "Просвещение, реформа и Холокост") материалы к урокам еврейской истории, 4 класс семинара (4 класс в семинаре это 12 класс обычной школы), 5756 г. (1996 г.): Переведу главку из брошюры - люди ивритоговорящие, где перевод неточен, подправьте, пожалуйста! - текст сложноват, а черт, как известно, в деталях:
"Литература просвещенцев
Никчемность литературы просвещения:
"Они трудятся, и мы трудимся" - они трудятся и копошатся в грязи, а мы трудимся и изучаем Тору.
Как-то раз прибыл в Каменец светский поэт Х.Н. Бялик, который в молодые годы провел несколько лет в Воложинской ешиве и близко знал рава Боруха Бера. Он хотел повидать "друга юности" (кавычки сохранены. - Е.Г.). Поначалу рав Борух Бер отказывался одарить его даже взглядом, ведь сказано "Нельзя смотреть в лицо злодею", но в итоге смягчился и разрешил Бялику войти в комнату, но не дал ему раскрыть рта, а сам обратился к нему с жалостью в голосе: "Мы оба были в сени Воложинской ешивы, а теперь посмотри, каков мой удел, а какой твой: евреи - самый умный народ из всех народов, а те, кто учат Тору - самые умные из всех евреев. Среди них в первом ряду идут литовские евреи, а среди них, сливки из сливок - ученики ешивы "Каменец". И вот когда я читаю им лекцию, разъясняю новые объяснения еврейского закона, напрягаются ученики, чтобы понять сказанное мной, дискутируют: один говорит - он имел в виду это, а другой спорит: нет, он имел в виду другое. Самые лучшие умы мира жаждут постичь мою мудрость - и она останется жить в поколениях...Ты же сочиняешь стихи и рифмы - а кто их распевает? Пойдем выйдем на улицу, найдем девчушку детсадовского возраста в грязи и дерьме, бормочет один из твоих стишков. Вот такие плоды моих трудов и плоды твоих трудов".
И да - слушали, внимали, впитывали "мудрость" и приникали к Истине.