"45 лет" (2015, Великобритания)

Nov 13, 2020 20:09



Посмотрела напополам с Роми замечательный фильм "45 лет". Почему напополам? Потому что Роми досмотрела лишь до половины, сказала что фильм ни о чем и никакой. На мой взгляд - фильм обо всем и великолепный. Но может это пятого десятка ощущение, или просто наложилось на то, что я сейчас думаю-чувствую? Не знаю.

Итак, "45 лет", Великобритания, 2015. Режиссер Эндрю Хэйг. В главных ролях Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни.

В фильме есть история и предыстория. Предыстория страшная, история глубокая, заставляющая задуматься. Из Википедии короткой строкой:

Кейт (Шарлотта Рэмплинг) и Джефф Мерсер (Том Кортни) - пожилая бездетная семейная пара. Они живут в английской провинции - в графстве Норфолк - и готовятся отметить 45-ю годовщину своей свадьбы. По этому поводу они планируют устроить торжественный приём: хотя дата не очень круглая, но за пять лет до этого им не удалось отметить 40-ю годовщину из-за того, что Джефф попал в больницу и перенёс операцию.

Неожиданно Джефф получает письмо с сообщением о том, что в Швейцарских Альпах найдено тело Кати - немки, с которой много лет назад его связывали романтические отношения, и которая трагически погибла в их совместном походе за пять лет до его свадьбы с Кейт, провалившись в ледниковую трещину. Нахлынувшие воспоминания, а также вопрос - «Что было бы, если бы Катя не погибла?» - заставляют Джеффа по-новому взглянуть на некоторые аспекты его отношений с Кейт, для которых эта ситуация оказывается серьёзным испытанием. 

И уже сюда до кучи спишу слова критика Питера Брэдшоу о том, что в фильме показан «портрет взаимоотношений, в которых двое преданных, но при этом парадоксально независимых и уверенных в себе людей почему-то недостаточно знают друг друга - и, возможно, даже себя самих».

Не могу сказать, что я увидела в фильме независимость и уверенность главных героев, по крайней мере это впечатление померкло рядом с тем, что упоминается во второй части слов критика: с ужасом людей, обнаруживших, что жизнь вместе прожили, а друг друга не знают, и самое главное с собой-то и со своими реакциями тоже по сути дела не знакомы. С кем я живу и почему? - ужасный вопрос, если он возникает накануне празднования 45-летия семейной жизни.



Да и вообще такие встряски накануне планируемого праздника вдвойне травматичны: праздновать, ведь все заказано уже - зал, диджей, угощение, все приглашены. Или не праздновать, раз по сути праздновать нечего, а пришло время расходиться? В такой ситуации человек мечется еще сильнее, ведь надо тут же принять какое-то решение, нет времени взять паузу.

Шарлотта Рэмплинг великолепна, на мой взгляд - все там как на ладони: смятение, ревность и боль, попытки - и невозможность справиться с собой. Сцена просмотра слайдов сильная очень как в плане игры, так и в плане операторской съемки: искаженное ужасом лицо освещено, по сути, приветом из прошлого пятидесятилетней давности, который ей посылает давно погибший человек.

Фильм о скелетах в шкафу? Не знаю, не сказала бы. У выражения "скелет в шкафу" отрицательная коннотация, это сразу настораживает. Но прошлое человека зависит от того, как к нему отнесутся из настоящего. Скелет? А может просто часть биографии - хорошая, светлая, к которой не надо ревновать по прошествии 50 лет?



Конечно, есть и обида - а почему человек, живя полжизни с супругом, не рассказал о своей трагедии из добрачной эпохи. И опасение звучит в самом фильме: возможно, человек вошел в семейную жизнь лишь как в терапию от потери. Нашел себе замену погибшему человеку: зовут похоже, цвет волос один и тот же - и зажил с ней в настоящем, думая все же о прошлом.

Фильм мне понравился еще тем, что пока мы смотрели его, все думали: окончится он так-то. И Роми сказала: в конце так будет. А было совсем иначе - и конец у фильма впечатляющий.

О чем фильм? Не о скелетах в шкафу, скелеты - дело такое, фиг с ними. Фильм о честности, о предоставлении свободы выбора. Об уважении к прошлому близкого человека, к сокровенным уголкам в его сердце, до которых надо дотрагиваться бережно и чутко. И дотрагиваясь, давать человеку откликнуться на прикосновение, слышать его реакцию - и не переходить "за флажки". О понимании, что прошлое всегда с нами, оно неизменно накладывает отпечаток на жизнь человека. Его не стряхнешь, не сбросишь, не сдашь в ломбард. И жить приходится с учетом прошлого - с уважением и легитимацией к нему. Принимать человека со всей его биографией - иначе невозможно быть вместе.


кино

Previous post Next post
Up